Температура жидкости охлаждения ДВС (ОЖ) – один из основных параметров, которые влияют на работу мотора. Если температура недостаточна, то горючее сгорает неэффективно, из-за чего падает мощность силового агрегата и возрастает износ его деталей. Это в полной мере относится как к бензиновым, так и дизельным агрегатам. Прочитав статью, вы узнаете, где находится это устройство и как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
Если двигатель нагревается выше нормы, то жидкость закипает, из-за чего в головке блока цилиндров (ГБЦ) образуется паровая пробка. Из-за пара ГБЦ перегревается, затем происходит следующее:
- меняются тепловые зазоры клапанов;
- прогорает прокладка ГБЦ;
- корпус ГБЦ деформируется настолько, что в нем появляются трещины.
Для чего нужен датчик
Где находится ДТОЖ и как его снять
Нередко неопытные владельцы машин путают ДТОЖ с датчиком включения вентилятора и ищут на обратной стороне радиатора. ДТОЖ устанавливают в 2 местах (зависимости от модели автомобиля):
Месторасположение ДТОЖ на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
- возле термостата (нередко в корпусе этого устройства);
- в головке блока цилиндров, рядом с одним из патрубков системы охлаждения.
Проверка ДТОЖ
Если вы не знаете, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, то приготовьте:
- инструкцию по ремонту вашего автомобиля;
- кастрюльку с водой;
- печку;
- термометр с максимальной температурой не меньше 120 градусов;
- тестер;
- набор отверток;
- набор ключей;
- тазик для ОЖ.
Вывод
Что он представляет собой конструктивно?
Это терморезистор, заключенный в латунную оболочку с выводами.
Сопротивление терморезистора напрямую зависит от температуры. При ее повышении, сопротивление уменьшается, и электронный блок управления по этому признаку начинает действия по стабилизации температуры ОЖ.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как его найти?
Естественно, он будет находиться в месте, в котором его наконечник сможет напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью. Как правило, ДТОЖ монтируется (вкручивается по резьбе) в выпускной патрубок ГБЦ.
Возможны варианты нахождения датчика на верхнем шланге радиатора или на корпусе термостата.
В любом случае его месторасположение должно быть таким, чтобы он располагался на пути потока ОЖ от двигателя автомобиля к радиатору.
Основные признаки неисправности ДТОЖ К ним можно отнести следующие.
1) Двигатель машины работает не стабильно, начинает троить, иногда просто глохнет.
2) Холостые обороты “пляшут” в диапазоне 200-1500 об/мин.
3) Движок трудом заводится.
4) В холодную погоду неожиданно включается вентилятор охлаждения (т.е. уменьшение сопротивления терморезистора идет вразнобой со значениями нагрева).
5) Без причин возрастает расход топлива (не работает система охлаждения).
6)Следующая неисправность: из выхлопной трубы внезапно начинает идти темный или совсем черный дым.
Все эти проблемы можно отнести к неисправностям ДТОЖ, но всякий агрегат перед ремонтом или заменой нуждается в проверке.
Проверка.
Алгоритм проверки датчика несложен. Понадобится тестер, термометр, емкость с ОЖ (водой). ДТОЖ следует поместить в емкость с водой, нагрев которой можно изменять и контролировать термометром.
Проверка датчика ОЖ
Тестер нужно выставить в режим омметра, присоединить щупы к выводам датчика. Далее свериться с таблицей:
МБ. VAG.
После выявления признаков неисправности ДТОЖ можно принимать решение о том, что делать: проверить еще раз, заменить узел или ремонтировать.
Может кому пригодится.
для тех, кто не видит взаимосвязь между датчиком ОЖ и повышенным расходом — нашёл соответствующую в тырнете статью:
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя ( THW )
Как мы уже знаем, одним из основных датчиков является «датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя», или THW, который расположен в «районе» термостата. Его показания крайне важны для стабильной и экономной работы двигателя, потому что в зависимости от сопротивления датчика компютер «рассчитывает» то количество топлива, которое необходимо двигателю для работы при «данной» ему датчиком температуре.
На различных марках и моделях автомашин показания THW различные, но если сказать «усредненно», то для «холодного» двигателя датчик «покажет» сопротивление от 2 до 6 Ком ( в зависимости от температуры «за бортом»), а для «горячего» — 250-350 Ом.
