Причины окисления аккумуляторных клемм
Если водитель замечает на клеммах АКБ белый налет, похожий на изморозь, значит появились проблемы с электрической проводкой, генератором или батареей. Сами по себе оксиды металлов не образуются на поверхности свинца. Они ухудшают контакт с электродами. В результате падает напряжение пускового тока. Двигатель трудно завести, особенно зимой. В статье пойдет речь о том, почему происходит окисление, как выявить причину, а потом устранить, чтобы она не появлялась в дальнейшем.
Почему появляются окислы
Существует пара факторов, приводящих к образованию оксидов металлов. Вот почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля:
Проникновение электролита. При зарядке АКБ из трещин на корпусе выходит аэрозоль. Капли кислоты оседают на контактах и вызывают образование налета белого цвета. Иногда оттенок бывает зеленым или голубым. Нет контакта. Со временем на поверхности свинца образуется пленка, которая слабо пропускает ток. Потом на этом месте появляется «пушистый» налет. Если очистить его, он появится заново спустя несколько дней.
Корпус батареи разрушается из-за того, что электролит постепенно разъедает полимерный материал. Он выплескивается из банок во время зарядки, особенно при интенсивном кипении. Контакт пропадает в результате слабой затяжки клемм, если их диаметр не соответствует диаметру токовыводов.
Порой проблемы начинаются из-за недозаряда аккумулятора. Процесс сульфатации снижает емкость АКБ. Тока не хватает, поэтому ускоряются химические реакции с образованием оксидов — белой «шубы». К аналогичным последствиям приводит перезаряд. Электролит через вентиляционные отверстия попадает на корпус, появляются паразитные токи, непрерывно воздействующие на свинец.
Минусовая клемма
Плохой контакт — вот почему окисляются клеммы аккумулятора со знаком «минус». Масса принимает на себя максимум нагрузки, если что-то идет не по плану.
Таких ситуаций масса: плохая затяжка фиксирующих гаек, недозаряд, короткое замыкание. Недозаряд возникает из-за неполадок генератора.
Иногда дело в проводах. У них есть неприятное свойство — переламываться от сильных сгибов во время ремонтных и профилактических работ. В результате ток не идет на кузов и двигатель, АКБ работает под нагрузкой и появляется налет.
Плюсовая клемма
Клемма со знаком «плюс» обычно «упакована» в пластмассовый кожух. Поэтому водитель замечает окислы, когда они уже лезут наружу. Типичной причиной образования «шубы» можно назвать перезаряд батареи. Он возникает из-за нарушений работы реле-регулятора.
Второй вариант — образование микроскопической трещины рядом с токовыводом. Ее сложно заметить. Но в процессе зарядки пар, насыщенный электролитом, вырывается наружу малыми порциями. Вот и запускается реакция окисления свинца.
Ошибки автовладельцев
Иногда неисправности появляются из-за элементарных ошибок. Типичный пример: водитель заменил старые силовые провода на кабели с тонким сечением. Миниатюрные жилы не способны выдерживать бортовое напряжение и силу тока. Если до них дотронуться при заведенном моторе, можно почувствовать высокую температуру на изоляторе. Если симптомы совпадают и произошло окисление старых клемм аккумулятора, стоит заменить провода на новые. Сечение — не меньше 16 кв. мм. Есть и другие ошибки:
- нет регулярной проверки объема и плотности электролита; к бортовой сети подключили дополнительные потребители.
Стоит хотя бы раз в месяц брать в руки ареометр, измерять плотность электролита. Нормальный показатель для средней полосы — 1,28±0,01 г/см³. Если больше, надо долить дистиллированную воду. Если меньше — добавить в банки концентрированный раствор. Когда показатель плотности постоянно скачет, это говорит о том, что батарея скоро придет в негодность. На внутренних электродах осел диэлектрический налет.
При добавлении электрических приборов, не предусмотренных конструкцией авто, электричества не хватает. Генератор работает на полную мощность, но батарея заряжается не до конца. Это легко проверить мультиметром. Достаточно переключить прибор в режим измерения постоянного тока и приложить щупы к электродам. Если на дисплее цифра меньше, чем 12,6 В, значит есть недозаряд. В результате АКБ медленно выходит из строя.
Как избавиться от налета
Вот что нужно делать, когда окисляются свинцовые клеммы аккумулятора. Сначала надо ликвидировать причину: проверить плотность, осмотреть корпус АКБ на предмет появления трещин. Потом стоит убрать «шубу» с помощью металлической щетки, зачистить поверхности наждачкой. Останется нанести на контактную группу смазку. Она не даст влаге и электролиту запускать вредные электрохимические реакции с образованием окислов. Водители пропагандируют два подхода к нанесению смазки:
«Накатывать» лубрикант только после зажима клемм. Смазывать составом все контактирующие поверхности.
Главный аргумент сторонников первого подхода — смазка не пропускает ток. Значит ее можно применять только поверх соединений. Фактически контактные гели даже уменьшают сопротивление. Это стало ясно после анализа результатов измерений, которые есть в статье «Чем смазать клеммы аккумулятора». Там же приведен рейтинг достойных составов.
