На поверхности дроссельной заслонки постепенно накапливаются отложения пыли, сажи и моторного масла. Из-за этого нарушается работа дроссельного узла — уменьшается зазор между заслонкой и корпусом дросселя.
Программа блока управления в таком случае начинает добавлять коэффициенты с учетом измененных условий. Так ЭБУ будет поддерживать нужный воздушный зазор (проходное сечение), пока отложений не станет слишком много. Дальше необходимо проводить чистку дроссельной заслонки.
Дроссельная заслонка на Форд Фокус до и после чистки. В данном случае сильному загрязнению узла поспособствовала система EGR, пробег авто — 60 тыс. км.
После чистки дросселя поднимутся обороты двигателя, так как проходное сечение увеличится. Именно для корректировки этого необходимо проводить адаптацию или обучение ДЗ.
Адаптация дроссельной заслонки — это процедура, с помощью которой ЭБУ определяет крайние положения заслонки, когда она открыта, а когда закрыта. Это позволяет ЭБУ корректно управлять работой двигателя.
Когда нужно обучение дроссельной заслонки
- Замена или снятие педали акселератора, отключение разъема на ней;
- Замена или снятие любого блока управления, подключенного к информационной шине данных CAN. Также отключение разъемов на блоках управления;
- Внесение изменений в работу двигателя, например, чип-тюнинг;
- Замена дроссельного узла, отключение его электрического разъема или очистка;
- Замена регулятора холостого хода или ошибки в его работе.
Самый частый случай — адаптация после чистки дроссельной заслонки.
Как понять, что нужна адаптация дросселя
- На холостом ходу мотор работает неустойчиво: обороты двигателя плавают или сильно отличаются от заводских;
- При наборе мощности происходит провал оборотов;
- Затруднен запуск холодного двигателя ;
- Горит контрольная лампа «Check Engine» на приборной панели;
- Слабый отклик на педаль газа;
- Тонкий свист при перегазовке.
Как сделать адаптацию дроссельной заслонки
Дроссельную заслонку обучают диагностическим оборудованием и без него. Рассмотрим оба способа.
С помощью сканера
В зависимости от модели устройства/программы будет отличаться интерфейс, названия меню и процедур. Однако суть всегда одна:
- В меню блока управления двигателем нужно найти фактические параметры. Они могут называться «поток данных», «данные в реальном времени», «измеряемые величины» и т. п.
- Убедиться, что температура охлаждающей жидкости в рабочем диапазоне.
- В меню выбрать функцию запуска процесса адаптации: «обучение дроссельной заслонки», «установление нулевого значения дроссельной заслонки», «сброс адаптаций» или подобные.
Для автомобилей концерна VAG подойдет кабель KKL + Вася Диагност (VCDS, VAG-COM). Для Лачетти часто используют сканер ELM327 + программу на андроид-смартфон Sirius D42 для сброса адаптаций дроссельной заслонки.
Интерфейс программы максимально прост. Чтобы показать ДПДЗ положение «нуля», нужно по Bluetooth подключиться к адаптеру, прочитать ошибки, сбросить адаптации и затем удалить ошибки.
Без сканера, «своими руками»
Простейший метод обучения дросселя:
- Завести машину и прогреть ДВС до рабочей температуры.
- Заглушить и отключить минусовую клемму АКБ.
- Подождать от 20 секунд до 20 минут в зависимости от модели автомобиля.
При такой процедуре параметры ЭБУ сбрасываются к заводским значениям. Однако этот метод может не работать с некоторыми моделями авто.
Также существуют технологические инструкции по процедуре адаптации ДЗ без компьютера (сканера). Рассмотрим некоторые из них.
Адаптация дроссельной заслонки на Ладе Весте
- Включаем зажигание.
- Ожидаем 30–40 секунд.
- Выключаем зажигание.
- Ожидаем, пока отключится главное реле.
Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти
При выполнении шагов 5–8 должна быть включена печка.
- Прогреваем двигатель до температуры 85 градусов.
- Включаем зажигание на 5 секунд, выключаем на 10 (пока не исчезнет писк) и снова включаем на 5.
- Ставим нейтралку на механике, «P» на автомате.
- Если есть кондиционер, включаем его на 10 секунд, затем выключаем на 10.
- Включаем кондиционер на 10 секунд и после выключаем на 10 секунд.
- Переводим на АКПП селектор в «D».
- Снова включаем кондиционер на 10 секунд и затем сразу же выключаем на 10 секунд.
- Выключаем зажигание — процесс адаптации дроссельной заслонки запущен.
