Всем привет! Сегодня решил с вами поговорить о том, какое напряжение должно быть на аккумуляторе, расположенном преимущественно под капотом автомобиля, в тех или иных режимах.
У АКБ есть несколько основных параметров. Это напряжение батареи, ёмкость и пусковой ток. Все характеристики тесно связаны друг с другом. Тут еще важно не забывать про плотность используемого электролита.
Хотя справедливо будет сказать, что плотность можно узнать лишь на обслуживаемых АКБ, где используется жидкий электролит. Ведь существуют гелевые аккумуляторы , к примеру.
Нормы по напряжению
Автомобилистов очень интересует тот факт, каким должно быть напряжение аккумулятора автомобиля. Причем в самых разных ситуациях.
Здесь можно выделить несколько основных режимов:
- при неработающем двигателе, то есть без нагрузки;
- при зарядке аккумуляторной батареи;
- непосредственно после зарядки;
- на заведенной машине;
- с нагрузкой;
- летом;
- в мороз;
- при запуске двигателя;
- в зависимости от температуры окружающего воздуха и пр.
Вариантов, как видите, действительно много.
Но для начала нужно обсудить понятие нормального напряжения.
Сложно однозначно сказать, какое минимальное напряжение должно быть для запуска ДВС. Тут еще многое зависит от самого мотора, общего состояния АКБ, исправности проводки.
Нормальное напряжение на заряженном аккумуляторе составляет 12,6-12,7 В.
Эти параметры считаются образцовыми или эталонными. От 12,6-12,7 В обычно отталкиваются, сравнивая с работой АКБ в том или ином режиме.
Важно изначально выбирать качественные аккумуляторы, чтобы не возникало серьезных проблем. О нюансах выбора читайте по этой ссылке на наш материал.
Каким бывает напряжение
Напряжение может быть 3 типов.
Тут стоит выделить такие понятия:
- номинальное;
- фактическое;
- под нагрузкой.
Номинальное напряжение обычно используется в технической литературе. Ведь говорят, что бортовая сеть в авто имеет 12 В. В действительности это не совсем так. Просто удобнее писать 12 В на том же прикуривателе.
В действительности же нужно отталкиваться от фактического рабочего напряжения. Оно, как уже говорилось ранее, составляет 12,6-12,7 В. Но на некоторых машинах и батареях нормой можно считать диапазон от 12,4 до 12,8 В.
Новый аккумулятор
Отдельно стоит взглянуть на ситуацию, когда приобретается новая аккумуляторная батарея.
На новом источнике питания обычно ожидают увидеть 12,7 В. Да, это оптимальные значения, которые закладываются при производстве и перед отправкой батареи на реализацию.
Но проблема в том, что от завода до магазина, а затем от магазина до покупателя, проходит время. Иногда это несколько дней или недель, а порой и несколько месяцев.
В теории АКБ в период хранения должны находиться в помещении с умеренной влажностью при температуре около 18 градусов Цельсия и периодически заряжаться.
На практике так происходит редко. В итоге залежавшаяся АКБ постепенно теряет свой заряд. Уже об эталонных 12,7 В говорить не приходится. Обычно это 12,4-12,5 В.
Такие параметры считаются нормой на новом аккумуляторе. Его даже не обязательно заряжать перед установкой на автомобиль. Но когда напряжение падает ниже 12 В, тогда настоятельно рекомендуется сначала воспользоваться зарядным устройством.
Никогда не покупайте АКБ, с момента производства которых прошло более 6 месяцев. Также не стоит брать аккумуляторы с напряжением ниже 11,5 В.
Это считается уже глубоким разрядом. То есть напряжение критическое, и не так много шансов восстановить АКБ даже качественным и современным зарядным устройством.
Напряжение и зарядка АКБ
Ошибка многих автомобилистов в том, что они делают замеры напряжения непосредственно после зарядки.
Так делать не стоит, поскольку корректные данные узнать точно не получится.
После завершения зарядки подождите 1-2 часа. Это позволит напряжению опуститься до своих реальных значений.
Не удивляйтесь, если вы сняли АКБ с ЗУ, приложили щупы мультиметра, и прибор показывает 13.5 Вольт. Это нормально, поскольку зарядное устройство обычно подает напряжение около 14,4 В. Нужно время, чтобы все электрохимические процессы по завершению зарядки устаканились, и только через 1-2 часа замер напряжения будет отражать реальную картину происходящего.
