Генератор играет важную роль в каждом автомобиле, так как обеспечивает питание электрической бортовой сети, подзарядку аккумулятора во время движения машины. Существуют способы, как проверить генератор, не разбирая его, а когда агрегат можно выбросить.
Когда генератор прекращает функционировать нормально, возможны самые неожиданные последствия. По данной причине устранить неисправность необходимо как можно скорее. Чтобы выявить поломку, следует ориентироваться на типичные симптомы названной проблемы.
Существуют пять признаков, которые могут указывать на непригодность генератора к работе. В ряде случаев разрушаются щётки, ломаются крепления, разбалансируются подшипники шкива, наблюдается нарушение целостности корпуса генератора. Данное устройство теряет свою работоспособность также вследствие короткого замыкания, выхода из строя реле регулятора обратного тока, а также разрушения диодных мостов или обрыва электроцепи.
Неисправность генератора проявляется по-разному. Фары в таком случае мерцают, горят тускло, то же относится к подсветке приборной панели. Данная проблема особенно заметна в тёмное время суток.
Яркость фар меняется в зависимости от оборотов мотора. Подобные скачки освещения могут указывать на начало значительных проблем. В таком случае нужно проверить натяжение ремня генератора, реле обратного тока и другие детали. Наблюдаются проблемы с холодным пуском мотора.
Когда генератор практически вышел из строя, аккумулятор не получает полноценный заряд. По данной причине двигатель быстро завести невозможно. Подобные явления указывают на изношенность генератора, в таком случае может свистеть приводной ремень, который приводит в движение ротор. Такой эффект возникает вследствие слабого натяжения ремня, что не способствует нормальной зарядке батареи, следует устранить неисправность.
Ещё одним признаком плохой работы генератора является светящаяся пиктограмма на панели приборов, которая обозначает аккумулятор. Она указывает, что батарея не может заряжаться нормально, при движении машины используется энергия от АКБ.
Если находясь в дороге исправить ситуацию невозможно, нужно отключить все электроприборы и поскорее добраться до ближайшей СТО. Ещё одним признаком неполадок аккумулятора являются звенящие звуки из под капота. Речь в таком случае идёт о возможном износе подшипников вследствие недостатка смазки. Шуметь может также деформированная муфта.
Данные поломки устраняются без разборки генератора. Возможна также замкнутая обмотка стартера. Определить, пригоден генератор или нет, может любой автолюбитель. Для этого не нужно обладать специальными знаниями. Проверка проводится при помощи обычного тестера.
Вначале нужно проверить наличие напряжения на клеммах аккумулятора, которые должны показывать 12,4-12,7 Вольт. Все автономные системы должны быть отключены, в таком случае прибор покажет вольтаж в пределах 13,8-14,7 Вольт.
Если цифры ниже нормы, то с таким генератором ездить опасно. Необходимо также проверить его на короткое замыкание. Далее следует протестировать обмотку статора, ротор и диодные мосты. Для этого нужно отсоединить контакты от генератора, а также снять заднюю крышку.
Чтобы проверить батарею на короткое замыкание, необходимо плюсовой щуп мультиметра присоединить к выводу «30» генератора, а минусовой подсоединить к корпусу. Если диодный мост исправен, он не будет пропускать ток, по данной причине сопротивление на тестере будет стремиться к бесконечности.
Плюс можно подать путём использования контрольной лампы, в таком случае она загорится. Следует понимать, что в ряде случаев генератор ремонту не подлежит.
Изначально важно выполнить качественную диагностику и определить причину поломки, в таком случае не придётся разбирать генератор полностью. Необходимо учитывать, что если сгорела обмотка, то менять якорь невыгодно, лучше купить новый аппарат.
Каждый автолюбитель имеет возможность периодически проверять состояние генератора, а также его ремня. Практика показывает, что при соблюдении требований эксплуатации генератора он прослужит достаточно долго. Необходимо контролировать работу всех систем автомобиля, что является крайне важным. Подобный подход обеспечивает безопасность водителю и пассажирам.
Диагностика, проверка и ремонт генератора ВАЗ 2104. Также устраняю дополнительные проблемы с зарядкой.
Сегодня в работе автомобиль ВАЗ 2104, с инжекторным двигателем. Проблема — нет заряда аккумулятора. Об этом говорит соответствующая лампочка на панели приборов + я проверил мультиметром.
В посте расскажу и покажу: как снять генератор с автомобиля ВАЗ 2104; как определить его неисправность — почему нет зарядки АКБ; как выполнить ремонт генератора своими руками.
