К основным параметрам, соблюдение которого предохраняет шины от преждевременного выхода из строя, обеспечивает их сохранность, а следовательно, и безопасность на дороге, относится индекс нагрузки. Указывается данный параметр в виде числового значения вместе с параметром максимально допустимой скорости на боковине шины. Данные два параметра неразрывно связаны друг с другом.
Индекс нагрузки показывает, какой груз в килограммах может выдержать шина при заявленной максимальной скорости (указана буквой) и при определенном давлении воздуха.
Индекс нагрузки, маркируемый латинскими буквами «LI», принят для обозначения максимального веса (грузоподъемности), который сможет выдержать изделие. Значение данного параметра измеряется в цифрах в пределах от 0 до 279. Расшифровку каждой из них можно узнать в специальной таблице индекса нагрузок. Однако на сегодняшний день все больше производителей указывают конкретные показатели грузоподъемности непосредственно на своих изделиях. Так, рядом с надписью «MAX LOAD» (собственно, индекс нагрузки) может присутствовать цифровое обозначение грузоподъемности, исчисляемое в килограммах либо английских фунтах.
Некоторые фирмы-производители указывают на своих шинах сразу две цифры, обозначающие грузоподъемность. Первая из них – это значение индекса нагрузки при одинарной ошиновке, вторая – при двойной, когда устанавливаются спаренные шины.
Показатель данного параметра влияет как на качество движения, так и на срок эксплуатации покрышки. К примеру, шины с меньшим индексом нагрузки смягчают езду, делают ее более комфортной и при этом остаются практически бесшумными. Однако износ покрышек при этом увеличивается. Резина с большим коэффициентом грузоподъемности, наоборот, более жесткая, отсюда вытекают ее высокие свойства прочности на износ.
В любом случае, подбирать шины стоит только после консультации со специалистом, чтобы потом не разочароваться в сделанном выборе. Помощь в подборе оптимального варианта изделия Вам всегда готовы оказать специалисты сервис-центров «Автобам».
Индекс скорости — параметр шины, указывающий на максимально допустимую скорость, с которой можно ездить на данной шине. Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. На всех современных шинах индекс скорости и индекс нагрузки обязательно указываются в маркировке на боковине шины. Индекс скорости шины определяется ее производителе в процессе специальных стендовых испытаний. Индекс скорости обозначается латинскими буквами от А (минимальный, А1 = 5 км/ч) до Y (максимальный, 300 км/ч).
Указание индекса скорости в маркировке шины
В маркировки шины индекс нагрузки и индекс скорости указываются следом за типоразмером шины.
Например: шина 185/75R14 82S
- 185 — ширина профиля шины в миллиметрах
- 75 — высота профиля шины в процентах от ее ширины (в данном случае 75% от 185 получается 138,75 миллиметров)
- R — радиальная
- 14 — диаметр колеса (диска) в дюймах
- 82 — индекс нагрузки (в данном случае 475 кг на колесо)
- S — индекс скорости (в данном случае 180 км/час)
Индексы скорости шин легковых автомобилей
Для легковых автомобилей наиболее распространенными являются следующие индексы скорости шин:
Стандартные:
- T (максимальная допустимая скорость 190 км/час)
- Н (максимальная допустимая скорость 210 км/час)
Высокоскоростные:
- V (максимальная допустимая скорость 240 км/час)
- W (максимальная допустимая скорость 270 км/час)
- Y (максимальная допустимая скорость 300 км/час)
Индексы скорости шин внедорожников и легких грузовиков
Шины для внедорожников и легких грузовиков обычно имеют меньший индекс скорости. Для внедорожников и легких грузовиков наиболее распространёнными являются следующие индексы скорости шин:
- Q (максимальная допустимая скорость 160 км/ч)
- R (максимальная допустимая скорость 170 км/ч)
- S (максимальная допустимая скорость 180 км/ч)
Индексы скорости зимних шин
Летние шины имеют более высокие индексы скорости. Зимние шины в зависимости от типа могут иметь небольшой индекс скорости Q (160 км/ч, для зимних шипованных шин) и высокий индекс скорости W (270 км/ч, для нешипованных зимних шин среднеевропейского типа).
