При первых же признаках повреждений стартера следует предпринять меры по его диагностике и, если потребуется, ремонту. Сделать это можно и в автомобильном сервисе, и, чаще всего, своими руками – устранение поломки стартера является операцией средней сложности, которая посильна рядовому водителю, если речь не идёт о полном разборе устройства. Скорее всего, понадобится заменить его деталь и/или зачистить наждачной бумагой составные части.
Для того, чтобы сэкономить на услугах автомастерской, понадобятся смотровая яма, набор инструментов и заряженный аккумулятор. Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные проблемы стартеров, составные части механизма и возможная связь каждого из них с поломкой.
Основные признаки неполадок стартера
Ремонт и диагностика устройства может потребоваться не только тогда, когда автомобиль не заводится вообще – неполадки, возникающие в работе стартера, возможно выявить на раннем этапе. К первым признакам необходимости скорого ремонта можно отнести случаи, когда стартер:
-
не прокручивается с первого оборота ключа. Это может означать, что проблема кроется в щётках, передающих напряжение на ротор стартера – их надо заменить.
Сценариев поломок стартера может быть много, и если один из них был реализован в вашем автомобиле, необходимо сразу приниматься за ремонт.
Извлечение стартера из-под капота
Перед тем, как извлечь стартер
Смотровая яма понадобится, чтобы вытащить стартер из-под капота, а затем провести его диагностику уже вне автомобиля. Тот, кто делает это впервые, потратит сравнительно много времени, поэтому до того, как начать демонтаж, можно попробовать зачистить контакты стартера, которые могли успеть окислиться за время эксплуатации, убедиться в надежности их крепления, возможно также заменить провода питания.
Нужно проверить всю электрическую цепь, поэтому следует заранее удостовериться, что проблема не кроется в аккумуляторе. Если эти простые меры не устранили возникшую проблему, устройство необходимо извлечь.
Если Вы не знаете, где расположен стартер в вашем автомобиле, можно ориентироваться на звук под капотом, появляющийся при повороте ключа – для этого понадобится помощь второго человека, который будет сидеть в машине.
Процесс извлечения
Прежде всего, необходимо отключить устройство от аккумулятора – снять клеммы и токопроводящие кабели со втягивающего реле. После этого откручиваются болты крепления, как правило их 2 или 3 — для этого понадобится шарнирный удлинитель.
Выше уже было упомянуто, что для этой работы необходима смотровая яма, поскольку иногда для демонтажа стартера будет необходимо снять узлы и механизмы, находящиеся на пути к нему, в большинстве случаев – обшивку защиты моторного отсека.
Диагностика стартера после демонтажа
Для начала, коротко расскажем о главных составных частях стартера, которые полезно знать, даже если вы не планируете заниматься его ремонтом своими руками:
-
Якорь– осевидная деталь, ротор электродвигателя, крутящий момент которого передаётся на коленчатый вал двигателя. То есть, стартер преобразует электрическую энергию аккумулятора в механическую.
Чтобы выявить модуль, в котором произошла поломка, необходимо очистить его, обработать окисленные контакты наждачной бумагой и подключить аккумулятор – присоединить клеммы и коснуться корпуса стартера свободным концом минусового провода.
Свидетельством исправности втягивающего реле будет громкий щелчок и переместившийся вперед бендикс. Если этого не происходит – необходимо заменить реле на новое.
Если проблема кроется не в реле, следует также проверить изоляцию статор омметром, поврежденную обмотку восстанавливают при помощи пропиточного лака, однако эту операцию при отсутствии опыта работы с электроизмерительными приборами лучше всего доверить специалисту. Если стартер редукторный, то в его конструкции будут присутствовать постоянные магниты, а при их повреждении ремонт провести крайне сложно, поэтому лучше всего купить новый стартер.
Изоляцию ротора также следует проверить, если прочие детали стартера исправны, однако для этого нужно раскрутить шпильки, скрепляющие две половинки электродвигателя, и разобрать его полностью. Если на якоре видны следы гари и копоти – его следует заменить. На коллекторе не должно быть сильного налёта — при его наличии нужно почистить деталь наждачной бумагой. Важно просмотреть все детали на предмет повреждений и загрязнений – муфта должна свободно крутиться в одном направлении и стопориться в другом.