Подключаю мультиметр к аккумулятору и видим, что он немного разряжен. Сейчас на нем напряжение — 12.5 В. Пробую завести автомобиль — зарядки нет, на панели горит лампочка. Пробую завести второй раз — не получается. Срабатывает втягивающее реле стартера, но автомобиль не заводится. Напряжение на аккумуляторе — около 12 В.
Пробую завести автомобиль с помощью пускового устройства на 16 А/ч, которое купил на Алиэкспресс — goo.gl/63Js4B. Машина завелась, появилась зарядка на аккумуляторе.
Демонтаж генератора. Обесточиваем питание автомобиля и снимаем напряжение с генератора, сняв любую из клемм с АКБ. Для этого использую ключ на 10. Я решил снять аккумулятор, поскольку мне надо подлезть к натяжному болту.
С помощью устройства, которое я сделал своими руками, на основе блока питания компьютера, заряжаю снятый аккумулятор. Пока буду заниматься ремонтом — АКБ немного зарядится.
Как снять генератор на ВАЗ 2104? Для начала освобождаем его от ремня. Для этого откручиваю гайку с болтом и снимаю ремень. С самого генератора надо снять клемму плюсового питания. Один провод генератора просто выдергивается, другой держится гайкой на 10. И напоследок, открутить нижнее крепление генератора. Это делаем из-под автомобиля.
Клеммы с генератора
Разборка генератора. Сразу видим, что крышка генератора расплавилась. Несколько диодов также перегорело. Скорее всего было короткое замыкание.
Нужна замена диодного моста. Чтобы заменить диодный мост надо открутить несколько болтов; снять реле регулятор (модификация 9402.3702) и конденсатор; снять контакты обмотки стартера. Снимаю реле и смотрю на его целостность и работоспособность. Щетки уже стертые, поэтому если реле рабочее, перепаяю их.
Контактные кольца на якоре целые. Заодно проверяю подшипники, в моем случае внешний в достаточно хорошем состоянии.
Большим плюсом данного генератора является то, что его можно отремонтировать не прибегая к пайке. Все детали заменяемые.
Прозваниваю статорную обмотку. Есть 3 фазы, между ними должно быть одинаковое сопротивление. Я также раскручу генератор и посмотрю на обмотки, чтобы оценить визуально. Для этого выкручиваем 4 болта с помощью головки на 8. Снял заднюю крышку генератора. Обмотка не обгорела.
Контактные кольца, к которым прилегают щетки, без дырок, но уже есть зацеп. Задний подшипник шумит, он сухой, его желательно поменять.
Проверяю с помощью мультиметра, чтобы обмотка не была пробита на корпус.
Как проверить реле регулятор генератора? Я подключаю в нагрузку щеток — лампочку. Подаю на реле питание «минус» и «плюс». Для этого использую блок питания. Дополнительно подключаю вольтметр, чтобы видеть, какое напряжение подаю на регулятор напряжения. При подаче высокого напряжения, при рабочем реле, лампочка должна потухнуть. При 14.5 вольт, лампочка потухал, значит все работает.
В итоге, мне необходимо поменять диодный мост, щетки на реле регулятор, заменить изоляторы на статорной обмотке и задний подшипник.
Как снять задний подшипник генератора? Для начала хотел использовать съемник, но мог повредить ось якоря, поэтому использовал 2 гаечных ключа. Таким образом можно обойтись без специального инструмента.
Устанавливаю новые запчасти на генератор. Так как в магазине не оказалось нового реле регулятора, я заменю щетки с реле, на котором они находятся в лучшем состоянии.
Для изоляции проводников, которые выходят со статорной обмотки, я использовал термоусадочные трубки.
Сборка генератора. Перед сборкой зачищаю детали от окислов, используя наждачку, нож, отвертку. Литолом смазываю посадочные поверхности крышки. Контролируйте, чтобы на болтах под клеммы, находились диэлектрические шайбы из текстолита, и клемма не касалась болта. Иначе будет КЗ. Я все это дело прозвонил мультиметром.Устанавливаю генератор в автомобиль, натягиваю ремень, возвращаю аккумулятор.Завожу автомобиль и проверяю, есть ли зарядка. Выявилась еще одна проблема, теряется напряжение на массовом проводе, который идет к двигателю. Скорее всего в нем проржавела обмотка. Я реализовал петлю, с помощью плетеного провода, от крепления впускного коллектора к массовому болту. Такой перемычкой я устранил потери.
Генератор не относится к критически важным узлам авто. Внезапный выход из строя этого агрегата не обездвижит автомобиль сразу, но и уехать далеко на одном только заряде аккумулятора не получится. В этой статье мы разберем, как проверить генератор автомобиля самостоятельно и правильно оценить его состояние.
