Автомагистраль: что это и в чем отличие автомагистрали от обычной дороги

К автомагистралям относятся дороги, с многополосной проезжей частью и центральной разделительной полосой. Здесь нет пересечений на одном уровне (перекрестки и ж/д пути).

Так в пункте 1.2 ПДД говорится следующее: «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Максимальная скорость на автомагистрали – 110 км/ч. Но собственникам или владельцем дорог предоставлено право увеличивать максимальную скорость до 130 км/ч.

Так, к примеру, сделала Госкомпания «Автодор», в чьем управлении находится трасса М-4. Здесь на некоторых участках установлен скоростной лимит для легковых автомобилей в 130 км/ч.

А учитывая, что за превышение до 20 км/ч у нас не наказывают, почти все едут на таких участках со скоростью 149 км/ч.

— движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

— движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

Причем самое интересное, что вы можете ехать по автомагистрали со скоростью 30 км/ч. Главное условие, чтобы конструктивно ваш автомобиль мог ехать быстрее 40 км/ч.

К таким относятся автомобильные дороги, попасть на которые возможно только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки. Здесь, также как и на автомагистралях запрещена остановка и стоянка. А чтобы отдохнуть в дороге, нужно воспользоваться специальными местами и площадками для стоянки транспортных средств.

Разница еще в том, что в отличие от автомагистрали, где не допускается доступ с примыкающей дороги на одном уровне, на скоростной дороге такой съезд возможен. Правда есть ограничение, не чаще чем через 5 км.

А уж все остальные дороги являются обычного типа. Тут уже и условия проще. Одноуровневые съезды-выезды и перекрестки, узкие полосы (до 3 метров, в отличие от автомагистрали, где минимум 3.75).

Еще в зависимости от класса, различается и интенсивность движения. Так для автомагистрали и скоростной дороги расчетной является интенсивность больше 14 000 автомобилей в сутки, а для дорог обычного типа от 14 000 автомобилей в сутки (дорога категории ), до 200 автомобилей (низшая категория для этого класса с индексом ).

Вот что еще интересно. Двадцать лет назад были разработаны проектные скорости в зависимости от класса дорог. Так, к примеру, для автомагистрали была установлена скорость в 150 км/ч, для скоростных 120, а для обычного типа 100. Но, видимо посчитав, что в стране хорошего качества дорог и хороших же автомобилей попросту нет, цифры сильно снизили.

На автомагистрали, как я уже отмечал, это 110 км/ч (в некоторых местах 130), а на остальных дорогах 90 км/ч вне населенных пунктов и 60 в населенных.

Что такое автомагистраль

Автомагистраль — это дорога для скоростного движения автомобилей. Она обозначается знаком 5.1:

На автомагистрали нет пересечений с другими трассами на одном уровне, а проезжие части обязательно отделяются друг от друга разделителем или сплошной полосой. Выезд на встречную полосу запрещен. Эти условия позволяют увеличить скоростной режим без риска для водителей.

Какие правила действуют на автомагистрали

По автомагистрали могут двигаться только автомобили и мотоциклы. Движение пешеходов, мопедов, домашних животных и тракторов запрещено.

Нельзя двигаться на автомагистрали на транспортном средстве, которое не способно ехать быстрее 40 км/ч. Правило касается не только тихоходных транспортных средств, но и тех машин, которым поломка не позволяет ехать с нужной скоростью. Буксировка разрешена, но только если оба транспортных средства могут развить скорость от 40 км/ч.

На автомагистрали запрещены развороты вне специально обозначенных мест. Въезжать в технические разрывы полосы тоже нельзя — они созданы для движения спецтехники и автомобилей оперативных служб. Штраф за выезд в разрыв полосы или разворот в неположенном месте — 2 500 руб.

Запрещена не только длительная стоянка, но и кратковременная остановка. За нарушение предусмотрен штраф — 1 000 руб.