Желательно также заменить щётки вне зависимости от того, являются они причиной поломки устройства или нет – его извлечение заняло у Вас некоторое время, поэтому есть смысл провести профилактику для отдаления момента повторных работ под автомобилем. Щетки крепятся с помощью клемм и пружин, которые прижимают их сверху, для их замены нужно с помощью отвертки снять крышку стартера со стороны замка зажигания.
Даже если на каком-то из этапов проверки после разбора стартера проблема была выявлена и устранена, не следует пренебрегать временем, потраченным на извлечение и разбор – разумно воспользоваться случаем провести полную диагностику и чистку всех его механизмов для снижения вероятности возникновения проблем с устройством в будущем.
Помните о том, что его поломка на дороге скорее всего будет означать вызов эвакуатора, поэтому лучше всего потратить время на него в гаражных условиях.
Сборка стартера и проверка его работоспособности
Очень важно запоминать последовательность, с которой Вы разбирали устройство — желательно расположить его детали в таком же порядке, чтобы не запутаться при сборке.
Повторяйте всё в обратном порядке, а затем подключайте к аккумулятору для проверки. На обмотку ротора нужно подключить плюс, а на корпус минус, тогда в контактах реле произойдёт замыкание, бендикс должен перемещаться свободно. Электромотор должен равномерно и без лишнего шума функционировать при подаче плюса на него.
После этих проверок можно устанавливать стартер обратно на автомобиль. Безусловно, устройство механизма может сильно отличаться на различных моделях машин, поэтому до начала ремонта следует ознакомиться с технической документацией и, как минимум, взглянуть на схему устройства стартера в вашем автомобиле.
Профилактические работы своими руками или силами специалистов автосервиса проводить время от времени нужно даже при отсутствии признаков неисправностей, поскольку у этого устройства есть определенный запас срока службы, обычно измеряемый 100-150 тыс. км.
Видео об основных правилах ремонта стартера:
Обмотка стартера – одна из частей статора стартера, часть тягового реле, а также часть якоря. Обмотка статора держится на четырех полюсах и выполнена в виде четырех обмоток. Разделяют втягивающую обмотку и удерживающую обмотку. По обмотке при запуске двигателя проходит магнитное поле, позволяющее стартеру выполнять свои функции. При обрыве либо прогорании обмотки стартер перестанет вращаться. При этом выявить данную неисправность возможно при использовании омметра либо контрольной лампочки.
При выявлении дефекта обмотки необходимо подвергнуть ее замене. Для стартеров Letrika компания выпускает обмотки, которые идеальны для проведения ремонтных работ. При этом они могут использоваться не только для стартеров данной компании, но и легко заменить собой более дорогие аналоги на стартерах других марок, показывая отличные эксплуатационные качества и высокий ресурс использования.
Особенности обмотки Letrika
хороший выбор для различных моделей стартеров
экологически чистое и безопасное производство
внедрение лабораторных исследований компании и инновационных решений для улучшения характеристик
надежность и долговечность
использование лучших материалов
большой ресурс эксплуатации
конкурентоспособная приятная цена
С обмотками от «Летрика» стартер будет выполнять свои функции бесперебойно даже при экстремальных условиях работы.
Как заказать обмотки для стартера
Заказать обмотки и другие комплектующие для стартера компании Letrika можно, воспользовавшись бесплатным телефонным номером 8 (800) 555-30-58, где менеджер сможет предоставить вам полную консультативную информацию по любому понравившемуся товару. Также можно самостоятельно сделать заказ, используя на сайте удобный подбор товара по категориям и назначению. Позже наш менеджер обязательно свяжется с вами по указанным контактам для уточнения всех необходимых для завершения заказа деталей.
Внимание: на оптовые заказы обмоток для стартера действуют приятные скидки!
Особой сложности в перемотке катушек стартера нет и времени это занимает не так уж и много, но требуется аккуратность, как собственно и в любом деле. Примерно так выглядит сгоревший статор стартера.
Указываь марку, номер и производителя стартера не имеет смысла поскольку в большинстве они отличаются только размерами. Конечно существуют и выродки, но о них потом.