Неисправности генератора автомобиля
Известно несколько распространенных неисправностей генератора. Кратко рассмотрим их.
- Износ графитовых щеток или нарушение работы в механизме их подачи по мере износа. Через щетки на ротор подается ток возбуждения. Этот ток генерирует электромагнитное поле, необходимое для работы генератора. Плохой контакт между щетками и кольцами частично или полностью выведет генератор из строя.
- Отказ регулятора напряжения. Регулятор напряжения служит для изменения напряжения, которое подается на ротор. Именно благодаря этому элементу (вне зависимости от частоты вращения ротора) генератор вырабатывает ток около 14 вольт (в разных моделях авто этот показатель может быть разным).
- Выход из строя диодного моста. Генератор изначально вырабатывает переменный ток, а вся электроника автомобиля питается постоянным током. Для преобразования переменного тока в постоянный предназначен диодный мост. Перегорание даже одного из диодов в цепи моста приведет к потере работоспособности генератора.
- Износ подшипников. Ротор опирается на два подшипника качения, которые установлены в корпусе статора. Как и любые другие детали, эти подшипники со временем изнашиваются. В критических случаях может произойти их заклинивание или даже разрушение.
Все вышеперечисленные неисправности генератора авто — устраняемые. Но есть и две поломки, после которых агрегат уже не подлежит ремонту: перегорание обмоток статора или ротора и механическое разрушение корпусных деталей.
Как проверить генератор автомобиля
Есть два основных способа проверки работоспособности генератора.
Первый считается надежным «дедовским» способом, но используется сегодня исключительно на карбюраторных авто. Чтобы проверить генератор, запустите двигатель и снимите отрицательную клемму с АКБ. Если электроника автомобиля продолжает исправно функционировать, то это значит, что генератор исполняет свои функции на уровне, достаточном для работы авто.
Ни в коем случае не применяйте этот способ на современных автомобилях!
Второй способ потребует специального измерительного прибора — мультиметра. Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель. Рабочий генератор подаст заряд на АКБ, и показания на дисплее прибора вырастут. Нормальным считается заряд от 13,5 до 14,5 вольт. Напряжение ниже 13 вольт указывает на явные проблемы с генератором. Также можно на холостых оборотах включить несколько потребителей электроэнергии (обогрев стекол, фары, печку и др.) и посмотреть на показания мультиметра. Просадка напряжения ниже 13 вольт говорит о возможных проблемах в системе зарядки аккумулятора. В этом случае рекомендуется провести диагностику генератора, так как при таком напряжении эксплуатация автомобиля в зимний период будет приводить к систематической недозарядке аккмулятора и, как следствие, незапуску двигателя в морозы.
Для постоянного контроля работоспособности генератора мы рекомендуем обзавестись портативным вольтметром (он имеет также ряд дополнительных функций) или цифровым тестером, работающим от прикуривателя. Он будет отслеживать напряжение в сети и сообщать автовладельцу о проблемах до полного отказа генератора.
Если вам нужна помощь в подборе измерительных приборов, заполните форму ниже.
Кроме того, не помешает проверить состояние подшипников. Для этого потребуется снять приводной ремень и вручную прокрутить ротор генератора за шкив. Хруст шариков, ступенчатость вращения или легкие подклинивания указывают на износ подшипников. Также можно проверить люфт ротора. Если при покачивании шкива в вертикальной плоскости ощущается даже небольшое биение — подшипники критически изношены. Чтобы избежать проблем с генератором, их нужно заменить.
Обслуживание генератора автомобиля
Генератор автомобиля — самодостаточный агрегат, который не требует частого тщательного ухода. Его обслуживание сводится всего к нескольким операциям, в числе которых:
- Периодическая проверка натяга приводного ремня. В инструкции по эксплуатации эта процедура обычно описывается отдельно для каждой конкретной модели авто. Малый натяг приведет к проскальзыванию ремня с характерным писком. Чрезмерно перетянутый ремень ускорит износ подшипников.
- Продувка от пыли и внешних загрязнений. Несколько раз в год продувайте генератор сжатым воздухом.
- Очистка контактов. Следите за состоянием и обязательно чистите контакты после появления окислов. По необходимости меняйте клеммы и поврежденные провода.
- Замена щеток. Многие автомобилисты не дожидаются отказа генератора, а меняют щетки раз в несколько лет в зависимости от рекомендаций автопроизводителя и пробега.
Исправная работа генератора автомобиля в основном зависит от изначального качества агрегата и натяга ремня. Остальные факторы влияют в меньшей степени.