Под нагрузкой
Чтобы проверить исправность и работоспособность АКБ, ее часто тестируют под нагрузкой. Для этого используют так называемую нагрузочную вилку.
Суть теста в том, чтобы на работоспособную батарею подать нагрузку в 2 раза больше емкости. То есть, когда АКБ имеет емкость 70 Ач, подаваемая нагрузка будет 140 Ампер. Но продолжительность воздействия не должна превышать нескольких секунд.
Если напряжение просело до 9 В, а потом начало постепенно восстанавливаться, это говорит об исправном состоянии АКБ. На восстановление примерно до 12,4 В должно уходить около 5 секунд.
После этого следует еще раз полностью зарядить источник питания, и снова подать кратковременную нагрузку. Если проседания небольшие, то батарея просто нуждалась в дозарядке.
Но когда показатель падает ниже, а восстановление происходит медленно, либо его вообще нет, тогда с батареей все плохо. Ей пора в утилизацию.
Работающий двигатель
И еще рассмотрим вопрос о том, каким будет показатель при работающем силовом агрегате.
Используя универсальный мультиметр, его щупы подключаются к клеммам плюс и минус, соблюдая полярность, при запущенном моторе.
Нормой при работающем ДВС считаются показатели 13,5-14 В.
Если параметры выходят за рамки 14,2 В, это говорит о низком заряде АКБ, из-за чего генератору приходится работать в усиленном режиме, дабы восстановить заряд батареи.
Но такое иногда происходит и в зимний период, поскольку за ночь простая АКБ немного села. Если через 5-10 минут после запуска двигателя напряжение упадет до нормальных значений, дело было просто в воздействии холода и в саморазряде.
Когда при функционирующем моторе напряжение составляет 13,0-13,4 В, это говорит о не полной зарядке АКБ. Но такое возможно, когда в работу включены разные потребители, такие как печка, кондиционер, аудиосистема и пр. Отключите их и сделайте замеры еще раз. Если все равно низкие характеристики, с АКБ или со стороны генератора имеются проблемы.
Отдельно можете почитать о восстановлении АКБ , а также о методах проверки АКБ на работоспособность в наших предыдущих материалах.
Если у вас остались еще какие-то вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Постараемся на них оперативно ответить.
Вот вам еще ссылка на материал, в котором подробно рассказывается об электролите.
Напряжение аккумулятора – это физическая величина электрической цепи, которая определяется потенциалов между положительным выводом и отрицательным. Напряжение в теории физики тесно связано с ЭДС и многие автомобилисты путают их, поэтому для начала нужно разграничить эти два понятия. Выражаясь простым языком, ЭДС – это максимальное значение Вольт, которое может выдать источник питания. Но к любому источник питания подключаются устройства, которые оно питает и тогда количество вольт в цепи становится меньше – это и есть напряжение.
Напряжение и ЭДС будут совпадать в том случае, если к элементу питания не подключены поглотители энергии. Если же выражаться языком физики, то ЭДС будет равен сумме напряжения на выводах аккумулятора и произведению тока в цепи и внутреннему сопротивлению. [ЭДС]=[напряжение]+[ток]*[сопротивление]
В автомобильном аккумуляторе без нагрузке замеряется ЭДС, а под нагрузкой замеряется напряжение. ЭДС образуется в таком аккумуляторе благодаря протеканию в нем электрохимических реакций, в результате которой выделяется энергия.
Чем замерить напряжение
Для измерения напряжение аккумулятора используют приборы, в основе которых лежит Вольтметр. Такие приборы замеряют напряжение на выводах аккумулятора и показывают значение через аналоговый или цифровой экран. На аналоговом экране отображается шкала значений напряжения, в интервале которой перемещается стрелка, указывающая на измеряемое значение. В цифровых устройствах имеется жидкокристаллический дисплей, на который цифрами выводит значение. Считается, что оптимальными являются цифровые экраны, т.к. меньше всего подвержены погрешностям шкалы, более устойчивы к вибрациям и доступнее для восприятия человеком.