Обычно сгорает изоляция катушек и очень часто только одной . в этом стартере сгорели две катушки, их и нужно восстановить. Другие две катушки остались целы, проверка на ППЯ подтвердила это. Отвинчивать винты полюсных башмаков лучше всего инерционной отверткой, уперев башмак в клюв наковальни, но за неимением можно и просто мощной отверткой, предварительно осадив головки винтов бородком подходящих размеров
Обмотка снята. Ее так сожгли еще на автомобиле , что очистки практически не понадобилось.Если на обмотке осталась старая налипшая изоляция ее лучше сжечь, отогнув катушки прогреть их до красна и макнуть в воду после чего шинка делается мягкой и с ней легче работать, но только в течении четырех суток, после чего твердость меди восстанавливается.
Корпус нужно очистить- работать будет легче и приятней. Ну и загрунтовать чтобы подольше не ржавел в будущем. На полюсных башмаках видны метки, их нужно пометить кернером еше до разборки. На этом корпусе можно было не метить — башмаки кованые без обработки. Но встречаются такие стартера у которых башмаки протачиваются после сборки, у таких корпусов метки обязательны, если перепутать или перевернуть такой башмак якорь может не убраться или задевать за башмак при работе.
Межвитковую изоляцию лучше делать из тонкого прессшпана наклеив на него двухсторонний скотч и разрезать на полоски немного шире шинок. Раздвинув катушку гармошкой нужно наклеить полоску на одну сторону шинки после чего сдвинуть, обжать катушку по башмаку и перемотать в двух местах узким скотчем. Если двухстороннего скотча не найдется можно приклеить резиновым клеем или «моментом».
Вот одна катушка собрана, вторая собирается так же.
Теперь нужно туго перемотать сами катушки киперной лентой с перехлестом на половину ширины ленты, подтягивая каждый виток. Если киперной ленты не найдется можно нарезать полоски из прочной ХБ ткани. Ткань должна быть такой чтобы не рвалась при подтяжке.
Вот обе катушки собраны, заизолированы лентой и обжаты по башмаку и корпусу. Теперь не плохо проверить на ППЯ и можно пропитывать, пропитка описана в перемотке статора генератора.
Вот корпус (статор) стартера собран, осталось только припаять щетки. При сборке и затяжке башмаков нужно наблюдать за паралельностью их сторон чтобы не возник перекос.
Поводом к такой проверке может послужить полный отказ стартера работать (стартер не крутит, но тяговое реле срабатывает). Проверку придется проводить на снятом с двигателя стартере, так как необходим доступ к выводам его обмоток.
Необходимые для проверки инструменты и приспособления
— Ключи для снятия стартера с двигателя
— Мегаомметр или мультиметр (автотестер) с режимом мегаомметра (с пределом измерений 1000 кОм)
Подготовительные работы
— Снимаем стартер с двигателя автомобиля
Проверка обмоток стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Проверка обмоток статора стартера на короткое замыкание.
Присоединяем один щуп мультиметра к корпусу стартера, а другим по очереди касаемся трех выводов обмоток статора. Если короткого замыкания нет — сопротивление при каждом касании стремится к бесконечности. Если какая-либо из обмоток замкнута на корпус, мультиметр покажет наличие определенного сопротивления на своем табло.
2. Проверка обмоток статора стартера на «обрыв».
По очереди присоединяем щупы мультиметра к выводам обмоток. В случае «обрыва» сопротивление стремится к бесконечности (ток по обмоткам не проходит). Если «обрыва» нет, мультиметр покажет какое-либо небольшое значение.
3. Проверка обмоток якоря стартера на короткое замыкание.
Один щуп мультиметра прижимаем к валу якоря (ротора), а другим поочередно касаемся контактных пластин коллектора якоря. Если короткого замыкания нет, сопротивление стремится к бесконечности.
Примечания и дополнения
— Аналогичным образом можно проверить обмотки любого другого стартера, что ставится на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Рис. Электрическая схема стартера:
1 — аккумуляторная батарея;
2 — катушка зажигания;
3 — тяговое реле;
4 — выключатель зажигания;
5 — корпус стартера
Рис. Муфта свободного хода:
1 — ведущая обойма;
2 — ролик;
3 — толкатель;
4 — шлицевая втулка;
5 — пружина толкателя;
6 — ведомая обойма;
Стартер служит для пуска двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным включением обмотки возбуждения. Обмотки возбуждения двух полюсов включены в цепь последовательно с обмоткой якоря, а двух других — параллельно. Включение стартера — электромагнитное дистанционное при помощи тягового реле, установленного на корпусе стартера.