Индекс скорости высокоскоростных шин
Некоторые высокоскоростные шины могут иметь индекс скорости, категория которого выше, чем указано в основной маркировке шины. Например: шина 325/25 ZR20 (101Y), индекс скорости данной шины ZR(Y), что позволяет развивать скорость до 300 км/час.
Таблица индексов скорости шин
Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
А1 | 5 |
А2 | 10 |
А3 | 15 |
А4 | 20 |
А5 | 25 |
А6 | 30 |
А7 | 35 |
А8 | 40 |
В | 50 |
С | 60 |
D | 65 |
E | 70 |
F | 80 |
G | 90 |
J | 100 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
ZR | Свыше 240 |
Связь между индексом скорости и индексом нагрузки
Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. Например: на шине указаны индексы нагрузки и скорости 98Т, что означает максимальную нагрузку до 750 кг на колесо при максимальной скорости 190 км/час. При более низкой скорости движения нагрузку на колесо можно чуть превысить, а при уменьшении нагрузки на колесо можно чуть повысить максимальную скорость.
Шины, маркированные «V» совместно с индексом грузоподъемности, — например, 91V — предназначены для скоростей от 210 км/ч до 240 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 3% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 240 км/ч.
Шины, маркированные «W» совместно с индексом грузоподъемности, — например, 100W — предназначены для скоростей от 240 км/ч до 270 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 270 км/ч.
Шины, маркированные «Y» совместно с индексом грузоподъемности, — например, 95Y — предназначены для скоростей от 270 км/ч до 300 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 300 км/ч.
Выбор шины по индексу скорости
Индексы скорости и нагрузки являются важными показателями, которые обязательно должны учитываться при подборе шин.
При установке на автомобиль летних шин, следует устанавливать только шины, индекс скорости которых не ниже чем у шин, устанавливаемых на конвейере.
Например: на автомобиле на заводе установлены шины с индексом скорости H, с максимальной допустимой скоростью 210 км/час, это означает что на данный автомобиль нельзя устанавливать шины с индексом скорости T, с максимальной допустимой скоростью 190 км/час, но можно устанавливать шины с более высокими индексами скорости V (240 км/час), W (270 км/час) или Y (300 км/час).
Шины с более высоким индексом скорости имеют более мягкую резину и обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, но при этом изнашиваются быстрее.
Превышение максимальной допустимой скорости ведет к повышенному износу, деформации и разрушению шины из-за перегрева. Для обеспечения безопасности и создания нормальных условий эксплуатации шины, при вождении автомобиля следует поддерживать максимальную скорость на 10-15% ниже скорости разрешенной индексом скорости.
Индексом скорости обозначается величина, указывающая на максимально допустимые скоростные показатели для конкретной модели автомобильной шины. При вождении, превышающем это значение, эксплуатационные характеристики автопокрышки будут снижаться, а износ увеличиваться в разы. Обозначается категория скорости латинскими буквами в виде маркировки на боковой части автомобильного колеса. Минимальный коэффициент принимает вид буквы А, показывающий, что максимально допустимые скоростные показатели автомобиля для покрышки не превышают 5 км в час. Максимальная маркировка буквой Y, позволяющая разгонять автомашину до 300 км в час без негативных последствий для шин.
Каковы самые распространенные категории скоростной характеристики автопокрышки?
Выделяют следующие виды показателей для автомобильных шин:
- Стандартные индексы, присущие легковым автомашинам, эксплуатирующихся в условиях спокойной езды в городских условиях с редкими выездами на автомобильные магистрали. Такие маркировки имеют вид: Т = 190 км в час; Н = 210 км в час.
- Высокоскоростные категории, предназначенные для спортивных легковых автомобилей с динамичным характером вождения: V = 240 км в час; W = 270 км в час; Y = 300 км в час.
