Специалисты рекомендуют проверять давление воздуха в шинах автомобиля каждый раз при посещении автозаправочной станции. Интервал между такими проверками позволит вам поддерживать в шинах рекомендованное воздушное давление.
Преимущества правильного воздушного давления в шинах
Эксперты сходятся во мнениях в том, что поддержание правильного воздушного давления в шинах так же важно, как и наладка двигателя. В самом деле, экономический эффект от этого может быть даже более ощутимым. При правильном давлении воздуха шины служат дольше, экономится горючее, улучшается управляемость автомобиля, снижается вероятность того, что вы окажетесь участником дорожно-транспортного происшествия или аварии.
Регулярно проверяйте воздушное давление в шинах
Поскольку шины делают свое дело, не привлекая к себе особого внимания, очень просто вообще забыть про их существование. Однако, ежедневно давление в шинах немного снижается в результате процесса просачивания воздуха. В холодную погоду шина в типовом случае будет терять давление от одного до 0,07 до 0,14 атм в месяц.
В теплую погоду потери давления еще больше. Шины часто подвергаются изгибающим нагрузкам и ударам, что также может повлиять на понижение давления в них. Поэтому, необходимо понимать, что подкачка колес так же важна, как и пополнение топливного бака. Поэтому проверяйте воздушное давление в шинах вашего автомобиля всякий раз, когда вы останавливаетесь для заправки горючим на заправочных станциях. Интервал между такими проверками позволит вам поддерживать в шинах рекомендованное воздушное давление. Другой подходящей возможностью для проверки воздушного давления является перестановка колес. У многих моделей автомобилей разное давление в передних и задних колесах, поэтому не забывайте обеспечивать нужные значения давления. Не забывайте также проверять давление в запасном колесе. Для запасного колеса компактного типа (докатки) требуется гораздо более высокое значение воздушного давления, чем для других колес, и оно практически становится бесполезным (вследствие перегрузки), если давление в нем ниже положенного.
Где найти информацию относительно воздушного давления
Величину необходимого воздушного давления в шинах можно найти в Руководстве по эксплуатации (руководстве пользователя) автомобиля или в табличке, приклеиваемой к кромке дверей автомобиля, к вертикальному их косяку, на дверцу перчаточного ящика или на дверцу отсека топливозаправочной горловины. В такой табличке указывается максимальная грузоподъемность автомобиля, значения давления в холодных шинах, а также размер шин, рекомендованных изготовителем автомобиля.
Другим ценным источником информации являются таблицы нагрузки на шины/давления в них. В таком документе сообщается не только корректное давление в шинах для стандартных размеров, но и предоставляется информация относительно дополнительных размеров. Примером может служить Honda Civic со стандартным размером 185/65R14. Рекомендованное воздушное давление – 1,93 Бар. Размером «плюс один» будет шина 195/55R15 с рекомендованным воздушным давлением 2,2 Бар. Размером «плюс два» является шина 205/45R16 с рекомендованным воздушным давлением 2,5 Бар. Обратите внимание, как увеличивается воздушное давление с увеличением типоразмера для соответствия грузоподъемности автомобиля.
Другие факторы, изменяющие воздушное давление
В дополнение к обычным проверкам воздушного давления поводом обратиться к помощи компрессора могут быть и другие факторы. Например, сезонные изменения температуры или изменение высоты над уровнем моря понижают или уменьшают воздушное давление в шинах. Важно также учитывать нагрузку применительно к грузовым автомобилям и к автомобилям с жилым кузовом для отдыха. Поскольку такие автомобили могут иметь различную конфигурацию и загрузку, для определения необходимого давления следует учитывать фактическую нагрузку на шины. Это лучше всего сделать путем взвешивания автомобиля. Имейте также в виду, что загрузка автомобиля может изменяться от поездки к поездке.
Иногда небольшой гвоздь, винт или иной объект протыкает шину, действуя какое-то время в качестве неплотной затычки. Давление в шинах медленно снижается в течение нескольких часов или суток незаметно для водителя. Лучшей защитой в таких обстоятельствах выступает опыт водителя, умеющего обнаруживать изменение давления по различным симптомам. Обращайте внимание на любую вибрацию, которая кажется аномальной. Прислушивайтесь к любым тикающим звукам, которые будут особенно слышны на малых скоростях движения и при парковке. При обнаружении таких звуков нужно съехать на обочину и осмотреть колеса с той стороны, где замечена вибрация или слышен необычный звук. Вспученная боковина автошины и/или ее чрезмерный нагрев указывают на выход воздуха с малой скоростью. Установите запасное колесо и отдайте продырявленное колесо в ремонтную мастерскую. Спросите у рабочего, не повреждена ли боковина. Если повреждена, такую шину следует заменить.