В ходе чистки дроссельного узла рекомендуем проверить ДПДЗ — состояние контактов, дорожек и самого «бегунка». Проблемы с этим датчиком также приводят к нестабильным холостым оборотам и могут помешать провести обучение ДЗ правильно.
Адаптация дросселя на Фольксваген Туарег
- Проверяем, чтобы напряжение АКБ на незаведенной машине было не менее 12,9 V.
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры, а затем глушим двигатель и ждем 5–10 секунд.
- Включаем зажигание и ждем 3 секунды.
- После этого нужно 5 раз выжать педаль газа в течении 5 секунд и после этого отпустить.
- Спустя 7 секунд, выжимаем педаль газа и удерживаем ее в этой позиции, пока не начнет мигать «Check Engine». Далее он должен непрерывно гореть около двадцати секунд.
- Отпускаем педаль газа и глушим двигатель.
- Запускаем двигатель и ждем 20 секунд.
- Если холостые обороты равны 700 об/мин с небольшой погрешностью, то обучение дроссельной заслонки прошло успешно.
Эти способы работают, но при возможности в адаптации ДЗ предпочтение отдается использованию диагностического оборудования.
Корректно обучить дроссельную заслонку можно у наших партнеров в городе. А при чип-тюнинге данную процедуру вам сделают бесплатно.
Процедура представляет собой операцию обучения блока ЕСМ подаче воздуха на оборотах холостого хода, при которой обороты двигателя поддерживаются в пределах нормы. Ее необходимо выполнять в следующих случаях:
• при замене электропривода дроссельной заслонки или блока ЕСМ;
• когда частота оборотов х.х. или угол опережения зажигания отличается от нормы.
1. подготовка
Перед выполнением процедуры обучения подаче воздуха на оборотах х.х. убедитесь, что соблюдены следующие условия. Процедура обучения отменяется, если одно из них не соблюдается хотя бы на мгновение.
• напряжение аккумулятора: более 12,9 В (на оборотах х.х.);
• температура охлаждающей жидкости двигателя: 70-100’С;
• выключатель PNP в положении «ON»;
• выключатель электрической нагрузки: в полож. «OFF» (кондиционер, фары, обогреватель заднего стекла).
На автомобилях, оборудованных системой освещения в дневное время, установите выключатель освещения в 1 -ое положение для включения лишь небольших фонарей.
• рулевое колесо: в нейтральном положении (соответствующем прямолинейному движению);
• скорость автомобиля: автомобиль стоит;
• коробка передач: прогрета;
• На моделях с вариатором и МКП:
Совершите поездку на автомобиле в течение 10 минут.
2. процедура выполнения
Примечание:
• Рекомендуется проводить точный хронометраж времени при помощи часов.
• Если в цепи датчика положения педали акселератора имеется неисправность, переключение в режим диагностики невозможно.
1. Выполните процедуру обучения отпущенному положению педали акселератора. См. выше.
2. Выполните процедуру обучения закрытому положению дроссельной заслонки. См. выше.
3. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной pабочей температуры.
4. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» и выждя не менее 10 секунд.
5. Убедитесь, что педаль акселератора полностью отпущена, поверните ключ зажигания в положение «ON» и вы ждите 3 секунды.
6. Быстро пять раз в течение 5 секунд повторите следующую процедуру:
• Полностью нажмите на педаль акселератора.
• Полностью отпустите педаль акселератора.
7. Выждите 7 секунд, полностью нажмите на педаль акселератора и удерживайте ее прибл. 20 секунд, пока индикатор неисправности «MI» не перестанет мигать и загорится устойчивым светом.
8. Полностью отпустите педаль акселератора в течение 3 секунд после загорания индикатора неисправности «М|»
9. Запустите двигатель и дайте ему поработать на оборотах х.х.
10. Выждите 20 секунд.
Переходите к п. 3.
3. проверьте частоту оборотов х.х. и угол опережения зажигания
Форсируйте двигатель два-три раза и убедитесь, что частота оборотов х.х. и угол опережения зажигания в норме.
Результаты проверки в норме?
Да —>Конец проверки.
Нет —> Переходите к п. 4.
4. определите неисправный компонент
• Проверьте, полностью ли закрыта дроссельная заслонка.
• Проверьте работу клапана PCV.
• Проверьте, нет ли утечки воздуха за дроссельной заслонкой.
Результаты проверки в норме?
Да —> Переходите к п. 5.
Нет —> Отремонтируйте или замените неисправный компонент.