А теперь представим, что «наш» датчик температуры «говорит» компютеру при полностью прогретом двигателе, что двигатель «еще немного холодный», то есть «показывает» сопротивление 500 или более Ом.
Что делает компютер?
Процессор «сравнивает» те показания, которые «зашиты» в его Память и «понимает», что при данном сопротивлении — «топлива надо больше».
И «расширяет» импульсы на форсунки (инжектора).
И топлива поступает в цилиндры больше. Но это – следствие. А причина, вернее – причин, может быть несколько :
Неисправность самого датчика температуры
Неисправность термостата
«завоздушенность» системы охлаждения
неисправность радиатора
Ну и, в крайнем случае (такое, правда, встречалось всего несколько раз ) – «ошибка» самого компютера.
Кроме того, датчик температуры «напрямую связан» и с автоматической коробкой передач. И так уж «правильно устроена» «японская электроника», что если, например, датчик «не выдает» положенную температуру, то и АКПП не будет переключаться на повышенную передачу и автомобиль будет «плестись» на пониженной скорости и «дико жрать топливо».
ВЛИЯНИЕ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ НА РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ
Сигналы датчика могут использоваться ЭБУ для осуществления следующих функций управления:
* Обогащение топлива в двигателях с впрыском топлива. Когда ЭБУ получает от датчика сигнал о холодной температуре, он увеличивает длительность импульса на форсунки для обогащения состава топливной смеси. Это улучшает работу двигателя на холостом ходу и предотвращает колебания при прогреве. По мере того, как температура двигателя приближается к рабочей, ЭБУ обедняет топливную смесь, чтобы уменьшить потребление топлива и количество выхлопных газов. Неисправность датчика, от которого всегда поступают сигналы о холодной температуре, может вызвать переобогащение, загрязнение и потерю топливной смеси. Постоянные сигналы о перегреве могут вызвать ухудшение управляемости при холодном двигателе, такие как заглохание, колебания и неровные обороты холостого хода.
* Опережение и запаздывание зажигания. Угол опережения зажигания должен быть строго отрегулирован для уменьшения количества отработавших газов, пока температура двигателя не достигнет нормы. Это влияет также на эксплуатационные характеристики двигателя и расход топлива.
* Рециркуляция отработавших газов во время прогрева. Для обеспечения оптимальной управляемости клапан рециркуляции отработавших газов не должен открываться до полного прогрева двигателя. Рециркуляция отработавших газов при холодном двигателе может вызвать неровные обороты холостого хода, заглохание и/или колебания.
* Продувка фильтра системы улавливания топливных паров. Для обеспечения оптимальной управляемости угольный фильтр, в котором скапливаются пары топлива, нельзя продувать до полного прогрева двигателя.
* Регулирование состава топливной смеси в режимах замкнутого/разомкнутого контура обратной связи. ЭБУ может не принимать во внимание сигнал обратной связи кислородного датчика, до тех пор, пока не будет достигнута определенная температура хладагента. Пока двигатель холодный, ЭБУ будет оставаться в режиме разомкнутого контура (без обратной связи) и поддерживать топливную смесь обогащенной, чтобы улучшить холостой ход и управляемость при холодном двигателе. Если ЭБУ не перейдет в режим замкнутого контура (с обратной связью) после прогрева двигателя, топливная смесь будет слишком обогащенной, что приведет к загрязнению и потере горючего, а также засорению свечей зажигания.
* Скорость холостого хода во время прогрева. Для предотвращения заглохания и улучшения холостого хода ЭБУ обычно увеличивает число оборотов на холостом ходу при первом запуске двигателя.
* Блокировка муфты гидротрансформатора коробки передач во время прогрева. Для обеспечения оптимальной управляемости ЭБУ не блокирует гидротрансформатор до полного прогрева двигателя.
Работа электрического охлаждающего вентилятора. По сигналам датчика температуры охлаждающей жидкости ЭБУ контролирует температуру двигателя, включая и выключая охлаждающий вентилятор – это необходимо для предотвращения перегрева двигателя. Примечание: на некоторых автомобилях второй датчик температуры охлаждающей жидкости или переключатель охлаждающей жидкости может использоваться исключительно для цепи вентилятора охлаждения.