Как измерять воздушное давление
Для правильного измерения воздушного давления необходим манометр. Многие считают, что они могут проверить воздушное давление, лишь посмотрев на шину и оценив на глаз деформацию боковины. Многие используют приборы на сервисных станциях, которые могут иметь большие погрешности вследствие дурного обращения с ними. Не жалейте денег на хороший манометр. Для случая с грузовым автомобилем и жилым автофургоном используйте манометр с двумя головками, который калибруется до 8 Бар с приращениями по 0,1 Бар.
При проверке давления в шинах автомобиля убедитесь в том, что они «холодные», т.е. когда автомобиль проехал не более одного-полутора километров. Помните, что езда увеличивает температуру и воздушное давление в шине.
Воздействие на экологию
Каким образом может обычное техническое обслуживание шин, заключающееся в поддержании рекомендованного значения воздушного давления, воздействовать на окружающие условия? Самое прямое! Если бы автомобилисты внимательно следили за «резиной» на своем автомобиле, в этом случае меньшее число шин в год оказывалось бы в отвалах и на свалках, которые загрязняют окружающую среду. О каком количестве шин может идти речь? По оценкам, большая часть водителей теряет от 10 до 50 % глубины рисунка протектора вследствие недостаточного давления в шинах. Это существенная статистика. А теперь вспомним о дополнительном количестве топлива, которое сгорает в автомобилях на мягким шинах. Езда на таких шинах требует затрат дополнительной энергии. Хотя такая статистика и может варироваться в довольно широких пределах и может быть иногда и неубедительной, последствия являются ошеломляющими. Поддержание корректного давления в шинах может показаться нам малозначимой деталью в наших повседневных делах, однако необходимость утилизации изношенных шин усложняет экологические проблемы. А это уже непосредственно связано с нашей жизнью, здоровьем родных и благополучием семьи.
Наибольшую нагрузку в автомобиле и постоянный контакт с дорожной поверхностью испытывают шины, что приводит к их быстрому износу покрышек. Продлить срок службы резины и одновременно обеспечить безопасность передвижения на машине позволит поддержание в колесах оптимального давления, которое под воздействием различных факторов может меняться. Именно поэтому, вопрос о том, как часто проверять давление в шинах и как это делать правильно, волнует многих автовладельцев.
Чем опасно неправильное давление в шинах?
Независимо от герметичности шин, их давление ежемесячно уменьшается на 0.7 бар, даже при эксплуатации в идеальных условиях. Несоответствие давления уровню, рекомендуемому производителем, не только сокращает срок службы резины, но и имеет более негативные последствия. Избыток или недостаток этого показателя являются причиной:
- повышения расхода топлива;
- ухудшения плавности хода и маневренности;
- снижения амортизации и как следствие, появления дискомфорта во время движения;
- увеличения тормозного пути;
- уменьшения сцепления колеса с дорожным полотном;
- разбортировка колеса.
Избежать этого можно, если проверить давление в шинах автомобиля не менее, чем один раз в месяц. Также, рекомендуется осуществлять проверку уровня давления перед длительными поездками и после них. Для каждого автомобиля производитель указывает свои требования относительного этого показателя, который обозначается на специальной табличке, расположенной около водительской двери, на топливном баке или другом месте, в зависимости от марки машины.
Признаки неправильного давления в шинах
Определить отклонение давления от нормального уровня этого показателя можно, по определенным признакам. При недостаточном давлении колеса начинают издавать свистящий звук во время вхождения в поворот даже на небольшой скорости, а при скоростном повороте приспущенные покрышки «подламливаются». В случае, если недостаток давления наблюдается только на одном колесе, то автомобиль начинает тянуть в сторону.
Для перекачанной резины характерен резкий отклик на управляемость машины и рельефные особенности, даже при условии передвижения по прямой. Машину ощутимо потряхивает на неровностях и выраженнее чувствуется боковая кромка покрышки по время вхождения в поворот. Кроме того, при чрезмерном давлении автомобиль хорошо катится как по ровной, так и неровной поверхности.
Приборы для измерения давления
Наиболее распространенный, удобный и точный метод измерения давления – с помощью манометра, встроенного в пневматический компрессор. Его можно найти на СТО или специализированных заправках, либо приобрести портативный прибор для личного пользования в автомагазине. В зависимости от исполнения, на рынке представлено три вида такого оборудования:
- Со стрелочным манометром – самая популярная модель, отличающаяся бюджетной стоимостью и простотой применения. Оснащенный механизмом пружинного типа прибор обладает минимальной погрешностью и длительным сроком службы.
- Реечный – удобное в обращение, бюджетное устройство, характеризующееся высокой надежностью, но уступающее по точности стрелочным манометрам.
- С цифровым манометром – современный прибор с нулевой погрешностью, у которого все данные выводятся на экран.