5. определите неисправный компонент
• Компоненты двигателя и состояние их установки вызывают сомнения. Проведите проверку и устраните недостатки.
• Если после запуска двигателя возникает одно из следующих состояний, устраните причину неисправности и снова проведите процедуру обучения подаче воздуха на оборотах холостого хода с самого начала:
В процессе эксплуатации автомобиля при чистке дроссельного узла или его замене, возникает необходимость в проведении адаптации дроссельной заслонки.
Данной операцией называется процесс обучения ЭБУ двигателя в ходе которой ему показывают крайние положения заслонки, чтобы он мог понять когда дроссель открыт, а когда закрыт.
Адаптация дроссельной заслонки требуется в случаях:
— Если Вы переподключали (меняли) ЭБУ Вашего автомобиля
— Если Вы осуществляли чистку дроссельной заслонки со снятием или производили его замену.
— Если Вы снимали или меняли педаль акселератора
— Если аккумулятор на Вашем автомобиле полностью разряжался
Симптомы указывающие на необходимость проведения адаптации дроссельной заслонки:
— неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
— свит при перегазовке
— провалы на холостом ходу или нехватка мощности
При проведении адаптации дроссельной заслонки не прикасайтесь к педали газа (акселератора) и не запускайте двигатель, только включите зажигание.
Для проведения адаптации на автомобилях VAG группы до 2004 г.в. Вы сможете обойтись простым K Line адаптером, для автомобилей после 2004 года понадобится адаптер VCDS или ВасяДиагност с поддержкой CAN.
Для адаптации дроссельной заслонки подсоедините диагностический адаптер K Line/ VCDS к диагностическому разъему автомобиля и Вашему ПК
Включите зажигание на автомобиле и запустите программу, идущую в комплекте с адаптером
Далее переходим в канал 01 двигатель
Переходим в 04 Базовые установки
Для автомобилей с электроприводом дроссельной заслонки выбираем канал 60
Для автомобилей с тросовым приводом дроссельной заслонки выбираем 98 канал
После выбора канала жмем кнопку адаптировать
После чего начнется адаптация дросселя в программе процесс будет изображен в виде процентной шкалы и надписи «Адаптация происходит». Спустя 2-5 секунды появится надпись «Адаптация ОК» которая известит Вас об успешном завершении операции.
Выключаем программу и зажигание, после чего спустя 15-40 секунд запускаем снова и проверяем ошибки.
На этом процедура адаптации дроссельной заслонки может считаться оконченной.
Нормальным углом открытия считается значение 3,5-4.0, посмотреть его на холостом ходу можно в блоке 01 двигателя канал 3
Чистка и адаптация дроссельной заслонки на Кадиллак XT5
- Опыт работы с 1996 года
- Любые запчасти в наличии
- Гарантия, качество, точно в срок
Что такое дроссельная заслонка?
Дроссельная заслонка — один из самых необходимых элементов впускной системы бензиновых двигателей внутреннего сгорания с впрыском топлива. Она выполняет роль воздушного клапана, который изменяет размеры проходного сечения канала. Основная функция — регуляция количества воздуха, который должен поступать в двигатель, с целью образования смеси топлива и воздуха (топливно-воздушной смеси).
Со временем она может загрязниться. Факторов достаточно много — Обороты двигателя, качество моторного масла, состояние воздушного фильтра, температура окружающей среды, состояние цилиндропоршневой группы. Для поддержания норм экологичности, вентиляция картерных газов поступает в систему впуска, так как в этих газах присутствует масло в виде масляного тумана именно он откладывается на корпусе узла дроссельной заслонки.
Популярные вопросы про чистку/адаптацию УДЗ:
Как часто нужно промывать дроссельную заслонку на Cadillac XT5?
- Ответ: Д анная операция относится к обязательным работам технического обслуживания автомобиля Cadillac XT5, как с двигателем LGX 3,6, так и с LSY 2.0. Необходимость ее выполнения определяется диагностическим сканером при просмотре параметров работы двигателя, в том случае если показатель компенсации узла дроссельной заслонки выше, чем заданный, значит пора выполнить данную операцию. Периодичность выполнения нельзя прировнять к пробегу автомобиля, так как каждый экземпляр эксплуатируется в разных условиях и разных режимах. Однако наши наблюдения показывают, что раз в 30.000 км или раз в год желательно делать данную процедуру.
Что происходит с автомобилем если дроссельная заслонка на Cadillac XT5 загрязнена?
Mazda 3 / MPS. Ремонт датчика положения дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка — важный элемент впускной системы автомобиля. Она регулирует уровень поступления воздуха во впускной коллектор. Чем больше воздуха, тем больше расходуется топлива, а значит растет мощность двигателя авто.