Почему автомобилю вредно мало ездить, как такой режим движения влияет на ресурс, и как уменьшить отрицательные последствия кратковременной эксплуатации.
Нужно ли менять масло в агрегатах трансмиссии автомобиля — механической коробке передач, ведущих мостах, раздаточной коробке? Разбираемся в необходимости замены трансмиссионного масла.
Почему запотевают автомобильные стекла? Читайте в статье, как избавиться от запотевания автостекол для улучшения обзорности зимой.
Немного теории.
Для того чтобы проверить генератор, не надо глубоко понимать принцип его работы, достаточно знать — генератор вырабатывает электрический ток при работающем двигателе благодаря вращению намагниченного якоря.
Соответственно, проверка генератора на автомобиле, разделяется на две последовательных проверки — проверку электрической части, и проверку механической части.
Проверка электрической части.
Самый простой способ проверить генератор на автомобиле.
На самом деле всё очень просто — для того чтобы проверить электрическую часть генератора, достаточно скинуть любую клемму аккумулятора, когда автомобиль работает на холостом ходу. Если вы снимаете плюсовую клемму, не допускайте, чтобы она коснулась корпуса автомобиля.
Если при снятии клеммы двигатель автомобиля не заглох, можете считать электрическую часть генератора исправной.
Главный плюс этого места в том, что для проверки не требуется каких-либо знаний и специальных приборов.
Вот небольшое видео про то, как это делается:
Внимание!
Ни в коем случае нельзя увеличивать обороты двигателя ( газовать) при такой проверке.
Дело в том, что на большинстве автомобилей, встроенный генератор регулятор напряжения, не сможет поддерживать правильное напряжение в бортовой сети автомобиля, из-за этого могут случиться проблемы с электронными компонентами.
Как проверить электрическую часть генератора мультиметром?
Для проверки исправности генератора посредством мультиметра необходимо подсоединить его клеммы к аккумулятору при заглушенном двигателе. Делается это примерно вот так:
После этого, необходимо запустить двигатель и наблюдать за напряжением.
Если аккумуляторная батарея полностью заряжена, то перед запуском двигателя напряжение на ней будет в интервале 12.3-12.7 вольта.
В момент запуска двигателя, когда крутится стартер, напряжение снизится до 8-9 Вольт.
Через 3 минуты, на клеммах аккумулятора напряжение должно быть порядка 13,4-14,2 В. На холостом ходу!
Во время перегазовок, или при увеличении оборотов двигателя выше 3000, Напряжение на генераторе не должно быть выше 14,6-14,7 Вольт.
При включении потребителей, таких как фары, кондиционер, обогрев стекла, напряжение на аккумуляторе не должно опускаться ниже 13 вольт при работающем двигателе.
Если все эти требования выполняются, электрическую часть генератора можно считать исправной.
Вот небольшое видео про то как появляется генератора мультиметром:
Проверка механической части.
Как проверить состояние подшипников генератора?
Для прослушивания подшипников потребуется пруток или рейка. Методика проверки следующая — в генератор упирают металлический пруток, другой конец подносят к уху и при запущенном двигателе слушают. Делается это примерно вот так:
Если вы не слышите никаких посторонних шумов, скорее всего подшипники генератора в порядке и в них даже нет люфта.
Для верности, можно скинуть ремень и поболтать якорь.
Как проверить обгонную муфту?
На всех автомобилях оборудованных автоматическим натяжителем ремня, в обязательном порядке, используется обгонная муфта. Дело в том, что при резком снижении оборотов двигателя, генератор, по инерции, может протянуть ремень, ослабить натяжитель и ремень соскочит.
Принцип работы обгонной муфты очень похож на бендикс стартера — передача крутящего момента возможна только от ремня к якорю!
Проверяется обгонная муфта очень просто — при изменении оборотов двигателя, особенно при его замедлении обгонная муфта не должна издавать шума.
При заглушенном двигателе, при помощи отвертки, необходимо покрутить якорь генератора через вентиляционное отверстие, если обгонная муфта исправна, якорь будет вращаться только в одну сторону.
Вот небольшое видео про то, как проверяется обгонная муфта:
Если вам интересно почитать подробнее про обгонную муфту, у нас на сайте есть отдельная статья.
Как проверить состояние щеток генератора?
Щеточный узел важный элемент генератора — через щетки подается ток для подмагничивания якоря, и именно благодаря периодической подаче тока на обмотку якоря, реле регулятора напряжения поддерживает уровень напряжения в бортовой сети.
Проблема в том, что никакой диагностикой посмотреть состояние щеток невозможно!