Кроме этого, на рынке существует альтернатива манометрам – специальные электронные датчики, выполненные в виде колпачков. Они в постоянном режиме определяют уровень давления в шине и позволяют контролировать степень накаченности без дополнительного оборудования. Датчики, имеющие прозрачную верхнюю часть, устанавливаются на каждый ниппель. В зависимости от показателя давления прозрачная часть окрашивается в определенный цвет:
- зеленый – нормальное давление;
- желтый – пониженное;
- красный – превышение нормы.
Наиболее точное решение предлагает система Tire Pressure Monitor System (TPMS), которая уже устанавливается на многие современные автомобили в условиях заводского конвейера. В данном случае электроника самостоятельно определяет изменение давления в шинах и оповещает об этом с помощью бортового компьютера. Сегодня TPMS представлена несколькими типами:
- прямая система – предусматривает подвод датчиков к каждому колесу, что позволяет постоянно мониторить и отображать фактический объем воздуха в колесах;
- косвенная – направлена на измерение размера каждого колеса и расстояния, которое он покрывает за один оборот. На основе этих соотношений система определяет уровень давления и выявляет проблему, о которой оповещает водителя, но без передачи точных данных.
Как определить уровень давления?
Основная ошибка, которую совершают автовладельцы автомобилей – замер давления воздуха в шинах после продолжительной поездки или после того, как машина долго простояла на солнце. Чтобы получить актуальные данные, проверять давление в колесах следует, когда резина холодная. Лучше всего для этого подходят утренние часы. Если автомобиль проехал несколько десятков километров или постоял в тепле результаты будут не верны.
Непосредственно процесс определения уровня проводится следующим образом:
- снимите с входного отверстия воздушного клапана на колесе колпачок;
- расположите патрубок манометра на воздушном клапане;
- нажмите на ручку манометра до появления характерного шипящего короткого звука;
- следите за показаниями, отображаемыми на манометре;
- сравните полученные данные с нормой давления, рекомендованной производителем.
Если уровень давления отклонился в большую или меньшую сторону, необходимо откорректировать этот показатель, сбросив или увеличив объем воздуха в колесах и обратно установив колпачок на воздушный клапан.
Данную процедуру необходимо в каждом случае проводить для всех четырех шин. При регулярном изменении давления, необходимо проверить колеса у профессионалов СТО.
Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi
Для измерения давления используют разные единицы. В России этот показатель определяют в барах (bar) и атмосферах (кг/см²). Оба варианта измерения используются как синонимы, так как практически идентичны друг другу: 0.9869 атм=1 bar.
У иностранных моделей этот параметр определяется соотношением фунта на квадратный дюйм и обозначается «psi», который отличается от значения bar: 1 бар = 14.5 psi. Из-за разницы в значениях и необходимости высчитывать норму с помощью формул, многие производители указывают оптимальное давление разу в нескольких единицах. В иных случаях, можно воспользоваться стандартной таблицей соотношений единиц самых распространенных значений:
Экстремально высокие температуры воздуха приводят к резким колебаниям давления внутри покрышек. Под солнечными лучами темно-серый асфальт может разогреваться до 60 градусов и выше. Он влияет на температуру шин, а также размягчается сам и изменяет характеристики. В итоге в жару можно наблюдать ухудшение управляемости легковых автомобилей. Какое же давление следует поддерживать в шинах, чтобы компенсировать вредное воздействие высоких температур?
Колебания температур и давления
С ростом температуры окружающего воздуха давление в покрышках увеличивается. Если накачать шину вечером при температуре +20 градусов до рабочего давления в 2,2 бара, то утром с ростом температуры примерно на каждые 5-7 градусов давление начнет подниматься на 0,1 бара. Таким образом, при +32 градусах в полдень давление в шинах достигнет 2,5 бара.
Если автомобилист решится отправиться в дальнюю дорогу и выедет на раскаленный асфальт, то шины будут прогреваться еще больше. Во время движения из-за силы трения при боковых перегрузках, а также при торможениях резина обычно нагревается на 10 градусов выше температуры окружающего воздуха. А так как асфальт на солнце тоже разогревается до 40-45 градусов, температура резины в жару достигает 50-55, а при резком торможении — 60-65. Давление периодически вырастает до 2,7 бара.
Таким образом, в процессе езды в жаркую погоду в течение дня давление в шинах может колебаться от стандартных 2,2 бара до 2,7 бара и выше, что сказывается на характеристиках колеса.
Недокаченные колеса
Эксперты «За рулем» провели исследование зависимости характеристик шин от давления. В экспериментах участвовала Lada 112 на шинах Kleber Viaxer размерностью 175/70R13.
При давлении в шинах в 2,0 бара тормозной путь со скорости в 80 км/ч составил 46 метров, а скорость «переставки», то есть маневра резкого уклонения от внезапно появившегося препятствия, — 65,9 км/ч.
При снижении давления на 0,5 бара, до 1,5 атм., поведение автомобиля заметно исказилось. Колеса стали мягче, отчего реакция подвески на неровности снизилась. Lada стала комфортнее и меньше досаждала ударами на неровностях.