- Внедорожные, грузовые и, как подкатегория, коммерческие автомобили можно встретить с шинами, маркированными таким образом: латинской буквой Q, показывающей максимально рекомендованную скорость в 160 км в час; R = 170 км в час, а S разрешает доходить до 180 км в час.
- Зимние шины, подразделяющиеся на несколько разновидностей, имеют разные значения индексов скоростных показателей. Для шипованной резины эта категория наименьшая — Q (160 км в час). Это обусловлено необходимостью вождения по гололеду и заснеженному дорожному покрытию. Для нешипованных колес европейского типа маркировка допустимой скорости будет выше — W (270 км в час). Европейские “нешиповки” подходят для южных стран, вождение проходит по асфальтированному дорожному покрытию, температура зимой не опускается ниже 10 градусов по Цельсию, не допуская образования гололеда, что позволяет набирать более высокую скорость.
Что означает отсутствие маркировки об индексе скорости?
Отсутствие категории скоростного режима на боковине автомобильного колеса объясняется тем, что ранее отсутствовал технический регламент, запрещающий вождение с резиной без этой маркировки.
До развития сегмента спортивных автомобилей существовали покрышки, производящиеся под конкретную модель спортивной машины. Максимальный условный скоростной индекс такой автопокрышки равнялся максимальной скорости, до которой смог бы разогнаться автомобиль.
Если Вы любите спортивную езду или часто пользуетесь скоростными трассами, то приобретая новые шины, следует обязательно учитывать их максимальную эксплуатационную скорость и нагрузку. Максимальная эксплуатационная скорость определяется на основании произведённых производителем лабораторных измерений в режиме тестировании и указывает на то, что шина способна такую скорость поддерживать в течение 10 минут.
В большинстве случаев индекс шины включает в себя два параметра — индекс допустимой нагрузки и индекс допустимой скорости. Данный индекс принято обозначать следующим образом: 100Q, где первая, числовая часть 100 — это индекс допустимой нагрузки на колесо, а вторая, буквенная Q — индекс скорости. В конкретном случае 100 означает, что максимальная нагрузка на одно колесо составит 800 кг, то есть данную шину можно использовать на автомобиле с максимальной снаряженной массой не более 3 200 кг (800 х 4). Q — означает, что допустимая скорость для данной шины — 160 км/ч.
Индекс нагрузки и скорости указывается на каждой шине, они находятся за обозначениями размера шины и индекса её грузоподъёмности, например, 195/65 R15 91T.
Чем выше индекс скорости, тем мягче резина шины, благодаря этому улучшается сцепление с дорогой, но ускоряется износ шины. Так, можно сказать, что шина с индексом скорости W износится быстрее, чем шина с индексом скорости S. Параметры скоростного индекса и нагрузки не показывают максимальную скорость езды или нагрузки, они означают ту скорость и нагрузку, при которой шина сохранит свои характеристики.