Десятое семейство тольяттинского автогиганта оснащалось инжекторными моторами. Первые выпуски машин с 8-клапанными головками, а последующие с 16-клапанными. И те, и другие моторы оборудовались электронными блоками управления (далее ЭБУ). Главный контроллер собирает показания с нескольких датчиков и настраивает сбалансированную работу двигателя (далее ДВС). Датчик температуры на ВАЗ 2110 также отвечает за взаимодействие с ЭБУ, и в случае его неисправности загорается сигнал «Check Engine», что в переводе с английского звучит, как «Проверьте двигатель». Далее расскажем, где стоит температурный датчик на ВАЗ 2110, как его проверить и поменять.
Внимание! На инжекторных «десятках» стоит 2 датчика охлаждающей жидкости. Один для стрелки на приборной панели, а второй для обмена данными с ЭБУ и включением вентилятора радиатора. Он называется ДТОЖ. Именно ему посвящена статья.
Принцип работы
Механизм действия датчика температуры на семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающего режима t°C. По сути, перед нами электронный резистор с негативным коэффициентом температур. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление прибора, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
---|---|
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Представленные величины можно использовать для проверки датчика тестером. Об этом чуть ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
На инжекторных машинах нет заслонки (подсоса). Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления, используя величины t°C, поступающие с ДТОЖ. Кроме этого, главный контролер следит за рабочей температурой двигателя и даёт команду на включение вентилятора в случае его перегрева.
Причины и признаки неисправности
Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90 % случаев поломка датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего, возникает обрыв внутренних контактов резистора. Как следствие, ДТОЖ отправляет на ЭБУ некорректные параметры, например, пусковую t° двигателя в пределах 0 °С. Блок управления считает мотор холодным и даёт команду другому датчику — ДМРВ убавить подачу воздуха, то есть, обогатить смесь. Поэтому прогретый мотор начинает работать странно, «взахлёб» с провалами. Вот ещё 3 наиболее частые причины некорректной работы ДТОЖ:
- Нарушена герметичность корпуса датчика.
- Произошёл обрыв электропроводов.
- Слетела колодка электропитания.
В перечисленных случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. При этом работа автомобиля становится необычной:
- двигатель запускается с трудом и норовит заглохнуть;
- обороты плавают даже на прогретом моторе;
- чувствуется сильная детонация;
- пропадает былая мощность.
Кроме этого увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым. Необходимо сделать диагностику. Для этого можно отправиться в автосервис, или установить на смартфон специальное приложение и купить адаптер Bluetooth.
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).
Какой датчик выбрать
Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.
Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов
Производитель | Номер | Сумма, руб. |
---|---|---|
GM АвтоВАЗ | 21120–3851010–00 | 250 |
АвтоВАЗ | 21120–3851010–82 | 165 |
Magneti marelli | 1719 16011 150 | 355 |
Hella | 6PT 009 107–271 | 735 |
Eps | 1.830.098 | 1080 |
Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.
Как проверить
В истории много случаев, когда собственник ставит новую запчасть, а она не работает. Поэтому, после покупки датчика температуры рекомендуется измерить сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Переводим его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C), показания должны быть в районе 2780 Ом (как в таблице №1). Если опустить ДТОЖ в стакан с кипяток (+100 °C), немного подержать и снять показания, на экране тестера должен появится результат в границах 175–180 Ом. Значит покупка в исправном состоянии. Можно устанавливать на машину.
Замена
Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:
Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.
Где купить аксессуары для автомобиля
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Заключение
Как видно, проверить и поменять самостоятельно датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 (8–16 клапанов) сможет большинство автовладельцев. Если система ЭБУ сигнализирует о проблемах (Check Engine), не стоит откладывать ремонт в долгий ящик. Можно отправится на диагностику в автосервис или сделать её самостоятельно, через специальное приложение. Для установки лучше выбирать оригинальный ДТОЖ, так как дешёвые аналоги могут быстро выйти из строя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — элемент, играющий не последнюю роль в обеспечении должной работы мотора. Он позволяет водителю всегда быть в курсе, в каком температурном режиме находится охлаждающая жидкость. По сути, это полноценная часть двигателя, так как в зависимости от показания с этого датчика, которые уходят на ЭБУ, формируются и регулируются разнообразные параметры для ДВС. К примеру, такие характеристики, как — частота вращения коленвала, угол опережения зажигания, соотношение топлива и кислорода в топливной смеси, формирующиеся исходя из показателей ДТОЖ.