Зато курсовая устойчивость на прямой ухудшилась: машина стала «ходить» по полосе, реагируя на боковые возмущения. Пятно контакта увеличилось, и почти на метр сократился тормозной путь. Покрышка промялась, и в работу по торможению вступила большая часть микронеровностей дорожного рельефа.
Вместе с тем на недокачанных колесах ухудшилась управляемость. Автомобиль при «переставке» стал менее резким и хуже реагировал на действия рулем.
Снижение давления привело к противоречивым результатам. С одной стороны, Lada 112 стала комфортнее и лучше тормозила, а с другой — пострадала управляемость.
Перекачанные колеса
На конечном этапе испытаний давление в шинах повысили до 2,5 бара. Автомобиль тут же потерял в комфорте. Удары на кочках стали заметно сильнее. Более твердые шины меньше гасили энергию ударов. В целом управляемость ухудшилась. По сравнению с нормальным давлением заметно снизилось чувство руля. Перекачанные шины практически лишились уводов, а это вредило «пониманию» машины, особенно в критических режимах. Автомобиль мог сначала зацепиться за дорогу, а затем начать скользить. Именно поэтому скорость «переставки» увеличилась до рекордных 67 км/ч, так как способность немного подвернуть корму за счет микрозаноса задней оси очень помогает переднеприводным машинам при резкой смене полосы.
Но с ростом давления увеличился и тормозной путь. Перекачанные шины хуже тормозят, и по сравнению с нормой со скорости в 100 км/ч путь до остановки вырос почти на метр.
В общем, в жару из-за роста давления в шинах на 0,5 бара необходимо быть аккуратнее на дороге, так как машина не только становится менее комфортной, но и норовит поскользить при экстренном торможении «в пол».
Экономия топлива
Производители заявляют, что увеличение давления в шине на каждые 0,15 бара в рабочем диапазоне от 2,0 до 2,5 бара приводит к уменьшению сопротивления качению на 5%. Другими словами, если давление в шине вырастет до 2,5 бара, то потребление топлива при строго прямолинейном движении может сократиться в среднем на 15-17%.
Выходит, при идеальных условиях хорошая накачка шин для обычной легковой машины с 1,6-литровым атмосферным мотором приносит при теплой погоде 1-1,5 л экономии на 100 км. Это вполне ощутимый результат.
В инструкциях по эксплуатации автомобилей в некоторых случаях даже указано, что перед движением по скоростным магистралям рекомендуется повысить давление на 0,2-0,3 бара. Правда, это справедливо только для низкопрофильных покрышек диаметром от 16 дюймов и выше. Такие колеса слабо деформируются при максимальном давлении.
Если же перекачать обычные шины выше предписанного давления на 0,3-0,5 бара, то появляется риск неравномерного износа протектора. Он истирается в середине пятна контакта.
В общем, лучше всего в жару ездить на нормальном давлении. При высоких температурах воздуха следует стравить давление на 0,2-0,3 бара, чтобы при росте дневной температуры давление могло вырасти до нормы. Если стандарт, изложенный на табличке у водительской двери, требует качать шины до 2,2-2,5 бара, то в жару их следует накачивать до 2,0-2,2 бара. Однако со снижением температуры воздуха до 20 градусов колеса вновь необходимо накачать до нормы.
Подавляющее большинство автовладельцев при подключении компрессора вспоминают цифры, зазубренные на занятиях в автошколе: накачивать колеса нужно до 2,0 атмосфер. Действительно эти данные справедливы для подавляющего большинства отечественных машин, производства 90-х годов с 13-дюймовыми дисками.
Однако, за минувшие годы в автомобилестроении многое изменилось, и не каждый типоразмер шин может работать с таким давлением.
Разное давление
На отечественном рынке продается колоссальный ассортимент колес и шин, предназначенных для разных прозводителей, требующих особых условий при эксплуатации и в обслуживании. К примеру, одни шины нельзя перекачивать из-за риска потери геометрии протектора, а другие наоборот не любят низкого давления и начинают терять часть поверхностного слоя из-за возрастающего трения. А где взять информацию об этих особенностях? Неужели перед посещением мастерской придется раскрывать справочники и искать данные в сложных листах спецификаций на реализуемый в России ассортимент колес и покрышек? К счастью, автопроизводители подготовили выписку-шпаргалку из руководства пользования автомобилем, где изложены основное требования к тем или иным колесам. Она прикреплена к кузову машины и находится в районе стоек дверей или с тыльной стороны лючка бензобака. Табличка покрыта слоем лака, благодаря чему данные на ней сохраняются в течение всего срока эксплуатации автомобиля.
Как правило, на легковых автомобилях с размерностью колес R16 передние шины теперь накачивают до 2,2 бар. Задние колеса подкачиваются в зависимости от нагрузки. При полностью заполненной машине с пятью пассажирами и с грузом, давление необходимо довести до 2,4 атм. Если людей в салоне меньше, то давление выбирается исходя из приведенных на табличке промежуточных значений.
