На что обратить внимание при покупке подержанной Chevrolet Niva

В России было продано около 700 000 «Шнив», и на рынке подержанных автомобилей можно найти очень симпатичные экземпляры. Эксперт Za Rulem поможет сделать правильный выбор.

Автомобиль был разработан АВТОВАЗом, а продажи начались в 2002 году. Он производится совместным предприятием GM-AVTOVAZ. Первоначально он предлагался с двигателями 1,7 ВАЗ-2123 и 1,8 Opel (в основном для экспортных автомобилей), затем только с российским двигателем.

В 2009 году была проведена масштабная модернизация. В этот же период постоянно обслуживаемые поворотные валы были заменены шарнирными валами. Но завод «тихо» модернизировал десятки деталей и узлов каждый год, чтобы повысить надежность. По оценке экспертов «За рулем», «Нива-2009» и «Нива-2018» — это совершенно разные автомобили.

УСЛОВИЯ

  • Низкое качество большинства запасных частей, все может сломаться в любой момент.
  • Отсутствие альтернативных вариантов двигателей и коробок передач.
  • Слабый двигатель, недостаточный для обгонов на автостраде или при штурме серьезного бездорожья.
  • Кузов быстро ржавеет.
  • Очень скромное пространство для багажа.
  • Постоянный шум и вибрация в салоне.

Для автомобиля, ориентированного на внедорожную активность, маленький багажник является концептуальным недостатком.

Для автомобиля, ориентированного на внедорожную активность, маленький багажник является концептуальным недостатком.

Бензиновый восьмиклапанный двигатель 1.7 (80 л. с.) является модернизацией древнего ВАЗ-21213. Он постоянно совершенствовался и частично избавился от присущих ему недостатков: шума, вибрации, склонности к перегреву и маслянистости. Практически все компоненты были изменены за эти годы — от шатунно-поршневых групп до шарнирного оборудования. Впускная и выхлопная системы также были модифицированы. Другими словами, чем позже год рождения, тем более продвинутый дизайн. Однако все проблемы не были полностью решены. Грохот гидрокомпенсаторов, например, не исчез.

Двигатель нельзя назвать особенно надежным, но при тщательном уходе он проходит до 200 000 км без капитального ремонта. Цепь ГРМ непредсказуема, она может потребовать замены после 50 000 км, а может дожить до 150 000.

Нет смысла подробно изучать двигатель Opel 1.8 — в России сохранилось всего несколько экземпляров.

GEARBOXES

Пятиступенчатая механическая коробка передач такая же архаичная, как и двигатель. Его внимательно изучают не только сервисные мастерские, но и многие автовладельцы. Список типичных неисправностей длинный, и начинается он с протекающих сальников. Мосты и раздаточная коробка имеют те же слабые места, но с 2011 года они оснащаются улучшенными уплотнениями, и претензий к ним гораздо меньше.

Срок службы коробки передач во многом зависит от ее использования. Трансмиссия очень чувствительна и не любит перегрузок. Регулярная замена масла продлевает срок его службы, в идеале — каждые 45 000-50 000 км.

РАБОЧИЕ БОЛИ

  • Всегда имейте при себе запасной расширительный бак.
  • Все агрегаты с рабочими жидкостями, включая гидравлическую тормозную жидкость, требуют постоянной проверки на предмет утечек и уровня.
  • Нейтрализатор недолговечен и чувствителен к качеству топлива.
  • Шаровые шарниры, подшипники ступиц, втулки, сайлентблоки и детали рулевой трапеции быстро выходят из строя при эксплуатации на поврежденных дорогах.
  • Довольно часто капризничает и выходит из строя электрика: генератор, модуль зажигания, стеклоподъемники, резистор отопителя.
  • Резиновые накладки на шарниры требуют большего внимания.

Конечно, приятно, когда твои желания оспаривают другие. Например, кто-то подумает, что вы мечтаете об иностранном автомобиле С-класса по разумной цене — и вот он, Всеволодский сборочный завод. Или кто-то решит, что у вас есть склонность к чему-то дорогому, но отечественного производства — и привезет в Калининград компоненты BMW. Самые предприимчивые решили сыграть на вечных ценностях — потребности широкой русской души в диалоге с родной природой. Таким образом, продукт совместного творчества российских дизайнеров и американских инвесторов — Chevrolet Niva — продвигался в одном ряду с «Нивой». Точнее говоря, он не наступил, а просто сел и начал толкаться локтями. Не болезненно, но напористо.

Чтобы угадать, кто кого будет толкать, мы взяли совершенно новую, с новым рулем, удлиненную ВАЗ 2131 ‘Нива’ с карбюраторным двигателем ($7700) и ‘Шевроле-Нива’ с отделкой ‘Норма’ ($9900).

Какие еще существуют варианты? «Тридцать первый» можно выбрать с инжекторным двигателем ($7900). И Chevrolet Niva — в комплектации «люкс» ($11 100) с литыми дисками, тонированными стеклами, подогревом передних сидений и велюровым салоном.

УДАЧА ДИЛЕРА

Некоторое время назад, когда разрабатывался совместный проект, у GM было строгое правило — не продавать новую «Ниву» в одном салоне со старой. Они опасались, что такое соседство запятнает репутацию Chevrolet и плохо отразится на имидже нового изделия.