Среди самих устройств выделяют 3 основных вида:
- Вольтметр (как отдельный прибор)
- Мультиметр (с функцией вольтметра)
- Нагрузочная вилка (про них мы подробнее уже писали).
Как замерить напряжение на автомобиле
Процесс измерения напряжения у батареи, которая стоит на автомобиле имеет свои особенности. Проверка проходит на заглушенном двигателе, иначе Вы будете замерять напряжение с генератора. Перед тем, как замерять напряжение должно пройти не менее 8 часов с момента остановки двигателя, иначе измерения будут завышены из-за поверхностного напряжения. Снять поверхностное напряжение можно нагрузочной вилкой в течение 5 секунд.
Нормальное напряжение без нагрузки
Нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки (оно же ЭДС) составляет 12,5-12,8 В. Свыше 12,8 В бывает редко, а если Ваш прибор показывает больше, возможно он не корректно настроен или сбит. Считается, что аккумулятор с напряжением 12,5 В заряжен на 85%, поэтому если у Вашего АКБ напряжение ниже – ставьте его на зарядку. О том как заряжать аккумуляторы мы уже писали.
Под нагрузкой
Чтобы проверить работоспособность батареи и ресурс под нагрузкой, необходимо провести тест специальным прибором — нагрузочной вилкой. Чтобы понять, какую лучше вилку использовать, ознакомьтесь с обзором нагрузочных вилок. Сопротивлением в 150-200 А искусственно создают нагрузку для батареи, при этом она должна выдать напряжение в 10,5В, которое спустя 3-5 секунд у здоровой батареи начнет плавно расти. Помимо нагрузочной вилки можно использовать также специальный диагностический тестер.
Таблица для определение степени заряженности аккумулятора
Для того, чтобы понять требуется аккумулятору зарядка или нет, необходимо замерить напряжение батареи. Существует таблица, показывающая насколько заряжен аккумулятор.
Эксплуатация аккумулятора с низким напряжением
Низкое напряжение аккумулятора говорит о том, что АКБ имеет не полный заряд, а, возможно, и находится в состоянии глубоко разряда. Эксплуатация и хранение аккумулятора с напряжением ниже В являются нарушением условий эксплуатации и грозит прекращением гарантийных обязательств. У аккумулятора с низким напряжением низкая плотность электролита – вся кислота собирается у пластин, что приводит к сульфатации, которая приводит к выходу его из строя по вине потребителя. Также, если оставить разряженные аккумулятор на холоде, он может попросту замерзнуть в лед, что приведет еще и к оплыванию активной массы.
Как проверить аккумулятор авто на работоспособность?
В данной статье расскажем, как правильно проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы для этого существуют.
Проверка аккумулятора авто с помощью мультиметра
Для этого необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если у вас его нет, то можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор сам по себе не дорогой, и если вы не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться не один раз.
Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.
Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они могут ошибаться. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
Проверка аккумулятора при работающем двигателе
Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе будет больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника сама скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит, и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он всегда будет работать при максимальной отдаче и возможно выкипание электролита.
Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу же бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже, то это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.
Также возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что перед тем как ехать в авто сервис, проверьте все контакты и зачистите их шкуркой.
Как еще проверить работу аккумулятора и генератора соответственно? Есть один способ. Например, при работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть-чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем сначала музыку в машине, потом кондиционер и затем другие потребители. Делаем все постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.
Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит о том, что возможно генератор работает не в полную мощность, возможно износились щетки генератора.
Даже при всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — то аккумулятор просто разряжается, и возможно он требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
Проверка аккумулятора при неработающем двигателе
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть приблизительно от 12,5 до 13,0 В.
Есть старая и очень простая методика у автолюбителей, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Вот такая приблизительная методика измерения уровня заряда аккумулятора, но очень действенная, что подтверждено на собственном опыте.
Есть один нюанс, когда вы измеряете напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе. Если измерение проходит сразу после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — уже будет другим напряжение. Лучше всего, это измерить напряжение на батарее перед поездкой.
Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если вы не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея автомобиля разряжена — напряжение будет падать быстро, и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы с вами рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе, но она является очень приблизительной, хотя и вполне действующей. Если вы хотите на все стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
Проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.
Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового (как подобрать аккумулятор для авто).