Столь точные данные нужны для настройки машины для экономичной езды с максимальным снижением вредных выбросов. Водитель может спускать или, наоборот, подкачивать колеса в зависимости от того, сколько пассажиров и багажа он хочет взять на борт.
Низкопрофильные покрышки больших диаметров R18, R19, R20 с высотой профиля в 50 и менее процентов требуют гораздо большего давления. Такие шины необходимо накачивать до 2,5 бар. А задние колеса могут заполняться и до 2,7 бар.
Для больших паркетников с полным приводом с приоритетом тяги на задние колеса необходимо качать шины еще больше. Низкопрофильные спортивные шины R18 и R20 для паркетников хорошо работают только при 2,8-3,2 барах. Естественно, если заполнить их по-старинке на 2,0 атмосферы, то автомобиль не будет иметь расчетной управляемости. Во время езды будет наблюдаться повышенный износ резины и вырастет потребление горючего.
В целом, колеса на одной оси должны иметь одинаковое давление, а задние шины обычно накачивают на 0,2-0,5 атм больше передних. Чтобы узнать точные данные, при посещении мастерской все-таки лучше посмотреть на табличку у стойки двери.
Что делать, если таблички на кузове нет?
Максимально допустимое давление в шине можно посмотреть на самом колесе. Оно указывается на боковине рядом с маркировкой скорости. Они могут приводится в разных единицах. Одна атмосфера равна одному бару (Вar) или 100 килопаскалей (kPa). Однако эти данные выражают только стойкость шины, без учета технических характеристик машины и ее веса.
Нестандартные шины порой работают не так, как штатные. Если давление окажется недостаточным, то протектор покрышки будет стираться по бокам, а середина останется нетронутой, что приводит к нарушению функционирования шины и снижению ее сцепных свойств вследствие водоотвода.
Некоторые водители стараются перекачать шины, чтобы снизить расход топлива. И действительно, в этом случае пятно контакта сокращается, и автомобиль тратит меньше энергии на трение при движении по асфальту. На перекаченных колесах экономия возрастает примерно на 10%. Однако в этом случае колеса гораздо хуже тормозят и могут сорваться в занос при прохождении поворотов. Кроме того, у них тоже наблюдается повышенный износ, вследствие неправильной работы протектора. У покрышки истирается срединная часть, а боковины остаются целыми.
Однако есть жизненные ситуации, когда водители оправданно используют нестандартное давление в шинах. В снег и гололед можно спустить шины до 1,0-1,5 атмосфер и двигаться со скоростью не выше 50 км/ч, чтобы повысить зацеп колес и снизить вероятность пробуксовки. Кроме того, спущенные колеса помогают преодолевать песчаные или грязевые участки на бездорожье. Однако после проезда сложного участка необходимо сразу накачать колеса до штатных величин.
Конструкция современных шин претерпела изменения. У них появились крепкие боковины, предназначенные для сохранения устойчивости во время маневрирования. Если в таких колесах начинает падать давление, то они деформируются не слишком сильно, и определить «на глаз», когда требуется подкачка, почти невозможно. На помощь обычно приходит манометр, но как быть, если его нет под рукой?
Сигнал АБС
Многие автомобили сейчас оснащены электронными системами, определяющими разницу давления в шинах с помощью АБС. Работают они по косвенным данным на основе электромагнитных датчиков в ступицах и регистрируют падение давления примерно на 1 атм. Если в одном из колес снизилось давление, то оно проседает, а значит, из-за сокращения диаметра его скорость вращения увеличивается. Датчики улавливают разницу в скорости вращения, и электронный блок выдает предупреждение в виде желтой лампы. Далее от водителя требуется найти, в какой из четырех покрышек произошел прокол.
Сделать это можно с помощью постукивания.
Удары по боковинам
По жесткости боковины и по звуку, издаваемому при ударе, можно понять, какое колесо требует подкачки. Бить необходимо кулаком в перчатке с приложением силы. Обычно при ударе о накачанную покрышку рука ошущает крепкий упругий ответ, словно ударяешь по деревянному столу.
Однако если давление в покрышке меньше полутора атмосфер, то удар становится глухим и мягким, и резина активнее пружинит. Боковина прогибается, и водитель может почувствовать ее податливость. Лучше всего ударами опознается разница давлений между четырьмя колесами.
При ударах необходимо прислушиваться и к звуку. Если все шины звенят одинаково, то можно ехать. Но если хоть одна покрышка издает глухой звук при ударе, то стоит уделить ей больше внимания.
Снижение выбега и увод в сторону
Недостаточное давление в шинах сказывается на выбеге автомобиля. Любой водитель знает, как далеко его машина может катиться на нейтральной скорости. Если на знакомых прямиках транспортное средство замедляется сильнее, чем обычно, то не исключено, что одно или несколько колес не накачано как положено.