Если вы однажды не хотите увидеть вот так лампу на панели:
Хотя бы раз в год снимайте щеточный узел и осматривайте состояние щеток, благо у большинства генераторов сделать это несложно. Если вы видите что щетки износились, замените их на новые….
Но, как правило, большинство автомобилистов, предпочитают ездить до того момента когда загорится лампа неисправности, а потом меняют узел в сборе так как на аккумуляторе можно доехать до сервиса.
Заключение.
На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья про то, как осуществляется проверка генератора на автомобиле, была вам полезна и полностью ответила на все ваши вопросы.
Если вы хотите дополнить статью или если у вас остались вопросы пишите комментарии.
Как работает генератор и зачем он нужен?
В современных автомобилях множество потребителей электроэнергии — от автомагнитолы до обогрева заднего стекла. Для работы всех этих потребителей необходима электрическая энергия. Основным ее поставщиком является генератор. Когда он не может покрыть все потребности, например в пробке, расходуется энергия, запасенная в аккумуляторе. После того как появляются условия, генератор восполняет заряд аккумулятора.
При малейших неисправностях генератора, возможны проблемы с восполнением заряда аккумулятора и как следствие проблемы с запуском двигателя.
Наглядно принцип работы генератора можно посмотреть на этом видео:
Как проверить электрическую часть генератора?
Делается это специальным прибором — мультиметром. Продается он в любом строительном магазине и стоит рублей 500-700, а можно заказать его напрямую в Китае, и стоить он будет, без торговых наценок, 300-350 рублей .
Схема проверки следующая:
Включаем мультиметр в режим измерения напряжения до 20 вольт постоянного тока.
Закрепляем его щупы на колесах генератора, при полностью заряженной батарее прибор покажет 12.5-12.9 вольта.
Запускаем двигатель, и даём ему поработать на повышенных оборотах 4-5 минут.
Если генератор исправен, напряжение поднимется до 14.5-14,7 Вольт.
Постепенно включаем потребители (фары, салонный отопитель, обогрев стекла, музыку, подогрева сидений) и контролируем напряжение. Даже на холостом ходу оно не должно быть ниже 13.5 вольт.
Если все так — ваш генератор исправен.
Вот видео проверки генератора мультиметром:
Если у вас нет мультиметра то, генератор можно проверить и без него, но точность такой проверки не высока.
Делается это следующим образом:
- Ослабляем минусовую клемму на аккумуляторе.
- Запускаем двигатель, даём ему поработать, чтобы снизились обороты холостого хода.
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
Если двигатель не заглох, генератор можно считать исправным. «Газовать» при снятой клемме недопустимо!
Вот пример видео со снятием аккумулятора с автомобиля с работающим двигателем:
Важные примечания.
Многие автомобили оборудованы вольтметром, но его показаниям можно доверять очень условно, так как точность его показаний не велика и не редко отличается на 0.5-1 вольта в любую сторону.
Проверка генератора методом снятия клеммы не всегда приемлема — не везде к аккумулятору есть хороший доступ, а на сложных автомобилях, такая проверка чревата появлением ошибок и зажиганием контрольной лампы проверьте двигатель.
Договорились — безопаснее проверять электрическую часть генератора мультиметром, измеряя напряжение на аккумуляторе. В крайнем случае, допустимо проверить генератор скинув минусовую клемму.
Как проверить обгонную муфту не снимая ремня генератора?
Про назначение и проверку исправности обгонной муфты у нас на сайте есть отдельная статья, поэтому кратко.
При работе двигателя обгонная муфта не должна скрипеть и шуметь.
На заглушенном двигателе, при помощи тонкой отвёртки, проворачиваем якорь генератора.
В идеале, он должен прокручиваться в одну сторону и сторониться в другую. Вот вам наглядное видео:
Если обгонная муфта заклинит, ремень генератора, при крайнем износе, может просто соскочить.
Как проверить подшипники генератора?
По-хорошему, для проверки подшипников, необходимо снять ремень генератора. Только так можно полностью проверить люфты и шум подшипников.
Есть дедовский метод прослушивания подшипников.
Вам понадобится металлической пруток достаточной длинны.
На запущенном двигателе упираем пруток в генератор, а второй конец подносим к уху (ВНИМАНИЕ нельзя засовывать пруток в ухо, вы и так все отчетливо услышите).
Делается это вот так:
Заключение.
Я надеюсь, что прочитав эту статью, вы поняли, как проверить генератор на машине без снятия.
— запустили двигатель, скинули минусовую клемму, двигатель не заглох – ОК
— послушали что не шумят подшипники – ОК
— если генератор оборудован обгонной муфтой, проверили её – ОК
Если все эти пункты выполняются генератор можно считать исправным.