Последствия окисления
Главное негативное воздействие налета, который появляется, когда окислились старые клеммы аккумулятора — увеличение сопротивления. Электронам приходится пробиваться сквозь слой диэлектрика. Пусковой ток уменьшается. Холодный запуск силового агрегата становится трудной задачей. Из-за сопротивления перегреваются провода. Это не слишком полезно для бортовой сети. Могут сгореть предохранители.
Появление окислов — сигнал скорой поломки АКБ. Если генератор в порядке, проводка в норме, а клеммы надежно сидят на электродах, значит дело в батарее. Лучше заменить ее заранее, не дожидаясь момента полной деградации. Застрять в центре города после остановки на светофоре — удовольствие ниже среднего.
Очистка клемм
Если окислились клеммы аккумулятора, вот что надо делать: очистить их от остатков электролита. Кислота попадает на свинец и провоцирует образование налета. Можно использовать простой рецепт для раствора-деактиватора:
- 200 мл воды; 1 столовая ложка соды.
Смесь нужно тщательно перемешать, нанести на ветошь или губку, а затем протереть ею клеммы, а также корпус батареи. Если поверхность покрывается пузырьками воздуха, значит дело действительно в утечке электролита. При взаимодействии с содой кислота распадается на воду и газ. После обработки лучше вытереть контакты сухой тряпкой. Заодно можно проверить, не забилось ли вентиляционное отверстие.
Окисление клемм — признак неисправности. Если налет появился на «плюсе», значит есть перезаряд АКБ. Причину стоит искать в реле-регуляторе машины. Случаи с «минусом» можно объяснить недозарядом батареи. Барахлит генератор. Зеленый налет говорит о плохом контакте. Надо зажать крепления. Стоит раз в месяц проводить профилактические мероприятия: проверять плотность электролита, очищать корпус и контакты АКБ от кислоты. Тогда батарея прослужит верой и правдой весь срок, указанный производителем.
https://mashinapro.ru/2138-prichiny-okisleniya-akkumulyatornyh-klemm.html
? ПОЧЕМУ ОКИСЛЯЮТСЯ КЛЕММЫ АККУМУЛЯТОРА
Часто автолюбители после длительного использования аккумуляторной батареи замечают белый налет на клемме аккумулятора. Как же избавится от налета и предотвратить последующее окисление клемм аккумулятора.
Давайте для начала разберемся в причинах возникновения налета на клеммах аккумулятора.
Основные причины возникновения белого налета (окисления) на клеммах аккумулятора
1. Состояние аккумулятора (протекание электролита). Часто протекания электролита происходит при перезаряде аккумулятора — причиной может быть генератор и цепи зарядки батареи.
Так же причиной могут стать неправильная плотность электролита или замыкания ячеек аккумулятора.
Не стоит так же забывать о качестве корпуса аккумулятора. Зачастую имеют место протечки электролита из-за образовавшихся трещин или щелей.
Окисление клеммы очень часто случается по причине попадание электролита на клемму через щель у контакта батареи. Часто щель образуется из-за вибрации клеммы и расшатывания клеммы в корпусе аккумулятора.
2. Неисправности в электросети автомобиля. Первопричиной может стать плохой контакт между клеммой и контактом аккумулятора.
Так же причиной могут быть плохие контакты в реле, контактных группах и других узких местах проводки.
3. Засорение вентиляционных отверстий банок аккумулятора — что может приводить к повышению давления электролита внутри аккумулятора с последующим вытеканием его через не штатные отверстия.
Зачастую окисление скорее всего сигнализирует о необходимости скорой замены аккумуляторной батареи. Каковы бы ни были причины появления реакции с электролитом на клеммах аккумулятора, вытекания кислот плохо влияет не только на здоровье но и на состояние вашего автомобиля.
Для того что бы определить была ли на ваших клеммах кислота промойте клемму с помощью раствора соды и теплой воды (10% соды в воде — больше не стоит так как останутся белые пятна которые потом тяжело смыть).
При смывании кислоты содой вы можете заметить реакцию кипения с небольшим выделением тепла.
Лучше всего это делать аккуратно над какой то емкостью — не попадая на кузовные детали автомобиля. Если есть возможность снять аккумулятор, лучше промыть его отдельно — скажем в гараже или на улице.
Если промывка содой не дает нужного результата вы можете очистить контакты наждачной бумагой или лезвием ножа.
Так же в магазинах можно найти корщетки для очистки клемм аккумулятора.
Некоторые автолюбители советуют воспользоваться бензином как растворителем.
Помните! что бензин очень горючий материал, а так же он имеет свойства растворителя и может скажем растворять некоторые виды пластмасс или резиновых изделий.
После очистки клемм и контактов аккумулятора можно воспользоваться несколькими методами предотвращения дальнейшего окисления.
Методы предотвращения, борьбы с окислением клемм аккумулятора
1. Войлок и масло. Много автолюбителей пользуются старым, проверенным советом наших дедов.
Для предотвращения попадания паров электролита на клемму и так же защиты их от внешнего воздействия используют войлок пропитанный машинным маслом.
Для этого вырезается круглая прокладка с дыркой в середине из войлока.
Прокладка пропитывается маслом и надевается на контакт (клемму) аккумулятора.
После чего сверху на контакт одевается клемма бортовой сети автомобиля (прикручивается) и сверху так же одевается прокладка войлока пропитанная маслом.