Останавливаться на автомагистрали можно только в случае ДТП или поломки. В этом случае водитель должен выехать на обочину, включить аварийку и установить знак аварийной остановки — на расстоянии не менее 30 метров от машины.

Ранее на автомагистралях была запрещена учебная езда, но 1 января 2020 года запрет отменили.

Разрешенная скорость на автомагистрали

Для легковых автомобилей и мотоциклов — 110 км/ч. На некоторых магистралях в порядке исключения разрешена скорость до 130 км/ч — но только там, где установлен соответствующий знак.

Автомагистраль не стоит путать с дорогой для автомобилей. На автомагистрали и дороге для автомобилей действуют одинаковые запреты, но скоростной режим разный. Дорога для автомобилей позволяет ехать со стандартной скоростью: до 60 км/ч в населенном пункте и до 90 км/ч на трассах.

МКАД и ЦКАД — автомагистраль?

Хотя МКАД часто называют автомагистралью, на самом деле по ПДД это дорога для автомобилей. На въезде установлены знаки 5.3.

На ЦКАД есть участок, который считается автомагистралью — от трассы М11 до села Лисинцево. На других участках и развязках могут быть установлены знаки «Дорога для автомобилей». Строительство дорог продолжается.

Максимально разрешенная скорость может отличаться на разных участках и разных полосах. Ориентируйтесь на знаки «Ограничение скорости». Обычно в зонах ремонта дороги устанавливают временные знаки, а камеры настраивают под их значения. В апреле 2022 года скорость на некоторых участках МКАД ограничивали до 60 км/ч. Водителям, которые не обратили внимания на новые знаки, пришли штрафы за превышение.

Особенности движения грузовиков по автомагистралям, МКАД и ЦКАД

Все эти правила действуют и на дороге для автомобилей, а значит — распространяются на движение по МКАД и ЦКАД.

Есть и другие нюансы, которые следует учитывать при движении на грузовом транспорте:

Движение по ЦКАД

На ЦКАД для грузовых автомобилей установлен более высокий штраф за проезд без оплаты. Если легковой автомобиль оштрафуют на 1 500 руб., то грузовик или автобус — на 5 000 руб. Поэтому важно проверять задолженность за проезд и оплачивать ее, пока штраф еще можно отменить.

Проверить задолженность по одному автомобилю можно на официальном сайте «Автодора». Нужно ввести в форму госномер автомобиля и указать свой телефон.

Для крупных автопарков такой способ не подходит — на проверку уйдет слишком много времени. Проверить задолженность по всем автомобилям можно в OnlineГИБДД. Сервис показывает всю информацию по проездам:

Движение по МКАД

Оформленный пропуск могут аннулировать в любой момент — например, за неоплаченные штрафы или отклонение от маршрута перевозки. При этом за одну поездку можно получить сразу несколько штрафов — с каждой камеры, которую проедет грузовик.

Проверить пропуск для одного автомобиля можно . Потребуется внести данные автомобиля в личный кабинет и каждый раз запускать проверку вручную.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Всё о работе автопарка и изменениях ПДД в одном письме в неделю.

Как юрлицам проверить и оплатить долг за проезд по ЦКАД

Шлагбаумов на ЦКАД трассе нет, но проезд платный. Разобрали как автоматически проверять задолженность ЦКАД и не получать штрафы.

Перевозка негабаритных грузов — правила и штрафы для юридических лиц

Разъясняем правила перевозки негабаритных грузов и размеры штрафов для юридических лиц за несоблюдение требований

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы

Рассказываем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц

О СМИ

Сетевое издание «Автопомощь» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Оставьте заявку на комплект документов, наш специалист свяжется с вами в течение рабочего дня.