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы или вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
Важным вопросом для автолюбителей звучит следующим образом: как проверить зарядный ток генератора на машине и проверить сам генератор не снимая его с автомобиля.
Как понять что генератор неисправен
Если при работающем двс и включенных всех потребителях напряжение на акб менее 14 вольт — генератор неисправен, если 13-13.7 вольт генератор работает на 2 фазах вместо 3х — сгорел один из диодов выпрямителя — имеем недозаряд акб.
В генераторе есть несколько важных частей: статор, ротор, регулятор-выпрямитель, щеткодержатель, подшипники с двух сторон. Самыми частыми причинами неисправностей есть:
- Заклинило подшипники. Генератор уже не может нормально вращаться. Нужно разобрать генератор и поменять подшипники.
- Сгорела обмотка на статоре или роторе.
- Выход из строя щеточного узла.
- Выход из строя реле регулятора.
Как проверить генератор мультиметром
Сейчас мы Вам расскажем, как проверить генератор мультиметром не снимая его с машины. Нужно выполнить такие действия:
- Первое, что нужно сделать — включить замок зажигания и дать машине прогреться по надобности.
- Находим на панели приборов лампочку аккумулятора. Она отвечает за связь якоря, который в генераторе отвечает за возбуждение тока в обмотках. То есть у Вас лампа горит — это говорит о том, что скорее всего реле-регулятор рабочий и ток на якорь подается.
- С помощью мультиметра производится замер постоянного тока. На нем будет показываться зарядка. Значение показателей мультиметра на холостых оборотах имеет разные показатели. Чаще всего от 13.5 до 14.5 вольт.
- Включаем дальний свет и печку. Создаем нагрузку около 30-ти ампер или больше.
- Меряем под нагрузкой. Если показатели остались не изменёнными или изменены на минимум. Это говорит о том, что с реле-регулятором всё в порядке и он справляется с нагрузкой.
- Кладем на генератор, не снимая колпак, и замеряем выход с генератора, чтобы узнать нет ли потери. Если результаты совпадают, значит генератор работает исправно.
Внимание! На незаведённой машине показатели мультиметра должны быть от 12.5 до 13 вольт.
Такое напряжение считается нормальным. Уже по этим показателям есть основания говорить, что с Вашим генератором всё в порядке.
Если даже при включении всех потребителей показатели будут ниже, чем 13.5, то в генераторе есть неисправности, которые требуют более детальной диагностики. При показателе ниже генератор не сможет возвращать напряжение аккумулятору, не будет его восстанавливать и дозаряжать.
Выше 14.5 машина может иметь тогда, когда требует прогрева или когда напряжение меряется не на холостых.
Генератор является одним из важнейших узлов энергосистемы автомобиля. Его роль заключается в выработке электроэнергии во время работы двигателя, часть из которой накапливается в аккумуляторе, а часть потребляется бортовыми приборами. Для полноценной работы машины периодически необходима проверка генератора, и в этой статье мы расскажем, как это сделать своими силами, не обращаясь на СТО.
Что может выйти из строя
Как правило, некорректная работа автомобильного генератора может быть вызвана поломкой одного или нескольких узлов. Перечислим их в порядке частоты случаев выхода из строя:
- Щетки генератора – самая распространенная причина поломки. Они состоят из довольно мягкого материала, который не изнашивает статорную обмотку генератора, и по этой причине сами изнашиваются довольно быстро.
- Диодный мост (выпрямитель, шоколадка) должен обеспечивать одинаковое напряжение независимо от оборотов двигателя. Иногда его «пробивает», и АКБ либо недозаряжается, либо идет перезаряд.
- Работоспособность генератора также зависит от подшипников, на которых вращается статор. Они могут загудеть и подклинить, в результате приводной ремень начинает дымить и рвется
- Выработки или пробитие статора, или ротора генератора. Если первые три причины легко устранимы обычной заменой деталей, то при данной поломке потребуется замена всего генератора.
Признаки возникновения неисправностей
Первые признаки поломки генератора можно обнаружить довольно легко. К примеру, возникает посторонний шум в районе расположения узла. Также может появиться запах жженой резины – это говорит о проблемах в подшипниках или критическом износе пары Ротор-Статор.
Если вдруг вы заметили, что от аккумулятора идет неприятный запах сероводорода, после поездки он кипит изнутри и сильно нагрет – виноват диодный мост, из-за которого батарея перезаряжается. Это крайне опасная поломка, которая может привести к взрыву АКБ.