2. Технический вазелин, солидол, лак — любые изолирующие не смываемые жидкие материалы. Так же можно воспользоваться силиконовой смазкой — некоторые автолюбители используют именно ее так как все остальные смазки собирают на себя грязь.
3. Смазка-защита клемм аккумулятора от коррозии (электрожир) — специализированное средство для защиты клемм аккумулятора в виде аэрозолей, продается в специализированных магазинах.
4. Фетровые шайбы — надеваются на клемму для ее защиты. Такой же способ как с войлоком.
https://www. drive2.ru/b/2208723/
Своевременная очистка аккумуляторных клемм обязательна! 25.06.2021
Что делать, если окисляются клеммы аккумулятора? Разумеется, бороться! Устранять причины и предотвращать следствия усиленного окисления. Солевой налёт на контактах далеко не безобиден!
Окисление развивается постепенно
Процесс окисления свинцового сплава идёт медленно, но постоянно. Незаметно темнеют контактные штыри на АКБ, стяжные хомуты на автомобильном «плюсе» и «минусе». Со временем на тёмном фоне окисной плёнки появляются крохотные белые пятнышки оксидных кристалликов. Если не реагировать, микроскопические кристаллы разрастаются в хорошо заметные корки и скоро превращаются в обильное «опушение» клемм.
Тут даже не слишком внимательный автомобилист начинает замечать изменения к худшему. При срабатывании стартёра энергопотребление возрастает настолько, что зажжённые лампочки почти гаснут, а начинающий вращение двигатель словно утыкается в мягкую преграду. Ток зарядки после пуска мотора резко возрастает. Более никаких проблем нет, но только до наступления настоящей стужи.
Главная опасность окисления клемм
Автомобиль, выстывший на морозе, однажды отказывается заводиться! У аккумуляторной батареи не хватает энергии, чтобы провернуть коленвал. Сгустившееся на холоде масло оказывается непреодолимо вязким для «ослабевшего» аккумулятора.
Большинство автолюбителей в такой ситуации грешит на качество АКБ, чаще всего напрасно. Проблема коренится в наличии окислов, покрывающих контакты.
Высокое сопротивление оксидных наслоений приводит к непроизводительной трате мощности батареи. Сила тока, «продравшегося» сквозь диэлектрик, оказывается недостаточной для срабатывания нагруженного стартёра.
Случается неприятность, как правило, морозным зимним утром. Автомобилист огорчён. Ему неизвестно, что простая очистка клемм аккумулятора полностью снимает проблему. Рано или поздно знатоки дают автовладельцу дельный совет. Человек решает почистить контакты, но не тут-то было!
Запущенное окисление губит аккумулятор
Снять клеммы с аккумуляторных штырей не удаётся! Кристаллы окислов настолько плотно врезались в мягкий металл, что соединение деталей обрело нерасчётную прочность. Разогнуть клеммный хомут и отсоединить клемму от аккумулятора удаётся лишь с применением грубой силы.
Иногда попытки разъединить контактную группу приводят к необратимым последствиям. Чрезмерное усилие, приложенное к штырю, ломает податливый металл и пластик аккумуляторного корпуса.
Большинство моделей современных батарей неремонтопригодно. Любая «травма» АКБ требует срочных трат на приобретение нового устройства. Только своевременная чистка клемм аккумулятора позволяет избежать внеплановых расходов!
Как часто чистить клеммы?
Периодичность регламентных работ зависит от нескольких факторов. Это:
- изначальное качество изделия. Негерметичность верхней части корпуса приводит к усиленному испарению и выплёскиванию электролита. Кислота, попавшая на контакты, заставляет сплав окислиться; состав металла. Свинцовые сплавы дешёвых аккумуляторов могут содержать примеси, усиливающие способность детали к самопроизвольному окислению; наличие изолирующей смазки. Использование смазок для покрытия контактов позволяет уменьшить физический контакт металла с атмосферным кислородом. Смазанные контакты окисляются медленнее.
В повседневной практике очистка клемм аккумулятора от окисления производится не чаще одного раза в несколько месяцев. Эксплуатация автомобиля в экстремальных условиях может потребовать учащения обслуживания.
Чем чистить контакты
Специалисты автосервисных предприятий знают, чем почистить клеммы аккумулятора автомобиля. Решить проблему помогают несложные механические приспособления. В прошлом широко применялись грубые металлические щётки. Однако их абразивный потенциал настолько велик, что после нескольких обработок стальной щетиной контакты аккумуляторной батареи приходилось оборачивать станиолем (оловянной фольгой).
Не менее стар и куда более эффективен метод зачистки окисленных поверхностей мелкозернистой наждачной шкуркой. Использовать грубозёрнистые разновидности шлифшкурки не следует. Для удаления тонкой окисной плёнки достаточно минимальной зачистки.
Промышленностью выпускаются специальные ёршики для щадящей обработки поверхностей контактной группы. Дешёвые и практичные, миниатюрные щётки как нельзя лучше подходят для выполнения ответственной работы.
Как не делать
Рассуждая, чем почистить клеммы аккумулятора от окисления, отдельные автомобилисты рекомендуют мыть батарею содовым раствором. По их мнению, сода хорошо растворяет кислые соли свинца. Вымытый содой корпус сияет чистотой, а клеммы поражают блеском очищенного металла.