1.Должностная инструкция ответственного за БДД 2.Должностная ответственного за техсостояние 3.Должностная инструкция контролера 4.Должностная инструкция ответственного за путевые листы 5.Должн. инструкция водителя легкового 6.Должн. инструкция водителя грузового 7.Должн. инструкция водителя автобуса 8.Инструкция крупногобаритные грузы 9.Инструкция опасные грузы 10.Инструкция спец. сигналы 11.Приказ назначении ответственного за БДД 12.Приказ назначении техсостояние 13.Приказ назначении контролера 14.Приказ назначении ответственного за путевые листы 15.Положение о проведении стажировки 16.Программа стажир. водит 17.Приказ назн. водит-наставн 18.Приказ о стажировке и испытании 19.Приказ допуск к самост. работе 20.Программа вводного инструктажа

21.Программа инструкт. на рабоч. месте 22.Инструкции 20шт 23.Журнал регистрации вводного инструктажа 24.Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте 25.Журнал регистрации целевого инструктажа 26.Журнал учета ДТП 27.Журнал учета нарушений ПДД 28.План меропр. предупрежд. ДТП 29.Приказ созд. комис. расслед. ДТП 30.Приказ утв. положения служ. расслед. ДТП 31.План мед. осмотров водит 32.Приказ и положение по медосмотрам 33.Журнал предрейс. мед. осмотр 34.Журнал послерейс. мед. осмотр 35.График смен водителей 36.План тех. обслуж ТС 37.Перечень операций при выпуске на линию 38.Путевой лист легковой 39.Путевой лист грузовой 40.Путевой лист автобус 41.Путевой лист легковой Госкомстат № 3 переработанный 42.Путевой лист грузовой Госкомстат № 4-П переработанный 43.Путевой лист грузовой Госкомстат № 4-С переработанный 44.Путевой лист автобус Госкомстат № 6 переработанный 45.Журнал учета пут. листов 46.Учебный план 20 часов БДД 47.Приказ о создании комиссии по 20 часам БДД с протоколом 48.Методическое пособия ежегодных занятий с водителями 20 часов 49.Журнал учета занятий 20ч 50.Экзаменационные билеты 20 часов 51.Журнал проверок 52.Образцы штампов

В этой статье речь пойдет про пункты , которые регламентируют движение транспортных средств по автомагистралям.

И хотя в настоящее время на территории Российской Федерации количество автомагистралей не слишком велико, правила движения по ним следует знать всем водителям.

Во-первых, постепенно на территории страны появляются новые скоростные дороги, а во-вторых, Вы в любой момент можете оказаться на одной из существующих магистралей.

Что такое автомагистраль?

Автомагистраль — это автомобильная дорога специального типа, определение которой дается в пункте 1.2 ПДД:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Итак, отличительными особенностями автомагистрали являются наличие разделительной полосы и отсутствие пересечений с другими дорогами в одном уровне.

Каждый из этих признаков делает саму дорогу более безопасной и уменьшает вероятность возникновения . Именно поэтому на автомагистралях действуют особые правила дорожного движения.

Начало и конец любой магистрали должны быть отмечены знаками 5.1 и 5.2:

При въезда на автомагистраль Вы вправе рассчитывать на то, что на всем протяжении дороги в центре будет разделительная полоса и не будет пересечений с другими дорогами в одном уровне.

Обратите внимание на тот факт, что автомагистраль может иметь примыкания дорог на одном уровне, по которым и осуществляется въезд и выезд на данную дорогу.

Разрешенная скорость на магистрали

Движения по автомагистрали зафиксирована в пункте 10.3 правил дорожного движения и составляет .

Обратите внимание, что речь идет об автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов. Если же автомагистраль находится в населенном пункте, то максимальная скорость движения на ней — 60 км/ч.

Кроме того, в 2023 году на некоторых автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов, максимальная скорость движения может быть . Для этого на дороге должны быть установлены знаки 3.24 ограничение максимальной скорости со значением 130:

За превышение разрешенной скорости движения на водителя может быть наложено административное наказание в виде штрафа или лишения прав, либо уголовное наказание вплоть до лишения свободы. Вид и размер наказания зависят от того, на сколько водитель превысил скорость.

