Уходит тормозная жидкость

Рассмотрим этот вопрос на примере передних тормозных суппортов. По мере износа передних тормозных колодок, поршень тормозного суппорта, прижимающий колодки к тормозному диску, постепенно выходит все дальше и дальше из тормозного цилиндра.

Пустота, образующаяся в результате выдвижения поршня, заполняется тормозной жидкостью. Другими словами, тормозная жидкость из бачка попросту стекает в тормозной цилиндр.

Не стоит пугаться, когда уровень тормозной жидкости понижается, а видимых утечек нет. Жидкость никуда не делась, она «ушла» в передние и задние тормозные цилиндры. Ввиду того, что тормозные цилиндры в передних суппортах большего объема, тормозной жидкости в них скапливается значительно больше, чем в задних. Именно поэтому в этом примере мы рассматриваем передние тормоза. Возникает вопрос, сколько тормозной жидкости уходит в передние тормозные цилиндры? Получить ответ на этот вопрос нам поможет один простой эксперимент.

Откачиваем тормозную жидкость при замене тормозных колодок

Перед тем как вернуть поршень тормозного суппорта в исходное положение, мы откачаем тормозную жидкость из бачка полностью. Зачем?

Когда мы, с помощью простого приспособления, вдавим поршни обоих суппортов обратно, тормозная жидкость, которой была заполнена внутренняя пустота, вернется в бачок. Так мы узнаем, какое количество «тормозухи» ушло за весь период износа тормозных колодок.

Как видно, уровень в бачке поднялся больше половины.

За время эксплуатации авто, вам вероятно уже приходилось доливать тормозную жидкость. Значит ее суммарный объем (жидкость залитая с завода + та, которую доливали вы) увеличился. Если предварительно часть тормозной жидкости не откачать , то при возвращении ее из тормозных цилиндров в бачок, произойдет его переполнение и часть жидкости выдавит через пробку. Именно поэтому, перед заменой передних тормозных колодок сначала рекомендуют откачать часть тормозной жидкости.

Исправные тормоза – залог безопасной езды. Необходимо постоянно следить, не уходит ли тормозная жидкость (ТЖ). Не советуем доверять это электронике: она может ошибаться, поэтому нужен личный визуальный контроль.

Устройство тормозной системы автомобиля

Тормозная система с гидравлическим приводом состоит из главного тормозного цилиндра (ГТЦ), колесных цилиндров, усилителя тормозов, бачка главного цилиндра, контурных трубопроводов, шлангов и тормозных колодок и дисков.

Нажатие на педаль тормоза передает нагрузку на усилитель тормозов, который двигает поршень главного цилиндра. В системе создается избыточное давление, жидкость перемещается по магистралям, приводит в действие колесные цилиндры, которые прижимают колодки к дискам или барабанам, и машина замедляет движение.

Источники утечки тормозной жидкости

Тормозная жидкость может уходить из одного (или сразу нескольких) элементов системы тормозов. Могут подтекать:

  • тормозной шланг;
  • тормозной трубопровод;
  • бачок;
  • цилиндры;
  • места крепления и соединения составляющих узла.

Трещина в бачке

Уровень жидкости может упасть из-за механического повреждения бачка. Эта неисправность легко выявляется при простом осмотре: видны потеки масла. Бачок придется заменить новым, не жадничайте и не пытайтесь запаять его.

Разгерметизация тормозной магистрали

Одна из самых опасных поломок. Проявляется она просто: педаль при нажатии уходит в пол почти без сопротивления, при этом ощутимого замедления автомобиля не происходит. Если это случилось с вашей машиной, сразу же остановитесь. Пользуйтесь ручным тормозом или тормозите двигателем. Ездить с такой неисправностью нельзя, вы рискуете жизнью.

Нарушение целостности тормозного шланга

Шланги делают из резины, поэтому рано или поздно они трескаются. Это можно определить, тщательно ощупав шланг. Он должен быть сухим (без потеков ТЖ), без повреждений и разрывов, легко сгибаться. Если что-то не так, шланг меняют.