Хотелось бы предостеречь автолюбителей от рискованной операции. Да, раствор соды иногда используют для обнаружения микроскопических протечек электролита. При контакте щёлочи и кислоты выделяется углекислый газ. Обильное пенообразование помогает обнаружить повреждение.
Однако попадание содового раствора в электролит резко снижает работоспособность прибора! Кто гарантирует полную герметичность батареи во время мытья содовым раствором? Пользоваться небезопасным методом просто не нужно.
Ещё более сомнительными выглядят рекомендации использовать органические растворители. Некоторые автолюбители, рассказывая, чем почистить клеммы аккумулятора, предлагают протирать контакты бензином, спиртом и прочими легковоспламеняющимися веществами. Надо ли говорить, насколько опасна подобная манипуляция в непосредственной близости от разогретого мотора? Да и эффективность такой очистки невелика.
В заключение
Теперь вы знаете, чем обработать клеммы аккумулятора, чтобы сохранить работоспособность автомобиля. Сделать нужно мало, итоговый эффект - большой! И не забывайте о защитной смазке для контактов.
https://akb96.ru/articles/svoevremennaya-ochistka-akkumulyatornykh-klemm-obyazatelna/
Окисляются клеммы АКБ: причины и что делать
Окисление клемм – это проблема, которая возникала у многих автомобилистов. Клемма покрывается белым налетом и препятствует корректной работе аккумулятора. Если налета накопилось много, автомобиль и вовсе перестанет заводиться.
Чтобы избежать такой проблемы, следует периодически просматривать контакты, а при необходимости – чистить. Однако, просто очистка клемм не всегда решает проблему, поэтому лучше искать основную причину окисления.
Причины окисления клемм аккумулятора
Если у вас возникла такая проблема, в первую очередь следует найти причину, почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля. Причин может быть несколько:
Выработка ресурса аккумулятора, когда стержни уплотнителей уже рассохлись. Утечка залитого электролита. Причина, которая встречается наиболее часто. Поскольку электролит – это кислота и ее попадание на контакты сопряжено с реакцией, в результате которой происходит процесс окисления. Электролит, имеющий недопустимые показания плотности. Во избежание таких ситуаций, при его замене нужно использовать только готовый состав. Самостоятельно вымерять составляющие до установленных пропорций не рекомендуется. Затяжка клеммы. Неплотное крепление электрода на клемму дает плохой контакт, вызывая реакцию. Данную ситуацию можно исправить, почистив электрод и клемму. Все установить на места и хорошо затянуть, однако не стоит переусердствовать, поскольку есть вероятность сорвать крепеж.
Опытные водители не раз сталкивались с данной проблемой, поэтому они могут легко объяснить, почему окисляется плюсовая либо минусовая клемма АКБ.
Чаще всего окисляется минусовая клемма аккумулятора. Основной причиной окислов является износ аккумулятора. В его корпусе начинают появляться микротрещины, из которых активно сочится электролит, пары которого превращаются в окислы.
В данном случае отрицательную клемму нужно периодически чистить до блеска, хотя большинство водителей убирают только окислы, не трогая свинец. Это неправильно, поскольку если контакты откручиваются, то они должны подлежать обработке самым тщательным образом.
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе? Тут всего лишь два ответа:
Систематический перезаряд аккумулятора, вследствие которого электролит перегревается и начинает испаряться. Где-то произошло нарушение герметичности корпуса АКБ, что требует оперативного вмешательства в ситуацию, поскольку кислота со временем может даже проесть корпус.
Окисления клемм АКБ – симптомы и признаки
Одним из наиболее явных и распространенных признаков окисления клемм является тусклый, не яркий свет фар, габаритных огней, стоп-сигналов, поворотников при полной зарядке АКБ. Также возможно окисление клеммы в случае, если при необходимости завести автомобиль и стартер с первого раза не «схватывает» или очень тяжело прокручивает коленвал, как будто аккумулятор разряжен, хотя в действительности это не так.
Как и чем очистить клеммы АКБ
Белый налет на клеммах аккумуляторной батареи представляет собой окислившийся свинец, который для взаимодействия электрода и контакта нужно стереть. Поскольку эти элементы цепи являются металлическими поверхностями, их интенсивно зачищают, не боясь повредить и не соблюдая особые правила.
Существует много способов, как очистить клеммы аккумулятора. Быстро и эффективно убрать белый налет можно как химическими реактивами, имеющимися в торговой сети, так и подручными средствами. Наиболее эффективными и доступными являются следующие методы:
- Наждачная бумага. Перед зачисткой клемм и электрода следует выключить двигатель и убрать ключ из замка зажигания. Чтобы данный процесс не занимал много времени, для этих целей лучше применять наждачную бумагу с самым крупным размером зерна. Этот способ достаточно простой, а наждачная бумага отлично стирает следы окисления и есть практически у каждого. Необходимо зачистить электрод и клемму до блестящего состояния. Чтобы удалить с клемм остатки въевшейся кислоты можно использовать содовый раствор. Если кислота контактировала с металлом, в процессе обработки клемм появятся небольшие пузырьки. Соотношение соды и воды: 1 ст. ложка на стакан. После промывки таким раствором нужно удалить с клемм остатки соды, для этого их достаточно протереть влажной салфеткой. Бензин. Менее удобный метод зачистки электрода и клемм от окисления. Бензин хорошо и быстро разъедает окислы, однако существует вероятность его попадания на резиновые или пластмассовые компоненты, что может негативно сказаться на их прочности. В случае если вы решили таким способом зачищать клеммы, необходимо смочите бензином тряпку и аккуратно натирать клеммы до полного удаления следов окислений.