Также следует обратить внимание на мерцание панели приборов или головного света фар на холостом ходу, особенно, если Вы заметили, что авто заводится не так бодро, как раньше. В этом виноваты щетки генератора, которые довольно серьезно износились и снимают напряжение, недостаточное для зарядки АКБ и обслуживания энергосистемы машины. Про оборвавшийся ремень генератора и загоревшуюся на панели приборов лампочку в виде аккумулятора говорить не будем – все о них знают.
Проверка генератора не снимая с машины
Проверить генератор на работоспособность можно прямо на машине обычным мультиметром. Для этого выставляем переключатель тестера на постоянный ток, заводим двигатель и смотрим, какое напряжение приходит с генератора на клеммы аккумулятора.
В автомобилях, имеющих систему «Старт-Стоп», управляемый генератор и IBS датчик на минусовой клемме, перед проверкой следует немного разрядить батарею. Просто включите зажигание и ближний свет фар не заводя двигатель на 5 минут. После этого начинайте проверку.
Итак, на холостом ходу без включенных потребителей генератор должен выдавать 13,6-14,8 Вольт. Теперь нужно включить нагрузку – свет фар, обдув, обогрев зеркал – напряжение не должно быть ниже 13,5В.
Следующий этап проверки – холостой ход, выключенные потребители. Плавно повышаем обороты двигателя до 2,5 тысяч, при этом наблюдая за показаниями мультиметра. Напряжение не должно увеличиваться свыше 14,8 В при повышении оборотов – значит, выпрямитель в порядке.
При визуальном осмотре генератор во время работы не должен издавать сильных посторонних шумов. Естественно, обращаем внимание и на состояние приводного ремня генератора и на его натяжение.
Проверка составных частей генератора
Если при проверке на машине выявилась какая-то проблема, то для более точной постановки диагноза его необходимо демонтировать. Снятый генератор, естественно, необходимо разобрать, снять щеточный узел, боковые крышки, подшипники и разделить ротор и статор.
В домашних условиях нам понадобиться – опять же – тестер. С его помощью мы можем прозвонить обмотку генератора. Сопротивление статора должно быть около 0,2 Ом, причем проверка производится при снятом выпрямителе. Сопротивление ротора колеблется в пределах от 2,3 до 5,1 Ом. Если оно выше – имеет место межвитковое замыкание, если ниже – скорее всего обрыв цепи.
Необходимо проверить остаточную высоту токосъемных щеток, которая не должна быть менее 4,5 мм. Визуально оцениваем выработку колец, по которым щетки снимают напряжение – не должно быть глубоких борозд и выработки. Также проверяем подшипники на предмет постороннего шума или люфта.
Диодный мост тестируется на сопротивление, которое не должно быть нулевым, это признак пробитого диода. Реле регулятор напряжения проверяется обычной автомобильной лампочкой. Для этого подключаем постоянное напряжение 12В к плюсовой клемме и массе регулятора, а лампочку присоединяем к щеткам. При 12 вольтах она должна греть, при увеличении напряжения свыше 15В должна погаснуть.
От работы генератора зависит практически вся электроника автомобиля. Проверку мультиметром на автомобиле может провести каждый, а тестирование и ремонт генератора – работа, требующая определенных навыков и квалификации. Безусловно, такое дело лучше всего поручить опытным мастерам на специализированном сервисе, в котором будет в наличии и проверочный стенд, и все запчасти. Удачи на дорогах!
Генератор – источник, подзаряжаемый аккумулятор в процессе движения автомобиля. Если в его работа обнаружена нестабильность, или же он вовсе перестал правильно функционировать, то батарея начнет разряжаться в несколько раз быстрее, из-за чего подзаряжать её придётся регулярно от источника электросети.
Чтобы внезапно не столкнуться с проблемой быстро разряжающегося аккумулятора, многих автомобилистов интересует вопрос, как проверить генератор на работоспособность. К счастью, сделать это можно и самостоятельно, не прибегая к диагностическим услугам СТО.
Из-за чего работа генератора может быть нарушена?
Поскольку признаки, свидетельствующие о проблемах с генератором, всегда одни и те же, определить, почему он не работает, не используя специальные инструменты, не получится. Наиболее распространены 4 разновидности поломки:
- Подшипники заклинило. Когда человек использует автомобиль, многие детали генератора находятся в непрерывном движении, из-за чего смазывающее вещество на них со временем исчезает, после чего запчасти может начать подклинивать. Поскольку подшипники очень плотные, то в первую очередь в непригодность приходит ремень, обеспечивающий их вращение. После разрыва ремня генератор нужно поменять на новый аналог или перебрать.