Схема работы достаточно проста, во время перегрева, как только температура охлаждающей жидкости поднимается к максимальным значениям, на ЭБУ отправляется сигнал. По итогу, «мозги» направляют задачу включить вентилятор для охлаждения. Таким образом, регулируется температура, не давая ДВС работать в перегреве. Чем это опасно, объяснять думаю, не требуется.
Что интересно, почти на всех автомобилях, внешне датчик температуры охлаждающей жидкости имеет идентичный вид. Размещается он, зачастую на так называемом патрубке ГБЦ. Чтобы до него добраться, скорей всего придется снять воздушный фильтр. Собой же он представляет небольшое устройство из бронзы, латуни, пластика, с размеченной резьбой, за счет которой он вкручивается в патрубок. В корпусе, находится обычный терморезистор. Деталь, которая при повышении температуры, понижает сопротивление и, наоборот, при понижении температуры, повышает сопротивление.
Такая особенность, правильная работа датчика будет только в том случае, если он полностью погружен в ОЖ. В противном случае, показатели будут не достоверными, поэтому следует следить периодически за объемом жидкости.
Кстати, на современных автомобилях, зачастую премиального класса, используют даже два ДТОЖ, причем функции у них разные. Итак, один размещается на том же месте в патрубке и передает информацию на ЭБУ и панель, второй же устанавливается на термостате и отвечает за включение вентилятора.
Неисправности и признаки
Как правило, неисправности следующего характера:
• Поврежден корпус, заметны потеки жидкости.
• Ржавчина, коррозия на контактах.
• Повреждение самого резистора.
• Окисление, «прикипание» проводов, клемм ведущих или расположенных на самом датчике.
Некоторые признаки, которые косвенно могут свидетельствовать о проблемах с датчиком температуры охлаждающей жидкости:
• Частые перегревы двигателя, при условии, что залито достаточно охлаждающей жидкости и исправен вентилятор.
• Повышение расхода топлива.
• Горит контрольная лампа на «приборке» или номер неисправности. Последнее значение у всех автомобилей разное.
• Проблемы с запуском.
• Остановка мотора на «горячую».
Но, уважаемые автовладельцы, хотелось бы уточнить такой момент, что не всегда такие признаки могут свидетельствовать на датчик. Для начала, в первую очередь следует проверить:
1. Уровень охлаждающей жидкости.
2. Залита ли регламентируемая жидкости или нет. То есть, на современных автомобилях, сейчас устанавливают такие датчики, которые могут даже провести полноценный анализ жидкости, которую вы залили. К примеру, вместо регламентной запустили в систему простую воду, в таком случае датчик будет выдавать ошибки и машина попросту не заведется.
3. Состояние жидкости. Не используйте больше трех лет. Отработанная «охлаждай-ка», также может стать причиной проблем с ДТОЖ.
4. Проверьте герметичность системы, возможно, попадает воздух.
5. Работает ли вентилятор.
Как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости?
Прежде чем проверять сам датчик, стоит убедиться подается ли на него нужное напряжение. Для нормальной работы подаваемое напряжение должно равняться не менее 5 Вольт. Проверить легко, снимаем клемму с датчика и заводим автомобиль. С помощью вольтметра проверяем напряжение, если 5 В есть, значит следует проверять сам датчик (при условии, что перечисленные выше рекомендации не выявили никаких нарушений).
Итак, наиболее действенный способ в домашних условиях:
1. Берем обычный чайник, набираем в него воду и помещаем термометр. Лучше использовать для безопасности электронный вариант термометра.
2. Подсоединяем к ДТОЖ вольтметр и выставляем шкалу на измерение сопротивления.
3. Опускаем датчик в чайник.
4. Включаем чайник и записываем показания вольтметра в зависимости от температуры. Будем брать показания термометра: 20, 40, 60, 80 и 100 градусов. Сравнить результаты можно с таблицей. Имейте виду, если значение сильно разнятся от таблицы, скорей всего пора менять датчик. К примеру, температура 80, а вольтметр показывает 360-380 или наоборот 280-310, то есть большое несоответствие таблице.
Заключение
В итоге статьи хотелось бы подчеркнуть главное, что датчик по своей конфигурации прост, обычный резистор, который сложно вывести из строя. Поэтому ресурс, как правило, в районе 100 000 км, а иногда и больше. Но, как уже выяснили, для корректной работы необходимо придерживаться определенных правил:
• Следить за состоянием охлаждающей жидкости.
• Избегать окисления контактов.
• Избегать механических повреждений и т.д.