Теперь, спустя всего полтора года, правила продажи были нарушены. В Москве (а возможно, и в других городах) оба тольяттинских внедорожника продаются вместе. Интересно, что представители официальных центров, продающих, помимо «Шевроле-Нивы», более дорогие «Шевроле» или «Трейлблейзеры», иногда скептически высказываются о российском продукте. А «серые» дилеры, столь нежелательные для СП, наоборот, часто представляют автомобиль как вершину достижений отечественного автомобилестроения.

Нетрудно понять, почему «серые» дилеры так стремятся продать Chevrolet-Nivas. Во-первых, эти автомобили явно лучше собраны, чем ВАЗ, ГАЗ и Ижи, их подготовка к предпродажной подготовке менее громоздка. Во-вторых, они дороже, поэтому дилер имеет возможность заработать не только на установке сигнализации, антикоррозийной защиты и других дополнительных услуг, но и на продаже автомобиля. В-третьих, когда новая «Нива» проходит плановое техническое обслуживание, владелец платит 25 долларов в час, а не 10 долларов. Стоит ли удивляться, что когда продавца ВАЗа спрашивают, какую «Ниву» купить, он настоятельно рекомендует «Шевроле».

СТЕПЕНЬ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Неразумно покупать внедорожник, чтобы ездить на нем только по городу. По крайней мере, иногда такие автомобили должны покидать асфальт, чтобы оправдать свое предназначение. В эти счастливые для автомобилей моменты от них требуется вместительность, грузоподъемность, комфорт на автостраде и, наконец, успешное преодоление непроходимых участков.

В этих дисциплинах удлиненная «Нива» ВАЗ 2131 не уступает своему более дорогому родственнику. Он, конечно, менее комфортен, но его вместимость и грузоподъемность больше — 360 литров полезного объема багажника против 260 (собственные измерения с использованием стандартных «кубиков») и 500 кг вместо 400 в соответствии с инструкцией. Здесь, кстати, есть повод для беспокойства. Показатели полной массы серийного автомобиля в руководстве и на шильдике отличаются на 40 кг! Если верить последнему, то «Chevrolet Niva» не имеет права брать на борт более 360 кг, что вызывает только улыбку. В действительности «Ока» способна перевозить людей и грузы весом до 340 кг. В целом, мы будем считать, что плакат был неправильным.

В условиях дикой природы автомобили более или менее равны, хотя благодаря гидроусилителю руля Chevrolet гораздо приятнее управлять. На разбитом асфальте различия снова незначительны: «обычный» автомобиль с индексом ВАЗ 2123 меньше «играет» задней осью за счет более вертикально установленных амортизаторов. У него немного больше ход передней подвески, что тоже хорошо. Качественная звукоизоляция, однако, создает впечатление, что этот автомобиль хуже переносит неровности. Урчание подвески в тишине воспринимается водителем без энтузиазма.

Но выходные или праздники быстро заканчиваются, и «нивы» возвращаются в город, присоединяясь к медленно ползущему желе на улицах. Здесь водителя не слишком заботит дорожный просвет и объем багажника. Но он ценит легкое управление и обзорность. Между нашими пробандами разверзлась пропасть. Тяжелый руль перегруженной «Нивы» не сравнится с более эргономичным и легким в управлении «Шевроле», а крошечные наружные зеркала вызывают только раздражение. Как долго продержатся эти уродливые машины?

Сравнение автомобилей в городских условиях, как легко догадаться, является односторонней игрой. Пожалуй, единственным ощутимым плюсом ВАЗ 2131 является более дешевое техническое обслуживание, но есть загвоздка: его необходимо проводить каждые 10 000 км, а не 15 000, как у его оппонента.

Сопоставив все вышесказанное, приходишь к очевидному выводу. В качестве универсального автомобиля на все случаи жизни Chevrolet Niva лучше, но дороже. Но если автомобиль покупается только для специальных задач — выездов на природу на выходные или семейного отдыха — старый, знакомый ВАЗ 2131 может успешно конкурировать с соплатформенником.

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ

Chevrolet» имеет ряд неочевидных, но важных преимуществ — привлекательный кузов с хорошей аэродинамикой, модернизированная подвеска, импортный гидроусилитель руля, современная звукоизоляция. Отметим эффективную систему вентиляции и отопления с салонным фильтром, более совершенную электропроводку и повышенную коррозионную стойкость кузова.

Очевидным недостатком новой «Нивы» является более высокая стоимость автомобиля и его постоянного обслуживания. Конечно, есть и некоторые не столь очевидные недостатки. К ним относится большая нехватка некоторых запасных частей. К счастью, сюда не входят расходные материалы — колодки, резинки и т. д.

Нет смысла перечислять здесь самые продаваемые детали. Во-первых, к моменту выхода журнала он уже устареет. Во-вторых, скоро исполнится год с тех пор, как производитель пообещал предпринять радикальные шаги для решения проблемы — они уверяют нас, что это не займет много времени.

Есть особенности, на которые стоит обратить внимание при ценообразовании на ВАЗ 2131. Прежде всего, определитесь с двигателем — инжекторный или карбюраторный (см. ЗР, 2003, №11). Сегодня выбор в пользу последнего мотивируется не только (и не столько) более низкой ценой. По сравнению с чуть более 8 000, в которые обойдется автомобиль после антикоррозийной обработки, установки сигнализации и автомагнитолы, разница в 200 долларов несущественна. Однако отсутствие нейтрализатора и возможность обслуживать автомобиль в любом провинциальном гараже могут сыграть решающую роль для покупателя.

Двигатель со ступенчатым впрыском, напротив, лучше тянет на низких оборотах, позволяя вам ползти в гору практически на холостом ходу с пониженной передачей. Да и аппетит на такой двигатель меньше.