В каждом автомобиле есть такой необходимый узел, как аккумулятор. Чтобы он работал, нужно, чтобы он был исправен, а его показатели могли в достаточной мере обеспечить машину необходимым количество тока, для всех агрегатов авто. Автомобильный аккумулятор считается одним из главных агрегатов, при эксплуатации которого нужно быть максимально внимательным. Нужно соблюдать показатели нормального напряжения аккумулятора автомобиля летом и зимой, чтобы машина никогда не подводила, и заводилась в любую погоду. Какое нормальное напряжение аккумулятора? Как замеряется? Из каких показателей оно складывается?
Замеры и показатели нормы
Когда нет нагрузки
В нормальном состоянии АКБ, при измерении мультиметром (необходимый инструмент для измерения) замеры должны показывать значение 12.6-12.7 Вольт. Это означает, что аккумулятор полностью заряжен и готов к эксплуатации.
Замеры и показатели нормы
Некоторые производители заявляют, что напряжение на выпускаемой продукции составляет 13-13.2 Вольта. В таких АКБ это считается нормой.
Важно: не стоит производить замеры, если аккумулятор только зарядился – необходимо подождать 60-90 минут.
Узнай время зарядки своего аккумулятора
Но если значение падает в меньшую сторону – что это может значить? Когда падает ниже 12 Вольт – батарея разряжена наполовину. При таких показателях необходимо в ближайшее время зарядить аккумулятор – продолжение эксплуатации приведёт к сульфатации пластин, и батарея быстро придёт в негодность.
Напряжение аккумулятора на мультиметре
Если срочно нужно ехать, а показатели показывают, что АКБ заряжена наполовину, но генератор работает нормально – возможно завести, и ездить на автомобиле.
Когда значение падает ниже 11.6 V – аккумулятор заряжен приблизительно на 10%, и на такой батарее ездить категорически нельзя, и АКБ пора менять.
Получается, что нормальное напряжение автомобильного аккумулятора должно быть 12.6 -12.7 Вольт.
Проверка АКБ с помощью мультиметра
На практике же идеальные показатели встречаются не так часто, аккумулятор считается нормально заряженным при 12.2-12.8 В. Такие показатели говорят о том, что аккумулятор заряжен не полностью, но готов к эксплуатации. Ухудшение качеств аккумулятора начинается, если показатели ниже 11.9 Вольт.
Важно: чем выше плотность электролита, тем выше температура замерзания. Нормальным показателем считается плотность 1.27 г/см 3 (измеряется ареометром). Свидетельствует о 100% заряде аккумулятора.
Самое минимальное значение, после которого аккумулятор выходит из строя, и теряет часть ёмкости – 10.8 Вольт.
Подача нагрузки
При подаче нагрузки на аккумулятор значения будут отличаться от состояния покоя – считается, что проверка под нагрузкой помогает выявить «мёртвые» АКБ. Выявляются «мёртвые» АКБ следующими действиями:
- На АКБ создаётся нагрузка прибором «нагрузочная вилка» (нагрузка должна составлять две ёмкости аккумулятора).
- Создаётся нагрузка на протяжении 4-5 секунд.
- Напряжение на индикаторе аппарата должно показывать не менее 9 V (если значение меньше — значит АКБ сел или пришёл в негодность).
- После снятия нагрузки напряжение должно вернуться до состояния покоя за 3-5 секунд (минимум 12.4 В).
Когда в 3 пункте показывается менее 9 V, то необходимо поставить аккумулятор на зарядку – после этого необходимо ещё раз провести замеры. Если значения нормализовались – значит, аккумулятору нужна была подзарядка.
Электролит
Основной из составляющих, определяющий уровень напряжения – электролит.
При использовании аккумулятора используется кислота – процент электролита составляет 36-37%. Плотность, как говорилось выше, должна составлять 1.27 г/см 3 при показателе зарядки 100%.
Таблица плотности электролита в аккумуляторе по зонам климата
Существует утверждение, что при минусовой погоде напряжение АКБ падает – поэтому зимой некоторые машины не заводятся с первого раза. Решение, автолюбители находят простейшее – убирают аккумулятор на время стоянки в тепло.
Это утверждение верно, но не полностью – при морозах меняется плотность электролита, что прямо пропорционально изменению напряжения.