Шланг может слететь со штуцера – это еще одна причина выхода из строя тормозов. Для починки либо надевают его на место, крепко затянув хомут, либо меняют на шланг меньшего диаметра.

Засорение шлангов, трубопроводов

Использование некачественной тормозной жидкости, пренебрежение ежедневным уходом за автомобилем и нарушение сроков технического обслуживания могут привести к возникновению засоров в магистральном трубопроводе. Устранение этой неисправности отнимет много сил и времени, поэтому не экономьте на ТЖ и не забывайте о профилактике.

Ослабление крепления

Все переходы и уплотнения между узлами в системе торможения должны быть максимально герметичными, иначе не избежать утечки ТЖ и подсоса воздуха.

Неисправен главный тормозной цилиндр

Чаще всего из строя выходят уплотнители. Поменять их несложно даже самостоятельно. На неисправность укажут потеки технической жидкости.

Нарушение целостности тормозного цилиндра

Отсутствие следов ТЖ на главном цилиндре не обязательно говорит о его исправности. Жидкость не всегда течет наружу, она может уходить внутрь, в усилитель тормоза. Выявить эту поломку сложнее, придется снимать цилиндр. В данном случае узел подлежит замене, о ремонте речь не идет.

Неисправен колесный тормозной цилиндр

Если вы видите следы ТЖ на асфальте возле одного из колес, вероятнее всего, причина в износе уплотнителя колесного цилиндра. Для замены дефектного уплотнения придется поднимать машину домкратом, снимать колесо и суппорт, только после этого приступать к починке. Если вы не считаете себя специалистом по ремонту автомобилей, лучше обратиться к профессиональным автослесарям.

Контроль уровня тормозной жидкости

Опытный водитель перед выездом всегда проверяет уровень технических жидкостей в своей машине (моторное масло, антифриз и тормозная жидкость). Настоятельно советуем всем автомобилистам иметь такую полезную привычку. Проверить состояние ТЖ несложно, бачок для нее расположен сразу под капотом, на емкости есть контрольные отметки. Считается, что оптимально заливать жидкость до середины между MAX и MIN.

Если вы первый раз самостоятельно доливаете ТЖ, обязательно прочитайте инструкцию к своему транспортному средству. Для чего это нужно: в некоторых автомобилях система «ABS» (антиблокировка) требует «прокачки» тормозов.

Если при доливании ТЖ вы заметили резкое и быстрое понижение уровня, это повод искать утечку. Выезжать с такой неисправностью категорически запрещено.

Кроме контроля уровня рекомендуется проверять качество жидкости. Нужно купить тестер и раз в полгода измерять процент воды в ТЖ. Повышенный показатель говорит о том, что температура кипения жидкости понизилась (или даже достигла критической отметки, после которой ТЖ «закипит» и выведет тормоза из строя).

При ежедневной проверке уровня следите и за состоянием ТЖ: не должно быть никаких посторонних взвесей, грязи, отложений на внутренней поверхности бачка. Также не должно быть водяных капель.

Тормозную жидкость можно доливать, но лучше менять ее целиком. Помните, что смешивать разные ТЖ не рекомендуется, не экономьте на своей безопасности. Периодичность замены указана в инструкции по эксплуатации технического средства. Сделать это можно самостоятельно или в автосервисе. Используйте жидкость, которую рекомендует производитель.

Как доехать до СТО если в дороге вытекла тормозная жидкость?

Правильный ответ – вызвать эвакуатор. Но может случиться форс-мажор, никто от этого не застрахован. Тогда есть два пути. Можно ехать на низкой скорости (не выше 20 км/ч), максимально прижавшись к обочине и включив «аварийку». Тормозить придется ручником и с помощью мотора.

Второй способ – попытаться временно реанимировать систему торможения подручными средствами. Если под рукой нет ТЖ, нужно залить в систему что-нибудь другое (даже воду, но предпочтительнее спиртосодержащие растворы). Попробовать отыскать неисправность. Утечку в местах соединения узлов постараться герметизировать подручными средствами (подойдет любой пластик или резина).

Оговоримся, эти способы подходят, если до автомастерской ехать недалеко.

Как исправить утечку?