Что касается минимальной скорости на магистрали, то правила дорожного движения этот вопрос не регламентируют. Однако нужно помнить, что некоторым участникам движения вход и въезд на автомагистраль запрещен:

Данное правило не означает, что на магистрали нельзя снизить скорость, например, до 30 км/ч. Просто необходимо, чтобы Ваш автомобиль имел возможность двигаться быстрее 40 км/ч. Однако постоянно поддерживать эту скорость необязательно.

Рекомендую не ездить по автомагистралям слишком медленно, т. к. водитель автомобиля, едущего со скоростью 110 км/ч, может не успеть отреагировать на медленную машину, и это приведет к ДТП.

За движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или его состоянию составляет менее 40 км/ч, на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.

Правила разворота на автомагистрали

Разворот на автомагистрали разрешается только . Пункт 16.1 правил запрещает разворачиваться через технологические разрывы разделительной полосы, а также просто въезжать в такие разрывы:

За подобное нарушение правил на водителя может быть наложен штраф в размере 2 500 рублей.

Движение задним ходом по автомагистрали

Еще одна особенность автомагистрали — это на всем ее протяжении. За подобное нарушение также предусмотрен штраф 2 500 рублей.

Правила остановки на автомагистрали

Остановка на магистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками «Место стоянки» или «Место отдыха»:

Что касается вынужденной остановки на проезжей части, то в данном случае необходимо включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а также принять меры к тому, чтобы вывести транспортное средство за сплошную линию, ограничивающую край проезжей части.

Знак аварийной остановки на магистрали лучше выставить как можно дальше от автомобиля, чтобы транспортные средства, движущиеся со скоростью 110 км/ч, имели возможность вовремя сориентироваться.

Учебная езда на автомагистрали

До 1 января 2020 года обучение вождению на автомагистралях было запрещено, однако этот запрет .

Движение грузовиков по автомагистрали

Пункт 16.1 ПДД предусматривает также и особые условия для движения грузовиков по автомагистрали. Речь идет о грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн ( C), которые не должны двигаться далее второй полосы:

Это нарушение также предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 1 000 рублей.

Движение средств индивидуальной мобильности по автомагистрали

С 1 марта 2023 года на автомагистралях запрещено движение средств индивидуальной мобильности:

Причем запрет распространяется не только на движение по проезжей части, но и на движение по иным участкам дороги. В том числе СИМ не могут двигаться по обочинам.

Штраф за нарушение данного правила предусмотрен частью 2 статьи 12.29 КоАП и составляет 800 рублей.

Расположение транспортных средств

В соответствии с пунктом 9.4 на автомагистралях водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к правому краю проезжей части:

Причем не имеет значения, находится автомагистраль вне населенного пункта или на его территории. За приведенное нарушение на водителя будет наложен штраф в размере 1 500 рублей.

В заключение хочу отметить, что автомагистрали предполагают движение автомобилей с высокой скоростью, поэтому правила дорожного движения написаны таким образом, чтобы снизить до минимума вероятность столкновения транспортных средств.

Т. е. если велосипед по техническому состоянию может ехать выше 40км/ч то на нем можно ехать по автомагистрали?

Ведь условие про техническое состояние и характеристики ограничивающие скорость 40км/ч относятся ко всем перечисленным а не только к иным средствам, иначе запятой после слов «иных транспортных средств» не стояло бы?

О! Почти такой же вопрос возник, только у меня про лошадь мысль появилась. Мол если на арабском скакуне со скоростью 60 км в час галопом да по автомагистрали? Получается, что нельзя!

Значит, читаем правило так: На автомагистралях запрещено перемещаться следующим видам живых и не живых предметов: гужевым повозкам, пешеходам, домашним животным (например, лошадям), велосипедам, мопедам, тракторам и самоходным машинам. Этот запрет касается перечисленных объектов в не зависимости их скоростных возможностей, свойств, цвета, веса и т. д.

Кроме этого, запрещено перемещаться каким-либо другим транспортным средствами, чья скорость из-за самых разных причин (например, из-за плохого технического состояния) менее 40 км в час.