Обычно снижение дальности выбега сопровождается еле заметным уводом машины в сторону, особенно когда спущено одно из передних колес. Автомобиль приседает на спущенное колесо и заставляет подвеску немного подруливать.
Как только водитель ощутит подобный эффект, самое время искать ближайшую заправочную станцию с системой подкачки шин. В крайнем случае в магазине на АЗС можно купить портативный компрессор вместе с манометром и накачать шины.
Проблемы в пути
По нормативам разница давления в шинах может колебаться в пределах 0,2-0,3 атм., но не выше. При проколе от гвоздя за ночь давление падает примерно на 0,8 атм. и больше, что чревато снижением управляемости. Проседание покрышки в этом случае уже заметно, но не каждый водитель может ощутить разницу, особенно когда автомобиль припаркован в снегу.
Если отправиться в путь на ненакачанном колесе, то может произойти ряд неприятностей. Водитель может проехать на поврежденной шине продолжительное время, до тех пор пока давление в колесе не достигнет 1,0 атм. Тогда машину потянет в сторону. Однако многие водители принимают это за действие естественного уклона дороги и продолжают движение. В этом случае шина долгое время испытывает повышенные нагрузки, возрастает потребление топлива и усиливается износ протектора. Резина истирается по краям пятна контакта. Критическим считается давление в 0,5 атм. При нем покрышку может сорвать с обода во время торможения.
Поэтому визуально-контактный осмотр автомобиля с небольшими постукиваниями, производимый перед каждой поездкой, способен избавить от многих проблем, которые подстерегают в пути.
Вы знаете, каким должно быть летнее давление в шинах автомобиля? Отличается ли оно от зимнего? И как часто его проверять? Эксперт «За рулем» все объяснил.
Ни один автопроизводитель не оговаривает величину давления в шинах, привязываясь к сезону.
Информационные таблички обычно располагаются на средней стойке кузова или, скажем, на крышке лючка топливного бака. Нужная информация содержится и в инструкции, прилагаемой к машине. Но времена года там не упоминаются. Учитываются загрузка автомобиля, размеры колес, разница между передними и задними колесами – но никак не январь или август. Однако же летние особенности все-таки есть.
Какое давление в шинах рекомендовано?
Напоминаем, что измерять давление следует только на холодных шинах – таковыми условно считают те, на которых автомобиль простоял без движения 5 и более часов.
Данные, указанные автопроизводителем, – это планка, от которой следует отталкиваться при накачке шин.
При этом нужно помнить, что давление воздуха в замкнутом объеме зависит от температуры – пропорции составляют примерно 0,1 бара на каждые 10 градусов. Чем холоднее за бортом, тем ниже давление в шинах. Конечно, нет смысла хвататься за компрессор и манометр после прослушивания каждого прогноза погоды – тем более, что большинство современных водителей подкачивают шины от силы раз в году. Однако важно делать это хотя бы при сезонной замене колес.
Кроме того, надо уделять внимание давлению при значительных изменениях температуры – например, при дальних поездках из северных регионов на «юга», где 40 градусов в тени – обычная температура.
Для разных дорог — свое давление в шинах
Летнее давление в шинах может зависеть вовсе не от прогноза погоды, а совсем от иных причин. Ведь не секрет, что именно лето – основная пора для путешествий и просто дальних вояжей. И если вам предстоит длительный пробег по автобану, да еще на приличной скорости (за 110 км/ч), то давление в шинах предварительно хорошо бы увеличить примерно на 0,2 бара по сравнению с номиналом.
Но возможна и противоположная ситуация, когда давление необходимо понизить. Забравшись тем же летом куда-то в непролазную грязь, а порой и просто на мокрую траву, машина может закапризничать – в таких случаях давление можно снизить раза в два. А если колеса автомобиля узкие, а покрышка относительно широкая (у такого колеса в сборе вероятность саморазбортировки ниже), можно снизить давление и до 1,0 бара. Главное – выбраться.
Это еще не все страшилки. Лето летом, но внезапные ночные заморозки никто не отменял. Если внезапный гололед застал вас на даче, выбираться с которой предстоит по обледенелой дороге, то, опять-таки, давление надо снизить – примерно до 1,6 бара. Для шин это, в общем-то, вредно, однако вариантов нет – аварии никому не нужны. Да и быстро в такой ситуации никто не поедет, а потому шины не перегреются.
Еще снижение давления может пригодиться на бездорожье, где ваш автомобиль беспомощно завис в диагональном вывешивании. Если снизить давление, то появится шанс зацепиться колесом за покрытие. Главное во всех перечисленных случаях – не забыть подкачать шины, если удастся все-таки выбраться обратно на асфальт.
