На автомобилях с двигателями экологического класса 5 и 6 устанавливается электронный блок управления электрооборудованием (ЭБУ ЭО) (см. рис. Расположение предохранителей и реле с электронным блоком управления).
Расположение предохранителей и реле с электронным блоком управления
1 — Реле за панелью выключателей; 2 — блок предохранителей (F3, F7, F6); 3 — электронный блок управления электрооборудованием; 4 — предохранитель F1, 5 — реле звукового сигнала; 6 — реле включения фары сцепки; 7 – реле стартера; 8 – реле сигнализатора.
Реле за панелью выключателей
Реле за панелью выключателей для автомобилей с двигателями экологического класса 5
1 — Реле ЭФУ (для отдельных комплектаций); 2 — реле ЭФУ (для отдельных комплектаций); 3 — реле торможения; 4 — реле подогрева топлива; 5 — реле включения приборов и стартера; 6 — реле включения аккумуляторной батареи; 7 — реле управления питанием после замка выключателя приборов и стартера; 8 — реле розетки 12 В; 9 — реле останова стеклоочистителя; 10 — реле отключения радиоприёмника
Реле за панелью выключателей для автомобилей с двигателями экологического класса 6
1 — Реле сцепления; 2 — реле блокировки стартера; 3 — реле питания насоса; 4 — реле подогреваемой линии к форсунке; 5 — реле подогреваемой линии от насоса в бак; 6 — реле подогрева топлива; 7 — реле включения приборов и стартера; 8 — реле включения аккумуляторной батареи; 9 — реле управления питанием после замка выключателя приборов и стартера; 10 — реле розетки 12 В; 11 – реле подогреваемой линии от бака в насос; 12 — реле отключения радиоприёмника; 13 — реле останова стеклоочистителя; 14 — реле отопителя
Предохранитель F1
Предохранитель F1
1 – Питание; 2 — радиооборудование; 3 – жгут проводов цепи ЭФУ; 4 – на блок предохранителей F2; 5 – кабель осушителя; 6 – выключатель приборов и стартера; 7 – реле стартера; 8 – на блок предохранителя F3 после выключателя приборов и стартера; 9 — на блок предохранителя F3 до выключателя приборов и стартера; 10 – предохранитель 60 А; 11 – предохранитель 30 А
Предохранитель F5
Предохранитель F5 установлен на панели передка кабины.
Предохранитель F5
1 — к блоку предохранителей F4; 2 — предохранитель F5; 3 — перемычка; 4 — провод «Генератор-предохранитель»; 5 — провод «Аккумуляторная батарея — предохранитель»; 6 — провод предохранителей; 7 — к блоку предохранителей F1; 8 — провод предохранителей
КамАЗ 5490. Коды ошибок АКПП блока AS-Tronic (ZF)
В создании участие принимали инженеры из концерна Daimler.
Прообразом КамАЗ 5490 стал Mercedes-Benz Axor, выпускающийся с 2001 года.
Блок предохранителей КамАЗ-5490 (65206, 65207).
Обозначение | Номинал | Потребитель | Состояние выключателя основного питания / замка зажигания |
FU1.1 | 5A | Блок управления ЭФУ | Вкл / ON |
FU1.2 | 5A | Блок управления пневмоподвеской | Вкл / ON |
FU1.3 | 5A | Блок управления электрооборудованием (CBCU) | Вкл / ON |
FU1.4 | 5A | Блок управления EBS | Вкл / ON |
FU1.5 | 5A | Блок управления двигателем ADM3 | Вкл / ON |
FU1.6 | 10A | Блок управления системы нейтрализации | Вкл / ON |
FU1.7 | 10A | Блок управления двигателем MR2 | Вкл / ON |
FU1.8 | |||
FU1.9 | 10A | Блок управления ретардером | Вкл / ON |
FU1.10 | 5A | Разъем OBD диагностики | Вкл / ON |
FU1.11 | 5A | Тахограф / комбинация приборов | Вкл / ON |
FU1.12 | 5A | Разъем для спецнадстроек | Вкл / ON |
FU2.1 | |||
FU2.2 | 10A | Панель управления со стороны водителя | Вкл / ON |
FU2.3 | |||
FU2.4 | 5A | Обмотка возбуждения генератора | Вкл / ON |
FU2.5 | 5A | Блок управления центральным замком | Вкл / ON |
FU2.6 | |||
FU2.7 | 5A | Привод управления люка | Вкл / ACC |
FU2.8 | 20A | Кондиционер | Вкл / ACC |