Без специальных знаний ремонтировать тормозную систему не рекомендуется. Но если вы достаточно уверены в себе, то можете самостоятельно устранять некоторые неисправности. Несложно заменять неисправные шланги или трубки, менять уплотнители и манжеты тормозных цилиндров. Самое главное – не забывать, что после любого ремонта тормозов обязательно нужно их «прокачивать». Ни в каком случае нельзя выезжать на авто с «непрокачанными» тормозами.

Уходит тормозная жидкость

Утечка тормозной жидкости — достаточно распространенное явление с весьма неблагоприятными последствиями. Но только если ее вовремя не устранить. Эта статья расскажет о том, каковы причины утечки тормозной жидкости, как их ликвидировать, и какую жидкость лучше применять.

Как определить, что уходит тормозная жидкость и как устранить эту проблему

Обнаружить утечку нетрудно—следует периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, современные автомобили оборудованы сигнализирующим датчиком уровня и сигнальной лампой, которая загорится в случае утечки.

Сложнее обнаружить конкретное место, откуда течет тормозная жидкость. Для этого следует последовательно проверить все возможные места утечки, начиная от наиболее вероятных. Порядок такой:

Проверить заливной бачок с жидкостью. Он часто трескается.
Тщательно осмотреть шланги. Иногда они могут просто слететь со штуцера. Помогает в таком случае установка хомута. Если лопнул сам шланг, то его придется заменить.
Осмотреть тормозные цилиндры. Особое внимание стоит обратить на резинки-уплотнители. Если дело не в прокладках, то поможет только полная замена цилиндра.
Также стоит периодически проверять качественный состав тормозной жидкости. Она гигроскопична, со временем набирает влагу и поэтому нуждается в периодической замене (обычно раз в 2-3 года).

Кроме этого, замена тормозной жидкости может потребоваться при ее потемнении. Это свидетельствует о попадании в нее пыли, грязи или резины от изношенных шлангов. Залив тормозной жидкости без полного слива старой неэффективен.

В дороге может случиться всякое. А потому водителю нужно быть готовым к любым испытанием и иметь в запасе не только необходимый для устранения проблемы инструмент, но и запчасти. А в особенности жидкости, которые имеют свойства «убегать». Например, внезапно вытекла тормозуха. Телефон не ловит, машин нет, эвакуатор не вызвать. Что делать? Портал «АвтоВзгляд» выяснил, куда уходит тормозная жидкость, и что делать, когда ее нет, а ехать надо.

Неисправность тормозной системы — лишь одна из неприятностей, которые могут застигнуть врасплох автопутешественника. И хорошо, если все произошло на малой скорости, водитель сумел сориентироваться и чудом остановился. Еще лучше, если это случилось вблизи автосервиса с магазином автозапчастей. В этом случае вызвать подмогу не составит труда. Но что делать, если тормоза пропали в глуши, где кроме сельского автобуса, проезжающего по дороге два раза в день, на четырех колесах ничего более не встретить; а в багажнике ни инструмента, ни запаса тормозухи; да и телефон, как назло, вне зоны работы сотовых сетей?

Для начала нужно заглянуть под машину для того, чтобы осмотреть область колес и места подведения тормозных шлангов к суппортам. Подтекающий тормозной шланг выдаст себя не только мокрыми наплывами в местах крепления или же непосредственно на теле трубки, но и характерной лужей под колесом. Если вы давно их не меняли, то резина, из которой они сделаны, становится жесткой, трескается и ломается. Впрочем, бывает, что один из шлангов плохо затянули, или же он сорвался. А потому нужно его либо заменить, либо закрепить хомутом.

Если под машиной порядок, стоит заглянуть под капот, и осмотреть расширительный бачок тормозной жидкости. От старости или он, или крышка, закрывающая горловину, так же могут растрескаться. В этом случае нужно обязательно заменить деталь.

Если с бачком порядок, смотрим главный тормозной цилиндр. Его уплотнители могут изнашиваться, покрываясь трещинами, через которые начинает уходить тормозуха. Причем уходить она может непосредственно в вакуумный усилитель тормозов. А наличие подтеков в вакуумнике — это к замене цилиндра.

