Антифриз – автомобильная жидкость специального назначения, не изменяющая своих свойств при резком снижении температуры и в морозное время года. Используется преимущественно для защиты охлаждающей жидкости транспортного средства от замерзания.
Состав антифриза
Охлаждающая жидкость в конструкции автомобиля выполняет функции передатчика тепловой энергии. Она позволяет мотору работать в стабильном режиме, не перегреваясь, без потери КПД и поломок.
Подходящей жидкостью для заливки во внутренние магистрали легковых и грузовых транспортных средств является антифриз. В зависимости от состава, субстанция может также быть применима для защиты моторов авиационных суден.
Состав антифриза для обслуживания автомобилей включает в себя:
- двухатомный спирт (этиленгликоль или пропиленгликоль);
- Н2О (до 50% всего объема);
- комплекс многофункциональных присадок, позволяющий защитить силовые узлы от образования коррозии, а саму жидкость – от образования газовых пузырьков или пены.
Сам по себе двухатомный спирт имеет температуру замерзания около -12…-13 градусов, что недостаточно для сохранения теплоносящих качеств состава. А вот в смешении с водой морозоустойчивость этиленгликоля (этандиол-1,2) повышается многократно. Объем состава с соотношением воды и спирта ¼ к ¾ выдерживает понижение температурных значений вплоть до -75 градусов. Стандартным считается наличие 30-50% воды в антифризном объеме, причем как увеличение, так и уменьшение значения могут привести к ухудшению морозостойких свойств.
Плотность антифриза
Плотность антифриза оценивается при стандартной температуре в +20 градусов. Чем выше плотность субстанции, тем более низкую температуру она способна выдержать, не замерзая. Плотность жидкости на базе этиленгликоля выше, чем у составов с другими двухатомными спиртами.
Плотность этандиола-1,2 выше, чем у водного объема. Чем больше этиленгликоля в составе, тем больше будет плотность конечного продукта. Часто встречаются следующие значения плотности смесей:
- 1,065 г/см3 – такие продукты подходят для климатических зон с неагрессивными зимами, так как выдерживают похолодание максимум до -30 градусов;
- 1,080 г/см3 – для районов с суровыми зимами, включая арктические и прилегающие к ним. Температура застывания составляет не выше -40 градусов.
Чтобы выйти на минимальную возможную температуру, при которой сохраняется текучесть и вязкость субстанции, нужно определить оптимальное соотношение воды. Пример: антифриз из СССР Тосол имел следующие показатели замерзания в зависимости от объема воды в продукте:
- 1/5 объема -45 градусов;
- 1/3 объема — -65 градусов;
- ½ объема — -40 градусов.
Цвет антифриза
Классификация основывается на свойствах, которым обладает пакет присадок, использованный для получения состава. Всего отличают 5 видов автомобильных антифризов, и каждый из них имеет индивидуальный цвет. Обозначаются различные виды латинской литерой:
- тип G11
- типы G12, G12+ и G12++
- G13
Крупные бренды – поставщики автомобильных жидкостей, такие как Синтек (Sintec), Феликс (Felix) и Coolstream (Кулстрим), выпускают линейки охлаждающих составов, включающие продукты различных стандартов.
Чем они отличаются друг от друга, станет ясно из нашего рейтинга. Сразу оговоримся, что за основу берем европейское ранжирование (классификации в Японии и США немного отличаются).
Антифриз красный
Красный цвет характерен для антифризов G12+ и G13. В основу коктейля присадок для состава G12+ берутся амфифильные соединения (соли органического происхождения). Такие компоненты позволяют противостоять образованию коррозии, покрывая трущиеся и другие поверхности силовых узлов. В состав G13 добавляются соли как органического, так и неорганического происхождения, цель та же – создать эффективный ингибитор коррозии.
Антифриз зеленый
Зеленый цвет имеют жидкости G11. Эти составы имеют органические и неорганические соли в объеме и подходят для двигателей внутреннего сгорания, питающихся как бензином, так и дизелем. Выдерживают понижение температуры до -40 градусов, не теряют своих свойств даже при нагреве до +120 градусов.
Синий антифриз
Жидкости G11 также могут быть окрашены в синий цвет. Выбор окраски зависит от производителя готового раствора. Поэтому, покупая продукцию, необходимо ориентироваться не на цвет, а на обозначение стандарта на упаковке и на способ изготовления субстанции.
Например, та же жидкость стандарта G11 может быть изготовлена как традиционным методом, так и быть, по сути, тосолом. Изготовитель обязательно указывает это на этикетке. Тосол отличается от современных антифризов способом производства. Одна из особенностей – может быть получен без использования водного объема. И тосол, и обычный антифриз G11 имеют одинаковый цвет.