Каким образом могут примыкать(на одном уровне) дороги к автомагистрали, не образуя пересечений проезжих частей? И где в ПДД РФ об этом написано?

А транспортный узел, о котором Вы говорите (транспортная развязка) — это пересечение дорог в разных уровнях. Перемещения с одного уровня на другой происходят посредством технических сооружений. Правда поверхность технического сооружения (эстакады) тоже вроде как дорога, но не о ней говорится в определении автомагистрали.

Если понимать исходный термин как зона, принадлежащая » » (с учетом уширения) продолжению ПЧ магистрили и одновременно » » продолжению эстакады, то тогда «пересечение пч» в большинстве случаев это 100 метров полосы разгона/торможения между въездом и ближайшим съездом.

, все дороги, по которым можно въехать на автомагистраль или выехать с нее являются примыканиями.

А ещё есть автомагистрали с ограничением 40, 50, 60 км/ч… О каких 130 здесь пишется?!! — хоть бы 110 сделали везде…

Так стадо домашних баранов перегонять по автомагистрали нельзя, а стадо горных баранов можно.

Все дороги, по которым можно въехать на автомагистраль или выехать с нее являются примыканиями.

А вот съезд с автомагистрали, строго говоря, примыканием не является — см. определения в СП 34.13330 «Автомобильные дороги».

С одной стороны, в ПДД пересечение, примыкание и разветвление — это разные понятия

Примыкание дорог: Узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.

Есть основания предполагать, что как места выезда, так и места съезда не являются примыканиями, так как в первом случае обе дороги имеют прямое продолжение в виде объединенной дороги, а во втором случае дорога одна имеет сразу два продолжения после узла.

В качестве альтернативы можно считать, что если на въезде стоит морковка со знаком «прямо» — то это слияние, а если морковка со знаком «только направо», то примыкание…

Количество пересечений и примыканий, съездов и въездов на дороги категорий I—IV должно быть возможно меньшим.

А вот вам классическое =примыкание= — это Т-образный перекрёсток. Например — равнозначных дорог.

Но не будем спорить… В этом вопросе при отсутствии точных нормативных понятий у каждого своё понимание.

Как по мне, то примыканием может считаться только узел, на котором происходит СЛИЯНИЕ транспортных потоков.

И подскажите номер ГОСТА, по которому так =МОДНО= примыкание одной дороги к другой может происходить в разных уровнях.

[- ваша логика может быть понята в случае примыкания к магистрали другой дороги на развязках.

А других вариантов на автомагистрали и не бывает. Но само место въезда и съезда — это не примыкание. Это так называемая «конфликтная точка» или (в зависимости от контекста) что-то типа «правоповортный (левоповоротный) съезд пересечения ( примыкания) дорог в разных уровнях». А «примыкание» — это вся развязка в целом, если дорога под магистралью только с одной стороны к магистрали подходит и дальше за горизонт не уходит. Поэтому примыкания бывают в разных уровнях.

Классические «Т-перекрестки» в одном уровне — это как раз то, где ножка не имеет прямого продолжения после узла. Даже если это примыкание является канализированным. Только обсуждаются они нк ни как не в топике про автомагистрали.

Вся путаница происходит, когда смешивают обычное разговорное «примыкает» (как синоним «соединяется») с вполне конкретным типом реализованного в одном или разных уровнях транспортного узла, имеющего название «примыкание».

С позиции ПДД абсолютно не важно, какой глагол использовать. С позиции ПДД важно наличие или отсутствие «пересечения проезжих частей» и положение их границ в этом месте. Я считаю, что в таких местах пересечение проезжих частей (и соответственно их границы) отсутствует в том смысле, в котором оно подразумевается в ПДД. И более того, я вообще считаю, что это словосочетание «пересечение проезжих частей» вообще зря в ПДД используют даже для пересечений/примыканий в одном уровне. Родилось исключительно для экономии краски на разметке и жести на знаках.

Хотя всё же как-то странно называть место съезда с магистрали и .