Давление в шинах при езде по грунтовке
Вернемся к повышению давления. Летом машины часто перегружают сверх меры, а порой еще цепляют прицеп. Перегруз – это очень плохо, но, раз уж такое случилось, то стоит немножко повысить давление хотя бы в задних шинах – примерно на 0,2–0,3 бара.
Понятно, что такая езда — это сверхкрайний случай. Однако давление при этом хорошо бы чуть-чуть повысить.
А самое неприятное – это когда на всех колесах давление разное. Машина невольно будет двигаться в сторону наиболее спущенного колеса. Вот почему давление в колесах все-таки нужно периодически проверять. Но большинство водителей этого не делают даже зимой. И тем более летом.
Нужно ли производить обслуживание с рекомендуемым интервалом?
Зачем мне это нужно?
Правильное давление в шинах необходимо для обеспечения Вашей безопасности. Говоря о безопасности, шины играют такую же важную роль, как и тормозная система. Неверное давление в шинах ставит под угрозу нормальное движение на повороте, при торможении, а также устойчивость на дороге. В худшем случае, неверное давление в шине может привести к ее разрыву — серьезной аварийной ситуации. Неверное давление в шине также влияет на комфорт, расход топлива и ресурс шины.
Что будет, если я не произведу обслуживание вовремя?
Чем выше давление в шине, тем меньше ее площадь соприкосновения с дорогой. В результате, колеса будут подпрыгивать. Если колесо подпрыгивает и не обеспечивает нормальный контакт с дорогой, это отражается на сцеплении и остановочном пути. Это также приводит к снижению комфорта во время езды. (Подсказка: Если Вы заметили, что все Ваши галстуки забрызганы кофе, пора проверить давление в шинах. Возможно, оно слишком высокое).
При недостаточном давлении, площадь соприкосновения шины с дорогой становится избыточной, что приводит к увеличению трения между поверхностью дороги и шиной. Это может привести не только к преждевременному износу шин, а также к их перегреву. В результате перегрева шин может произойти расслоения протектора, что не очень приятно. Одним из признаков недостаточного давления является скрип шин на повороте.
Тогда нужно проверить давление, даже если Вы уверены, что в шине нет проколов. Почему? Потому что давление изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха. При понижении температуры на каждый 10 градусов, давление в шинах падает примерно на 7 кПа. Поэтому, если в последний раз Вы проверяли давление в июле, когда за окном было +30, а сейчас январь и 20 градусов мороза, то колеса явно пора подкачать.
Как узнать правильное давление?
Многие проверяют давление по цифрам, указанным на самих шинах, однако это неправильно. На шинах указывается максимальное допустимое давление, но не рекомендуемое давление для шины, установленной на Вашем автомобиле.
После того, как Вы узнаете значение давления, рекомендуемое производителем, Вам потребуется точный манометр. Некоторые манометры, например, популярные «карандашного» типа, являются неточными по умолчанию. Аналоговые манометры с циферблатом, а также цифровые манометры считаются наиболее точными.
Когда лучше проверять давление? Давление нужно проверять на «холодной» шине. Это не значит, что для проверки давления Вам нужно ехать в тундру. В данном случае, «холодная» означает, что шина должна остыть до температуры окружающего воздуха. Вы можете проверять давление в шинах, когда угодно, если автомобиль простоял не менее двух часов, или если Вы проехали всего пару километров. Другими словами, Вы можете проехать несколько кварталов до АЗС и проверить там давление, но не думайте, что получите точный результат, если Вы ехали целый час по шоссе.
При измерении давления не забудьте, что проверять нужно все четыре колеса. Если в трех колесах давление 2 атмосферы, это не значит, что четвертое не может быть спущено. Помимо этого, хоть иногда проверяйте давление в запаске. Будет очень неприятно увидеть, что колесо спущено именно когда оно оно Вам понадобилось. Если у Вас докатка, то давление в ней должно быть меньше, чем в полноразмерном колесе. В таких случаях требуемое давление указывается на самой докатке.
Могу ли я сам проверить давление?
- А что, отвертки бывают двух видов?
- Я сам дома повесил несколько картин.
- Я сам поменял масло.
- Я сам менял детали, для которых нужно было снять больше пяти болтов.
- Я сам построил работающий ядерный реактор из подручных материалов.
Нужно ли делать что-то еще?
Да. Если Вы уверены, что у Вас хорошие исправные шины, мы рекомендуем проверять давление раз в сезон или перед тем, как отправиться в дальнюю поездку. Если Вы заезжаете в сервис, попросите проверить давление в шинах, в большинстве автомастерских это сделают бесплатно. Помимо этого, в мастерских используются точные манометры, благодаря чему можно проверить точность Вашего манометра. Небольшой совет: Проверяйте давление, даже если шины выглядят нормально. Внешний вид радиальных шин может быть обманчив. Они выглядят нормально, даже если спущены или перекачены на 0,5 атмосферы. Поэтому не верьте глазам — доверяйте манометру.