Желтый антифриз
В желтый цвет окрашиваются составы, соответствующие уровню G11, G12+, G13, G12++. Каждый отдельный продукт разрабатывается в зависимости от рекомендаций изготовителей автомобилей. К примеру, желтый G12++ подходит для требований Hyundai/Kia MS 591-08, Audi VW TL 774-G (G12++), ASTM D 3306/4985/6210. Такая жидкость сохраняет текучесть при морозе в -65 градусов.
Можно смешивать антифриз?
Необходимость смешивать антифризы наступает, когда привычная жидкость заканчивается, а в продаже нет новой бутылки. В антифризах различных стандартов значительно отличается состав добавочных компонентов. При смешении субстанций различающихся цветов можно спровоцировать появление осадка в виде мелких частиц как следствие химической реакции. Попав во внутреннюю сетку патрубков, шлам может вывести из строя насосы или сам мотор.
Если конкретный производитель допускает смешивание антифризов, то указывает об этом на этикетке средства. Так, карбоксилатную субстанцию G12+ некоторых брендов можно мешать с тосолом или антифризом с моноэтиленгликолевой базой и карбоксилатной группой присадок.
Антифриз, как мы знаем — это охлаждающая жидкость в двигателе автомобиля. Нужна она для предотвращения повреждений, вызванных расширением воды при замерзании, а так же для поддержания температуры двигателя и предотвращения перегрева. Кстати, Вы, наверно, слышали в советское время слово «тосол». Тосол — это и есть антифриз, только русского происхождения. Антифриз как-то приятней звучит))
Антифризы, бывают разных цветов! Вернее, не они разных цветов, так как они прозрачны, но в них добавлены различные красители. Они могут быть красными, зелеными, синими или фиолетовыми, желтыми, оранжевыми. Среди автолюбителей бытуют мнение, что цвет означает срок службы охлаждающей жидкости. Якобы, красный служит до 5 лет, зеленый — 3, синий — год. Но это не так!
Кроме того говорят, что все антифризы одного цвета одинаковые, или, по крайней мере, их можно смешивать между собой. Это, опять же не так!
Антифризы различаются по классам: G11, G12, G12+, G12++, G13. Класс обозначает различие в химическом составе и, как следствие, различный набор качеств. Производители добавляют красители в антифриз, для того чтобы различать их между собой. И вроде бы, есть сходства в цветовой гамме разных производителей, но есть и путаница: взять, например, зеленый антифриз класса G11 от Volkswagen и зеленый антифриз класса G12 от Honda.
Поэтому, выбирая антифриз нужно руководствоваться не цветом, а составом жидкость, а цвет может быть какой угодно!
Правильней всего выбирать жидкость, которую рекомендует производитель Вашего авто. Кстати, многие производители антифризов пишут наименование автомарок, для которых они производят свою продукцию, и более того сами себя рекомендуют, чуть ли не как самых незаменимых. Но лучше верить производителю авто.
Лучше всего выбирать антифризы класса G12+, G12++, G13. Антифризы G13 бывают только европейского происхождения и считаются самыми экологичными. В составе антифриза ищите отсутствие боратов (буры), фосфатов, аминов и нитритов. Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется. Всегда следите за уровнем антифриза и своевременно (согласно инструкции) проводите его замену.
В Европе и России действует классификация VolksWagen:
- G11 — зеленый
- G12 — красный
- G13 — желтый, оранжевый (ранее G12+), фиолетовый (составы, разработанные после 2012 года)
Выбирать антифриз только по цвету — неправильно. Если европейские и японские производители еще придерживаются какой-то системы в окрасе, то американцы красят антифризы как придется. Поэтому первым критерием выбора должен быть класс охлаждающей жидкости.
Кроме того, современные антифризы различаются составом присадок и могут быть: традиционными, лобридными, карбоксилатными и гибридными.
Разновидности антифризов
Традиционный антифриз морально устарел и не пригоден для первой (заводской) заправки автомобиля. Неорганические ингибиторы «традиционников» портятся меньше, чем за 2 года и плохо переносят температуры выше 108 °С.
Силикаты в составе традиционных охлаждающих жидкостей покрывают стенки трубок системы охлаждения и снижают эффективность охлаждения двигателя.
Классический представитель этого класса — «Тосол».
Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Составы рассчитаны на любой тип радиатора. Помимо охлаждения задачей гибридного антифриза является защита от коррозии. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.
Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.
Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».
G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.
Требования экологов заставляют производителей искать новые формулы антифризов. Фиолетовая жидкость G13 — тестовый состав без финальной формулы.
Например, Motul Inugel Expert имеет следующие сертификации:
- OEM Group OEM Specification
- Berh Berh
- BMW BMW GS 9400
- Cummins Cummins 85T8-2
- Daimler Chrysler MS-7170
- Daimler Mercedes-Benz MB 325.0
- Daimler Mercedes-Benz MB 325.2
- Fiat Fiat-Lancia Fiat 9.55523
- Fiat lveco lveco standard 18-1830
- Ford Ford ESO-M97B49-A
- Ford Volvo Cars 128 6083 I 002
- General Motors Opel- GM QL 130100
- General Motors Saab 6901 599
- Jl Case Jl Case JIC-501
- Lada Lada/Avtovaz TTM VAZ 1.97.717-97
- MAN MAN 324 typ NF
- MAN MAN Steyr MAN 324
- MTU MTU MTL 5048
- Perkins
- Porsche Porsche TL-774C=G11
- Saturn Saturn
- Tata Motors Land-Rover
- VolvoAB Volvo Trucks 128 6083 I 002
- VW (VAG) Audi TL-774C=G11
- VW (VAG) Seat TL-774C=G11
- VW (VAG) Skoda TL-774C=G11
- ASTM Standards ASTM 03306 I 04656 I 04985
- British Standards BS 6580
- French Standards NFR 15-601
- FVV Standards Germany FVV Heft R443
- Japanese Standards JASO M325
- Japanese Standards JIS K2234
- Korean Standards KSM 2142
- MIL Standards MIL-Belgium BT-PS-606 A
- MIL Standards MIL-France OCSEA 6151C
- MIL Standards MIL-Italy EIL-1415b
- MIL Standards MIL-Norway FS 6850-0951
- MIL Standards MIL-Sweden FSO 8704
- NATO Standards NATO S-759
- SAE Standards SAE J1034
- Swiss Fed. Lab Empa
Полезная информация
Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.
Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.
В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.
Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).
Можно ли смешивать антифризы
Цвет не влияет на допустимость или недопустимость смешивания. Смешивать можно только одинаковые по составу и классу антифризы. Даже если один синий, а второй желтый. Главный критерий совместимости двух жидкостей: набор присадок. Нельзя лить в жидкость с карбоновой кислотой силикатный или фосфатный антифриз. Произойдет химическая реакция, и систему охлаждения забьют хлопья и осадок. Придется ехать в автосервис промывать!
Рекомендуется не доливать антифриз новым составом другой марки, а полностью заменять старую жидкость на новую.
Зачем антифризу цвет
Обращайте внимания на цвет антифриза после поездок. Если жидкость становиться бурой или темнее, то в системе охлаждения много накипи и ржавчины. Когда цвет становится желтоватым или просто бледнеет, то стоит проверить двигатель на перегрев.
Цвет антифриза помогает определить утечку в радиаторе или магистралях охлаждения.
Если оставить антифриз неокрашенным, то он будет напоминать простую воду. И кто-нибудь может просто спутать жидкость и сделать роковой глоток. Охлаждающая жидкость — ядовита!
Встречается огромный выбор антифризов различных цветов. Есть красные, синие и зеленые. Рассмотрим: все ли антифризы одинаковые по цвету и можно ли их смешивать?
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЦВЕТ АНТИФРИЗА?
Если собираетесь покупать антифриз — какой выбрать? И что будет, если залить в систему охлаждения автомобиля антифриз другого цвета? Скажем сразу — цвет антифриза на технические характеристики влияния не оказывает, ведь изначально все охлаждающие жидкости бесцветны. Это маркетинговый ход компании, чтобы отличать по цвету свою продукцию от конкурентов. Поэтому, мы может видеть и желтый, и красный, и зеленый и много других антифризов различного цвета. Цвет антифриза зависит от применяемых производителями красителей. «Ядовитый» цвет не следует воспринимать как принадлежность к особой группе, он свидетельствует о наличии флуоресцентной добавки, приобретающей важное значение при диагностике системы охлаждения с целью установления мест утечки охлаждающей жидкости при освещении подкапотного пространства ультрафиолетовых светом. Первоначально цвет антифриза задумывался как помощь автолюбителю. Если потечет система охлаждения, можно будет увидеть подтеки — этим объясняется применяемый производителями яркий цвет антифриза. Для примера, если обнаружите под машиной капли синего цвета или лужу того же цвета, вероятно протекает система охлаждения. Цвет антифриза никакого отношения к химическому составу не имеет. Поэтому жидкости одного цвета могут отличаться друг от друга по составу, а разноцветные — быть одинаковыми. Например, изготовители могут окрашивать один и тот же антифриз в разные цвета, чтобы различать их по бренду. Многие компании, такие как «Дженерал моторс» и «Фольксваген» применяется красный или оранжевый антифриз. Это делается по заказу автопроизводителя и по указаниям маркетологов. Срок его службы составляет пять лет или 200 000 км. Чтобы отличить данные антифризы от обычных, на упаковке должна быть маркировка антифриз G12 или G12+, что относит их к антифризам с повышенным сроком службы.
МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ АНТИФРИЗ ДРУГОГО ЦВЕТА?
Допустим, в системе охлаждения автомобиля залит антифриз красного цвета. Категорически нельзя доливать по принципу «желтое к желтому», а «зеленое к зеленому» — про цвет надо забыть! Охлаждающие жидкости одинакового цвета могут быть абсолютно разными и не допускается их смешивание. Напротив, один и тот же по составу антифриз может быть окрашен в разные цвета и продаваться под разными названиями.
Если антифриза ушло совсем немного (не более 200 мл), то можно смело доливать дистиллированную воду (или простую фильтрованную, а не из под крана). Баланс присадок при этом заведомо не нарушится, а температура замерзания восстановится, поскольку мы фактически заменяем воду, испарившуюся из антифриза при возникновении избыточного давления.
Если нужно долить антифриз (более 200 мл), а какой был залит ранее неизвестно? Если ушло много охлаждающей жидкости, например при пробое радиатора, то рекомендуется полностью заменить антифриз. В противном случае существует метод проб и ошибок. Нужно купить в магазине любой антифриз (покупайте с маркировкой G12 или G12+ — данные антифризы считаются универсальными) и попытаться смешать его с охлаждающей жидкостью из двигателя вашей машины. Если они подходят друг другу, то цвет и консистенция не изменятся, а если помутнел или осадок появился, то антифриз не подходит — нужно искать другой.
Важно помнить, что смешивать разные охлаждающие жидкости не рекомендуется, поскольку присадки могут растерять свои полезные свойства и даже выпасть в осадок. Поэтому, если не знаете, что было залито в систему, то лучше заменить старый антифриз новым и запомнить его название.
Если собираетесь полностью менять антифриз — можно покупать любого цвета — в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя и допусков автопроизводителя. При замене, старая охлаждающая жидкость полностью сливается из системы, затем система промывается с помощью воды и после этого можно заливать новый антифриз, будь он красный или зеленый.
Нужно ли промывать систему охлаждения при замене антифриза другого цвета? В этом случае, больше внимания нужно уделить цвету старого антифриза и количеству грязи. Если он чистый, то и промывка не нужна, если грязный, с ошметками ржавчины, то промывка системы охлаждения необходима.
О том, что в двигателе автомобиля присутствует антифриз, знает практически любой автолюбитель. Многие называют его «тосол» или «охлаждающая жидкость», но все эти понятия являются одним и тем же. Любой антифриз представляет собою жидкость, содержащую различные присадки. В магазине можно увидеть зеленый, синий, красный, оранжевый антифриз, созданный для автомобильного двигателя. Резонно возникает вопрос: на что влияет цвет антифриза? Давайте в этом разберемся, а также узнаем можно ли смешивать антифризы разных цветов.
От чего зависит цвет антифриза?
Антифриз является жидкостью, которая не должна замерзать при низких температурах. Ее заливают в расширительный бачок системы охлаждения автомобильного двигателя, где она занимается понижением температуры деталей ДВС во время работы.
По сути, любой антифриз представляет собою этиленгликоль – специальную химическую жидкость, выполненную на основе гликолей, воды и различных присадок. Данная жидкость в чистом виде негативно сказывается на коррозийной стойкости материалов двигателя, и поэтому в нее добавляют силикаты, чтобы защитить детали двигателя от появления ржавчины. Все перечисленные базовые элементы антифриза бесцветные, но, несмотря на это, найти в продаже прозрачную охлаждающую жидкость практически невозможно.
Антифризы различаются по различным стандартам, которые включают в себя ряд параметров. Данные стандарты отличают охлаждающую жидкость друг от друга по составу функциональных присадок, которые, чаще всего, не дают цвета при растворении в жидкости. Так почему же антифриз выпускается разного цвета, и на что влияет его цвет?
Здесь все просто – цвет антифриза создается при помощи безопасных для деталей двигателя красителей. В стандартах не регламентирован точный цвет охлаждающей жидкости, но имеются некоторые рекомендации:
- Цвет антифриза должен быть насыщенным;
- Лучше выполнять антифриз желтым, зеленым, синим или красным, чтобы он максимально отличался от бензина и дистиллированной воды.
Данные рекомендации выдаются производителям антифриза не просто так. При вытекании охлаждающей жидкости из бачка системы охлаждения, владельцу автомобиля и специалистам будет проще определить, что вытекает именно антифриз, благодаря его насыщенному цвету. Другие жидкости в автомобиле отличаются по цветам, плотности и другим визуальным параметрам.
Можно ли смешивать антифриз разных цветов?
Поскольку цвет антифриза определяется только красителем, может возникнуть иллюзия, что все антифризы одинаковые. Однако, как мы писали выше, охлаждающие жидкости отличаются друг от друга, но не по цвету, а по другим параметрам. Как минимум, они делятся по составу функциональных присадок на 4 типа:
- G11: Гибридные антифризы, содержат в себе органические и неорганические ингибиторы;
- G-12, G-12+: Карбоксилатные антифризы, отличаются сроком службы более 5 лет;
- G-12++, G-13: Содержит в своем составе минеральные ингибиторы;
- Традиционные антифризы: Считаются устаревшими, но их иногда используют производители автомобилей при первой заправке бочка охлаждающей жидкости.
На канистре, в которой поставляется антифриз, всегда указывается, к какому типу он относится. Именно на данный параметр следует смотреть в первую очередь при желании смешать антифриз разных цветов.
Однако даже при смешивании антифризов одного типа старая жидкость может конфликтовать с новой, в результате чего их защитные и охлаждающие свойства понизятся или вовсе пропадут. Даже если смешать красный антифриз G-12 с таким же по цвету и типу антифризом от другого производителя, риски возникновения конфликтов между жидкостями присутствуют. Именно поэтому не рекомендуется смешивать антифриз разных цветов или одного цвета – лучше полностью поменять охлаждающую жидкость в автомобиле, чтобы не сомневаться в ее свойствах.
Если антифриз долить необходимо, а найти в продаже такую же жидкость не получается, остается только подбирать максимально совместимые варианты. Имеется простой народный рецепт, который позволяет определить – подходят друг другу антифризы разных цветов или одного цвета. Для этого в одну тару заливаются охлаждающие жидкости, над которыми проводится эксперимент. Например, можно взять немного антифриза из автомобиля и столько же из новой канистры. Если при смешивании их консистенция не поменялась, то все нормально. Но в том случае, если смешанная жидкость стала мутной или образовался осадок – использовать антифризы вместе нельзя.
В каждом автомобиле есть антифриз. Хотя, вру. Его нет лишь в электрокарах, которым не нужен двигатель внутреннего сгорания. В остальном же охлаждающая жидкость помогает отвести чрезмерное количество тепла от силового агрегата. Современные антифризы выдерживают температуру до -38 градусов. К выбору охлаждающей жидкости нужно подходить чрезвычайно важно. От нее зависит, насколько полноценно будет работать двигатель. В статье я расскажу, в чем разница между конкретными цветами охлаждающей жидкости.
Функции конкретных цветов
На современном автомобильном рынке представлено большое количество разновидностей антифриза. Выпускается множество различных цветов: от синего до желтого. Кроме того, может происходить и смешение цветов, выпуск определенных оттенков.
Нужно учитывать, что окраску охлаждающей жидкости делает производитель – цвет антифриза не говорит ни о каких технических свойствах. Именно по этой причине следует заранее изучать технические свойства подобной жидкости. Производители добавляют в охлаждающие жидкости красящие присадки по следующим причинам:
- Помогает быстро и без проблем определить место протечки. Для этого используют флуоресцирующие лампы, которые позволяют подсветить участки подтекания.
- Помогает не допустить спутывания антифриза с водой. Если охлаждающая жидкость попадет в организм, она вызовет множественные побочные эффекты, в некоторых случаях даже летальный исход.
- Отличает определенные типы антифризов от других.
Разница по окраске антифриза
Многие автомобилисты знают, какого цвета антифриз нужен для их транспорта. Однако сказать, чем они отличаются друг от друга, могут далеко не все. Учитывайте, что не все производители придерживаются общепринятой классификации. Но в большинстве случаев все-таки стараются окрасить охлаждающую жидкость в тот цвет, которому они соответствуют.
Синяя охлаждающая жидкость
Синяя охлаждающая жидкость – это тосол. Он был разработан еще во времена Советского Союза. В сегодняшние дни тосол выпускается лишь на территории постсоветского пространства. Это голубоватая жидкость, которая предназначена для старых автомобилей с нетребовательной системой охлаждения. Синяя охлаждающая жидкость имеет стандарт Г11.
Синий антифриз обладает стандартными техническими характеристиками. В составе присутствуют силикатные присадки. С их помощью удается сформировать защитный слой на внутренней поверхности системы охлаждения, который препятствует появлению коррозии. Основным недостатком является плохие теплообменные свойства.
Зеленый антифриз
Антифриз зеленого цвета обладает достаточно большой популярностью среди автомобилистов. Он обладает вполне нормальными техническими характеристиками, которые позволяют использовать ОЖ достаточно долго. В охлаждающую жидкость зеленого цвета добавляют как органические, так и неорганические компоненты.
Ряд присадок позволяет наделить антифриз защитными свойствами – добавляются компоненты, благодаря которым можно сформировать защитный слой на поверхности силового агрегата. Такие жидкости требуют регулярной замены – хотя бы один раз в 2-3 года. По мере пользования антифриз зеленого цвета теряет свои эксплуатационные свойства.
Красный антифриз
Красную охлаждающую жидкость многие автомобилисты называют лучшей. Это достаточно современный вариант, который заливается во многие автомобили. Среди основных преимуществ данной жидкости можно выделить присутствие карбоксилатных компонентов. Также в красном антифризе присутствует большое количество органических добавок, которые обеспечивают полноценный теплообмен и препятствуют появлению коррозии.
Желтый антифриз
Охлаждающая жидкость может иметь любой цвет. Сегодня на рынке можно встретить и желтые варианты. Автомобилисты должны учитывать, что подобные охлаждающие жидкости имеют неопределенные технические характеристики, могут присутствовать разные присадки. Именно по этой причине желтый антифриз часто называют гибридным. Лучше не заливать такую жидкость, а отдать предпочтение классическим вариантам.
Фиолетовый антифриз
Фиолетовый антифриз имеет классификацию Г13. Это наиболее современная разработка, которая появилась на рынке в 2013 году. Он относится к разряду лобридных. В составе присутствует как этиленгликоль, так и пропиленгликоль. Подобные охлаждающие жидкости имеют увеличенный срок службы. Также они не наносят вреда для человека и окружающей среды.
Можно ли смешивать антифризы различных цветов?
Специалисты станций технического обслуживания заявляют, что смешивать различные охлаждающие жидкости не стоит. Также не стоит соединять антифризы разных производителей, даже если они имеют одинаковый цвет. Дело в том, что в составе каждой жидкости присутствуют определенные присадки. Когда они вступают в реакцию, соединения могут распадаться.
Если смешивать различные типы охлаждающих жидкостей, то свойства антикоррозийных присадок значительно ухудшается. Смешивать охлаждающие жидкости можно только в крайних случаях, когда другого выхода просто нет. После того, как такой коктейль отработает, его необходимо полностью слить и залить в систему охлаждения специальные промывочные компоненты.
Заключение
Выбирайте только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы заводом изготовителем. Только в таком случае ваше транспортное средство будет служить вам максимально долго.
Если Вы задаете себе эти вопросы, то они не имеют смысла: цвет антифриза не имеет никакого отношения к его составу. Как правильно выбрать антифриз и можно ли его смешивать рассказывают эксперты.
Антифриз и тосол — это охлаждающая жидкость (ОЖ) для заполнения системы охлаждения автомобиля. Задачи этой жидкости — теплоотведение от двигателя и КПП, обогрев салона и антикоррозийная защита узлов системы охлаждения. Цвет антифризу придает краситель и каждый производитель использует его на свое усмотрение.
Основа всех ОЖ — моноэтиленгликоль, который разбавлен водой в разных соотношениях, что регулирует его антизамерзающие свойства. Эта жидкость, в чистом виде, разъедает патрубки и металлические элементы, поэтому производители используют разные пакеты присадок, для нейтрализации этого воздействия. Рассмотрим самые популярные.
Начнем с тосола. Тосол — это ОЖ Российского производства синего, зеленого или красного цветов, с незапатентованным названием. Содержит пакет присадок первого поколения и закипает при температуре 110-115°C. Поэтому не рекомендуется в иномарки и двигатели с рабочей температурой выше 100°C. Агрессивен к патрубкам и металлическим узлам.
Антифриз с маркировкой G11 (G48) — это следующее поколение ОЖ, зеленого цвета, но может быть желтого и синего цветов. В состав присадок входят неорганические соли, преимущественно силикаты. Такие присадки образуют на внутренних стенках охлаждающей системы тонкий защитный слой, предотвращающий коррозию. Срок службы такого антифриза 2-3 года, после присадки начинают разрушаться и могут образовывать осадок. При температуре двигателя больше 105°C присадки также разрушаются и теряют антикоррозийные свойства.