ТАБЛИЦА СКОРОСТНЫХ ИНДЕКСОВ ШИНЫ
Индекс скорости | Max скорость (км/ч) | Индекс скорости | Max скорость (км/ч) |
---|---|---|---|
F | 80 | Q | 160 |
G | 90 | R | 170 |
J | 100 | S | 180 |
K | 110 | T | 190 |
L | 120 | H | 210 |
M | 130 | V(VR) | 240 |
N | 140 | W(ZR) | 270 |
P | 150 | Y(ZR) | 300 |
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ОБОЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА НАГРУЗКИ (ИН) И МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА КОЛЕСО
ИН | кг | ИН | кг | ИН | кг | ИН | кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 70 | 335 | 90 | 600 | 110 | 1060 |
51 | 195 | 71 | 345 | 91 | 615 | 111 | 1090 |
52 | 200 | 72 | 355 | 92 | 630 | 112 | 1120 |
53 | 206 | 73 | 365 | 93 | 650 | 113 | 1150 |
54 | 212 | 74 | 375 | 94 | 670 | 114 | 1180 |
55 | 218 | 75 | 387 | 95 | 690 | 115 | 1215 |
56 | 224 | 76 | 400 | 96 | 710 | 116 | 1250 |
57 | 230 | 77 | 412 | 97 | 730 | 117 | 1285 |
58 | 236 | 78 | 425 | 98 | 750 | 118 | 1320 |
59 | 243 | 79 | 437 | 99 | 775 | 119 | 1360 |
60 | 250 | 80 | 450 | 100 | 800 | 120 | 1400 |
61 | 257 | 81 | 462 | 101 | 825 | 121 | 1450 |
62 | 265 | 82 | 475 | 102 | 850 | 122 | 1500 |
63 | 272 | 83 | 487 | 103 | 875 | 123 | 1550 |
64 | 280 | 84 | 500 | 104 | 900 | 124 | 1600 |
65 | 290 | 85 | 515 | 105 | 925 | 125 | 1650 |
66 | 300 | 86 | 530 | 106 | 950 | 126 | 1700 |
67 | 307 | 87 | 545 | 107 | 975 | 127 | 1750 |
68 | 315 | 88 | 560 | 108 | 1000 | 128 | 1800 |
69 | 325 | 89 | 580 | 109 | 1030 | 129 | 1850 |
Обратите внимание на несколько моментов:
— Шины имеющие маркировку ZR — сконструированы для скоростей превышающих 240 км/ч.
— Шины маркированные V совместно с индексом грузоподъемности, например 91V, предназначены для скоростей превышающих 210 км/ч до 240 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 3% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 240 км/ч).
— Шины маркированные W совместно с индексом грузоподъемности, например 100W предназначены для скоростей превышающих 240 км/ч до 270 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 270 км/ч.
— Шины маркированные индексом скорости W, могут иметь дополнительную маркировку ZR.
— Шины маркированные Y совместно с индексом грузоподъемности, например 95Y предназначены для скоростей превышающих 270 км/ч до 300 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 300 км/ч.
При покупке автомобильных шин, необходимо обращать внимание не только на типоразмер, но и на индексы допустимой скорости и нагрузки. Такие индексы указывается на каждой шине, они размещены сразу за типоразмером шины.
Пример: 205/60 R16 92H, где 92 – индекс допустимой нагрузки на одно колесо, а H – индекс допустимой скорости. Каждому индексу соответствует определенное значение, которое можно посмотреть в представленных ниже таблицах:
Для корректного подбора автомобильных дисков необходимо помнить, что посадочная ширина обода колесного диска зависит от ширины шины. Для одной ширины шины можно подобрать диски с разными характеристиками ширины обода диска. Для того, чтобы посмотреть наличие шин в выбранном типоразмере достаточно кликнуть по ссылке на странице.
Пример: для шины в типоразмере 205/60 R16, рекомендованы диски с 6 дюймовым ободом, но допускаются диски с посадочной шириной обода от 5,5 до 7,5 дюймов. Более детально ознакомиться с допустимыми параметрами можно в таблицах:
Во время движения автомобиля внешняя среда наиболее активно воздействует на шины. Они принимают на себя постоянную нагрузку от массы авто и при контакте с дорожным полотном подвергаются отрицательному воздействию — например, температурному и механическому. В холодное время года воздействуют на покрышки и химические реагенты, которыми обрабатывают дорожные покрытия. Чтобы свести к минимуму износ резины, владельцу авто необходимо выбирать автошины с учётом их характеристик, важнейшие из которых — индекс скорости, а также индекс нагрузки.
Индекс скорости
Индексом скорости называют рекомендованную производителем скорость движения для данной автопокрышки. Вся техническая информация о шине наносится на её боковину, и индекс скорости не исключение. Он всегда обозначен одной из букв английского алфавита, и за каждой такой буквой закреплён показатель рекомендованной максимальной скорости. Например, буквой N обозначают скорость 140 км/ч, S — 180, H — 210, Y — 300 и так далее. Всего существует 12 вариантов индекса. Когда водитель выбирает покрышку, ему следует ориентироваться на рекомендации производителя для автомобиля его марки. В технических документах всегда указывается рекомендованный индекс скорости. Устанавливать на ту или иную машину следует только такие покрышки, у которых индекс скорости будет выше или равен указанному. В ряде государств водители даже обязаны прикреплять к лобовому стеклу знак с указанием индекса скорости своих шин. Развивать скорость выше отмеченной им запрещено.