Поэтому придерживайтесь правил эксплуатации и работоспособность не только ДТОЖ, но и в целом двигателя будет надежна и долговечна.
Современный автомобильный двигатель работает по командам единого электронного блока управления. Данный командный центр корректирует отдельные параметры исходя из поступающей от различных датчиков информации. Одним из этих элементов, непосредственно влияющих на работоспособность двигателя, является датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Он фиксирует и передает признаки перегрева с тем, чтобы ЭБУ скорректировал работу ДВС.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Элемент выполнен единым блоком с корпусом на резьбе, который вкручивается в двигатель (иногда – в термостат или радиатор) и непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью двигателя. Во время работы двигатель нагревается, а антифриз, соответственно, его охлаждает.
Циркулируя по специальным каналам внутри блока цилиндров, жидкость нагревается, при этом отдает это тепло в радиаторе. Датчик регистрирует величину нагрева охлаждающей жидкости. Эти сведения поступают в ЭБУ в виде косвенного нагрева двигателя. Сведения о том, какой он температуры, используются для коррекции программы управления ДВС. Следует понимать, что этот датчик не измеряет температуру непосредственно металла двигателя (она намного больше), а степень нагрева жидкости, протекающей сквозь него.
Как работает система обратной связи
Система управления двигателем – гибкая самообучающаяся программа, формирующая параметры работы ДВС динамически, т. е. на основе показаний датчиков в реальном времени. Применительно к мотору система делает выводы о том, прогрет ли агрегат или, наоборот, его температура еще недостаточна для использования режима максимальной мощности.
На что влияет работа датчика
- Температура ОЖ – один из факторов, влияющих на коррекцию работы двигателя. Благодаря сигналам от этого элемента изменяются следующие показатели:
- Обогащение топливной смеси. Если от датчика идет сигнал о низкой температуре охлаждающей жидкости, то программа пересчитывает количество топлива для форсунок в сторону увеличения. Холодный двигатель стабильнее работает на повышенных холостых оборотах.
- Опережение зажигания. ЭБУ рассчитывает угол опережения исходя из текущей нагрузки и степени прогрева мотора. На непрогретом двигателе УОЗ будет меньше. Неправильная работа датчика также повлияет на этот параметр. Это, в свою очередь, приведет к нестабильной работе мотора на всех режимах, к снижению мощности и повышению расхода топлива.
- Работа электровентилятора охлаждения. Высокие показатели температуры жидкости (антифриза) дают команду на включение вентилятора, обдувающего радиатор. При неправильных показаниях работа элемента будет некорректна. При перегреве вентилятор может и не включиться, так как, по данным датчика, нагрев небольшой. А это чревато серьезными последствиями вплоть до деформации головки блока цилиндров.
Где находится элемент
На V-образных ДВС таких датчиков два. Ставят по одному на каждый ряд цилиндров. Иногда для включения электровентилятора радиатора используется второй, аналогичный датчик. Он выполняет одну функцию – регулирует момент включения вентилятора.
Разновидности
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой терморезистор. Он изменяет свое сопротивление в зависимости от нагрева жидкости, с которой он соприкасается. При этом используются материалы, которые снижают свое сопротивление при повышении нагрева.
В других устройствах применяются элементы, основанные на иных принципах, но в автомобильных двигателях такие терморезисторы самые простые и надежные. Цена датчика температуры охлаждающей жидкости варьируется в зависимости от марки автомобиля. В среднем она составляет 400-500 рублей.
Диагностика работоспособности
Иногда бывает, что считывающий элемент начинает явно завышать или занижать показания. Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, следует убедиться, что виновником проблем является именно он.
Для этого надо последовательно исключить все остальные причины. В первую очередь это проблемы с электропроводкой. Также множество проблем с прогревом двигателя вызывает работа термостата и появление воздушных пробок в СОД. Следует иметь в виду, что показатели стрелки или индикатора на панели приборов служат лишь для ориентации водителя в ситуации, для ЭБУ показания часто берутся непосредственно из измерительного устройства.
Способы проверки работоспособности
Итак, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Поскольку он представляет собой терморезистор, то и диагностируется он омметром (мультиметром в режиме омметра). Для каждого конкретного датчика (или его типа) существует зависимость сопротивления от температуры.