Но учтём, что этот ГОСТ предназначен не для нас-водителей, а для проектировщиков дорог.

, пожалуйста, приложите фотографию автомагистрали с указанными ограничениями. И напишите, в каком месте России она находится.

2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали —

, учебную езду разрешили — а штраф оставили. Бывает, особенно у нас.

Но наказание невозможно даже у нас. Потому что по КоАП возможно наказать за нарушение ПДД.

Про п.9.4 все понятно, но это и вводит в заблуждение — мне кажется, что в билетах на этот счет есть противоречия. Билет 12, вопрос 16: «Разрешается ли учебная езда на автомагистрали?» — правильным является ответ «разрешается», а не правильным — «разрешается только по крайней правой полосе». Тогда почему в билете 3, вопросе 10, например, на вопрос «По какой полосе Вы имеете право двигаться с максимально разрешенной скоростью вне населенных пунктов?» правильным является ответ «Только по правой»? Или в билете 8 вопрос 10: «Вне населенных пунктов Вам можно продолжить движение:…» правильный ответ указан «только по правой полосе». Заодно и в билете 9, в вопросе 11 говорится, что запрещено двигаться по левой полосе. Так как же относится к ьилету 12 вопросу 16? Разъясните пожалуйста!

, На автомагистрали запрещается занимать левые полосы при свободных правых, в том числе учебному автомобилю.

Поэтому учебная езда на автомагистрали разрешена без дополнительных условий — это и есть «наиболее полный и правильный ответ».

Требования для автомагистралей вступают в силу с того места, где установлен специальный знак 5.1. Здесь нельзя находиться велосипедистам, пешеходам, домашним животным, передвигаться на мопедах, тракторах и технике, скорость которой не превышает 40км/ч. По сути, здесь могут ездить лишь легковые автомобили, грузовики и автобусы.

На автомагистрали запрещены остановки даже на обочинах. Это можно делать лишь в специально отведенных местах, где есть знаки 7.11 «Место отдыха» и 6.4 «Место стоянки». Еще один вариант — это автозаправочная станция, зачастую имеющая свою зону отдыха.

Еще один запрет касается движения задним ходом. Если водитель проехал свой поворот, то сдавать назад не получится, придется ехать до следующей развязки, пишет . Нельзя разворачиваться через разделительные полосы там, где есть технологический разрыв. Для разворота есть специально отведенные места. За каждое из этих нарушений придется заплатить штраф в размере 2500 рублей.

На автомагистрали запрещается движение транспорта массой, превышающей 3,5 тонны, далее второй полосы. Раньше полностью запрещалась учебная езда, теперь это ограничение снято.

Есть и негласное правило движения по автомагистрали, про которое не стоит забывать. На высокой скорости автомобиль лучше придерживать как можно ближе к правой стороне проезжей части. Обгоняющий автомобиль получает в этом случае больше пространства для маневра. Даже на одной полосе будет достаточно возможностей, чтобы не столкнуться с попутной машиной.

— для скоростного движения , не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Предназначена для движения транспортных средств с высокой скоростью, для каждого направления движения разделены барьером или другим строительно-техническим образом и имеют не менее двух для движения в каждом направлении, а также часто широкую для остановки автомобилей в непредвиденных случаях.

Съезды и выезды на автомагистрали оборудованы полосами торможения и разгона. Запрещён въезд на автомагистрали для транспортных средств, максимальная разрешённая скорость которых ниже определённой величины (например, или ; конкретная скорость зависит от государства), а также для и транспорта. Также на автомагистралях запрещено . К отличительным особенностям автомагистралей относятся запреты на движение и остановку вне специально отведённых для этого мест.

Принято считать, что первой автомагистралью была платная дорога , которая была открыта 21 сентября на севере ; протяжённостью 43 км, она соединила и . Дорога имела несколько развязок на двух уровнях, не было разделительной полосы (только нанесена краской разделяющая линия), была шириной от 11 до 14 метров (с покрытием 8-12 м), с максимальным продольными уклонами до 30 и горизонтальными кривыми радиусом не менее 400 м . Рассчитывалась она на тысячу автомобилей в день и была более чем комфортной для нескольких десятков авто, которые проезжали по дороге за день в первые месяцы. Покрытие было бетонное, толщиной от 18 до 20 см, что тоже было более чем достаточно для тогдашних авто. В первые годы автомагистраль была открыта только с шести утра до часу ночи .