На самом деле динамика, управляемость и топливная экономичность автомобиля в значительной мере зависят от шин, в том числе и от давления в них. Каким оно должно быть, как часто и как именно его проверять? Нюансов больше, чем кажется, но давайте обо всем по порядку.
Как часто проверять
Рекомендации встречаются разные, но, как правило, сводятся к тому, что при отсутствии систем мониторинга давления в шинах стоит обращаться к манометру хотя бы раз в месяц, а также перед длительными поездками по трассе, так как в таких режимах важно, чтобы давление в шинах было достаточным. Стоит учитывать, что со временем воздух постепенно уходит из колес, к тому же при изменении температуры давление тоже меняется, так что периодический контроль необходим.
Какое давление считать нормой
То, которое предписывает производитель. Параметры обычно указываются на крышке лючка топливного бака или в проеме водительской двери. Если же там таких табличек нет, можно поискать данные в руководстве по эксплуатации или «погуглить» в интернете. Но в этом случае надо учитывать, что рекомендации по выставляемому давлению могут отличаться в зависимости от модификации автомобиля и даже размерности колес. Кроме того, при полной загрузке может потребоваться увеличить давление на несколько десятых бара.
Ниже – плохо…
При слишком низком давлении повышается плавность хода, но увеличивается сопротивление качению – страдает топливная экономичность. Хуже другое: при постоянной езде на полуспущенных шинах быстрее изнашивается плечевая зона протектора, а при движении на высокой скорости колесо сильнее разогревается, что сокращает срок службы шины; каркас хуже переносит ударную нагрузку при проезде неровностей.
Считается, что снижение давления на 0,5 бара относительно требуемого сокращает срок службы шины на 30-40%. Но даже если колесо приспущено на 0,2 бара относительно нормы, вы получите ускоренный износ протектора и перерасход топлива.
Также следует учитывать, что от давления в колесах зависит и поведение автомобиля при торможении и маневрировании. Так, на приспущенных шинах все реакции более мягкие, размазанные, в поворотах шины могут подламываться, при слишком малом давлении есть риск того, что колесо вообще может разбортироваться при значительной поперечной нагрузке. Неслучайно с 1 ноября 2012 года все новые модели автомобилей, а с 1 ноября 2014-го вообще все новые автомобили в Европе должны обязательно оснащаться системой контроля давления в шинах TPMS (Tyre Pressure Monitoring System).
Правда, бывают ситуации, когда понижение давления в шинах может быть рекомендовано. Речь о движении по слабонесущим покрытиям вроде песка или снега, когда на полуспущенных шинах вы получаете лучший «зацеп» с дорогой. Но такой прием стоит использовать только при необходимости, а при выезде на хорошую дорогу восстанавливать стандартное значение.
. выше – тоже
Ездить на перекачанных шинах тоже вредно: колеса хуже гасят удары, передавая их на подвеску; попутно от этого страдают и сами шины, а центральная часть протектора изнашивается быстрее. Также с увеличением давления уменьшается пятно контакта с дорогой, то есть ухудшается сцепление колеса с дорогой, что оборачивается более быстрым срывом в скольжение при ускорении, замедлении, движении в повороте.
Но опять же есть ситуации, когда рекомендуется выставлять более высокое давление относительно стандартного значения. И это как раз езда с полной загрузкой автомобиля, когда его масса значительно увеличивается относительно обычной (за стандарт принимается снаряженная масса плюс водитель). Соответственно по окончании такой поездки давление следует возвращать к обычному значению.
Как проверять
Давление меняется в зависимости от температуры. Именно по этой причине производить измерение сразу после поездки не рекомендуется: на «горячих» шинах манометр покажет примерно на 0,1-0,2 бара больше, чем на уже остывших, – в свое время мы в этом убедились. Поэтому проверяйте давление перед поездкой или выждите хотя бы 10-15 минут после нее. Если такой возможности нет, делайте поправку на то, что на прогретых шинах давление чуть выше.
А не врешь ли ты часом?
Точность показаний манометров в обычных автомобильных насосах весьма относительна. То ли дело профессиональные манометры в шиномонтажных мастерских и автосервисах! Это инструментарий более высокого класса, который к тому же проходит периодическую поверку. Вот ему, как правило, и можно доверять, тем более что просто проверка давления / подкачка шин на шиномонтаже может или быть бесплатной, или стоить совсем символических денег.
А еще подкачка шин есть на АЗС. Насколько точные там манометры, мы проверяли дважды, в 2015 и 2019 годах. Более поздняя «инспекция» выявила меньшее количество откровенно врущих манометров, а еще подтвердила наблюдение, что электронные системы честнее старых механических. Так что лучше отдавайте предпочтение свежему оборудованию. Но даже в случае с ним не снижайте давление, если манометр вдруг показал перебор. Если возникла такая ситуация, лучше подъехать на шиномонтаж и перепроверить давление с помощью профессионального инструмента.