FU2.9 | 15A | Панель управления со стороны водителя | Вкл / ACC |
FU2.10 | 15А | Панель управления дверь со стороны пассажира | Вкл / ACC |
FU2.11 | 5A | Аудиосистема | Вкл / ACC |
FU2.12 | 10A | Прикуриватель | Вкл / ACC |
FU3.1 | 15А | Блок управления EBS | Вкл / 0 |
FU3.2 | 15А | EBS прицепа | Вкл / 0 |
FU3.3 | 15А | Блок управления пневмоподвеской | Вкл / 0 |
FU3.4 | 15А | Осушитель | Вкл / 0 |
FU3.5 | |||
FU3.6 | 10А | Блок управления ретардером | Вкл / 0 |
FU3.7 | 10А | Комбинация приборов | Вкл / 0 |
FU3.8 | 20A | Блок управления ЭФУ | Вкл / 0 |
FU3.9 | 10А | Разъем OBD диагностики | Вкл / 0 |
FU3.10 | 10А | Блок управления электрооборудованием | Вкл / 0 |
FU3.11 | 20A | Блок управления электрооборудованием CBCU гр.4 | Вкл / 0 |
FU3.12 | 15А | Блок управления EBS | Вкл / 0 |
FU4.1 | 20A | Электронасос подъема / опускания кабины | Вкл / 0 |
FU4.2 | 10А | Освещение салона | Вкл / 0 |
FU4.3 | 10А | Разъем для спецнадстроек | Вкл / 0 |
FU4.4 | 5А | Питание клавиш и датчиков | Вкл / 0 |
FU4.5 | 10А | Аудиосистема | Вкл / 0 |
FU4.6 | 10А | Обогрев стекла | Вкл / 0 |
FU4.7 | 10А | Фара сцепки | Вкл / 0 |
FU4.8 | 10А | Розетка 24В | Вкл / 0 |
FU4.9 | 10А | Звуковой сигнал | Вкл / 0 |
FU4.10 | 5А | Реле дистанционного включения АКБ | Вкл / 0 |
FU4.11 | |||
FU4.12 | |||
FU5.1 | 15А | Подогрев топлива в топливозаборнике | Не зависит / 0 |
FU5.2 | 15А | Подогрев топлива в ФГОТ | Не зависит / 0 |
FU5.3 | |||
FU5.4 | 5А | Тахограф | Не зависит / 0 |
FU5.5 | 10А | Блок управления двигателем ADM3 | Не зависит / 0 |
FU5.6 | 15А | Блок управления системы нейтрализации | Не зависит / 0 |
FU5.7 | 20А | Блок управления электрооборудованием CBCU гр.1 | Не зависит / 0 |
FU5.8 | 20А | Блок управления электрооборудованием CBCU гр.2 | Не зависит / 0 |
FU5.9 | 20А | Блок управления электрооборудованием CBCU гр.5 | Не зависит / 0 |
FU5.10 | 20А | Блок управления электрооборудованием CBCU гр.6 | Не зависит / 0 |
FU5.11 | 25А | ПЖД | Не зависит / 0 |
FU5.12 | |||
FU6.1 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.2 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.3 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.4 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.5 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.6 | 15А | Блок управления электрооборудованием MUX4-P | Не зависит / 0 |
FU6.7 | 15A | Подогрев сиденья | Не зависит / ON |
FU6.8 | |||
FU6.9 | 15А | Блок управления центральным замком | Вкл / 0 |
Блок реле
К1 | Реле режимов стеклоочистителя |
К2 | Реле торможения стеклоочистителя |
К3 | Реле фары сцепки |
К4 | Реле звукового сигнала |
К5 | Реле подогрева топлива |
К6 | Реле блокировки опрокидывания кабины |
К7 | Реле блокировки отключения АКБ |
К8 | Реле кондиционера |
Расположение предохранителей и реле.
Блок предохранителей и реле установлен в панели приборов со стороны пассажира. Для доступа — необходимо отвернуть крепления и снять крышку блока предохранителей.
Https://zap-kam. ru/kamaz-5490/info/predohraniteli_i_rele_kamaz-5490-65206-65207.html
Флажковый блок предохранителей от КАМАЗа, предохранители MTA.
Длина контактов соответствует длине ножки предохранителя, а не короче, как на дешевых блоках.
Также нужны предохранители, я взял MTA (Tesla не было, да и они, обычно, чуть дороже). Дешевые китайские в прозрачных корпусах лучше не брать – они держат больший ток, чем заявлено, что может обернуться проблемами, вплоть до возгорания.
«Размерная линейка» флажковых не соответствует цилиндрическим, поэтому вместо 8 А брал 7,5 А, вместо 16 – 15. Кто-то ставит в сторону повышения – 10 А вместо 8. На мой взгляд, такое решение чревато, хотя по правде, номинал одного предохранителя я увеличил (об этом чуть позже).