Обмотка якоря и сериесная обмотка возбуждения стартера выполнены из толстого проводника, так как при пуске стартер потребляет большой величины ток — до 600 А. Для лучшей проводимости применяют меднографитовые щетки. Две минусовые щетки присоединяют к массе, а две плюсовые — к обмотке возбуждения.
Для зацепления шестерни стартера с венцом маховика при пуске и отсоединения шестерни после пуска на валу якоря установлен специальный привод. Привод стартера состоит из рычага включения с возвратной пружиной, шлицевой втулки с муфтой свободного хода, шестерни и буферной пружины. Муфта свободного хода состоит из шлицевой втулки 4, выполненной совместно с ведущей обоймой, и наружной ведомой обоймы 6, изготовленной заодно с шестерней. С внутренней стороны ведомой обоймы имеются четыре наклонных паза, в которых помещены ролики 2, отжимаемые толкателями 3 с пружинами 5 в узкую часть пазов.
При пуске двигателя, когда ведущая обойма начнет вращаться, ролики перемещаются по наклонным поверхностям пазов и заклинивают ведомую обойму, после чего обе обоймы с шестерней вращаются как одно целое. Когда двигатель начнет работать и венец маховика поведет за собой шестерню и наружную обойму с большой скоростью, ролики сдвигаются по наклонной поверхности пазов в широкую часть, позволяя наружной ведомой обойме с шестерней вращаться свободно, не передавая усилия на ведущую обойму и вал якоря, что предупреждает стартера. В случае, если при включении зуб шестерни привода стартера совпадает с зубом венчика маховика, пружина привода сжимается, позволяя рычагу включения перемещаться дальше и замкнуть электрическую цепь стартера, и когда якорь начнет поворачиваться, шестерня под действием буферной пружины сразу же войдет в зацепление.
Стартер включают поворотом ключа включателя зажигания вправо до отказа. При этом ток из аккумуляторной батареи, пойдет по втягивающей и удерживающей обмоткам тягового реле (на, стартере ВАЗ-2101 тяговое реле с одной обмоткой). Проходящий по этим обмоткам ток создает сильное магнитное поле, благодаря которому сердечник тягового реле втягивается внутрь втулки и поворачивает рычаг включения, который нижним концом перемещает по винтовой нарезке привод стартера и вводит его шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого контактный диск тягового реле, соединенный штоком с сердечником, замкнет основные контакты тягового реле, по обмоткам стартера пойдет ток, и якорь стартера начнет вращаться, поворачивая коленчатый вал двигателя. Одновременно в тяговом реле происходит замыкание дополнительного контакта, позволяющего проходить току в первичную обмотку катушки зажигания, минуя дополнительное сопротивление (двигатель АЗЛК-412). Когда двигатель заведется, стартер поворотом ключа влево выключают, и все детали под действием пружины возвращаются в исходное положение.
Учитывая, что при пуске, и особенно холодного двигателя, стартер потребляет большой ток, продолжительность его включения не должна превышать 10 с. Повторные включения производятся только через 40-60 с (после аккумуляторной батареи).