Антифриз G12, G12+ (G30, G33, G34). Это карбоксилатные (органические) антифризы, красного или фиолетового цветов, которые не содержат в составе силикатных солей, а их антикоррозийные свойства регулируются наличием и концентрацией карбоновых кислот. В отличие от предыдущего поколения антифризов, не образуют пленку по всей поверхности, а локализуются в очагах коррозии. Срок службы карбоксилатных антифризов до 5 лет.
Антифриз G12++, G13, (G40) красного, фиолетового, оранжевого цветов, так называемый “лобридный”. Этот антифриз подходит для двигателей с рабочей температурой до 135°C. Содержит в составе присадок органические ингибиторы в сочетании с соединениями кремния. Обеспечивают защиту алюминиевых сплавов, срок эксплуатации до 10 лет. Под маркировку G13, также попадает и антифриз на пропиленгликолевой основе, который считается более экологичным.
Смешивать антифризы разных производителей, руководствуясь цветом, категорически не рекомендуется, так как присадки нейтрализуют действие друг друга и снижают антикоррозийные свойства. Карбоновая кислота растворяет защитную пленку из неорганических кислот, образуя мелкодисперсный осадок в системе охлаждения.
Выбирать антифриз следует руководствуясь техническими рекомендациями в сервисной книжке, а для доливки использовать продукцию одного производителя. Если нет информации о залитом антифризе, рекомендуется доливать только дистиллированную воду, и произвести замену ОЖ, с промывкой системы охлаждения.
Любой антифриз оказывает агрессивное воздействие, прежде всего, на патрубки системы охлаждения. Силиконовые патрубки CS20 устойчивы к любым антифризам и имеют специальную обработку внутренней поверхности, для защиты от отложений.
Пять интересных фактов о тюнинге автомобилей.
Что такое автомобильный тюнинг и каких пределов он может достичь? Когда он впервые появился и как тюнинговали первые автомобили?
Если говорить о зиме, то ответ на вопрос о целесообразности использования в системе охлаждения двигателя незамерзающей жидкости будет очевидным. Основной большинства современных антифризов является этиленгликоль, температура замерзания которого значительно ниже, чем у воды. Да и коэффициент линейного расширения при минусовых температурах у этиленгликоля намного меньше, нежели у воды, так что риск механического повреждения системы охлаждения при заморозках невысок. Но и без воды в составе антифриза не обойтись — в чистом виде этиленгликоль начнет кристализовываться уже при -12 °C, а вот при добавлении воды точка замерзания будет перемещаться в зону более низких температур. Процентным содержанием воды в «коктейле» с этиленгликолем и регулируется температура замерзания антифриза. Но это зимой, когда использование антифризов в системах охлаждения современных автомобильных двигателей сомнению не подвергается. Летом также единственно верным составом для заполнения системы охлаждения двигателя является антифриз. Во-первых, этиленгликоль обладает смазывающими свойствами, что благотворно сказывается на работе водяного насоса. Во-вторых, в состав современных антифризов входят пакеты присадок, среди которых и ингибиторы коррозии, и составы, предотвращающие пенообразование и кавитацию. Кроме того, антифриз должен быть «лояльным» к патрубкам и уплотнителям.
ЦВЕТ ВСЕМУ ГОЛОВА?
Зеленый доливаем в зеленый, оранжевый — в оранжевый… Слава богу, что сегодня все меньше и меньше слышатся подобные «советы бывалых». Цвет не является характеристикой антифриза! Это своеобразная маркировка, которую разные производители используют по своему усмотрению. В идеале стоит применять тот тип охлаждающей жидкости, который рекомендован производителем двигателя. Разработка и тестирование моторов производятся с учетом конкретных технических жидкостей, и именно производители агрегатов дают «добро» на применение «оригиналов» или допускают использование определенных аналогов. С автомобилем, находящимся на гарантии все просто и, как правило, безальтернативно, а вот по истечению гарантийного срока у владельца машины появляется свобода выбора. В связи с этим нелишне упомянуть о том, какие типы антифризов бывают. На смену первого поколения антифризов с неорганическими ингибиторами коррозии, в составе которых были нитриты, нитраты, силикаты, бораты — вещества, создающие на поверхности деталей двигателя защитную пленку, пришли антифризы, в которых в качестве ингибиторов коррозии используются соли органических кислот (карбоксилатов). И если срок службы неорганических ингибиторов коррозии был небольшим, то карбоксилатные ингибиторы, аккумулируясь непосредственно в очагах коррозии деталей, успешно справляются со своей функцией на протяжении пяти лет. Примером последних являются антифризы спецификации G12 и G12+. Более дешевым вариантом с несколько меньшим, нежели у карбоксилатных антифризов сроком службы, являются гибридные антифризы G11, в составе которых присутствуют как соли неорганических кислот, так и карбоксилаты. Самыми современными являются лобридные антифризы (G12++ и G13), пакет присадок которых представляет собой сложную формулу с органическими и неорганическими соединениями.
ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ И КАК ПРАВИЛЬНО МЕНЯТЬ
Из того, что уже было сказано выше вывод один — любой антифриз раньше или позже подлежит замене, так как дееспособность присадок, важных для здоровья двигателя, не вечна. Кроме того, несмотря на герметичность системы охлаждения, охлаждающая жидкость испаряется и нередко возникает необходимость ее долива. При замене или доливе антифриза нужно ориентироваться на два простых правила. Во-первых, обращать внимание на состав антифриза. Например, если для двигателя вашего автомобиля рекомендованы охлаждающие жидкости, имеющие спецификацию G12, то использовать в качестве альтернативы гибридные антифризы (G11) крайне нежелательно. Если уровень жидкости в расширительном бачке системы охлаждения упал ниже отметки «MIN», а подходящего антифриза под рукой нет, в этом случае лучше долить дистиллированную воду. При этом нужно помнить о том, что, разбавляя этиленгликоль водой мы в худшую сторону изменяем и стойкость антифриза к замерзанию относительно заявленной его производителем. Поэтому при первой возможности рекомендуется заменить весь объем охлаждающей жидкости. И вот здесь нужно руководствоваться вторым правилом: использовать рекомендованные автопроизводителем спецификации (еще раз стоит напомнить о том, что нельзя ориентироваться исключительно на цвет) и применять продукты проверенных и хорошо зарекомендовавших себя на рынке брендов.
В качестве примера подобных марок можно привести компанию reinWell, которая начала свою деятельность как производитель автохимии для сервисных станций, а затем расширила каталог предложений, сделав доступной большую часть своей продукции для широкого круга автомобилистов. Компания зарегистрирована в Германии, но это не просто «протокол» — там же и продукты разрабатывались, и немецкие технологии использовались. Важно и то, что в активе продукции reinWell доступная цена. Снижение себестоимости удалось достичь за счет оптимизации: исключительно функциональная упаковка, информативные, но простые в изготовлении этикетки… Кроме того, производство всей продукции локализовано в Российской Федерации (что значительно снижает логистические и таможенные издержки), но в ее изготовлении используются и отечественные, и импортные компоненты — качество продукции для reinWell является основополагающим принципом. Что касается антифризов, то в ассортименте компании есть две марки, продукты которых поставляются в пятилитровых и десятилитровых канистрах, и даже бочках на 200 литров — G11 и G12. Оба антифриза готовы к использованию, входящие в их формулу присадки предохраняют от коррозии изготовленные из черных и цветных металлов детали двигателя, защищают их от кавитации и имеют большой ресурс.
REINWELL G11 одобрен рядом автопроизводителей и соответствует таким спецификациям как Nissan JIS K2234, Honda JIS K2234, Audi TL 774‑C, MAN 324 NF, Volvo 1286083, BMW N 600 69.0, KIA Motors, Hyundai, Ford ESD-M97B49‑A, VW TL 774‑C, Chrysler MS 7170, Opel GME L 1301, GM B 040 0240, ГАЗ TTM, VAZ 1.97.717‑97.
Антифриз REINWELL G12 одобрен Lexus, Toyota и Daihatsu согласно спецификации JASO M325, Porsche, Audi, VW и SEAT по спецификации 774 F, Mercedes-Benz (325.3), DAF (74002), Land Rover и Jaguar (STJLR 651.503, Vauxhall (GM 6277M), MAN (324 SNF), Saab (B 040 1065), Ford (99 WSS — N 97 B44D)…
Что касается замены охлаждающей жидкости, то при этой операции необходимо помнить и о собственной безопасности (слив антифриза нужно производить на холодном двигателе), и об экологической составляющей (сливать охлаждающую жидкость в герметичную тару и утилизировать в специально оборудованных для этого местах). Есть и еще один важный момент — после того, как система охлаждения освобождена от отработавшего антифриза ее желательно промыть дистиллированной водой. Такая вода, не образующая накипи и налета на деталях двигателя, также есть в ассортименте компании reinWell.
Охлаждение двигателя — важнейшая из процедур в работе мотора. Перегрев силового агрегата может привести к дорогостоящему капитальному ремонту. Халатное отношение к охлаждающей жидкости, будь то использование воды, смешивание разных сортов антифризов губительно для системы охлаждения, просто имеет отложенный эффект.