Наименьший из существующих индексов — А. Он соответствует скорости 40 км/ч. Для легковых машин автопокрышки с таким низким индексом не используются, их диапазон — от J (100 км/ч) до Y (300 км/ч).
Индекс скорости зависит не только от типа автомобиля, для которого предназначена покрышка, но и от сезона, на который она рассчитана. У зимних шин показатель скорости всегда ниже, чем у летних, а всесезонная резина характеризуется средним коэффициентом.
Обычно автошины имеют определённый запас прочности. Это значит, что предельно допустимая скорость для них немного превышает указанную. Но на российских дорогах проверять износостойкость резины нежелательно и лучше всего, наоборот, развивать скорость на 10-20% ниже рекомендованной.
Индекс нагрузки (он же индекс грузоподъёмности или несущей способности) — так называют предельно допустимый вес, под давлением которого покрышка способна нормально функционировать. Особенно важен этот показатель для владельцев грузовых авто, поскольку вес их машин постоянно меняется и может достигать огромных величин.
Особенности покрышек с высокой несущей способностью
Чтобы увеличить индекс нагрузки, производители шин используют более прочные материалы и усиливают скат. Резина становится более устойчивой, но и жёсткость её неизбежно увеличивается. Это значит, что чем выше индекс нагрузки, тем менее комфортной будет езда. Жёсткая резина не только хуже амортизирует, но и создаёт гул во время движения. Единственный способ сделать эксплуатацию авто более комфортной — взять шины с пониженным индексом нагрузки. В этом случае владелец уже не сможет перевозить прежнее количество груза, но зато ход автомашины станет более плавным, а давление на подвеску уменьшится.
Расшифровка индексов
Дабы не допустить путаницы, мировые производители при изготовлении автопокрышек используют единую таблицу индексов. Наименьший индекс нагрузки из существующих — 0. Ему соответствует показатель 45 килограммов. Это значит, что шина с таким индексом способна выдерживать нагрузку до 45 килограммов. Максимальный индекс — 230 с соответствующим показателем 33500 килограммов.
Эти показатели представляют собой оптимальные, а не предельные значения. Например, если индекс нагрузки у шины соответствует пятистам килограммам, то это не значит, что при нагрузке в 600 кг покрышку разорвёт на части. Рекомендованную нагрузку время от времени допустимо превышать процентов на двадцать-тридцать. Но при покупке шин следует ориентироваться именно на рекомендованное значение, которое наряду с индексом скорости указывается в технических документах любого автомобиля.
Дополнительные маркировки: норма слойности и максимальная нагрузка
Индекс нагрузки — не единственный показатель, по которому можно судить о несущей способности шины. Существует также понятие нормы слойности или PR (от английского «ply rating»). Чем этот показатель выше, тем большую нагрузку способна выдержать шина. К примеру, для легковых автомашин норма слойности находится в промежутке от 4 до 6 PR, а шины со значением PR 6-8 обычно устанавливаются на микроавтобусы либо небольшие грузовики. Для крупногабаритного транспорта наподобие сельскохозяйственной техники применяются покрышки с маркировкой «Reinforced» (буквально — «усиленные») или XL. Такая авторезина обладает максимальной слойностью и способна выдерживать самые большие нагрузки. Альтернативный вариант — знак «С», то есть «commercial». Его ставят на автопокрышки для транспортных средств с большой грузоподъёмностью.
И всё же норма слойности, как показатель оптимальной нагрузки, несовершенна. Шины разного типоразмера с одинаковой слойностью способны выдерживать совершенно разную нагрузку, поэтому слойность — показатель не самостоятельный. Сегодня производители покрышек всё реже используют его и указывают на боковине несущую способность.