Втягивающие обмотки стартеров потребляют ток, достигающий 30 А. Поэтому в целях защиты контактов выключателей зажигания для управления стартерами часто используется дополнительное реле. Его выводы маркируются следующим образом: К — выводы обмотки; Б — вывод контакта для подключения к аккумуляторной батарее; С, С1, С2 — выводы контактов для управления цепями. [2]
Поэтому обмотки стартера подключаются к аккумуляторной батарее после того, как шестерня приводного механизма введена в зацепление с венцом маховика. [3]
При протекании тока через обмотки стартера от батареи образуются два магнитных поля: поле якоря и поле башмаков корпуса. Взаимодействие этих полей приводит якорь во вращение. [4]
В удерживающую обмотку 9 ток от положительного полюса батареи поступает через массу непосредственно, а во втягивающую 8 — через обмотки стартера . [5]
При соединении этих контактов втягивающая обмотка 6 замыкается накоротко, и реле привода и стартер удерживаются во включенном положении лишь под действием небольшой части тока, проходящего по удерживающей обмотке 4; большая же часть тока потечет от аккумуляторных батарей через обмотки стартера , заставляя якорь стартера вращаться. [6]
ШОРН — шунтовая обмотка РН; РОГ — реле обратного тока; ШООТ, COOT, COPOT, ШОРОТ — обмотки реле обратного тока; В, 2 — аккумуляторные батареи; А — амперметр; 1ПР, 2ПР, ЗПР — предохранители; СОСТ — обмотки стартера ; РСт — реле пуска стартера; / 777 С — промежуточное реле стартера; КСТ, ДКСТ — кнопки стартера основная и дублирующая; ПД, СПД — узел подогрева дизеля; КПД, ДКПД — кнопки подогрева дизеля; ДТВ, ДТМ, ДТТ — датчики температуры воды, масла, давления масла и температуры топлива; ТВ, ТМ, ДМ, ТТ — указатели температуры и давления; КВС — конечный выключатель стрелы; ЭМ — электромагнит управления золотником турботрансформатора; К, — кнопка шунтирования конечного выключателя КВС; ЗС — звуковой сигнал; КЗС, РЗС — кнопка и реле звукового сигнала; ШР — штепсельная розетка; 1СП, 2СП, ПЛ, ССЭ — осветительные приборы; 1П — переключатель; 1Ф 2Ф — фары; ПФ — переключатель фар; IB, 5B — выключатели: MB — двигатель вентилятора; МО — двигатель вентилятора обогрева. [7]
При включении стартера усилие от педали / передается рычагу 2, который, поворачиваясь на своей оси 6, перемещает привод до зацепления шестерни стартера с зубчатым венцом 13 маховика, после чего упор 3 рычага включения нажимает стержень 5 включателя 4, который включает ток в обмотки стартера . [9]
В начале включения стартера необходимо большое усилие электромагнита, поэтому первоначально работают две обмотки тягового электромагнита ( втягивающая и удерживающая), одна из которых ( втягивающая) затем отключается. Втягивающая обмотка соединяется с корпусом через обмотки стартера . Ток от батареи поступает в обмотки 19 стартера 18, и якорь стартера начинает вращаться. Одновременно отключается втягивающая обмотка, так как оба ее конца оказываются соединенными с аккумуляторной батареей, а от контакта 7 ток проходит к катушке зажигания, минуя дополнительное сопротивление. [10]
Главный контакт КД собирает цепь пускового контактора КП1, а замыкающий контакт КД ( 59.4, 73.1) шунтирует замыкающий контакт РВ1 и размыкающий контакт КП2, обеспечивая питание собственной катушки. Главный замыкающий контакт КП1 ( провод 2.12) собирает цепь катушки электромагнита стартера БМ1: плюс БА, РБ, замыкающий контакт КД, катушка БМ1, обмотки стартера ЭС , замыкающий контакт КП1, РБ, минус БА. Главный замыкающий контакт КП2 подает напряжение на стартер ЭС, который принимает полную нагрузку и раскручивает коленчатый вал дизеля. Когда дизель запустится, стартер разгружается и выходит из зацепления. Замыкающий контакт КП2 (237.2) шунтирует замыкающий контакт БМ1 и КП становится на самопитание, исключая возможность повторного ввода в зацепление стартера с дизелем. [11]
При наличии на стартере тягового реле стартер включается подключением обмоток тягового реле к аккумуляторной батарее. Это подключение на автомобилях с дизельными двигателями осуществляется с помощью выключателя стартера, контакты которого рассчитаны на ток, потребляемый тяговым реле. На авто мобилях с карбюраторными двигателями, у которых мощность стартера значительно ниже, тяговое реле включается через выключатель зажигания. Однако контакты выключателя зажигания не рассчитаны на силу тока, потребляемую тяговым реле в момент включения ( 30 — 40 А), поэтому приходится ставить реле стартера, контакты которого включают обмотки тягового реле, а обмотки реле стартера включаются через выключатель зажигания. [14]
Необходимо знать, как работает втягивающее реле стартера. Для того чтобы правильно диагностировать неисправности возникающие при работе стартера.
Для чего нужно втягивающее реле
Функции втягивающего реле стартера
- Втягивающее реле выполняет две основные функции. Подводит шестерню бендикса к шестеренчатому венцу маховика. Реле представляет собой электромагнитную катушку. Внутри катушки расположен якорь-поршень цилиндрической формы. . Который под воздействием силы магнитного потока перемещается поступательно. Якорь зацеплен за вилку, Которая соединена с бендиксом.