Когда батарея разряжена – плотность при морозе меняется в меньшую сторону, и поэтому авто не заводится. Но когда батарея заряжена – плотность меняется в большую сторону. Это значит, что возрастает и напряжение в АКБ, и машина заведётся без проблем.
При минусовых температурах замедляются химические процессы, протекающие в батарее, поэтому и возникают проблемы с запуском силового агрегата в автомобиле.
Итог можно подвести следующий: летом или зимой — всегда нужно держать аккумулятор заряженным, и следить за показателями при эксплуатации – это позволит вовремя принимать меры, и избегать проблем с аккумуляторной батареей в автомобиле.
Исправный и правильно заряженный аккумулятор будет без проблем держать нужное напряжение, обеспечивая легкий запуск двигателя. Обычно показатели напряжения аккумулятора составляют 12,7 Вольт. Однако не редкость такие ситуации, когда даже без нагрузки буквально после нескольких дней простоя автомобиля аккумулятор начинает терять заряд, а показатель напряжения на клеммах составляет 12 Вольт и менее. В подобном случае необходима диагностика автомобиля и определение имеющихся неисправностей.
Оптимальный показатель напряжения
Если показатель напряжения на электродах составляет 12,7 В, причём аккумулятор держит этот показатель через 3 часа простоя автомобиля, то такая батарея готова к эксплуатации и заряжена на 100%. Обычно допускается после трехдневного простоя автомобиля некоторое падение напряжения, обычно до 12,5 В, однако в последующем этот показатель фиксируется и не падает ниже. При таком напряжении аккумулятора каких-либо проблем с тем, чтобы завести двигатель автомобиль, гарантировано не возникает. Однако если через 3-5 суток простоя автомобиля заряд аккумулятора падает уже до 12,3 Вольт, это свидетельствует о проблемах, как с батареей, так и в сети авто. В подобном случае требуется углубленная диагностика, а в отдельных случаях даже замена аккумулятора.
Существует такое понятие как саморазряд у кислотно-свинцовых аккумуляторов. Однако, чтобы напряжение упало до 12,5 В и ниже без нагрузки в тепле, аккумулятору потребуется как минимум несколько недель. Если же подобное снижение заряда происходит буквально за несколько дней, то это уже свидетельствует об имеющихся проблемах у аккумулятора, который требует углубленной диагностики. При этом помните, что процесс саморазряда ускоряется при низких температурах, поэтому часто отмечаются проблемы с запуском двигателя именно в мороз.
Причины падения напряжения
Типичной причиной падения напряжения аккумулятора является недостаток электролита. Обычно подобное отмечается с необслуживаемыми кальциевыми аккумуляторами через 4-5 лет их эксплуатации. Даже из полностью герметичного корпуса за много лет эксплуатации электролит от постоянных перегрузок и заряда может постепенно уходить из банок. В обслуживаемом аккумуляторе такую проблему решить не составит труда, нужно будет открутить пробки и просто долить электролит. А вот в необслуживаемых аккумуляторах сбоку чуть ниже крышки самым тонким миллиметровыми сверлом делается небольшое отверстие, через которое шприцом внутрь закачивают дистиллированную воду.
Еще одна причина потери заряда аккумулятора — это сульфатация пластин. На пластинах из-за неправильной эксплуатации и химических реакций образуются неразрушаемые соли, в результате чего батарея не может правильно держать заряд. Современные зарядные устройства имеют так называемый режим десульфатации, что позволяет прокачать батарею, устранив такой налет на пластинах, вернув полную работоспособность аккумулятора. Однако помните, что на старых изношенных АКБ выполнить такую десульфатацию уже невозможно, а аккумулятор требует замены.
Если произошло осыпание активной массы пластин, обычно электролит в подобном случае становится мутного чёрного цвета, восстановить такой аккумулятор будет невозможно. Определить подобное можно по стремительной потере заряда аккумулятора, который через час после полной зарядки на клеммах выдаёт уже 12 Вольт и ниже. К сожалению, как либо решить такую проблему с осыпанием активной массы будет невозможно, батарею просто сдают в утиль и приобретают новый аккумулятор.
Если без нагрузки аккумулятор не держит заряд, то потребуется либо долить электролит, либо выполнить сульфатацию, или же заменить батарею на новую.