Признаки загрязнения дроссельной заслонки:
-неустойчивый запуск двигателя
-плавают обороты холостого хода
-дерганье авто на скорости ниже 15 км/ч
Ремонт дроссельной заслонки
Ремонтные меры дроссельного узла зависят от причин, по которым возникли проблемы. Чаще всего объем ремонтных работ состоит из всех или части приведенных ниже мер:
-при полном или частичном выходе из строя датчиков дроссельной заслонки они подлежат замене, поскольку являются не ремонтопригодными;
-чистка и промывка регулятора холостого хода, а также непосредственно дроссельной заслонки от масляных и смолистых отложений;
-восстановление герметичности путем устранения подсоса воздуха (обычно заменяются соответствующие прокладки и/или соединительная гофрированная трубка).
Обратите внимание, что зачастую после выполнения ремонтных работ, особенно после чистки дросселя, необходимо выполнить его адаптацию. Делается это с помощью компьютера и специальной программы.
Адаптация дроссельной заслонки при помощи программы «Ваг-Ком»
На автомобилях VAG-группы процесс адаптации заслонки можно выполнить с помощью популярной диагностической программы «Ваг-Ком» или «Вася диагност». Однако перед тем как непосредственно перейти к адаптации, нужно выполнить следующие предварительные действия:
-предварительно удалить (желательно несколько раз) все ошибки из ЭБУ по двигателю ДО запуска базовых установок в программе «Вася диагност»;
-напряжение аккумуляторной батареи автомобиля не должно быть меньше 11,5 Вольта;
-дроссельная заслонка должна находиться в холостом положении, то есть, ее не нужно нажимать ногой;
-дроссель обязательно должен быть предварительно вычищен (с помощью чистящих средств);
-температура охлаждающей жидкости должна быть не менее 80 градусов по Цельсию (в некоторых случаях можно и меньше, но не намного).
Сам процесс адаптации выполняется по следующему алгоритму:
-Подключить компьютер с установленной программой «Вася диагност» с помощью соответствующего кабеля к сервисному разъему электронного блока автомобиля.
-Включить зажигание машины.
-Зайти в программе в раздел 1 «Двигатель», далее 8 «Базовые установки», выбрать 060 канал, выбрать и нажать кнопку «Начать адаптацию».
В результате описанных действий возможны два варианта — начнет выполняться процесс адаптации, в результате которого будет выведено соответствующее сообщение «Адаптация ОК». После этого нужно зайти в блок ошибок и при их наличии программно удалить информацию о них.
Но если в результате запуска адаптации программа выдает сообщение об ошибке, то нужно действовать по следующему алгоритму:
-Выйти из «Базовых установок» и перейти в блок ошибок в программе. Удалить ошибки два раза подряд, даже если их нет.
-Выключить зажигание автомобиля и вытащить ключ из замка.
-Подождать 5…10 секунд, после чего снова вставить ключ в замок и включить зажигание.
-Повторить действия по адаптации, приведенные выше.
Если же и после описанных действий программа выдает сообщение об ошибке, то это говорит о неисправности узлов, участвующих в работе. В частности, может быть неисправна сама дроссельная заслонка или ее отдельные элементы, проблемы с подключаемым кабелем, неподходящая программа для адаптации (часто можно встретить взломанные версии ghjuhfvvs , которые работают некорректно).
В некоторых случаях после выполнения чистки дроссельной заслонки может возрасти расход топлива, а работа двигателя на холостых оборотах будет сопровождаться их изменением. Это связано с тем, что электронный блок управления будет продолжать давать команды в соответствии с теми параметрами, которые были до чистки дросселя. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо заслонку откалибровать. Делается с помощью специального прибора со сбросом прошлых рабочих параметров.
Механическая адаптация
С помощью указанной программы “Ваг-Ком” можно программно адаптировать лишь автомобили, выпущенные немецким концерном VAG. Для других же машин предусмотрены свои алгоритмы по выполнению адаптации дроссельной заслонки. Примерный алгоритм адаптации будет следующим:
-включить зажигание на 5 секунд;
-выключить зажигание на 10 секунд;
-включить зажигание на 5 секунд;
-запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП);
-прогреть до 85 градусов по Цельсию (не газуя);
-включить кондиционер на 10 сек (если имеется);
-выключить кондиционер на 10 сек (если имеется);
-для АКПП: используйте стояночный тормоз, нажать педаль тормоза и перевести АКПП в положение D (drive);
-включить кондиционер на 10 секунд (если имеется);
-выключить кондиционер на 10 секунд (если имеется);
-выключить зажигание.