Важно! Для очистки клемм и электрических контактов крайне нежелательно применять WD-средства. Помимо масла, они содержат агрессивные токопроводящие чистящие средства неизвестного для покупателя состава. Также нельзя использовать ацетон, поскольку он разъедает даже металлы.
Эффективные методы защиты клемм аккумулятора
1) Литол, солидол. Для защиты клемм от агрессивного воздействия в качестве основных материалов издавна использовались твердые смазки – солидол или литол, которые являются токонепроводящие. В результате процессов расширения контактов, под температурным воздействием данные смазки проникают в межконтактную зону, а со временем практически во все полости контактной зоны.
Более того, в процессе естественного износа, а также при существенных перепадах температур технические характеристики солидола и литола меняются – они затвердевают. Если вы решили применять литол или солидол рекомендуется: при проведении работ по чистке контакта два раза в год, необходима полная замена смазки (удаление старой, нанесение новой).
2) Силиконовая смазка. Идеально подходит для проведения обработки клемм и электрических соединений. Однако при ее покупке необходимо обратить внимание, чтобы в составе отсутствовали токопроводящие присадки (как правило, производители об этом предупреждают).
Такая смазка не только задерживает воздействие агрессивной среды, но и отталкивает ее. Обработка клемм АКБ происходит исключительно в комплексном применении с другими профилактическими материалами. Ее наносит на чистую обработанную поверхность, после чего приступают к соединению деталей.
У данной смазки есть один недостаток, значимый для обработки клемм аккумулятора – текучесть. Силиконовая смазка со временем покидает контакт и при ее использовании необходимо регулярно производить впрыскивание.
Обслуживание АКБ
Чтобы окисление клемм аккумулятора не стало причиной внезапной остановки транспортного средства, следует регулярно проводить следующие работы:
- внешний осмотр поверхности и контактов аккумуляторной батареи один раз в месяц; при обнаружении на клеммах следов окисления немедленно произвести проверку герметичности аккумуляторной батареи; в теплое время года, в обслуживаемых аккумуляторах один раз в месяц производить контроль уровня электролита; раз в 3-4 месяца (летом и зимой чаще) протирать поверхность АКБ сухой ветошью; перед началом зимнего сезона обязательно проверить состояние клемм (насколько они нагреваются в процессе запуска мотора «на холодную»), даже если присутствует незначительное нагревание, следует выполнить проверку контактов и произвести их дополнительную обработку.
Следует помнить, что в холодное время года одной из распространенных причин отказа запуска двигателя являются проблемы, связанные с аккумуляторной батареей. Нередко эта причина заключается именно в окислении клемм аккумулятора. Защита клемм аккумулятора от окисления – важный процесс, поэтому регулярный контроль и профилактические меры помогут избежать подобной ситуации.
Почему окисляются клеммы аккумулятора: причины и очистка
Внутри автомобильного аккумулятора постоянно протекает химическая реакция. В идеальной ситуации она должна быть обратимой, но на практике такого не происходит. Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой, когда клеммы на аккумуляторе сильно окислены. Ничего хорошего от этого процесса ждать не следует. Окисление приведет к разрушению токового вывода и выходу из строя источника питания.
Признаки окисления клемма на аккумуляторе
Существует немало причин, почему происходит окисление. Важно своевременно обнаружить дефект и устранить проблему зачисткой окислов с контактов. Выводы на аккумуляторе изготовлены из свинца, но используется не чистый металл, а сплав с некоторым добавлением сурьмы, кальция и даже серебра в дорогих моделях. Конечно, проблема окисления проявляется чаще в классических сурьмянистых, гибридных и кальциевых источниках, так как в них применены менее чистые сплавы по причине ценовой политики по батареям. Конечно, все производители утверждают, что их продукция соответствует качеству и нормативным требованиям.
Если вы еще не открывали капот автомобиля, то о состоянии аккумулятора можно только догадываться. И признаком наличия какого-либо дефекта на источнике может быть:
- отсутствие запуска ДВС из-за обрыва цепи питания; занижение или просадка напряжения при включении любой нагрузки; отсутствие электричества при включении зажигания.
Если реакция окисления, то избавиться от нее будет проблематично. Придется потратить приличное количество времени и средств, потому что окись въедливая — она проникает вглубь структуры свинцового сплава.
Возможные причины образования окиси на выводах АКБ
Причин, почему окисляются клеммы на автомобильном аккумуляторе, немного. Все они связаны с нарушением целостности оксидной пленки на поверхности контактов. В любом случае, нужно действовать оперативно и обдуманно. Итак, плюс на автомобильной батарее окисляется по следующим причинам:
Попадание влаги на клеммы — если вы попали в лужу и вода хлынула под капот, то просушите автомобиль, продуйте горячим воздухом, чтобы удалить всю сырость. На клеммы попадает антифриз. Такое бывает крайне редко, но если система охлаждения закипит, может произойти с большой долей вероятности. Антифриз является активным веществом, вызывающим коррозию любых контактов, будь они из свинца или меди. Повреждение целостности корпуса АКБ возле самих клемм. Достаточно небольшой трещины, чтобы кислота проникла наружу и при взаимодействии с кислородом практически мгновенно стала разрушать выводы. Совсем не обязательно, что только плюс подвергается окислению. Окислы образуются, в том числе, и на минусе, так как протекают аналогичные электрохимические процессы.
