Какие правила движения при повороте налево необходимо соблюдать?

Правило «помехи справа» в ПДД формулируется в виде пункта 8.9 — «когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается ». Подобная ситуация складывается, например, когда две машины одновременно выполняют поворот влево. На городских магистралях мест, где такой маневр не запрещен, встречается предостаточно. И когда они разом устремляются в левый поворот, вполне возможно столкновение.

Ведь в ПДД оговорено лишь требование занять крайний ряд непосредственно перед поворотом, а в какой именно ряд по его окончании должна попасть машина — никак не регулируется. То есть, авто может повернуть и в крайний левый, и в крайний правый ряды прилегающей дороги. В подобных ситуациях водители из двух левых рядов основной дороги частенько норовят съехать на второстепенную, мешая друг другу.

Возникает вопрос: кто кому должен в таком случае ? По идее, согласно «помехе справа», кто левее — тот и должен пропустить «правого». И выходит, что тот, кто строго по ПДД перед поворотом занял крайнее левое положение на дороге, оказывается в худших условиях.

А тот водитель, который не стал этого делать и повернул со второго ряда — молодец, и должен ехать первым. И если машины в процессе подобного маневрирования еще и столкнутся, то «рулевого», двигавшегося из крайне левого положения, могут назначить виновником ДТП, оштрафовав на 500 рублей по ч.3 ст.12.14 КоАП — за «невыполнение требования уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом движения».

На самом деле в подобной ситуации есть нюанс. Дело в том, что поворот с двух рядов налево разрешается обычно только там, где и на прилегающей улице имеется не менее двух рядов для движения. Другими словами, при условии, что обеим поворачивающим машинам гарантированно есть куда ехать и их пути, по идее, не должны пересекаться.

Если внимательно перечитать пункт Правил, касающийся «помехи справа», то можно обнаружить, что она («помеха» то есть) работает только когда «траектории движения транспортных средств пересекаются».

И когда машинам предписывается, например разметкой, двигаться по непересекающимся траекториям, то при одновременном повороте влево правило « » не действует.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Представим себе ситуацию: вы начали обгон, а в это время кто-то на впереди движущемся автомобиле поворачивает налево (ну, или наоборот – вы поворачиваете налево, а вам в бок влетает тот, кто в это время вас обгонял). Опустим неизбежные подробности того, что за этим следует, и перейдем к главному вопросу – кто же во всем этом виноват?

У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители . Почему? Обратимся к .

С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево ( ). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения ( и ).

О том, может ли видеозапись быть доказательством в суде, читайте нашу статью

Как правило, установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение обоими участниками (п. п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, «кто виноват и что делать» водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.

Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о «гражданском» иске того водителя или собственника, который считает себя «более правым», к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что «административная» вина в нарушении и «гражданско-правовая» вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с , и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения «гражданско-правового» вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:

Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.

Таким образом, в каждой конкретной ситуации решение судьбы обоих водителей будет зависеть от обстоятельств ДТП и позиции, занятой судом — единого рецепта поведения в этом случае не существует. Можно лишь посоветовать быть внимательнее при совершении каждого маневра, не забывать смотреть в зеркало заднего вида, и быть готовым к любым неожиданностям на дороге.