Порой в дополнение к индексу грузоподъёмности фирма-производитель указывает предельно допустимую величину нагрузки в килограммах. Чтобы узнать её, необходимо найти на боковине надпись «max. load» и следующее за ним число.
Важно учитывать, что показатель предельной нагрузки всегда указывается из расчёта на одну покрышку. Чтобы вычислить коэффициент для автомобиля, нужно умножить значение на четыре.
Связь индекса нагрузки с индексом скорости
Коэффициент несущей способности связан с индексом скорости, о котором шла речь в начале. Скажем, маркировка 80R означает, что рекомендованная скорость для шины составляет 170 км/ч, а максимальная нагрузка — 450 килограммов. Но ведь нагрузка на покрышку прямо пропорциональна скорости: чем быстрее движется автомобиль, тем выше нагрузка на шину. Чтобы избежать путаницы, на каждой покрышке производители указывают коэффициент нагрузки для максимально допустимой скорости. В приведённом выше примере нагрузка до 450 килограммов будет допустима при скорости 170 км/ч. Если ехать медленнее, то груза можно взять больше. Верно и обратное: если давление на колёса снизить, рекомендованный предел скорости можно превышать. Существует формула: снижение веса на пять процентов позволяет увеличить максимальную скорость движения на 10 километров в час.
Несущая способность и коэффициент скорости как элементы типоразмера
Вся техническая информация о покрышке указана на её боковинах. Там отмечено название фирмы-производителя, модель, тип корда, страна-изготовитель и другие данные. Помимо прочих сведений, на боковине всегда присутствует блок информации, который называют типоразмером. Возьмём в качестве примера типоразмер 185/75R14 82S. Здесь 185 — ширина покрышки в миллиметрах, 75 — высота в миллиметрах, R — тип шины (в данном случае радиальная, но также может быть диагональной и обозначаться буквой D или диагонально-опоясанной и обозначаться буквой B), 14 — диаметр диска в дюймах, 82 — индекс нагрузки (475 килограммов), S — индекс скорости (180 км/ч).
Для крупных грузовых авто иногда используются спаренные шины. Коэффициент предельной нагрузки для каждой покрышки в паре может различаться, и в этом случае индекс нагрузки указывается для каждой автошины отдельно, через дробь.
Мы уже рассказывали о базовых правилах того, как выбрать шины для своего автомобиля. Показатели диаметра, ширины, высоты профиля, а иногда даже индекса скорости и индекса нагрузки знакомы большинству тех, кто хоть раз покупал шины. Есть, однако, и еще один показатель, который может быть важным индикатором эксплуатационных характеристик шины: это индекс износостойкости, или коэффициент износоустойчивости. Что это такое и почему на него может быть полезно обратить внимание при выборе покрышек? Разбираемся вместе с интернет-магазином шин и дисков «Везем колеса».
В простом понимании индекс износостойкости – это показатель того, насколько износостойкой будет шина относительно базового показателя.
Как и остальные маркировки, индекс износостойкости наносится на боковину шины. Он обозначается словом «Treadwear», за которым следует числовой показатель самого индекса: например, «Treadwear 320», «Treadwear 500» и так далее.
Оценку шин по показателям износостойкости, температурной стойкости и коэффициента сцепления внедрила NHTSA – Национальная администрация дорожной безопасности США – еще в 1978 году. Эта организация, входящая в американский Департамент транспорта, разработала унифицированную систему оценки качества шин (UTQG), в которую входила оценка трех обозначенных выше характеристик. Нас из них больше всего интересует Treadwear index – то есть индекс износостойкости.