- Обмотки прогорели. Обмотка может сгореть по нескольким причинам. Так, наиболее часто это происходит из-за того, что на неё попадают химические вещества, которые в зимнее время года наносят на дороги. Если проводка перегорает или повреждается в каком-то месте, ток более не образовывается.
- Щётки изношены или заедают. Обычно щёточный узел перестает нормально работать из-за сильного износа стержней из графита. Это наиболее распространённая поломка, поскольку многие владельцы авто забывают вовремя выполнять замену щёток.
- Сломан реле регулятора. Этот элемент предупреждает перезарядку аккумулятора и подгоняет напряжение под нужные значения.
Так как проверить рабочий генератор или нет на машине может быть неудобно в стандартных условиях, стоит не забывать о плановом обслуживании основных комплектующих автомобиля и обращать внимание даже на малейшие симптомы, предсказывающие скорый выход из строя. Не снимая проверить генератор можно, но это очень неудобно.
Основные действия при проверке
Необходимо знать, как правильно проверять рабочее состояние генератора, ведь в любой момент нормально функционирующая деталь может сломаться. Чтобы не столкнуться с непредвиденной поломкой, рекомендуется следовать таким правилам:
- Проверку выполнять только мультиметром.
- Взявшись за диагностирование состояния вентилей, следует помнить, что напряжение тока не должно превышать показатель в 12 В.
- Если нужно заменить проводку, то выбрать стоит провода, сечение которых будет таким же, как у изношенных.
- Перед тем, как проверять генератор, следует посмотреть, правильно ли подсоединены крепления. Если это необходимо, соединения нужно сделать работоспособными, подтянув или ослабив ремень.
Проверить генератор дома можно только в том случае, когда он пребывает в работоспособном состоянии. Если деталь разобрана или повреждена так, что не может активироваться, то диагностическим путём никак нельзя узнать, получится ли генератор использовать в дальнейшем.
Можно ли проверить генератор без инструментов?
Есть один проверенный временем способ, который будет полезен тем, кто думает, как проверить генератор на работоспособность, не имея при себе нужного инструментария. Осуществить его легко, но итог проверки может быть только один из двух: либо элемент нормально работает, или в нём присутствуют сбои.
Достаточно активировать двигатель и включить ближние фары. Затем с рабочего мотора снять клемму, установленную на минус. Если горение фар ровное, а такт звучания движка остался прежним, то генератор исправен. Если яркость света меняется, то лучше перейти к глубокой диагностике, поскольку состояние устройства ненормальное.
Как проверить рабочий генератор или нет при помощи мультиметра?
Специальный прибор выполняет настолько точные измерения, что от него не скроются даже наименьшие сбои. Есть значения, которые характеризуют как оптимальные для всех автомобилей. Если батарея не нагружена, то ее напряжение составляет 12,5-12,7 В. Поскольку при включении двигателя аккумулятор нагружается, то в качестве нормальных воспринимаются такие границы напряжения: 13,8-14,8 В.
Как только нагрузка дойдёт до максимума, напряжение должно составить 13,8 В. Если же значение не спало, или же наоборот является ниже указанного, то нужно проверить генератор.
Если неисправность определена, но при этом самостоятельно провести диагностику не получается, всегда можно заказать соответствующую услугу в СТО.
Как проверить регулятор напряжения?
Для осуществления такой проверки не обойтись без вольтметра со шкалой 0-15 В. Перед началом диагностики следует хорошо прогреть двигатель. Для этого достаточно завести авто, включить фары и подождать 15 минут.
Замерять нужно в месте, находящемся между выводом массы и клеммой №30. У почти всех машин норма находится в пределах 13,5-14,6 В. Если же значение не достигло отметки в 13 В, то регулятор напряжения придётся менять.
Диодный мост
Благодаря данному способу генератор получится проверить даже без автомобиля. Нужен только сам аппарат и аккумулятор. Сначала вольтметр следует перевести в режим измерения, а затем подключить его последовательно к массе и к В+ зажиму на батарее. Важно, чтобы после активации специального устройства его значение не было больше 0,5 мА. Если же цифры больше, то не работают диоды или повреждена изоляция.
Как проверить ток возбуждения генератора?
Двигатель нужно активировать так, чтобы он работал на максимально возможных оборотах. Затем подключить мультиметр к клемме №67. прибор покажет, сколь велико значение тока возбуждения. Если аппарат функционирует нормально, то число будет в рамках 3-7 А.
Если генератор работает корректно, а проблема с током осталась , следует проверить аккумулятор. Начать нужно с банального вопроса- срок службы аккумулятора автомобиля . Возможно пора менять?