К 1939 году в Италии было построено примерно 500 км автомагистралей (в 2016 их протяжённость составляла около 7000 км).

В первая из автомагистралей (получивших позднее название ) длиной около 20 км соединила в и . К протяжённость составляла более 3700 км (в 2021 — 13 192 км).

После автомагистрали ( , ) массово строились и (их протяжённость в 2018 году — около 11 800 и 3500 км, соответственно).

Во второй половине наиболее активное строительство автомагистралей ( ) велось в , где к насчитывалось 70 800 км (в 2020 — 78 465 км).

В начале по темпам строительства и длине автомагистралей все другие страны , где к концу 2020 года сеть скоростных дорог насчитывала 169 980 км (из которых 37 457 км были построены за последние 5 лет) и c 2012 года заняла первое место в мире.

Пропускная способность автомагистрали в расчете на одну полосу движения начинает снижаться, если количество полос в одном направлении превышает 3 — 4 . Это связано с тем, что автомобилям приходится делать много перемещений между крайними полосами, что негативно влияет на безопасность и скорость движения всего потока. Особенно ярко это проявляется в городских зонах, где съезды с автомагистралей устраиваются чаще. Автомобили, использующие автомагистраль для 2 — 3 прогонов, препятствуют транзитному транспорту.

На автомагистрали крайняя левая полоса может быть выделена для ( ), или за оплату — для авто только с водителем ( ).

Автомагистрали являются объектами серьезной критики со стороны урбанистов и защитников окружающей среды, которые обращают внимание на повышенный уровень шума , загрязнения окружающей среды. Экономическое развитие районов тоже иногда испытывает негативное влияние . Кроме того водители часто жалуются на неэффективность автомагистралей в .

В начале 1970-х годов Конгресс США признал, что автомагистрали и другие дороги является крупнейшим источником шума в американских городах . Вскоре были разработаны многочисленные компьютерные модели для анализа шума и уменьшение его уровня .

Автомагистрали в подавляющем большинстве случаев огорожены специальными заборами, предотвращающими появление на проезжей части, и оборудованы или надземными переходами для животных.

В большинстве стран на автомагистралях приняты в 130 км/ч или 120 км/ч; в Германии общее ограничение скорости отсутствует, вместо этого используется так называемая «рекомендуемая скорость», равная 130 км/ч. На многих участках автомагистралей установлены локальные ограничения скорости с помощью соответствующих знаков.

9 апреля самая маленькая , , ввела ограничение скорости 120 км/ч на всех отрезках автомагистралей, находящихся на её территории, став единственной землёй в Германии, на территории которой нет ни одного участка дороги с неограниченной скоростью движения. Земля Бремен состоит из двух городов — и (разделённых территорией федеральной земли ), и по ней проходят примерно 60 км автомагистралей, из которых на протяжении примерно 54 км скорость уже была ограничена ранее. По словам местного министра природоохраны Райнера Лоске, такие меры были приняты с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу и снижения аварийности, но также для того, чтобы послужить примером для других земель ФРГ.

В Германии и многих других странах езда по автомагистрали входит в обязательную программу обучения в .

Автомагистраль — дорога, обозначенная 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 « » (пункт 3.1.1) к классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

Максимально разрешённая скорость на автомагистралях, если не указано другое, составляет 110 км/ч .

Сеть автомагистралей в России развита очень слабо. К дорогам данной категории, в частности, относятся начальные (от Москвы) участки федеральных дорог М2 « », М4 « » и М9 « », в Подмосковье, и в , трасса , начальный (от ) участок трассы в , а также ряд небольших участков на других автодорогах страны.