Методика замера износостойкости сложилась давно, и она довольно проста: колонна машин проезжает по тестовому маршруту, и часть из них обута в «эталонные» шины самой NHTSA, а часть – в испытываемые шины. Это позволяет обеспечить одинаковые условия испытаний: дорожное покрытие, температура, влажность и так далее. Само собой, остальные условия тоже оговорены: шины накачаны до одинакового и «паспортного» давления, нагрузка составляет 75% от максимальной, выставлены корректные углы установки колес и так далее. Маршрут испытаний составляет 7200 миль – то есть чуть больше 11,5 тысяч километров. После завершения маршрута эксперты замеряют износ испытываемых шин и сравнивают его с износом «эталонных», который принимается за 100 единиц. Соответственно, тестовая шина получает свой индекс относительно стандартной: если она изнашивается сильнее, то индекс будет меньше (например, 80, 60 или даже 40), а если она более износостойкая – то индекс будет выше (200, 400, 550 и так далее).
На базовом уровне можно провести параллель между износостойкостью и сцепными свойствами шин: чем ниже износостойкость, тем мягче шина и, следовательно, тем выше ее сцепление с поверхностью. И наоборот, повышение износостойкости приводит к повышению жесткости шины и снижению коэффициента сцепления.
Несмотря на кажущуюся простоту и логичность, приведенные выше выводы о связи между износостойкостью и сцепными свойствами шин нельзя принимать как абсолютную истину. За годы эволюции многое изменилось: менялись как «эталонные» шины, качество которых росло по мере совершенствования технологий производства, так и товарные шины. Производители покрышек работают в том числе над улучшением сцепных свойств без потери в ресурсе, и у разных производителей свои технологические секреты и особенности составов компаунда, из которого производятся разные шины. Поэтому считать, что любая шина с индексом износостойкости 200 будет изнашиваться вдвое быстрее, чем шина с индексом 400, некорректно.
Кроме того, износ зависит не только от самих шин, но и от условий эксплуатации. Сама NHTSA отмечает, что «относительные свойства шин зависят от фактических условий их эксплуатации и могут значительно отклоняться от нормы из-за отличий в стиле вождения, уходе за шинами, свойств дорожного покрытия и климата». Самый простой пример – температура: многие мягкие шины при снижении температуры «дубеют», при этом снижается не только износ, но и сцепные свойства. А при высокой температуре они, наоборот, лучше «липнут» к асфальту, но и изнашиваются сильнее.
Наконец, нельзя напрямую сравнивать и шины разных производителей. Как уже было сказано выше, составы компаунда, рисунки протектора и другие характеристики у разных производителей отличаются, поэтому считать, что шины с одинаковым показателем Treadwear, но разных брендов, будут иметь одинаковый ресурс, нельзя. Сравнивать индексы разных шин напрямую можно хотя бы в рамках одного шинного бренда.
Несмотря на то, что индекс износостойкости – показатель условный, он все равно может использоваться как ориентир при выборе шин. Принцип здесь все тот же: чем больше число, тем большей износостойкостью обладает покрышка. Просто не нужно пытаться переводить этот индекс в конкретные показатели пробега или лет эксплуатации. Просто стоит понимать, что если показатель отличается в 1,5-2 раза, то даже для шин разных производителей это можно учитывать как ориентир. Например, если вы ищете ресурсные шины для работы в такси, то стоит обратить внимание на шины с высоким индексом Treadwear в 600-700. Ну а если вам хочется получить максимум сцепления для активной езды, искать нужно спортивные шины, у которых индекс износостойкости будет заметно ниже, примерно 200-300, а то и меньше. А при прямом сравнении шина с индексом 700 при одинаковых условиях эксплуатации, скорее всего, окажется более износостойкой, чем шина с индексом 500 другого производителя, даже если они являются условными «одноклассниками».
Стоит обратить внимание, что не все шины могут иметь маркировку Treadwear. Это не говорит о том, что шина поддельная или некачественная. Дело просто в том, что она не сертифицирована для рынка США – ведь маркировка Treadwear разработана в Америке и актуальна прежде всего для американского рынка. Так что, например, российские шины, изначально не нацеленные на этот рынок, не проходят американские испытания и, соответственно, могут не иметь маркировки индекса износостойкости.