Далее необходимо изготовить перемычки. Если посмотреть на штатный блок – видно, входы каких предохранителей там объединены.
Расположение перемычек видно на самом блоке.
Во многих источниках указано 4 перемычки, мне понадобилось 3 (4-я, по идее, объединяет большой блок с малым, но у меня на кабеле уже был дополнительный «отросток»). Кто-то спаивает контакты, это очень компактный вариант. Кто-то просто сжимает контакты и надевает клемму сразу на оба. В целях «обратимости» последствий я изготавливал перемычки из кабеля ПГВА сечением 4 мм, и клемм 6,3 мм. под толстый кабель. Заизолировал клеевой термоусадкой REXANT 9/3мм, она гораздо толще и прочнее ширпотребных термоусадок из гипермаркетов и автомагов (заказывал на сайте ВсеИнструменты. ру, цена была 139 р., думал за один метровый отрезок, а привезли целый кулек из 10 – на сайте ошиблись ценой, единичку забыли поставить…).
Сверху тонкие провода без изоляции клемм — выходы. Снизу толстые с изоляцией — входы.
Далее внимательно по одному переносим провода на новый блок, они достаточно длинные, проблем с этим быть не должно. На входах изоляция клемм есть, выходы надо затянуть в термоусадку. Смотрим номинал штатного предохранителя и ставим флажковый. Таким образом переносим все 10.
Переключаем по одному, затягивая выходы в термоусадку.
Что касается маленького блока – он почти весь состоит из внутренних и внешних перемычек. На нем по инструкции у меня задействованы первые 4, резервными значатся последние 2, хотя провода к ним подключены.
На маленьком блоке у меня была одна заводская внешняя перемычка, так что я мог бы сделать всего две. Перемычки внутри блока. Последние два провода идут от резервных по инструкции предохранителей, куда — не знаю… До сих пор не обнаружил неработающей какую-либо функцию.
В итоге, в один блок у меня уместилось все, кроме прикуривателя. Т. к. насос я подключаю к АКБ, прикуриватель я воткнул к 13-му преду (у меня там задние туманки). Два резервных выхода заизолировал, на свободные контакты блока надел термоусадку (изоляции много не бывает, тем более на «вибромобиле»).
Далее подключил АКБ, открыл инструкцию на странице с предохранителями и пошел проверять все системы по порядку. На удивление, все работало!
Теперь надо блок прикрутить. Для начала надо опять отключить батарею (я забыл и во время примерок ткнул случайно в шпильку, сжег один пред). Также сам корпус блока обмотал «флисовой» лентой (почему эти блоки не делают вкруг запаянными?)
Закрепить блок, теоретически, можно на штатные кронштейны. Мне этот способ не понравился тем, что провода будут слишком прижаты к косе, их еще как-то уложить надо. В итоге примерно изобразил нужную форму из жестяной пластинки, распилил большой уголок, согнул по шаблону и приделал резьбовые заклепки. Также обмотал «флисовой» лентой.
Кронштейны из половинок уголка.
Получилось то что нужно: монтируется легко, особая укладка проводов не нужна, «лицо» блока вровень со скосом панели, не торчит. При этом прямо с водительского места можно поменять предохранитель.
Поскольку защелки крышки почему-то не симметричные пометил один край. Также вклеил кусочек вибры, чтобы не дребезжала. Готово!
Пометил изолентой левый край, т. к. защелки не симметричны. Немного вибры от дребезга, хоть крышечка и садится более-менее плотно.
Что касается увеличения номинала предохранителей.
Только второй я заменил с 7,5 А на 10. И вот почему: как-то маневрировал на парковке ТЦ в дождь, задним ходом и с аварийкой (практически всегда ее включаю при движении задним ходом и сложных маневрах: она издалека привлекает внимание других водителей, и адекватных пешеходов тоже). Заехал под крышу, дворники зависли на протертом стекле, и… вырубились вместе с панелью приборов, аварийкой и лампами заднего хода, судя по всему, тоже. Все это висит на втором предохранителе (правда, лампы и реле в режиме указателей поворота, а не аварийки). MTA держит ток не больше заявленного. Временно поставил китайский 7,5 А – он при таком «комбо» не сгорел. Потом заменил на 10 А MTA.
Предохранители MTA выполняют свою функцию — держат ток не больше заявленного. Пока оставил такие номиналы.
Больше никаких перегораний не было. Так что увеличивать номинал или нет, каждый решает сам в зависимости от электросхемы конкретной машины и возможных «комбо». Но если предохранители горят регулярно – надо искать проблему в проводке и потребителях.