Номинальное напряжение работы автомобильного аккумулятора – основной показатель его нормальной работы. Необходимо постоянно следить за данной характеристикой.
Существует несколько способов проверки состояния АКБ – желательно контролировать его постоянно.
О чем говорит уровень напряжения на аккумуляторе?
Основной работы любого АКБ является ЭДС – электродвижущая сила. Именно она обеспечивает протекание электрического тока между полюсами и обеспечивает разность потенциалов. Измерение напряжения осуществляется непосредственно на выводах аккумулятора – его клеммах – при помощи специального мультиметра.
Электродвижущая силе определяется просто — это работа, затрачиваемая на перемещение положительного заряда между выводами источника питания. При отсутствии ЭДС на выводах будет отсутствовать питание. Причем в случае разомкнутой цепи электричество будет отсутствовать. Нужно помнить: оба основных параметра (ЭДС и напряжение) измеряются в вольтах.
Прибор, позволяющий измерить напряжение на клеммах аккумулятора, может обозначаться терминами:
- мультиметр;
- тестер;
- вольтметр.
Обычно снабжается двумя специальными щупами – при помощи таковых осуществляется замер разности потенциалов. Нужно помнить: данный параметр зависит не только от уровня заряда и состояния. Но также от температуры среды, при которой хранится АКБ. Важное значение – это плотность электролита. При 20 0 С уровень плотности не должен составлять менее 1.27 г/см 3 . Напряжение на всех банках должно быть ровно 2.12 В.
Соответственно, стандартная аккумуляторная батарея, состоящая из 6 отдельных банок, выдает напряжение приблизительно составляющее 12.6-12.7 В. Если параметр менее указанного – то это повод усомниться в работоспособности.
Нормальные рабочие параметры для автомобильного аккумулятора
Стандартное нормальное напряжение для аккумулятора транспортного средства – 12.6 вольт. Данный параметр является стандартным, при проверке работоспособности батареи следует отталкиваться именно от него. В зависимости от ряда условий данный параметр может различаться. Например, некоторые изготовители могут утверждать, что стандартное нормальное напряжение на их продукции составляет 13 В.
Подобное допустимо. Но необходимо помнить о некоторых особенностях: для получения достоверных данных разность потенциалов между клеммами АКБ нужно замерять не сразу после зарядки. Следует выждать хотя бы один час. По истечении некоторого времени показатель нормализуется. Заявления многих производителей о 13 В – маркетинговый ход. Многие просто пользуются низким уровнем образованности покупателей.
Но если уровень напряжения падает до уровня менее 12 В – это серьезный симптом разряда. Уровень заряда максимум – половина от требуемого. Проводить замеры иногда следует и при работающем двигателе. Во время работы генератора между клеммами напряжение должно составлять примерно 12.6-12.7 В. Если напряжение менее – то вышел из строя генератор. И машину в таком состоянии эксплуатировать не допускается.
Чрезмерно высокий уровень заряда также негативно сказывается на работе АКБ – возникает перезаряд. Регулировка уровня подаваемого напряжения на клеммы осуществляется специальным диодным мостом. При выходе его из строя напряжение возрастает до 14 В. Что и приводит к перезаряду. Следствием становится:
- преждевременный износ аккумуляторной батареи;
- выкипание дистиллированной воды.
Причем падение уровня электролита может привести к серьезным последствиям. Усиливается сульфатация пластин. Как следствие – снижается емкость, понижается уровень заряда и возникают иные проблемы.
В каких условиях требуется измерять уровень напряжения?
Нужно помнить – показатель уровня заряда зависит от различных факторов. Причем для точного определения состояния конкретного транспортного средства нужно померить разность потенциалов в разных условиях. Выделяют 3 основных разновидности:
- номинальное – указывается на корпусе батареи;
- фактические – показания подключенного вольтметра;
- под нагрузкой – в момент запуска автомобиля.
Номинальным напряжением принято указывать именно 12 В. Но следует отметить – данный показатель достаточно сильно далек от реальных характеристик. Нормальным считается показатель 12.6 В. Именно при таком машина будет нормально заводиться даже при -30 0 С (при условии исправного зажигания и остальных систем). В то же время без нагрузки АКБ также должен показывать нормальные параметры.
Проверка работоспособности аккумуляторной батареи под нагрузкой – процесс достаточно простой. После проведения такой процедуры в течение следующих 5 секунд нормальное напряжение должно восстановиться. Померить его можно мультиметром. Точные показатели данных обязательно отражаются в специальных таблицах.
Если автомобиль не заводится, присутствуют проблемы с пуском мотора – нужно подзарядить его в теплом помещении. Если то не помогает – батарея вышла из строя. Необходимо заменить её на новую.
Перед установкой аккумулятора на автомобиль необходимо измерить поверхностное напряжение. Критерии приемки аккумулятора должны быть не менее 12,6 вольт. Если напряжение аккумулятора 12,4 и ниже, аккумулятор не подходит для использования. Потому что в аккумуляторе началась реакция сульфатации. Скорость заряда аккумулятора составляет 75% и ниже. В этом случае, если аккумулятор установить в автомобиль, срок службы аккумулятора значительно сократится.
Что касается установки аккумулятора, сначала необходимо подключить положительный кабель, а затем отрицательный кабель при подключении аккумулятора. В автомобилях с автоматизированной системой управления система должна питаться от сервисного аккумулятора, чтобы не прерывать подачу электроэнергии. После установки аккумулятора необходимо измерить фиксированное значение потребления электроэнергии в системе.
Для измерения постоянного потребления электроэнергии в автомобиле следует использовать токоизмерительные клещи с чувствительностью 10 мА. Токоизмерительные клещи должны быть подключены к отрицательному кабелю автомобиля и должно быть измерено значение. Значение должно быть от 20 до 30 мА в 12-вольтовых системах и от 60 до 80 мА в 24-вольтовых системах. Если измеренное значение намного выше ожидаемого значения, стандартное потребление транспортного средства высокое или транспортное средство имеет нестандартное потребление электроэнергии.
Например, фиксированное значение потребления электроэнергии в легковом автомобиле составляет 100 мА. Это означает, что от аккумулятора будет забираться 100 мА энергии в час. Если автомобиль припаркован в течение 24 часов, то есть 1 дня, аккумулятор подвергнется полной разрядке 2400 мА, то есть 2,4 ампер-часов. Если этот автомобиль припаркован в течение недели без запуска, то в аккумуляторе автомобиля произойдет разряд в 16,8 ампер-часов. Когда скорость разряда, испытываемая во время простоя автомобиля, делится на ампер-час аккумулятора автомобиля, можно рассчитать потери, которые должны возникнуть в аккумуляторе.
Когда автомобиль, использующий аккумулятор 60 ампер-час, не эксплуатируется в течение недели, этот аккумулятор разряжается на 28%. Чтобы избежать такой негативной ситуации, следует измерять постоянное потребление энергии транспортным средством, особенно при обслуживании и контроле аккумулятора и принимать необходимые меры в случае несоответствия. Измерение, которое должно быть выполнено после измерения потребления электроэнергии — это измерение системы зарядки. Для этого измерения автомобиль должен быть запущен, значение напряжения на аккумуляторе должно быть измерено при частоте вращения холостого хода 2000 об / мин и включенном потреблении. На всех трех этапах, если значение напряжения находится в диапазоне от 13,8 до 14,4, генератор переменного тока подходит, но необходимо проверить систему зарядки, если она находится за пределами этих значений. Все эти измерения электрической системы следует проверять с только заряженным аккумулятором. Если аккумулятор находится в разряженном состоянии, измеренные значения будут отличаться, в этом случае могут быть ошибки в определениях.
Напряжение аккумулятора при заряде и разряде
Почему кипит аккумулятор на легковых авто?
Разность потенциалов на полюсных выводах аккумулятора (батареи) в процессе заряда или разряда (при наличии тока во внешней цепи) называется напряжением аккумулятора (батареи).
Наличие внутреннего сопротивления аккумулятора приводит к тому, что егонапряжение при разряде всегда меньше ЭДС, а при заряде – всегда больше ЭДС.
В начале заряда происходит скачок напряжения на величину омических потерь внутри аккумулятора, а затем быстрое повышение напряжения за счёт потенциала поляризации, вызванной быстрым увеличением плотности электролита в порах активной массы. Далее происходит медленный рост напряжения, обусловленный главным образом ростом ЭДС аккумулятора вследствие увеличения плотности электролита в результате растворения сульфата свинца и превращения его на положительных электродах в двуокись свинца PbO2, а на отрицательных в губчатый свинец Pb.