Виды окислов
На клеммах могут возникнуть несколько видов окислов. Они могут быть белыми и зеленоватыми. Зеленый, а точнее, бирюзовый цвет является следствием окисления меди. При ее травлении образуется густая оксидная масса зеленого цвета вперемешку с белыми кристаллами.
Чтобы определить, почему окисляются клеммы на АКБ, необходимо произвести ее комплексное обследование.
Что делать при окислении клемм на батарее?
Необходимо удалить новообразования, но что делать и какие средства применить? Используют комбинированный метод чистки клеммы аккумулятора автомобиля. Можно следовать инструкции:
При помощи щетки по металлу с мягкой бронзовой щетиной удалите окислы со всех сторон. На плюсовой они образуются группами, минусовая клемма всегда более мохнатая. Купите специальный очиститель для аккумуляторных выводов в аэрозоле или спреем. Можно воспользоваться обыкновенной WD-40. Она растворит остатки окислов и превратит их в черную грязь. При помощи тряпки тщательно вытрите загрязнения и снимите клеммы, открутив гайки ключом на 10. При помощи тряпки, смоченной WD-40, протрите клеммы изнутри и выводы на АКБ. Если остались нерастворенные оксидные пятна, то удалите их при помощи наждачки с мелким абразивом. Подключите клеммы и хорошо зажмите, но не переусердствуйте. Нанесите на контакты специальную контактную смазку. В ее составе есть проводящий наполнитель и пленкообразующее вещество. На поверхности возникнет сплошная защита, предотвращающая попадание на контакты влаги.
Не забудьте напоследок закрыть клеммы защитными колпачками. Они стоят совсем недорого, но это очень полезная вещь, которая сильно облегчит ваши заботы о машине.
Скрытые проблемы
Если минус аккумулятора на машине покрыта окислами, то это явный признак наличия проблемы, скрытой в его недрах. Обычно такое состояние свидетельствует о постоянно заниженной величине заряда и снижении плотности электролита. Вспомним, что нормальной плотностью является показатель 1,24 г/см3. Уменьшение плотности говорит об:
- образовании кристаллов свинца на пластинах; увеличенном количестве дистиллированной воды; утечек электролита из корпуса батареи.
Чтобы устранить все причины окисления контактов, нужно также произвести проверку плотности электролита, уровня жидкости и величины напряжения на аккумуляторной батарее. В обслуживаемых моделях проконтролировать уровень раствора можно через пробки, в новых типах батарей для этих целей имеется индикатор. Если значение нормальное, достаточное количество электролита и заряд стабилен, он светится зеленым. Если жидкости мало и занижена плотность — красным или черным.
Не оставляйте окисленные клеммы «на потом», потому что окись в живом виде является серьезной проблемой и может стать причиной дальнейшего разрушения токовых выводов. Если это все же произошло, нужно нарастить клемму при помощи литья в форму. Формочку из обычной стали можно заказать у местного токаря, а клемму отлить из кусков любого свинца, расплавив его на газовой горелке.
Чтобы не мучиться с наращиванием, лучше чаще контролировать состояние выводов и чистить их от грязи обычной щеткой. Это значительно повысит эффективность работы батареи и ее КПД.
https://akbmoscow.ru/blog/pochemu-okislyayutsya-klemmy-akkumulyatora-prichiny-i-ochistka/
Почему окисляются и греются клеммы аккумулятора? Как снять клеммы с батареи и как их очистить
В этой статье разберем, почему окисляются плюсовая и минусовая клеммы аккумулятора, почему они греются, и как с этим бороться!
Аккумулятор
Основная задача аккумуляторной батареи установленной в автомобиле – обеспечение надёжного запуска двигателя. Всё остальное вторично.
Аккумулятор очень важен для автомобиля
Выбор аккумулятора производят по следующим параметрам:
- номинальное напряжение – для большинства легковых автомобилей это 12В, у мощных грузовиков 24В; номинальная электрическая ёмкость – самостоятельное измерение не имеет смысла, всегда указывается на корпусе АКБ; резервная ёмкость – очень важный параметр характеризующий способность аккумулятора обеспечивать работу двигателя при отсутствии подзарядки. Показатель измеряется в минутах при разрядном токе величиной 25А до полного разряда. Значение 25А используется независимо от ёмкости испытуемой батареи; ток холодного запуска – характеризует максимальную величину отдаваемого в течение 30 секунд тока при вращении холодного движка. Указывается на корпусе АКБ; габариты и полярность аккумулятора не влияют на эксплуатационные показатели, но должны учитываться при приобретении АКБ для конкретного автомобиля.
Безусловно, аккумулятор делает возможным работу бортовых систем при неработающем двигателе, но основная его задача — это запуск двигателя. Как и любое сложное изделие, аккумуляторная батарея может выйти из строя или значительно снизить свои характеристики.
Основными неисправностями АКБ являются:
- окисление клемм и выводных штырей; нарушение целостности корпуса, ведущее к подтеканию электролита; повышенный саморазряд; сульфатация и короткое замыкание пластин.