Подключив к нему мультиметр, определяют сопротивление при 20 градусах, а затем опускают элемент в стакан с кипятком. Сопротивление должно сильно понизиться, согласно таблице, в которой указаны допуски значений. Если они выходят за пределы, то датчик нуждается в замене. Также элемент стоит проверить на короткое замыкание. При его наличии деталь однозначно непригодна к работе.
Замена элемента своими руками
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости меняется достаточно просто. Несмотря на то что на каждом двигателе его расположение отличается, общий принцип одинаков.
Замену элемента своими руками лучше производить на холодном двигателе. Отсоединив колодку с проводами, гаечным ключом откручивается датчик. Новый элемент необходимо держать наготове, чтобы не упустить много тосола из отверстия.
Следует обратить внимание, что на резьбовой части установлено уплотнительное металлическое или латунное кольцо, которое желательно тоже заменить. Оно идет в комплекте с датчиком. Вынув старый датчик, на его место вкручивают новый, с предварительно надетым кольцом и смазанной герметиком резьбовой частью. Именно поэтому мотор при проведении работ должен быть холодным. Нагретый тосол обжигает сильнее кипятка. После этого можно ставить колодку на место и доливать упущенный тосол.
Как видно, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости несложный, но очень ответственный компонент системы управления. От него зависит бесперебойная и надежная работа двигателя.
В современных автомобилях управление работой двигателя осуществляет электронный блок, который получает информацию о состоянии работоспособности его систем при помощи соответствующих датчиков. Система охлаждения, призванная обеспечивать оптимальный температурный режим мотора, включает несколько таких сигнальных устройств. Одним из них является датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Что это за устройство и каковы его функции, мы расскажем в этой статье. Кроме этого мы рассмотрим возможные неисправности данного элемента системы охлаждения, а также способы их диагностики и устранения.
ДТОЖ: что это за датчик и зачем он нужен?
Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для получения информации о температуре тосола или антифриза в системе и последующей ее передачи на электронный блок управления. Основываясь на этих данных, контроллер автомобиля регулирует:
- обороты холостого хода при прогреве двигателя;
- концентрацию топлива в горючей смеси;
- включение и выключение вентилятора радиатора охлаждения.
Принцип работы датчика достаточно прост. Он основан на свойствах полупроводников к изменению своего электрического сопротивления под воздействием температуры.
Что же представляет собой температурный датчик? ДТОЖ состоит из следующих элементов:
- корпус (баллон);
- полупроводниковый термистор (резистор, меняющий сопротивление при изменении температуры);
- токопроводящая пружина;
- электрический разъем.
Как работает ДТОЖ?
Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два электрических контакта, один из которых – корпус, замыкающийся на массу, а второй – «+», идущий к электронному блоку. Контроллер посылает на ДТОЖ напряжение величиной 5 В, которое передается к рабочему элементу при помощи токопроводящей пружины. Сам полупроводниковый термистор имеет отрицательный температурный коэффициент, и при нагревании охлаждающей жидкости, в которую он помещен, его сопротивление начинает снижаться. Снижается при этом и напряжение. Именно по его изменению электронный блок управления рассчитывает температуру охлаждающей жидкости в системе.
Датчик температуры, благодаря своей простой конструкции, выходит из строя довольно редко, но, если это случается, его заменяют новым устройством. Неисправность датчика определить несложно. Его выход из строя чаще всего сопровождается определенными симптомами, присущими только нерабочему ДТОЖ. Что это за признаки, читайте далее.
Симптомы нерабочего ДТОЖ
Определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости можно по следующим симптомам:
- появление сообщения об ошибке в работе двигателя на приборной панели;
- затрудненный запуск холодного двигателя;
- высокие обороты двигателя на холостом ходу;
- увеличенный расход топлива;
- перегрев двигателя вследствие несрабатывания вентилятора радиатора.
Последняя неисправность может быть вызвана не только ДТОЖ. При несрабатывании вентилятора радиатора охлаждения прежде всего следует проверить его электрический привод и целостность проводки. Только убедившись в их работоспособности, можно сделать заключение о том, что в перегреве двигателя виноват именно температурный датчик. ДТОЖ при этом может оказаться как нерабочим, так и условно рабочим.
ДТОЖ: неисправности
К неисправностям датчика температуры охлаждающей жидкости относятся:
- нарушение градуировки рабочего элемента (термистора), вследствие чего его сопротивление не соответствует предусмотренным температурным параметрам;
- замыкание плюсового контакта на массу;
- нарушение герметичности корпуса датчика;
- отсутствие электрического контакта на разъеме.