Тормозные цилиндры, расположенные в каждом колесе, так же могут течь. Об этом говорит обилие жидкости под колесом, когда автомобиль достаточно долго стоял на месте. Чтобы определить неисправность, нужно снять каждое колесо и исследовать суппорты и тормозные диски на предмет подтеков или повреждений.

Неисправный тормозной контур и гидропривод так же могут спровоцировать течь. В первом случае педаль тормоза попросту провалится в пол. Во-втором — она так же провалится, но будет делать это постепенно. В общем, так же диагностика, и ремонт.

Но к чему все это знать, если нет ни инструмента, ни навыков ремонта, ни запчастей, ни, в конце концов, желания лезть под машину, а есть только цель — во что бы то ни стало добраться до первой попавшейся СТО?

Уходит тормозная жидкость

Доброго времени суток, моя уважаемые друзья, подписчики и гости страницы!

Вопрос в следующем, почему и куда, по Вашему мнению, может уходить тормозная жидкость?
За менее, чем месяц из максимума, уровень опустился до минимума и периодически зажигается знак «!» на приборной панели.

Уходит тормозная жидкость

LADA Приора Хэтчбек 2014, двигатель бензиновый 1.6 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — расходники

Машины в продаже

Kia Sportage, 2011

Toyota Passo, 2017

BMW X1, 2012

Mercedes-Benz CLS-Class, 2011

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Уходит тормозная жидкость

У тебя же машина на гарантии ? Почему по гарантии не обратишься ? Тут гадать можно все что угодно, значит где то подтекает, если тормозуха вытекает то её видно а именно потеки от неё

Уходит тормозная жидкость

Да какая гарантия? Я ни разу и на сервисе у официалов и не была

Уходит тормозная жидкость

Ну и зря, да, конечно денег они лупят нормально, но зато машина на гарантии, у меня через пару месяцев заканчивается уже, но по гарантии мне много что меняли. Вот только гидрики стучат у меня, времени нету съездить к ним

Уходит тормозная жидкость

Ну, и в чем смысл гарантии?) Ездить и доказывать, что ты не верблюд?

Уходит тормозная жидкость

Смысл в том, что когда у тебя двигатель клинанет или ещё что произойдёт, либо с коробкой что случись они это поменяют по гарантии, а когда её нету они в праве ничего не менять, и находи ты 50-70 тыщ на новый двигатель

Уходит тормозная жидкость

Ага, спасибо за добрые пожелания)))

Уходит тормозная жидкость

Это не пожелания, это ответ на твой вопрос в чем заключается гарантия)))

Уходит тормозная жидкость

Ага, только попробуй потом доказать еще, что это «клинануло» по вине не твоей) А это сложнее.

Уходит тормозная жидкость

Ну и зря, да, конечно денег они лупят нормально, но зато машина на гарантии, у меня через пару месяцев заканчивается уже, но по гарантии мне много что меняли. Вот только гидрики стучат у меня, времени нету съездить к ним

Я тоже не езжу на гарантию, масло у нас бесплатно меняют после покупки, за 31 тыс сломались только щётки на генераторе это 400р с заменой и амортизатор задней крышки багажника это ещё 350р. А до салона ехать 460км туда и назад, да и пока доедешь камней наловишь ещё больше. Если машине пиз-ы не давать, то и ломаться нечему.

Конструкторы автомобилей стараются расположить бачок тормозной жидкости (ТЖ) в доступном для осмотра и пополнения месте. Он также делается прозрачным, чтобы уровень можно было контролировать не снимая крышку. От водителя требуется только поднять капот, и несколько раз в год протереть емкость. Полезная привычка уберегает от опасности и придает уверенности за рулем.

Признаки снижения уровня тормозной жидкости

Перечислим, как можно узнать о падении уровня ТЖ.

  1. Первый способ мы уже назвали — визуальный контроль. На бачке находятся отметки уровня: MIN и MAX. Считается, что уровень следует поддерживать посередине. Почему не под максимум — чуть позже. Если бачок не прозрачный, приходится снимать крышку. В бачке также установлен поплавок. Когда тормозная жидкость уходит, и он опустится до критической точки, сработает датчик уровня. На приборном щитке загорится индикатор. Он же загорается при поднятом рычаге стояночного тормоза. Не следует полагаться только на прибор, необходим визуальный контроль.
  2. Утечка тормозной жидкости может быть заметна по следам на асфальте. Характерными точками являются колеса и моторный отсек – место перед водителем. При наличии защиты двигателя течь распространяется по ней в произвольном направлении. ТЖ может протечь и в салон автомобиля.
  3. Смягчение педали тормоза ощущается сразу. Еще хуже, если педаль провалилась.
  4. Смягчение, провал педали сцепления.
  5. Ухудшение эффективности торможения.

Следует добавить, что тормозная жидкость имеет специфический запах и на ощупь отличается от масла, антифриза, топлива. Эти моменты надо иметь в виду, осматривая течи. Но это приходит с опытом.

Причины падения уровня ТЖ

Неплотности системы могут образоваться в любой точке системы, начиная от расходного бачка.

  • бачок может дать трещину;
  • бачок вставляется в главный тормозной цилиндр (ГТЦ) c отходящими от его дна трубками. В месте соединения может образоваться течь;
  • неисправен ГТЦ. При этом жидкость выливается наружу, либо идет в вакуумный усилитель. В последнем случае подтеки под машиной не образуется. Обычно изнашиваются манжеты, но на зеркале цилиндра тоже образуется выработка;
  • ТЖ подтекает на соединениях. Это штуцерные соединения трубок с ГТЦ, шлангами, соединения трубок через тройник, шлангов с рабочими цилиндрами (РЦ), прокачек РЦ.
  • трещина или обрыв шланга. Разрыву предшествует трещина в наружной оболочке;
  • нарушение герметичности рабочего цилиндра. Как и в ГТЦ изнашиваются уплотнения и внутренняя поверхность цилиндра, что вызывает трещину;
  • негерметичность трубок — возникает от старости, коррозии, вибрации.

Отказу компонентов тормозной системы способствует наличие воды в тормозной жидкости. Она появляется там в виде конденсата и вызывает коррозию. Вслед за ней приходит разрушение трубок, износ поршней, цилиндров, уплотнений суппортов.

Причины утечки тормозной жидкости скрываются и в гидравлическом приводе сцепления. Принцип его устройства схож с тормозным механизмом. Существуют главный и рабочий цилиндры сцепления. Рабочий цилиндр сцепления закреплен на трансмиссии. Неисправный главный цилиндр сцепления течет наружу, или прямо в салон (в отличие от ГТЦ). В зависимости от конструкции, система сцепления запитывается от отдельной емкости, либо от бачка ГТЦ. Таким образом негерметичное сцепление может вызвать нехватку жидкости в системе.

Падение уровня ТЖ неизбежно происходит в процессе износа колодок, дисков, барабанов. Когда все эти детали новые, поршни рабочих цилиндров максимально задвинуты. По мере выработки они выдвигаются и освободившийся объем заполняет ТЖ. Происходит снижение уровня тормозной жидкости и срабатывание датчика уровня.

Случается, что после проведения ремонтных работ, уровень понижается, без признаков утечки. Более того, и педаль становится жестче. Дело в том, что систему не прокачали до конца. Через некоторое время воздух вышел через уплотнение, или поднялся в бачок. Тормозная жидкость заняла его место и ушла из бачка.

Как устранять течи системы

Ремонт гидроприводов тормозов и сцепления производится заменой деталей, сборочных единиц. Паять трубки, клеить расширительные бачки не только не имеет смысла, но и опасно. В зависимости от степени износа, меняются уплотнения, пыльники, поршни, цилиндры и суппорты. Замене подлежат шланги и трубки. После ремонта необходимо тщательно прокачать гидросистему, полностью удалить из нее воздух.

Обычно это делают вдвоем. Один человек, сидя в кабине, накачивает педаль тормоза, и удерживает ее в нажатом состоянии. Напарник в это время открывает прокачку каждого колеса. Часть жидкости с пузырьками воздуха выходит наружу. За выходом воздуха удобно наблюдать через прозрачный шланг.

При установке новых колодок уровень ТЖ повышается. Если он изначально был на максимуме, содержимое придется откачивать шприцем, а если посередине, лишних манипуляций, скорее всего, удастся избежать.

Однако, эта классическая методика применима не на всех автомобилях. Необходимо изучение инструкции. Такую работу следует поручить профессионалам, которые не пренебрегают технической документацией.

Что делать, если в дороге отказали тормоза из-за утечки

Когда уходит тормозная жидкость и педаль уходит в пол, ощущения не из приятных. И времени на раздумья катастрофически мало. Вот почему всегда необходимо соблюдать дистанцию, поддерживать безопасную скорость. Это дает время, чтобы принять решение, осмотреться перед возможным перестроением, съездом на обочину. Необходимо понимать, что маневр безопасный. Нужно включить аварийную сигнализацию, тогда другие водители будут держаться подальше от аварийной машины, помогут избежать ДТП.

В помощь водителю ручной тормоз и торможение двигателем. Замедлять автомобиль при помощи двигателя нужно последовательно переключаясь на низшие передачи. Бросок с шестой скорости на первую приводит к серьезным неисправностям. Стояночный тормоз надо вводить в действие быстро, но плавно. Рывок может привести к заносу автомобиля. Если педаль тормоза ушла вниз, необходимо еще раз нажать ее. ТЖ не покидает систему мгновенно, и запас на экстренное торможение обычно остается. Опытные водители на небольшой скорости, и при отсутствии других транспортных средств, предпринимают разворот, маневрируют из стороны в сторону, увеличивая сопротивление. Они также замедляют движение, направляя автомобиль на подъем, в снег, песок и т. д. Здесь необходим опыт, понимание того, как ведет себя машина на разных покрытиях.

Но видавшие виды водители менее других попадают в такие ситуации. Они просто лучше следят за машиной.

Что делать, чтобы избежать утечек

Для того чтобы система оставалась герметичной нужно следить за ее состоянием: контролировать уровень перед выездом, проводить детальные осмотры при проведении ТО и ремонта.

Тормозная жидкость — один из важнейших компонентов всей тормозной системы автомобиля. Стоит ли говорить, что от нее зависит здоровье и жизнь не только водителя и его пассажиров, но и других участников дорожного движения. А потому следует почаще заглядывать под капот, дабы удостовериться, что в системе достаточно «тормозухи», потому как последняя имеет свойства не только менять свой качественный состав, но и убегать.

О том, что со временем тормозная жидкость деградирует, напитываясь влагой, из-за чего ухудшается эффективность торможения, «АвтоВзгляд» уже рассказывал. Однако есть и другие проблемы, связанные с «тормозухой», которые негативно влияют на тормозную динамику автомобиля.

Нормальным уровнем тормозной жидкости в бачке считается серединка между показателями MIN и MAX. И важно следить за тем, чтобы уровень не менялся. Даже несмотря на то, что ваш автомобиль дополнительно оснащен специальным датчиком, оповещающим о проблемах с тормозами. Игры с тормозами довольно опасны, а потому если уровень жидкости упал, нужно приостановить эксплуатацию автомобиля, и перейти решению проблемы. А их, к слову, может быть несколько.

Прежде, чем долить или заменить тормозную жидкость, необходимо удостовериться, что контур тормозной системы герметичен. И первое, на что стоит обратить внимание — расширительный бачок. Он и его крышка должны быть целыми, без трещин и сколов. Если на бачке есть подтеки, это прямое свидетельство, что его целостности пришел конец, и его пора бы сменить.

Если расширительный бачок в порядке, необходимо перейти к осмотру тормозных шлангов, идущих к тормозным суппортам на колесах. Снова нужно внимательно осмотреть их на предмет подтеков. Мокрые пятна могут быть как на самих шлангах, так и на асфальте. Попутно стоит ощупать шланги. Они должны быть эластичными, а их поверхность должна быть без трещин. Если шланги твердые, и при нажатии или легком сгибании на них появляются трещинки, то это прямой путь в сервис.