Причины окисления клемм АКБ
Практически единственной причиной появления слоя рыхлого окисла на клеммах батареи является взаимодействие свинца, из которого они изготовлены, с парами кислоты. Наличие регулярно появляющейся шапки из окисленного свинца не только снижает надёжность электрического контакта, но и является поводом для тщательного анализа ситуации.
На вопрос, почему окисляется плюсовая клемма аккумулятора ответов немного:
нарушена герметичность корпуса, что требует немедленного исправления ситуации, так как кислота со временем проест и корпус; постоянный перезаряд аккумулятора, вследствие чего электролит перегревается и интенсивно испаряется.
Чем раньше будут обнаружены и устранены причины окисления, тем меньший вред буден нанесён автомобилю.
Во многих руководствах по эксплуатации автомобиля рекомендуется отключать массу при длительном простое. Поэтому причиной, почему окисляется минусовая клемма аккумулятора, может быть нарушение герметичности в месте её прохода через корпус, что связано с регулярным механическим воздействием.
Видео: окисление клемм аккумулятора и что делать.
Основной метод борьбы с окислением
Даже из полностью исправного аккумулятора происходит незначительное испарение кислоты. Поэтому все способы защиты от окисления сводятся к банальной герметизации соединения.
Неважно, что именно будет использовано для этой цели: фетровые кольца, пропитанные маслом, одеваемые на выводные штыри.
Кольцо из войлока
Или специальная смазка для клемм аккумулятора. В обоих вариантах обеспечивается защита свинца от воздействия паров кислоты.
В крайнем случае, для изоляции штырей и клемм можно воспользоваться солидолом или техническим вазелином, но при высоких изолирующих свойствах они соберут всю грязь, что не очень красиво. Важно помнить, что никакие защитные составы не должны попадать непосредственно в зону контакта.
Поверхности штыря и клеммы должны быть зачищены и насухо протёрты, а после присоединения надёжно зафиксированы. Только после этого следует наносить защитное покрытие.
Многие автолюбители, проверяя уровень масла, прикасаются щупом к клеммам, что является довольно эффективным способом защиты соединения от окисления.
Вопрос, как очистить клеммы аккумулятора каждый решает сам, но самым эффективным является использование для этого раствора питьевой соды, любой минеральной воды или всем известной — Кока-Колы.
Видео: как почистить клеммы на аккумулятор.
Почему греются клеммы на аккумуляторе
Единственной причиной нагрева аккумуляторных клемм является плохой электрический контакт в месте соединения.
Клемма греется из-за плохого контакта
Это может быть вызвано:
- загрязнением контактных поверхностей; неплотной затяжкой крепёжных элементов; деформацией клеммы или выводного штыря АКБ.
Даже незначительное увеличение сопротивления в месте контакта, приводит к тому, что при протекании пускового тока очень сильно греются клеммы на аккумуляторе. При этом стартер не получает достаточного питания, что не позволяет ему раскрутить двигатель по полной.
В большинстве случаев достаточно тщательно очистить контактные поверхности и надёжно зафиксировать соединение. При деформации клеммы желательна её замена.
Порядок подключения и отключения аккумулятора
Перепутать плюс и минус в АКБ сложно, так как положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Однако важно соблюдать последовательность их подключения или отключения.
Теоретически, разницы как снять клеммы с аккумулятора нет, но все руководства рекомендуют сначала отключать минусовую клемму. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве моделей автомобилей отрицательный вывод АКБ соединён с корпусом. Начав снимать клеммы с положительной, можно невзначай закоротить её ключом на корпус.
Вот так снимается клемма
Не забудьте, перед снятием клемм с батареи, заглушить двигатель и вытащить ключ зажигания из замка.
Минус на корпус подаётся по исторически сложившейся традиции, так как цинковые банки первых аккумуляторов имели отрицательный заряд. Кстати номиналы аккумуляторов 6,3В, 12,6В тоже обязаны своим появлением напряжению в 2,1В, которое снималось и снимается с каждой банки.
Видео: как снять клеммы с аккумулятора и какую клемму снимать лучше первой.
Целесообразность использования выключателя массы
Необходимость отключать аккумулятор при продолжительном простое автомобиля или в целях защиты от угона не вызывает сомнений. Установив выключатель массы на клемму аккумулятора можно свести эту процедуру к повороту рычага или нажатию на кнопку, что зависит от конструктивного исполнения устройства.
Выключатель массы AES
Использование выключателя массы позволяет меньше воздействовать на отрицательный вывод АКБ, что позволит дольше прослужить нанесённому на него защитному слою и исключит нарушение герметичности в месте его прохода через корпус.
Особое внимание следует уделить качеству выполнения электрических соединений, так как через них будет протекать пусковой ток.
Видео: обзор выключателя массы AES.
Заключение
Из моей практики: я редко меняю аккумулятор и клеммы к нему, потому что постоянно слежу за чистотой батареи, её зарядом и не допускаю окисления свинца.
http://avto-i-avto.ru/opyt-ekspluatacii/pochemu-okislyayutsya-klemmy-akkumulyatora.html
Почему окисляются клеммы аккумулятора?