Как видите, неисправностей у ДТОЖ не так и много. В первом случае датчик попросту начинает врать, вводя в заблуждение электронный блок. Последний, используя недостоверную информацию, вынужден будет принимать неправильные решения. Отсюда и затрудненный запуск двигателя, и перерасход топлива, и несвоевременное включение вентилятора радиатора.
Замыкание в датчике возникает при деформации или разрушении его корпуса. Это явление легко определяется контроллером, о чем он подает соответствующий сигнал на панель приборов.
Нарушение герметичности корпуса чаще всего также происходит по причине механического повреждения датчика, реже – из-за длительной эксплуатации.
При отсутствии контакта на разъемах ДТОЖ контроллер обычно поддерживает работу двигателя в аварийном режиме, а вентилятор радиатора на всякий случай работает в постоянном режиме.
Первые три неисправности устранить невозможно. Здесь исправить ситуацию может только замена ДТОЖ. В последнем случае контакт можно восстановить, что не составляет особого труда. После этого обязательно нужно перепроверить работоспособность системы охлаждения.
Где в автомобиле искать ДТОЖ?
Убедиться в неисправности или исправности датчика можно путем его несложной проверки. Но сначала следует кое-что узнать о расположении ДТОЖ. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в конкретном автомобиле, лучше узнать из руководства по его эксплуатации. Дело в том, что в разных моделях он может иметь разное расположение. Чаще всего ДТОЖ устанавливается на входном патрубке рубашки охлаждения ГБЦ или же на корпусе термостата.
Важно не перепутать датчик температуры охлаждающей жидкости с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (ДУТОЖ). Последний также служит для определения температуры ОЖ, однако его данные используются исключительно для информирования водителя.
Демонтаж датчика
Проверка ДТОЖ предусматривает демонтаж датчика. Для этого необходимо отключить минусовую клемму от аккумулятора и частично слить охлаждающую жидкость. После этого отключается разъем на корпусе ДТОЖ. Сам датчик выкручивается из посадочного места при помощи рожкового ключа. Технологическое отверстие на время проверки закрывается чистой тряпкой во избежание попадания в систему охлаждения влаги или мусора.
Как проверить ДТОЖ?
Для проверки датчика потребуются:
- автомобильный тестер (мультиметр);
- электрический чайник или другие приспособления для нагрева воды;
- термометр для жидкости.
Проверка датчика заключается в определении правильности градуировки рабочего элемента ДТОЖ. Что это значит? Это значит, что при проведении теста необходимо установить, насколько правильно изменяется сопротивление термистора в зависимости от температуры.
Для начала контакты датчика подключают к щупам мультиметра, соблюдая полярность. Прибор включают в режиме омметра. После этого ДТОЖ вместе с термометром опускают в холодную воду и считывают их показания. Далее воду нагревают, продолжая делать замеры.
Ниже приведена таблица для градуировки датчиков температуры охлаждающей жидкости.
Датчик температуры охлаждающей жидкости можно считать одним из важнейших датчиков в автомобиле. Он отвечает за своевременное охлаждение двигателя. На базе собранных этим датчиком данных выполняется корректировка работы электронного управления двигателем, что позволяет достичь оптимального быстродействия при наименьших затратах энергии.
Электронная система считывает информацию с датчика, который постоянно контролирует нагревание охлаждающей жидкости, в результате происходит правильное управление работой силового агрегата, а именно, изменяются следующие параметры:
- Состав горючей смеси.
- Угол опережения зажигания.
- Обороты вращения коленчатого вала.
Этот датчик способствует быстрому прогреву мотора с наименьшими затратами топлива. Кроме этого, он обеспечивает оптимальную температуру двигателя при различных режимах. Во вновь выпущенных автомобилях датчик температуры входит в сложную электронную систему, которая управляет температурным режимом двигателя, и в нужные моменты корректирует его работу.
В настоящее время большинство автомобилей оснащается датчиком температуры, выполненном на терморезисторе. Он способен изменять свое сопротивление при изменениях температуры охлаждающей жидкости.
Как появился датчик температуры охлаждающей жидкости
Со временем конструкция датчика температуры тосола значительно изменилось, как и принцип его действия. В настоящее время роль датчика выполняет простой терморезистор, изменяющий свое сопротивление при колебаниях температуры охлаждающего антифриза.