​Сильные подтеки под колесами стоящего на месте автомобиля могут говорить о течи в тормозном цилиндре. Чтобы диагностировать поломку детали, необходимо демонтировать колеса, и осмотреть и тормозные диски, и суппорты. Последним нужно уделить особое внимание, потому как износ резиновых уплотнителей может стать причиной утечки «тормозухи». Проблема актуализируется чаще всего после зимней эксплуатации.

Главный тормозной цилиндр также может стать причиной потери тормозной жидкости. Все те же изношенные уплотнители могут пропускать ее наружу. Причем жидкость может попасть непосредственно в вакуумный усилитель тормозов. А это прямой путь на замену Главного тормозного цилиндра.

Неисправность гидропривода также может привести к утечкам. Диагностируется проблемы с ним на заведенном автомобиле при включенной нейтрали. При неисправности гидравлического привода педаль тормоза будет постепенно проваливаться. Однако если она стремительно уперлась в пол, проблему нужно искать в контуре системы.

Проблемы с тормозной системой — недопустимы. А эксплуатация такого автомобиля — преступная халатность. Чтобы избежать проблем с тормозами, необходимо постоянно обследовать систему на предмет утечек, раз в пару лет менять тормозную жидкость и комплектующие, внешний вид и свойства которых явно выбиваются из нормы.


Тормозную и рулевую системы ставят в ранг особо важных неспроста. Это прямые элементы управления автомобилем, задающие тембр безопасности машины в дорожной обстановке. Ведь не зря при неисправности хотя бы одной из них воспрещена даже буксировка. А потому тщательная забота за ними положена по определению, вне зависимости от возраста и статуса техники. Сегодняшняя публикация посвящается проблеме, тревожащей умы владельцев даже новых автомобилей – какую тормозную жидкость использовать на доливку.

Уходит тормозная жидкость: когда это считается нормальным явлением

В норме уровень жидкости в бачке над главным тормозным цилиндром должен очень медленно падать и восстанавливаться до прежнего значения после замены колодок. Итого, если пренебречь гигроскопическими наклонностями подавляющего числа «тормозух», то объем технической жидкости (рабочего тела) в системе изменятся не должен.

Временное понижение уровня тормозной жижи связано с износом колодок. Если быть точным, то тормозные поршни в суппортах и цилиндрах по мере износа фрикционного материала выдвигаются, повышая объем всей системы. Поскольку тормозную жидкость никто не доливал, то уровень ее в бачке соответственно падает, при этом количество остается прежним. Итого, постоянный зазор между колодкой и диском/барабаном сохраняет остроту тормозов по мере износа колодок, а уровень обычно колеблется в пределах допустимого зазора – между отметками MIN и MAX.

Перед установкой новых колодок, поршня в суппортах принято вдавливать. Аналогичную работу необходимо проделывать и с цилиндрами барабанных тормозов. И теперь применительно к уровню тормозной жидкости мы наблюдаем совершенно обратную картину: он повышается и это абсолютно нормально. Вот и получается, что доливать жидкость в исправную систему необходимости нет, при условии, что ее уровень выше минимального.

Резко ушла «тормозуха». Вердикт – течет, а где?

Любая гидравлика с движущимися элементами включает резиновые уплотнения, и тормозная система – не исключение. Манжеты позволяют состыковывать различные детали, сопрягать движущиеся части с неподвижными, не давая жидкости шансов на утечку. Вместе с тем, манжеты – слабое звено любого агрегата. Еще слабее оно становится от некачественной тормозной жидкости, длительной стоянки и низкокачественных материалов, применяемых при его производстве.

Впрочем, встречаются и нестандартные ситуации, когда трескается тормозная магистраль или обнаруживаются дефекты в главном тормозном цилиндре. Возвращаясь к стандартным местам утечек, необходимо отметить, что смотреть стоит все места, где применяются резиновые уплотнения и схема нам в этом поможет:

  • Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
  • Бачок – главный тормозной цилиндр.
  • Каждая из колесных пар «цилиндр-поршень».
  • Мягкая, уходит в пол – колесные суппорта.
  • Жесткая – течи в районе главного тормозного цилиндра или бачка.