Окисление клемм – подобная проблема возникала практически у каждого бывалого автомобилиста и не только. По сути, такая клемма покрывается налетом, препятствующим корректной работе аккумулятора. По мере его накопления налет может привести к тому, что автомобиль и вовсе перестанет запускаться. А это особенно актуально зимой – в морозы. Иногда окисление идет настолько интенсивно, что налет полностью покрывает клемму.
Белый налет на клеммах — верный признак окисления
Именно поэтому периодически контакты требуется очищать. Но устранение только последствий проблемы не решит. Необходимо искать и причину сего явления.
Причины окисления клемм
Как правило, выделяют 2 основные причины:
1. Утечка залитого электролита – это едва ли не наиболее распространенная проблема. Электролит представляет собой кислоту, которая во время попадания на поверхность клеммы вступает с ней в химическую реакцию, в результате чего и начинается окисление.
Как правило, для аккумуляторных батарей нового образца подобные проблемы нехарактерны. Ведь это батареи закрытого типа, в которых электролит находится в герметичной емкости, где испаряется и выпадает в осадок. Однако конструкция батареи исключает его попадание в окружающую среду.
Однако, по мере износа аккумулятора, его корпус растрескивается и в эти микротрещины начинает выходить электролит в форме пара. Так он оседает прямо на клемме, в результате чего начинается реакция. Подобное явление владельцу авто стоит рассматривать как признак неисправности и изношенности аккумуляторной батареи.
В случае если клемма аккумулятора затянута не до конца это может быть причиной ее окисления
2. Затяжка клеммы – периодически возникают и такие ситуации. Это значит, что хозяева авто попросту одевают на электрод клемму, после чего сразу садятся за руль, не затягивая ее болтами. Недостаточно качественная фиксация приводит к слабому контакту и окислению на электроде и клемме. В таком случае достаточно снять клемму, качественно вычистить и ее, и электрод, после чего одеть и хорошенько подтянуть. Только не со всей силы, иначе можно сорвать крепеж.
При этом необходимо орудовать сразу 2-мя ключами, одним из них затягивая гайку, а другим придерживать болт. Но и тянуть со всей силы с одной стороны не рекомендуется, ведь это чревато деформированием пластика. Также стоит опасаться еще одной распространенной проблемы – постепенного расшатывания заделки штырей. Это возникает в результате некачественного демонтажа зажимов с проводов. Следовательно, нужно точно дозировать усилие.
Последствия окисления
Они проявляются в заметном ухудшении пятна и качества контакта. Как следствие, батарея не в состоянии качественно заряжаться и работать. Впоследствии это приведет к серьезным разрядам аккумулятора, что сказывается на нем крайне отрицательно. Кроме того, это отражается в осложненном запуске силового агрегата, а то и вовсе отсутствии реакции на поворот ключа.
Способы борьбы с окислением клемм аккумулятора
Чистка наждаком
В общем, метод прост и незамысловат. Его можно реализовать посредством металлической щетки или наждачной бумаги. Для начала требуется снять клемму с электрода. С этим могут возникнуть осложнения, потому как образовавшийся налет препятствует работе. Далее, вооружившись наждачкой (но только мелкой) или щеткой по металлу, необходимо тщательно очистить место контакта электрода и клеммы. Особое внимание стоит уделить внутренней поверхности клеммы. Требуется чистить до блеска, но и не переусердствовать.
Видео: Чем смазать клеммы аккумулятора?
Бензин
Часть автомобилистов для устранения налета использует бензин. Им смачивают ткань, после чего вытирают клеммы и электроды до тех пор, пока налет не будет счищен. Тем не менее, использование такого метода требует осторожности. Ведь бензин относится к категории легковоспламеняющихся жидкостей. А еще необходимо не допускать его попадания на пластиковые или резиновые компоненты, потому как бензин является растворителем. Следовательно, может нанести повреждения пластику и резине.
Методы борьбы с окислением
Для начала требуется четко определить, имеет ли место пропуск электролита через электроды. В случае утвердительного ответа, необходимо исключить данный фактор.
Замена
Это наиболее кардинальный метод решения проблемы. Тем не менее, не все готовы сразу идти на приобретение новой аккумуляторной батареи. Однако данный способ единственный, если имеет место надлом крепления электрода. В этом случае пропуск электролита гарантирован.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Изоляция
Для этого можно воспользоваться как проверенным «дедовским» методом, так и современными решениями.
Видео: Окисление клемм аккумулятора
Многие автовладельцы знают, что если вооружиться колечком войлока и пропитать его моторным маслом, можно успешно решить проблему окисления. Как итог, происходит образование промасленного слоя, за счет которого и исключается испарение электролита, а на контактах не возникает налета. Исполнение сего метода предельно просто – необходимо одеть одно колечко пропитанного маслом войлока на электрод батареи, после этого зафиксировать клемму, а сверху надеть еще одно колечко. Но моторное масло – не единственный вариант. Вместо него допускается использование технического вазелина, солидола или иного изолирующего вещества.
Можно пойти более современным путем. Он подразумевает применение не простого моторного масла, а специальной пропитки – «электрожира». Подобное средство изначально разработано для защиты клемм аккумулятора.
Итог
Дабы продлить успешное и бесперебойное функционирование аккумуляторной батареи, необходимо не только бороться с окислением и образованием налета на клеммах, но и вовремя устранять причину подобного явления. Все это значительно облегчит запуск мотора в морозы.