Когда электрический ток подаётся от замка зажигания на обмотку реле. Якорь втягивается внутрь реле. Тянет за собой вилку. Бендикс выталкивается. И шестерня бендикса и венец маховика соединяются.
Схема включения катушки реле.
Как работает втягивающее реле стартера
Катушка втягивающего реле состоит из двух обмоток. Обмотки соединены между собой. И в месте соединения на них приходит плюс от замка зажигания или реле стартера которая управляется замком зажигания. Минусы катушки имеют разное подключение. Одна соединена на массу. Её называют удерживающей.
Вторая обмотка соединена с клеммой к которой подключен провод идущий из стартера. Этот провод идет на обмотки статора с них на щетки коллектора якоря. Фактически пока стартер не начал работать Вторая обмотка имеет минус через якорь от минусовой щетки коллектора. Он идет через обмотку якоря на плюсовую щетку далее на статор и выходит к клемме на втягивающем реле.
Эта обмотка называется втягивающая. Пока стартер не включен обе обмотки втягивающего реле имеют общий плюс и минусы от разных точек подключения. Общее плюсовое соединение подключено к клемме управления втягивающим реле.
Включается замок зажигания. Проворачивается ключ стартера. Плюс приходит на клемму управления. В обеих катушках создаётся электромагнитное поле. Силы, которого хватает, чтобы втянуть якорь.
- Второе предназначение реле. Соединить клемму, на которую приходит плюс от аккумулятора. С клеммой, через которую подаётся плюс на обмотки статора и якоря. Чтобы стартер начал вращаться. Якорь втягивающего реле помимо того что тянет за собой вилку бендикса с одной стороны . с другой прижимает пятак и который соединяет две клеммы между собой. Стартер начинает вращаться. Втягивающая обмотка, которая имела минус на клемме отключится.
Это произойдет потому что. С одной стороны она имеет общий плюс с удерживающей обмоткой от клеммы управления. С другой стороны минус стал плюсом. На контактах втягивающей обмотки перестанет возникать разность потенциалов. Электромагнитное поле пропадет. Якорь реле будет удерживаться только одной обмоткой. Которая имеет минус на корпусе стартера. Силы магнитного поля будет достаточно чтобы удерживать якорь реле в этом положении. Пока крутится стартер.
Как только двигатель заведется и ключ стартера будет отпущен. Плюс перестанет приходить на удерживающую обмотку. Сила магнитного потока пропадет. Пружина отбросит якорь реле. Пятак отойдет от клемм, и стартер перестанет вращаться. неисправности втягивающего реле стартера
Неисправности втягивающего реле стартера
Именно по этому причиной неисправности втягивающего реле стартера. Может быть вышедшая из строя втягивающая обмотка. Реле щелкает а стартер не крутит. Потому что срабатывает удерживающая обмотка. Но её силы тока не хватает, чтобы сдавить усилие пружины и втянуть якорь реле и прижать пятак к клеммам.
Неисправность обмоток
Это частая неисправность. Потому что основная нагрузка ложится на втягивающую обмотку. Потому что требуется максимальное усилие чтобы втянуть якорь. Эта обмотка имеет большее сечение провода. Соответственно в ней создаётся больший ток чем в удерживающей обмотке.
Образование нагара
Еще одна неисправность втягивающего реле это образование нагара на пятаке и клеммах. В результате воздействия сильного электрического тока на пятаке и клеммах в результате их взаимодействия образуется нагар и выгорание поверхности. При соединении пятака и клемм нагар не даёт контакта, и электрический ток не поступает на обмотки стартера. На втягивающих реле где снимается крышка с клеммами. Эта проблема решается легко. Пятак переворачивается другой стороной. Клеммы зачищаются.
Как проверить втягивающее реле стартера в домашних условиях
При помощи мультиметра
Проверить втягивающее реле стартера на обрыв обмотки можно мультиметром. Для этого необходимо выставить мультиметр на проверку сопротивления. Один щуп соединить с клеммой управления реле. Второй на массу. Мультиметр должен показать сопротивление. Значит удерживающая обмотка исправна.
Если переместить щуп с массы на клемму и отсоединить провод идущий на обмотки стартера. Мультиметр также должен показать сопротивление. В случае обрыва обмотки мультиметр покажет отсутствие контакта.