На разных машинах манипуляции будут иметь схожий характер и не занимают много времени и усилий.
Эксплуатации неисправной дроссельной заслонки на двигателе имеет печальные последствия в долгосрочной перспективе. В частности, при этом двигатель работает не в оптимальном режиме, страдает коробка передач, элементы цилиндро-поршневой группы.
Как определить подсос воздуха
Разгерметизация системы, то есть, возникновение подсоса воздуха может привести к некорректной работе двигателя. Для того чтобы найти места обозначенного подсоса, необходимо выполнить следующие действия:
-При помощи дизельного топлива пролить места установки форсунок.
-На работающем двигателе отсоединить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) от корпуса воздушного фильтра и прикрыть его рукой или другим предметом. После этого гофра должна немного съежиться в объеме. Если подсоса нет, то двигатель начнет «чихать» и в конечном итоге заглохнет. Если же этого не произошло — имеет место подсос воздуха в системе, и нужна дополнительная диагностика.
-Можно попробовать закрыть дроссельную заслонку рукой. Если подсоса нет — двигатель начнет захлебываться и заглохнет. Если он продолжает нормально работать — есть подсос воздуха.
Некоторые автовладельцы накачивают во впускной тракт избыточное давление воздуха со значением до 1,5 атмосфер. Далее с помощью мыльного раствора можно найти места разгерметизации системы.
Профилактика использования
Сама по себе дроссельная заслонка рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля, то есть, не имеет периодичности замены. Поэтому ее замену выполняют при выходе узла строя по причине механической поломки, выхода из строя всего двигателя или по другим критическим причинам. Чаще из строя выходит упомянутый выше датчик положения дроссельной заслонки. Соответственно, он и подлежит замене.
Для нормальной эксплуатации двигателя дроссельную заслонку необходимо периодически чистить и перенастраивать. Делать это можно либо при появлении указанных выше признаков поломки, либо просто периодически с тем, чтобы не доводить ее до такого состояния. В зависимости от качества используемого топлива и условий эксплуатации машины чистить дроссельную заслонку рекомендуется при процессе замены моторного масла, то есть, через каждые 15…20 тысяч километров пробега.
Оставлю свой опыт здесь, вдруг кому-то пригодится.
Изначально у меня начали плавать обороты, почистил ДЗ — обороты холостого хода стали около 1800 и не падали. Адаптация через VAG-COM выдавала ERROR.
В общем от безысходности снял крышку с дроссельной заслонки и оказалось, что оборвался один из двух проводков, находящихся внутри. После того, как провод был припаян на место, адаптация прошла нормально.
Так что бывают и такие неисправности дроссельной заслонки Видимо пока усердно чистил от тряски обломил проводок или просто его время пришло.
letchik91
Просто заглянул
В интернете нашел что нужно еще нажать кнопку on/off но у меня ее нет:
Все ли я правильно делаю?
Должна ли меняться работа двигателя при переходе в базовые настройки? Просто предстоит настройка зажигания
uglov76
Просто заглянул
Всем форумчанам здравствуйте! Возникла проблема с машиной Октавия Тур 1,4 BCA и никак не могу решить. После проведения ТО возникли периодические провалы на режиме холостого хода и под нагрузкой, при том не зависимо на каких оборотах и на какой передаче. На ТО конечно почистили узел дроссельной заслонки. В своё время возникали похожие симтомы, но только при нагрузки и единично, лечилось именно промывкой заслонки, а тут наоборот усилилось. Диагностика выявляет пропуски зажигания по цилиндрам. Грешили на свечи и катушки, но их замена не влияет на устранение неисправности.
MikleB4Pst
Мастер советчик
Здравствуте,
есть ли список двигателей для которых дроссельная заслонка адаптируется?
У меня Фабия с двигателем BTS. Электронная педаль и управление дросселем моторчиком. При запуске обороты максимум 900 и опускаются до 650. Двигатель может заглохнуть и на низких и на высоких оборотах. Работает ровно масло и свечи в норме. ДЗ помыл, да и не грязная была.
Сегодня провел адаптацию ДЗ, не отлегло. Посмотрел внимательно программой, увидел вторая лямбда(после катализатора) не реагирует и показывает -3.1%. Приплыли на замену. Хотел отключить, выскочил чекэнжин и машина глохнет каждые 500 метров.
Честно говоря думал поездит без неё. Странно ,что после снятия лямбды в проге -3,1 остались.