В современных двигателях температура контролируется постоянно. В результате возросла производительность, экономичность и безопасность автомобиля. Современные датчики температуры изготавливают из оксида кобальта, или никеля. Эти материалы выбраны из-за того, что они при нагревании охлаждающей жидкости выделяют большое число свободных заряженных частиц. В результате сопротивление датчика температуры снижается в несколько раз.
Во многих двигателях терморезистор, находящийся в охлаждающем антифризе, обладает отрицательным температурным показателем. В итоге наибольший показатель сопротивления создается при холодном силовом агрегате. На датчик подается напряжение величиной 5 вольт. При изменении сопротивления снижается подача напряжения. Все изменения контролирует блок управления. От этих параметров зависит температура тосола или антифриза.
Но бывают и исключения. На автомобилях Рено устанавливали датчики с положительным изменением температуры. В итоге изменился принцип работы датчика: при возрастании температуры сопротивление также увеличивается.
Где расположен датчик ТОЖ
- В корпусе термостата.
- В верхнем патрубке радиатора.
- В головке блока цилиндров.
Независимо от марки автомобиля, этот датчик фиксируется возле отводящего рукава, по которому жидкость подходит к радиатору. Это является важным моментом для определения точных параметров температуры.
Типы датчиков ТОЖ
Существует несколько видов:
- Магнитные датчики.
- На основе биметаллического эффекта.
- Капиллярные.
Магнитные
Такие датчики состоят из двух обмоток с двух сторон металлического поворотного якоря. К нему закреплена стрелка. Одна обмотка соединена с бортовой сетью автомобиля, а вторая с терморезистором. Его сопротивление напрямую зависит от показателей температуры в двигателе.
Ток, протекающий по катушкам, создает магнитное поле, двигающее якорь. На размер смещения якоря влияет разница магнитных полей, которая зависит от величины тока.
Биметаллические
Принцип работы такого прибора построен на расширении веществ при повышении температуры. Стержень датчика изменяет свою длину при повышении температуры двигателя. Биметаллические пластины в обмотке поворачивают стрелку прибора на некоторую величину, зависящую от значения силы тока.
Используется два типа сенсоров:
- Полупроводниковые.
- Биметаллические.
Полупроводники являются наиболее применяемыми в настоящее время. Электронный блок подает напряжение на датчик через постоянный резистор. Термистор обладает отрицательным коэффициентом температуры. При увеличении температуры сопротивление падает, а соответственно и поданное напряжение. Блок определяет падение напряжения и считывает температуру тосола. Итоговый результат отображается на приборной панели.
Капиллярные датчики
Это наиболее старый тип подобного прибора. Стрелка термометра скреплена с устройством. Датчик выполнен в виде емкости с жидкостью, имеющей малую температуру кипения. Стрелка соединена с емкостью длинной утонченной металлической трубой. При нагревании датчика жидкость начинает кипеть и испаряться, что повышает давление в сосуде. Это давление действует на указатель на трубку Бурдона, которая распрямляется от давления, и перемещает стрелку прибора.
Такой вид датчика применяют редко по причинам:
- Капиллярная трубка имеет очень маленький диаметр, поэтому быстро повреждается.
- Измеритель проходит через все подкапотное пространство, и соединяется с приборной доской и трубкой, так как это единый механизм.
Признаки неисправности ДТОЖ
Из-за простого устройства датчик редко ломается. Но его поломка может привести к неисправности двигателя. Поэтому нужно своевременно контролировать работу этого датчика.
Признаком аналогичной неисправности может являться то, что не работает вентилятор при нагревании двигателя. Но, если у автомобиля имеется вспомогательный датчик для подключения охлаждающего вентилятора, то значит, он не работает из-за неисправностей электрической проводки терморезистора вентилятора.
Возможные признаки неисправности
- Перегрев двигателя.
- Возникновение детонации.
- Плохой запуск двигателя, когда он горячий.
- Повышенные обороты на холостом ходу.
- Большой расход топлива.
Современные автомобили имеют систему, выдающую специальные коды ошибок на экране при плохой работе датчика температуры. Но эти коды не способны конкретно определить неисправность датчика. Неисправности могут возникнуть с электрической проводкой, а также с клеммами.
Эти проблемы можно быстро определить при визуальном осмотре, и легко устранить своими руками.
Порядок замены датчика
Ели этот датчик неисправен, то он не подлежит ремонту, его следует заменить новым. Замена проводится в следующем порядке: