Обрыв грм

В большинстве случаев при обрыве ремня ГРМ раздаётся хлопок и двигатель глохнет, хотя все остальные автомобильные элементы продолжают функционировать нормально. Повторный завод мотора в таком случае чаще всего сопровождается металлическим стуком и легкостью вращения стартером, из за отсутствия компрессии в цилиндрах.

При возникновении первых подозрений следует остановить автомобиль и приподняв капот осмотреть, в каком состоянии находится ремень, если есть такая возможность с быстрым доступом, как правило такой возможности нет.

Последствия и причины обрыва ремня ГРМ

То насколько серьёзными окажутся для вашего автомобиля последствия обрыва ремня ГРМ напрямую связано с конструкцией двигателя, чем она проще, тем меньше вероятность его повредить.

Чаще всего они могут повлечь за собой:

  • Капитальный ремонт двигателя.
  • Восстановление газораспределительного механизма.
  • Сгибание клапанов – Происходит при разрыве ремня ГРМ в момент, когда они опускаются для выпуска газов или впрыска топлива. При этом коленвал по инерции продолжает вращение и встречается поршнями, которые в свою очередь могут нанести клапанам сильный удар. Однако, данная проблема характерна только для автомобилей со специально уменьшенной камерой сгорания или при отсутствии выборки на поршнях. Для определения степени повреждения лучше всего будет транспортировать автомобиль на СТО, так как потребуется демонтировать головку блока цилиндров и произвести диагностику двигателя на специальном оборудовании. Лучше всего будет заменить весь комплект клапанов, даже если во время обрыва, мотор работал на холостых оборотах и повредились только 3-4 из них.
  • Разрушение поршня – Чаще всего происходит на автомобилях японских производителей и происходит от сильного удара головками клапанов. Если обрыв ремня произойдёт на высокой скорости и все клапаны загнутся втулки лопнут и поршни окажутся пробиты осколками. В таком случае потребуется проведение весьма дорогостоящего ремонта включающего в себя и замену головки.

Самые серьёзные последствия разрыва ремня ГРМ наблюдаются у дизельных двигателей, конструкция которых практически не даёт клапанам двигаться, поэтому при обрыве, когда они находятся в положении верхней мёртвой точке, одновременно могут прийти в негодность:

  • Распредвал с подшипниками
  • Головка блока цилиндров
  • Шатуны деформируются
  • Гнутся клапана

Характер обрыва ремня ГРМ

Не меньшее влияние на последствия, которые влечёт за собой обрыв ремня ГРМ, несёт и его характер, ведь в некоторых случаях он не разрывается, вместо этого на нём срезается один или несколько зубьев. В таком случае и коленчатый вал и распредвал продолжают осуществлять вращение, нанося поршнями удары по всем ближайшим деталям.

Похожие повреждения могут наблюдаться, даже если зубья ремня останутся целыми, но перескочат по зубьям звездочки ГРМ.

Возможные затраты и процедура замены ремня

Стоимость одного клапана без учёта дополнительных затрат составляет в среднем тысячу рублей, а учитывая что заменить возможно понадобится все 16. можно представить во сколько примерно обойдётся ремонт.

Помимо сопутствующих мелочей, вам понадобится приобрести:

  • Новый ремень, или комплект ГРМ с натяжным и обводным роликом.
  • Прокладки для впускного и выпускного коллекторов.
  • Прокладки для ГБЦ и крышки клапанов.
  • Набор крепёжных болтов.
  • Возможно водяной насос (Помпу), если есть подозрения на износ.

Операцию по замене проще всего производить на подъёмнике. Для работы вам понадобится:

  • набор ключей
  • отвёртка
  • установочные штифты для меток ГРМ
  • в некоторых случаях спец. инструмент.

Чтобы демонтировать старый ремень придерживайтесь следующего плана действий:

  1. Снимите кожух ГРМ — закреплён несколькими болтами.
  2. Открутите болты картерной защиты.
  3. Далее снимите ремень компрессора. Для этого, демонтируйте его, извлеките ремень и установите компрессор на место.
  4. Снимите ремень генератора.
  5. Чтобы обесточить все контакты снимите клемму с аккумуляторной батареи.
  6. Открутите крепёжные болты с двигателя и извлеките генератор, клемму и шкив помпы, не забывая предварительно удалять удерживающие их болты.
  7. Возможно потребуется снять опору двигателя
  8. Снимите защитный кожух с ремня ГРМ

Теперь приступайте к непосредственной замене, для которой вам понадобится извлечь крышки зубчатого шкива и вытянуть старый ремень ГРМ. Поставив на его место новый и затяните натяжитель. Если и ролики пришли в негодность их также следует заменить. Далее соберите конструкцию в обратной последовательности. Учитывайте, что для каждой марки автомобиля характерны свои особенности демонтажа и установки ремня ГРМ, однако, в целом они весьма схожи.

Видео обрыва ремня ГРМ

Профилактические меры

Чтобы избежать необходимости замены ремня ГРМ на дороге вследствие неожиданного обрыва следует производить его замену как минимум после пробега в 60 тыс. км, используя для этого только оригинальные запчасти и не дожидаясь пока ремень сам выйдет из строя.

Не ленитесь периодически проверять степень его натяжения и состояние помпы и всех роликов. Натяжка должна быть выполнена равномерно, без провисаний на отдельных участках.

Также во избежание обрыва ГРМ стоит обращать внимание:

  • На аварийную лампу показывающую степень давления масла
  • На состояние сальников – Если они пришли в негодность и пропускают масло на ремень ГРМ он быстро выйдет из строя. Главным свидетельством протечек служат масляные пятна на асфальте или поверхности мотора.
  • Избегайте заводить автомобиль «с толкача», так как подобные рывки могут спровоцировать обрыв уже после 20 тыс. км пробега

Даже при соблюдении всех советов, нельзя быть уверенными в том, что он не порвётся в дороге, поэтому, полезно будет иметь комплект инструментов и новый ремень для быстрого осуществления замены.

Газораспределительный механизм двигателя любого автомобиля приводится в действие от коленчатого вала. Ранее для этой цели применялись цепи, а зубчатые ремни начали использовать около тридцати лет назад.

Несомненными преимуществами ременного привода перед цепным, является его простая конструкция, небольшая масса и малая шумность. Однако не лишен он и недостатков, главный из которых – сравнительно небольшой ресурс ремня ГРМ.

Цепной привод отличается длительным сроком службы. Цепь может прослужить более 200-250 тысяч километров. При износе она вытягивается и начинает шуметь, информируя, таким образом, о необходимости замены.

Ремень ГРМ, работает 60-90 тысяч километров, после чего его обязательно требуется заменить, даже если на вид он абсолютно нормальный. Если этого не сделать, ремень может оборваться.

Если происходит обрыв ремня ГРМ, распредвал перестает вращаться, и клапана останавливаются в одном положении. Коленчатый вал продолжает вращаться по инерции, и поршни устремляются навстречу открытым клапанам и загибают их…

Современные моторы сконструированы так, чтобы получить максимальную мощность при небольшом объеме и поршни выточек под клапана не имеют.

Поэтому обрыв ремня ГРМ означает неизбежную встречу поршней с клапанами, отчего последние гнутся.

Чем выше обороты двигателя в момент обрыва, тем тяжелее последствия.

Помимо загиба клапанов, могут лопнуть направляющие втулки, а это грозит ремонтом или заменой головки блока цилиндров. Также от удара возможно и разрушение поршней.

Причины обрыва ремня ГРМ.

Наиболее распространенные причины обрыва ремня ГРМ связаны с отсутствием контроля за его состоянием.

А главная среди них – это несвоевременная замена изношенного ремня.

Заводы- изготовители устанавливают интервалы между заменами в 60 или 90 тысяч километров (но ресурс ремня превышает интервал замены в среднем на 10 т. км).

Однако тяжелые условия эксплуатации, к которым можно отнести мороз ниже -30 град. и жару выше +35, значительно сокращают его ресурс.

А течь масла через сальники распределительного или коленчатого валов, может моментально вывести его из строя.

Поэтому следует следить за состоянием защитного кожуха и обращать внимание на появление течей масла.

Инородный предмет, попавший между ремнем и шестерней, также способен привести либо к обрыву.

Также часто встречается и заклинивание натяжного ролика ремня ГРМ, либо его самопроизвольное отпускание, заклинивание водяного насоса.

Если порвался ремень ГРМ, то дальнейшая работа и запуск двигателя будут невозможны из-за нарушения компрессии в цилиндрах. Такого рода поломка может спровоцировать серьезные повреждение группы клапанов или самого мотора, если обрыв произойдет во время движения на высоких скоростях. Основная причина, по которой (на холостом ходу или на скорости) мог порваться ремень ГРМ, заключается в естественном износе изделия.

Почему ремень ГРМ рвется?

Причины повреждения изделия:- низкое качество ремня;- ошибки, допущенные в ходе монтажа или замены;

— выход из строя роликов натяжительного устройства;

— износ зубчиков ремня (зубья изнашиваются постоянно в ходе эксплуатации авто);

— попадание инородных предметов в газораспределительный механизм.

Период эксплуатации современных новых изделий для распределительных механизмов зависит от марки автомобиля и составляет около 150 тысяч километров (на более старых авто этот показатель ниже — около 70 — 100 тыс/км). Если транспортное средство используется в условиях низких температур, ресурс эксплуатации ремня снижается до 60-100 тыс/км. В любом случае специалисты рекомендуют проводить диагностику состояния ремешка ГРМ не реже, чем каждые 15 тыс. км пробега.

Качество запчастей

Качество определяет правильность воспламенения топливовоздушной смеси, что влияет на эффективность функционирования силового агрегата. Установка и использование в машине дешевых изделий может стать причиной слабого натяжения привода, в результате которого ремень быстро лопнет.

Неправильная замена ремня

Ошибки, допущенные при установке ремня ГРМ, приводят к несинхронному отпиранию и закрыванию клапанов, в результате чего мощность двигателя снижается. Причина обычно заключается в слишком слабой или очень высокой натяжке валов. Если замена изделия была выполнена с ошибками, его может разрывать уже через 1-2 тысячи километров пробега.
Характерные признаки неправильной замены:

— изделие съезжает вбок;

— появились или стали заметны трещины на его поверхности;

— раздается необычный звук во время работы двигателя.

Поломка роликов натяжения

Натяжительные ролики предназначаются для натяжки ремня на валах двигателя, благодаря чему он не соскакивает во время работы мотора. Если натяжение окажется слабым, ремешок начнет проскальзывать, что спровоцирует увеличение температуры и быстрый износ вспомогательных агрегатов. При чрезмерном натяжении, изделие может быстро лопнуть, при этом характерным симптомом будет резкий звук из-под капота.

Разрушение зубьев ремня ГРМ

При серьезном износе происходит облом резиновых зубчиков, расположенных в зацеплении с шестеренками валов. При такой проблеме мотор может не запускаться, хотя сам ремень с виду будет целый. Работа силового агрегата в результате разрушения зубьев нарушается, поскольку это приводит к сбою системы зажигания.

Если помпу заклинило, она может не реагировать на прокручивания, что приводит к сильному натяжению и разрыву ремня во время движения ТС. Такая проблема более актуальна для отечественных транспортных средств.

Инородные элементы

При попадании инородных элементов в распределительный механизм (это могут быть — грязь, мелкие камешки, моторное масло), возможно заклинивание распредвала или коленвала. Во избежание такой проблемы, необходимо периодически выполнять проверку защитной крышки и креплений.

Какие признаки обрыва ремня?

Определить, что ремень ГРМ порвался, можно по следующим «симптомам»:
1. Резкая остановка двигателя и невозможность его запуска. Попытки пуска силового агрегата только ухудшают ситуацию, поскольку поршень наносит новые повреждения вышедшему из строя клапану.

2. После обрыва ремня работа двигателя может сопровождаться металлическим стуком и легкостью вращения коленвала стартером. Это связано с отсутствием компрессии в цилиндрах мотора, в результате чего поршни ничего не держит.

Чем грозит порванный ремень ГРМ?

Наиболее серьезным последствием обрыва ремня ГРМ является повреждение клапанов, в результате чего автовладелец сталкивается с необходимостью проведения капитального ремонта агрегата и восстановления газораспределительного механизма. Это может происходить во время работы двигателя, когда поршни без перерыва передвигаются из верхней мертвой точки в нижнюю. Разрыв происходит во время выпуска газов или впрыска топлива (в это время поршень перемещается вниз). При этом движение поршней в цилиндре продолжается и части устройства сталкиваются между собой.

Если оборвется ремень ГРМ, степень последствий будет зависеть от особенностей двигателя и условий, при которых произошла поломка:

— Из-за оборванного ремня распределительный вал перестает вращаться, в результате чего клапана останавливаются в одном положении. В этот момент коленчатый вал продолжает перемещаться по инерции и поршни идут на открытые клапана, который сразу гнет. На некоторых силовых агрегатах, к примеру, на ВАЗ 2111, 8 кл поршни оснащаются специальными выточками, благодаря которым при обрыве контакт с клапанами исключается. Но, современные двигатели устроены так, чтобы обеспечить наибольшую мощность при минимальном объеме, поэтому поршни не имеют выточек.

— В случае если ремень лопнул на холостом ходу, возможно повреждение только нескольких клапанов. При этом, чем выше скорость вращения коленчатого вала, тем выше вероятность выхода из строя направляющих втулок. Такая проблема становится причиной проведения капремонта либо замены головки блока цилиндров.

— На дизельном двигателе последствиями разрыва ремня ГРМ станут разрушения клапана, распределительного вала с подшипниковыми элементами, головки блока, шатунов и толкателей. Это обусловлено конструкцией таких моторов, из-за которой клапана практически не имеют свободного хода, когда поршень находится в положении верхней мертвой точки.

— Для автомобилей, оснащенных японским двигателем, во время обрыва ремня ГРМ характерны повреждения всех клапанов, поломка втулок, поршней и головок блока. Такие неисправности типичны при движении машины на высокой скорости.

Что делать после обрыва ремня?

Если ремень ГРМ был порван, то:1. Необходимо открыть моторный отсек и приподнять (или полностью демонтировать) защитную крышку механизма.

2. Важно внимательно оценить внешний вид ремня (порванное изделие будет видно). В случае, если оборвало в самом низу, для его обнаружения понадобится на половину оборота прокрутить коленвал.

3. Затем необходимо доставить транспортное средство в гараж или станцию техобслуживания с помощью буксировки. Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, потребуется помощь эвакуатора, поскольку буксировка на таких машинах не допускается.
Источник

Ремень ГРМ — один из ключевых компонентов, обеспечивающих функциональность газораспределительного механизма. Он передает крутящие моменты от коленчатого вала к распредвалу, позволяя синхронизировать движение поршней и соответствующих клапанов. Даже малейшие изменения в его натяжке или деформации зубьев способны спровоцировать нарушения процесса подачи горючей смеси в камеры сгорания и последующего воспламенения. Более плачевным является разрыв самого профиля. Рассмотрим вероятные причины и последствия после обрыва ремня ГРМ детально.

Что такое ремень ГРМ

Ремень ГРМ — расходный материал в виде тонкого профиля со структурой на основе стекловолокна и неопренового каучука, армированной кордовыми нитями. Изделие отличается повышенной прочностью, упругостью и точностью отливки. Оно представляет собой плоский ремень кольцеобразного типа с множеством зубьев на внутренней поверхности. Их конфигурация может быть трапециевидной, округлой или комбинированной (смешанной).

  • Трапециевидные зубья. Такой вариант считается классическим, наиболее распространенным. Универсальная компоновка обеспечивает хорошие параметры работы на различных режимах при низкой себестоимости изготовления. Большинство двигателей комплектуются ремнями ГРМ с такой конфигурацией зубьев.
  • Округлые профили. Скругленная форма обеспечивает плавное движение ремня без малейших ударов или скачков, что актуально при больших скоростях вращения. Такие комплектующие используются на высокооборотистых и мощных моторах, где требуется незаурядные эксплуатационные возможности и характеристики.
  • Зубья смешанной формы. Комбинация свойств и параметров двух типов зубьев позволяет достичь оптимального баланса цены и эффективности. При этом, такой вид на практике применяется довольно редко.

Учитывая высокие нагрузки в продольном отношении, в структуре ремня ГРМ предусмотрен силовой каркас в виде кордового основания из стекловолоконных нитей повышенной прочности. Наружная оболочка, изготовленная из неопренового каучука, снижает интенсивность износа до минимума. Сочетание таких свойств значительно повышает стойкость к растяжению, предотвращая обрыв ремня ГРМ в процессе интенсивной работы под воздействием перегрева, перепадов температур, других агрессивных факторов.

В качестве сырья для изготовления зубьев используется неопрен. Все они привариваются к внутренней плоскости ремня с использованием особой технологии. Благодаря повышенной точности отливки формы, обеспечивается идеальное сцепление с роликами и плавность хода без малейших рывков и ударов, что благоприятно сказывается на передаче крутящих моментов и усилий.

Обрыв ремня ГРМ

Последствия обрыва ремня ГРМ — довольно плачевные. Независимо от марки или модели двигателя, для восстановления его работоспособности после такого происшествия придется делать капитальный ремонт. Разрыв ремня приводит к остановке распределительного вала. В результате, клапаны остаются неподвижными, находясь в том положении, в котором были в момент обрыва. При этом, коленчатый вал продолжает вращаться, двигая поршни вверх и вниз. При подходе к верхней точке они ударяют по неподвижным клапанам, деформируя их и себя.

Плюс к этому, в результате обрыва ремня ГРМ обычно происходит каскадное повреждение других деталей и узлов. Страдают не только компоненты газораспределительного механизма, но и других, смежных систем и узлов. Помимо направляющих втулок и распределительного вала, в их числе поршни, головка блока цилиндров, шатуны, вкладыши.

Типичные причины обрыва ремня ГРМ

Помимо естественного износа, брака или повреждения изделия в результате внешних воздействий, для всех марок или моделей двигателей типичные причины обрыва ремня ГРМ идентичны:

  • Нарушение или несоблюдение регламента производителя по плановому техобслуживанию с учетом конкретных условий эксплуатации.
  • Игнорирование периодичности и условий замены расходных запчастей и материалов, в числе которых как непосредственно сам ремень, так и ролики, другие детали натяжителя.
  • Разрушение структуры ремня при попадании на поверхность ГСМ, других агрессивных веществ, способных вступать в реакцию с молекулами синтетического каучука.
  • Использование для замены расходных запчастей и материалов низкого качества с небольшим ресурсом работоспособности.
  • Игнорирование признаков необходимости замены ремня ГРМ.

В любом случае, в процессе эксплуатации автомобиля необходимо строго соблюдать сроки и правила техобслуживания, указанные в регламенте производителя конкретной модели двигателя или ремня. При этом, следует корректировать сроки замены с учетом не только условий эксплуатации, но качества используемых запчастей и расходных материалов. При появлении каких-либо признаков выхода из строя ремня или других компонентов ГРМ, необходимо срочно обратиться в специализированный автосервис для проведения диагностики и устранения причин выявленных неисправностей.

Признаки того, что ремень пора менять

Необходимость замены ремня ГРМ легко определить по таким признакам:

  • Истек период, указанный для замены в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  • При включении зажигание слышен звук работающего стартера, но двигатель не запускается (не схватывает).
  • Проблемный запуск, мотор «не выдает» требуемой мощности.
  • В процессе работы двигателя появляются тикающие звуки, другие нехарактерные шумы.
  • В выхлопе присутствует дым.

При явлении вышеперечисленных признаков необходимо срочно повести диагностику, осмотрев ремень, натяжитель, другие компоненты газораспределительного механизма, двигателя и смежных узлов на предмет износа, появления повреждений или дефектов. Лучший способ предотвратить последствия обрыва ремня ГРМ, регулярное техобслуживание в автосервисах дилерской сети ПЕТРОВСКИЙ. Современное оснащение в сочетании с собственным складом расходных запчастей и материалов позволяет нашим мастерам выполнять работы любой сложности в кратчайшие сроки.

Ремень ГРМ является важной частью двигателя автомобиля. Он отвечает за синхронное вращение распределительного и коленчатого валов, обеспечивая плавную и эффективную работу двигателя. Он также помогает регулировать время работы клапанов, которые необходимы для управления впуском и выпуском топлива. Без правильно функционирующего ремня ГРМ ваш автомобиль не сможет работать правильно и эффективно.

Сроки замены ремня ГРМ

Большинство автомобилей требуют замены ремня ГРМ не реже чем через каждые 70-100 тыс. км пробега или 5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Точный срок может варьироваться в зависимости от марки и модели вашего автомобиля, а также его возраста и состояния. Для определения сроков замены ремня проверьте руководство пользователя. Если вы не будете заменять его через регулярные промежутки времени, это может привести к серьезным последствиям, таким как поломка клапанов или повреждение блока двигателя, что приведет к дорогостоящему ремонту или даже полной замене двигателя.

Причины обрыва ремня ГРМ

Существует несколько распространенных причин обрыва ремня ГРМ, включая возрастной износ, резкие перепады температур, загрязнение масла, повышенную вибрацию и неправильную установку/выравнивание при замене.

Если не проверять ремень регулярно на наличие признаков износа, вызванного возрастом, экстремальные изменения температуры могут привести к растрескиванию резиновых ремней со временем, что приводит к их внезапному обрыву без предупреждения во время работы. В свою очередь, это может вызвать серьезные повреждения других частей системы двигателя вашего автомобиля, таких как распредвалы или коленчатые валы, если они не вращаются правильно друг с другом из-за отсутствия синхронизации.

Признаки обрыва ремня ГРМ

Когда ремень ГРМ рвется внезапно и без предупреждения, не всегда могут быть видимые признаки того, что что-то не так, пока серьезный ущерб не будет нанесен внутри системы двигателя вашего автомобиля. Важно, чтобы владельцы хорошо отслеживали рекомендуемые интервалы технического обслуживания своих автомобилей, установленные производителем, которые обычно включают в себя замену старых изношенных деталей, таких как эта.

Скрипящие звуки, исходящие из передней части автомобиля в районе шкивов вентилятора, а также потеря мощности при разгоне могут указывать на возможный износ колеса натяжного ролика, требующего дополнительной смазки. Эти симптомы должны предупредить водителя о возможном неисправном состоянии системы его автомобиля, требующей дальнейшего расследования с последующим соответствующим техническим обслуживанием, включая полный осмотр, изучающий возможные повреждения, связанные прямо или косвенно с главным виновником изношенного старого прорезиненного материала.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Когда ремень ГРМ автомобиля обрывается внезапно и без предупреждения, это может привести к таким катастрофическим последствиям, как погнутые клапаны (что приведет к разрушению всей головки блока цилиндров), защелкнутые лепестки распределительного вала (что приведет в негодность всю головку блока цилиндров), и даже пробитые в поршнях отверстия (что означает необходимость замены всего блока).

Такие повреждения часто обходятся очень дорого, поскольку одновременно требуется замена нескольких деталей — иногда даже двигателя! Кроме того, поскольку большинство современных автомобилей в наши дни полагаются на компьютерные системы — если один компонент выходит из строя, есть шанс, что многочисленные датчики по всему автомобилю также выйдут из строя, что означает, что они также должны быть заменены, прежде чем все снова начнет работать должным образом.

Многие автовладельцы наслышаны про такую неисправность двигателя, как обрыв ремня ГРМ. Эта тема является своего рода страшилкой для начинающих автовладельцев, и рождает вокруг себя много слухов, порой не соотносящихся с реальностью.

Газораспределительный механизм двигателя приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Изначально для этой цели применялись цепи, и зубчатые ремни, которые начали массово применяться около двадцати лет назад, вызывали недоверие у автовладельцев.

Несомненными преимуществами ременного привода перед цепным, является его простая конструкция, небольшая масса и малая шумность. Однако не лишен он и недостатков, главный из которых – сравнительно небольшой ресурс ремня ГРМ.

Что происходит при обрыве

Последствия обрыва ремня ГРМ целиком зависят от конструкции силового агрегата. Чтобы представить себе, что произойдет в этот момент, нужно обратиться к механике работы двигателя внутреннего сгорания.

В работающем двигателе поршни непрерывно движутся из одной мертвой точки в другую. Во время такта впуска поршень движется вниз, и открывается впускной клапан, во время такта выпуска открывается выпускной клапан, поршень при этом движется вверх. В тот момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, все клапана должны быть закрыты.

Если происходит обрыв ремня ГРМ, распредвал перестает вращаться, и клапана останавливаются в одном положении. Коленвал при этом продолжает вращаться по инерции, и поршни устремляются навстречу открытым клапанам.

В некоторых двигателях, например, 8-клапанном ВАЗ-2111, поршни имеют специальные выточки, чтобы в случае обрыва избежать контакта с клапанами. В этом случае никаких последствий не будет, за исключением того, что добраться своим ходом до гаража или мастерской автомобиль не сможет.

Если ремень оборвался на холостых оборотах, загибаются, как правило, только несколько клапанов, если автомобиль двигался на передаче, и обороты были высокими – скорее всего, под замену пойдет весь комплект.

Мастера в автосервисах, как правило, справедливо советуют в любом случае менять весь комплект клапанов.

Чем выше обороты коленвала в момент обрыва, тем тяжелее последствия. Помимо загиба клапанов, могут лопнуть их направляющие втулки, что в свою очередь грозит ремонтом или заменой головки блока цилиндров или самого блока. Кроме этого, от удара могут разрушиться поршни.

Известны даже случаи, когда обрыв происходил на высокой скорости, и от удара загибались все клапана, головка блока получала повреждения, «несовместимые с жизнью», лопались направляющие втулки, а их осколки насквозь прошивали поршни. Ремонт таких моторов обходится чрезвычайно дорого. Согласно статистике, чаще такие повреждения получают двухвальные (DOHC) двигатели японских производителей.

Однако, в сравнении с дизелями, последствия обрыва ремня ГРМ для бензиновых моторов, довольно легкие. Из-за специфики конструкции, клапаны почти не имеют свободного хода, когда поршень находится в ВМТ. В результате обрыва разрушения принимают характер домино:

  • гнутся клапана;
  • разрушается распредвал, его подшипники;
  • головка блока;
  • гнутся шатуны и толкатели.

При обрыве на высоких оборотах также возможно разрушение поршней и повреждение блока цилиндров.

Причины обрыва ремня ГРМ

Наиболее распространенные причины обрыва связаны с беспечностью автовладельца. Главная среди них – несвоевременная замена изношенного ремня. Как правило, автопроизводители устанавливают интервалы между его заменами в 60 тысяч километров (реальный ресурс качественного ремня превышает интервал замены на 5-10 тысяч км). Если в первый раз его меняют на плановом ТО, то в дальнейшем автовладельцы нередко забывают об этом.

Устанавливая вместо оригинальной запчасти недорогой аналог китайского производства, следует быть готовым к тому, что он оборвется задолго до того, как «отходит» свои 60 тыс. Такая экономия грозит куда большими затратами, поэтому приобретать желательно либо штатные запчасти, либо качественные аналоги, которые подчас стоят дороже.

Кроме того, ремень приходит в негодность из-за систематического попадания грязи и масла, поэтому следует следить за состоянием защитного кожуха и обращать внимание на появление течей масла из двигателя. Инородный предмет, попавший между ремнем и шестерней, также способен привести либо к обрыву, либо к срезанию его зубьев.

Помимо этих, наиболее часто встречающихся, могут быть и другие причины обрыва ремня ГРМ, такие как заклинивание, либо самопроизвольное отпускание натяжного ролика, клин помпы, а также заклинивание распределительного или коленчатого вала. К обрыву могут привести резкие нагрузки на ремень, например, если машина часто заводится «с толкача».

Признаки обрыва ремня ГРМ

Основные признаки обрыва ремня ГРМ следующие:

  1. мотор внезапно заглох;
  2. завести повторно его не удается;
  3. при работе стартера возможен металлический стук в верхней части двигателя (поршни бьют по клапанам).

Установить точно, действительно ли оборвался ремень, можно лишь заглянув под капот. Скорее всего, налицо будет сам разорванный ремень и его поврежденный кожух.

Одна из самых страшных история, которая случается при неправильной эксплуатации автомобиля — это обрыв ремня газораспределительного механизма. Увы, таких случаев с каждым годом становится только больше, а вот причина, чаще всего, одна и та же.

Ременной привод ГРМ — невероятно надежный механизм, который за последний век только подтверждает свой статус. Цепь, конечно, надежнее, но при современном векторе развития машиностроения встречается все реже. Дорого это, а переплачивать никто, в том числе и покупатель, не готов. При грамотной эксплуатации серьезный ремонт — замена звезд или фазораспределителей — потребуется через много сотен тысяч километров. Знай себе меняй ремень с роликами и помпой по регламенту да катайся со спокойной совестью. Однако обилие поддельных запасных частей на отечественном рынке зачастую вмешивается в эту идиллию.

Дело в том, что у ременного привода газораспределения есть одна слабая черта — он может порваться. Тогда клапаны встретятся с поршнями, а мотор отправится в ремонт, либо на свалку. Обрыв ремня ГРМ в среднем обходится от 50 000 рублей до бесконечности и может нанести существенную брешь даже в самый стабильный семейный бюджет: дорогой ремонт — ДВС надо будет разобрать — и дорогие запасные части, которых нужно будет много. Считайте сами: клапаны, маслосъемные колпачки, а если не повезло, так еще и поршни с шатунами, прокладки и сальники — они одноразовые — все масла и антифриз, а также сам, собственно, ремень с роликами и помпой. Набегает круглая цифра.

Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать лишь два правила: менять с запасом и никогда не экономить на расходниках. В обоих случаях находятся сложности. По регламенту производителя, ремень ГРМ требует замены каждые 60—90 тысяч км. Однако в «мануале» крохотным шрифтом под звездочкой, но черным по белому написано, что эта рекомендация касается нормальных условий эксплуатации.

Город с его пробками и рваным движениям к таковым не относится. Следовательно, ремень с роликами надо менять чаще, а каждое ТО проверять его на трещины и возможный износ. Кто это делает? Правильно, дорогие сервисы и официальные дилеры, к которым едут единицы. Остальные автовладельцы сегодня ищут СТО лишь по одному фильтру — цена. Чтобы сделать работу дешевле, мастер должен проводить все операции быстрее, меньше занимать подъемник. У него просто не хватает времени, чтобы провести нормальный осмотр, который включил бы в себя газораспределительный механизм, скрытый крышкой.

С запасными частями все аналогично: оригинальный ремень стоит в три-четыре раза дороже аналога, но выглядит так же. Далее предполагается длительная дискуссия о переплате за бренд и о том, как производитель наживается на простых водителях, которую мы опустим ради экономии места. Качество стоит денег, никто работать себе в убыток не будет, даже китайцы. Поэтому дрянной ремень ГРМ, выполненный «на глаз» и далекий от оригинала как по составу, так и по наполнению, просто не доедет до проверки. Нагрузки в системе чудовищные, обороты высокие, и поделку просто разорвет. А клапаны отправятся на встречу с поршнями. Точка.

Часто автовладельцы сталкиваются с такой неприятной ситуацией как обрыв ремня ГРМ и последующее загибание клапанов. В подобном случае требуется дорогостоящий и сложный ремонт, расходы на который будут сопоставимы с капитальным восстановлением двигателя. Вопреки расхожему мнению, проблемы с загибанием клапанов чаще всего возникают не при обрыве привода ГРМ, а по причине заклинивания помпы охлаждающей жидкости.

Однако на определённых моторах даже при заклинивании помпы или обрыве ремня ГРМ клапана не загибаются, что позволяет с относительно минимальными затратами полностью восстановить автомобиль. Почему же на одних двигателях требуется дорогостоящий ремонт, тогда как на других моторах можно относительно недорого устранить имеющиеся поломки.

Для начала необходимо разобраться, что происходит с мотором при заклинивании помпы и обрыве ремня ГРМ. В подобном случае распределительный вал, который отвечает за открытие и закрытие клапанов, останавливается, но при этом коленвал вместе с поршневой группой продолжает своё вращение. Как результат, поршни на огромной скорости ударяются о клапана, обламывая или загибая их. В итоге, такой мотор с трудом подлежит восстановлению, а автовладельцу приходится менять клапанную группу и поршни с другими узлами.

На многих японских и вазовских автомобилях поршни имеют специальные проточки, которые позволяют избежать повреждения клапанов при обрыве ремня. На вазовских авто подобное решение объяснялось посредственным качеством привода ГРМ, который часто выходил из строя раньше положенного срока и быстро рвался, что без наличия такой защитной системы могло полностью вывести из строя двигатель автомобиля. Японские инженеры, используя подобную конструкцию с проточенными поршнями, ещё больше повысили надежность своих двигателей, которые даже при наличии таких серьезных неисправностей полностью не выходили из строя, а автовладелец мог с относительно минимальными затратами восстановить свой автомобиль.

Однако у такого решения имеются определенные недостатки. В первую очередь, это повышение расхода топлива и снижение мощности. Именно поэтому сегодня на многих современных автомобилях их производители отказались от наличия таких проточек, при этом автовладельцу настоятельно рекомендуют соблюдать требования по сервису, каждые 50-70 тысяч километров выполнять замену ремня ГРМ и другое обслуживание двигателя. При этом в обязательном порядке требовалось использовать исключительно качественные оригинальные запчасти для подобных ремонтных работ.

Только лишь на китайских автомобилях, которые не блещут надежностью, практически у всех двигателей имеется подобная конструкция с небольшими проточками, предупреждающими повреждение клапанов при обрыве привода газораспределительного механизма.

Узнать, загибает ли клапана при обрыве ремня ГРМ на конкретном двигателе, не составит какого-либо особого труда. Автовладельцу необходимо будет изучить инструкцию к своему автомобилю или обратиться с подобными вопросами на многочисленные тематические форумы в интернете. В интернете можно найти соответствующие таблицы, в которых наглядно предлагается информация о типе мотора на конкретном автомобиле и его безопасность для клапанов при обрыве ГРМ ремня.

При этом необходимо понимать, что какая быть надежная система не использовалась на автомобиле, как бы правильно автовладелец не ухаживал за машиной, всё же полностью исключить вероятность обрыва ремня ГРМ будет невозможно. Причём подобная проблема сегодня характерна не только для двигателей с ременным приводом механизма газораспределения, но и с, казалось бы, вечной цепью.

Это ранее считалось, что цепь будет практически вечной, а владелец такого автомобиля будет полностью избавлен от каких-либо проблем с обслуживанием газораспределительного механизма. Однако сегодня цепи растягиваются уже после 100-150 тысяч километров пробега, требуя вскрытия, дефектовки и ремонта. Если же автовладелец пренебрегает таким сервисным ремонтом, то, в конечном счете, это приводит к серьезным неисправностям и необходимости капитального восстановления двигателя.

Обрыв ремня ГРМ или заклинивание помпы может привести к повреждениям клапанов и их загибанию. В прошлом популярностью пользовались двигатели, которые имели специальные проточки на цилиндрах, что предупреждало повреждение клапанов при заклинившем распределительном вале. Однако такая конструкция мотора имеет существенные недостатки, поэтому сегодня большинство автопроизводителей отказались от подобной защитной системы, полагаясь на качество используемых ремней и цепей.