Статистика показывает, что чаще всего течь наблюдается в районе крепления ГТЦ к ВУТ. Компоновка моторного отсека часто не позволяет беспрепятственно осмотреть этот узел. Однако и внешний осмотр не всегда дает результат. Коварность этого места в том, что прослабить может внутреннее уплотнение штока ГТЦ, отчего жидкость уходит внутрь ВУТ, а снаружи все сухо. На этот счет примите к сведению пару рекомендаций:

  1. Внутри вакуумного усилителя должно быть сухо. Запустите веревку через отверстие, связывающее ваккумник с впускным коллектором – она должна быть сухой.
  2. Внутри ВУТ не должно быть посторонних запахов. Через то же отверстие проверьте, нет ли запаха «тормозухи».

Доливка тормозной жидкости: что можно, а что нельзя

Общее автомобильное правило, доливай то, что заливал, актуально для всех технических жидкостей, и для тормозной в том числе. Если же марку залитого состава не припоминаете, да и записей о ТО с собой нет, добро пожаловать в мир стандартов Department of Transportation (Министерство транспорта США).

Согласно регламенту DOT, тормозные жидкости принято классифицировать по температуре кипения и вязкости. Требования важные – кипеть «тормозухе» никак нельзя: при чрезмерном нагреве тормозов образуются пузырьки газа. Они сжимаются и педаль проваливается, что приводит к отказу системы. С вязкостью тоже ясно: тормоза должны быть одинаково эффективны как на морозе, так и в жару.

  • DOT 3 –тихоходная техника.
  • DOT 4 – гражданские малолитражки с дисковыми и барабанными тормозами.
  • DOT 5.1 – спортивные и гражданские модификации с «дисками» по кругу.
  • DOT 5 – гоночные автомобили.

Цифровые изъяснения в различиях между этими четырьмя продуктами дает стандарт FMVSS №116, выдержка из которого приведена в таблице. Чтобы понять, что с чем можно смешивать, необходимо уяснить различия в химическом составе.

Строение тормозной жидкости подобно моторному маслу – это основа, которая может быть минеральной, гликолевой, силиконовой, + добавки, присадки, красители. Разговор о том, какое моторное масло использовать на доливку , накануне поднимался. Вывод был таким – если и смешивать продукцию различных производителей между собой, то только при условии 100% сходства основы и вязкостных показателей. С тормозной системой можно провести абсолютно такую же аналогию. Но прежде разберем химсостав каждого из DOT:

  • БСК – минеральная основа (касторовое масло и спирт в соотношении 1:1).
  • DOT 3,4,5.1 – гликолевая основа (химсоединение на основе многоатомных спиртов).
  • DOT 5 – силиконовая основа (кремний-органические полимерные продукты).

Если же вы поклонник ретро-техники, то имейте в виду – к минеральной жидкости нельзя добавлять гликолевую. Впрочем, и заполнять пустые тормозные магистрали старого автомобиля гликолевой жидкостью тоже воспрещено: манжеты распухнут, а из остатков «минералки» образуются сгустки.

Аварийная ситуация: как доехать к месту ремонта, не имея в наличии тормозной жидкости

Безусловно, лучшим вариантом в этих условиях считается транспортировка машины на эвакуаторе. Вдали от дома удобнее найти ближайшую АЗС, купить аналог залитой тормозной жидкости и продолжить путь своим ходом. Повторюсь, производитель не имеет значения, важна идентичность основ. Ссылаясь на крайние обстоятельства, когда тормоза уже не работают, а педаль проваливается, отделаться одной доливкой не получится – систему придется прокачивать и без этого никак.

Некогда в интернете блуждали советы использовать на доливку масло, мыльную воду и спирт. Так вот, придерживаться их категорически не рекомендуется: спирт и масло, будь то моторное, трансмиссионное или для ГУР, отчасти совместимы лишь с минеральными «тормозухами». Гликолевой подобные добавки могут только навредить. Ну, а касательно мыльной воды – да, работает и тоже во вред – начинается коррозия, да и промывать тормозную систему после нее – удовольствие не из приятных.