Но скорее всего может произойти либо межвитковое замыкание либо замыкание на корпус реле. Замыкание не происходит как провод с проводом или с корпусом. Замыкание может происходить в месте нарушения изоляции через воздушное пространство. Под нагрузкой проскакивает искра в месте где нарушена изоляция. В результате происходит короткое замыкание через воздух. Сила магнитного потока не создаётся. Стартер не крутится. Обмотку можно прозвонить с помощью Мегомметра, но это так же может не привести к результату.
Проверка втягивающего реле аккумулятором
Поэтому лучше всего снять втягивающее реле со стартера. Собрать схему для проверки на рабочем столе. Минус от аккумулятора соединить с клеммой на которую должен крепиться провод идущий со стартера и корпусом втягивающего реле. Плюс необходимо подать на клему управления
Вк 1 — выключатель имитирует замок зажигания
При включении ВК-1 якорь втягивается Должны работать обе обмотки
При выключении массы выключателем ВК-2 имитируется смена полюсов в момент соединения пятака между клеммами. после того как якорь втянулся.
При этом отключается втягивающая обмотка и в работе остаётся удерживающая. Якорь находится во втянутом состоянии.
При отключении питания от клеммы управления якорь возвращается в исходное положение. выходит из реле
То есть если все работает как описано то реле исправно. Если якорь не втягивается или втягивается наполовину. Обрыв или замыкание обмоток.
От того как работает втягивающее реле зависит правильная работа стартера.
Обмотка возбуждения стартеров выполняется из медной шины, которая свертывается в спираль вместе с полоской из прессшпана или литероида. Ширина полоски изоляции равна ширине медной шины. После намотки такой катушки производят ее оплетку тесьмой из хлопчатобумажной ткани, придают ей нужную форму под прессом и пропитывают лаком. При разборке и сборке индуктора стартера используется то же оборудование, что и для генераторов. Места соединения катушек между собою, а также медных канатиков, соединяющих щетки, требуют надежной пайки, так как стартер работает при больших токах и величина переходного сопротивления имеет большое значение. [3]
Обмотка возбуждения стартера включена последовательно обмотке якоря, поэтому ток в цепи стартера равен току в обмотке возбуждения, а следовательно, и току в обмотке якоря. [4]
Обмотка возбуждения стартеров рыполняется из медного провода прямоугольного сечения. [5]
Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви, провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор. [6]
Для проверки отсутствия замыкания внутренней цепи стартера на массу необходимо приподнять над коллектором неизолированные массовые щетки, отъединить вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, отъединить вывод обмотки возбуждения стартера от тягового реле, подвести к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера напряжение ( через контрольную лампочку) от аккумуляторной батареи или от сети. [7]
Пуск; 4 — подвижный контакт; 5 — тяговое реле стартера; 6 — якорь реле; 7 — удерживающая обмотка; 8 — втягивающая обмотка; 9 — обмотка возбуждения стартера ; 10 — якорь стартера. [9]
Одновременно с отходом якоря 15 реле-шток 12 под действием упругой силы пружины 10 тоже отходит в исходное положение и отводит подвижный контакт / / от головок неподвижных контактных болтов, отключая обмотку возбуждения стартера от аккумуляторной батареи. [11]
На рис. 160 изображен стартер СТ-8 в разрезе. Зажим 1 включателя соединяется с обмоткой возбуждения стартера , а зажим 2 с зажимом — аккумуляторной батареи. Включатель ВК-14 не только включает стартер в цепь батареи, но и блокирует вариатор ( рис. 58), который при пуске двигателя не только не нужен, но и ухудшал бы пуск двигателя. [13]
По одному концу удерживающей и втягивающей обмоток 21 припаяны к зажиму 17 тягового реле. Другой конец удерживающей обмотки соединен на корпус реле, а другой конец втягивающей обмотки подключен к выводу обмотки возбуждения стартера . Зажим КЗ на — чертеже не виден. [14]
В стартер входят четырехполюсный двигатель последовательного возбуждения, шестерня с муфтой свободного хода и электромагнитное тяговое реле. Цепь стартера может быть замкнута только через дополнительное реле включения. Обмотка возбуждения стартера состоит из двух параллельных ветвей, в каждой из которых имеется по две катушки, последовательно включенные по отношению к обмотке якоря. [15]