После того, как основное количество сульфата свинца преобразуется в двуокись свинцаPbO2 и Pb большая часть энергии, потребляемая аккумулятором, будет расходоватьсяна разложение воды на водород и кислород. Избыточное количество ионов водорода и кислорода в электролите, ещё больше увеличивает потенциал разноименных электродов. Это приводит к быстрому росту зарядного напряжения, вызывающему ускорение процесса разложения воды – аккумулятор кипит.
Если продолжать процесс заряда, то роста плотности электролита и зарядного напряжения практически не будет. Вся проводимая к аккумулятору энергия будет расходоваться на электролитическое разложение воды. После прекращения заряда напряжение на выводах аккумулятора резко снижается на величину омических внутренних потерь. Затем происходит постепенное снижение ЭДС вследствие уменьшения плотности электролита в порах активной массы, которое продолжается до полного выравнивания концентрации электролита в объёме аккумулятора и порах активной массы.
Величина напряжения при разряде зависит от величины разрядного тока, продолжительности разряда и температуры электролита. Разряжать аккумулятор ниже определенного предела, называемого конечным разрядным напряжением,недопустимо, так как это может привести к разрушению активной массы. Для разных величин разрядного тока принимаются различные конечные разрядные напряжения. При разрядном токе 10-часового разрядного режима, например, конечноеразрядное напряжение одного аккумулятора составит 1,7 В.
Почему кипит аккумулятор на легковых авто?
Кипение аккумулятора доставляет автовладельцам много хлопот. Ресурс прибора падает, что требует дальнейшей перезарядки. Нарушается внешний вид аккумулятора, он становится сырой и грязный – происходит интенсивный поверхностный саморазряд аккумулятора. Выкипающий электролит попадает на полированный кузов и оборудование. Попадая на полированный кузов, выкипающий электролит разъедает сначала краску на нём, а затем и сам кузов…
Причины кипения аккумулятора
Причины кипения аккумулятора могут быть разные, в зависимости от влияющего фактора. Знание причин поможет предпринять нужные действия по предотвращению или устранению последствий поломки. Одной из таких причин может послужить устаревшее зарядное устройство. В этом случае аккумулятору уже не помочь. Могут выйти из строя приборы заряда аккумулятора, из-за чего снизится эксплуатационный период автомобильного аккумулятора или будут возникать проблемы с запуском двигателя.
Возникнуть нарушение работы, сопровождающееся кипением аккумулятора, может из-за проблем, связанных:
Кипение аккумулятора из-за поломки генератора переменного тока
Генератор переменного тока – это второй по значимости прибор, отвечающий за бесперебойную работу аккумулятора легкового автомобиля. Чтобы контролировать переменный ток генератор имеет диодный мост. Поломка может наступить при повреждении одного из диодов. Вследствие чего, аккумулятор начинает перезаряжаться и происходит его кипение.
Действия для устранения поломки:
После восстановительных работ генератор вновь устанавливают на автомобиль и проводят проверку электрического заряда. Избежать закипания аккумулятора из-за выхода из строя генератора переменного тока поможет периодическая проверка величины заряда и его регулировка.
Кипение аккумулятора из-за поломки релейного регулятора
Схема заряда аккумулятора автомобиля предусматривает наличие приборов, от исправной работы которых напрямую зависит как бесперебойное функционирование самого аккумулятора, так и то, насколько надёжно будет запускаться двигатель. Один из таких приборов – релейный регулятор, предназначенный для регулировки в заданных пределах напряжения бортовой сети. Если релейный регулятор не отрегулирован, то он будет периодически перегорать, а аккумулятор, соответственно, закипать. Качество прибора, отвечающего за напряжение бортовой сети, будет напрямую отражаться на работе основного автомобильного устройства.
Действия для устранения поломки:
если неисправен электромеханический регулятор – возможна регулировка, при которой потребуется его настройка согласно заводским характеристикам
Замена электронного регулятора должна производиться в специализированном сервисном центре. При этом лучше выбирать релейный регулятор, имеющий дополнительный провод. Этот провод будет направлен на плюсовую клемму аккумулятора и позволит свести к минимуму какие-либо погрешности в его функционировании.