Сигналы светофора на перекрестке

Движение вгороде и вне его пределов за последнее время становится с каждым годом всеплотнее и проезд перекрестков, особенно для начинающих водителей, становитсявсе труднее из-за плотного потока транспорта. Многие, даже видавшие достаточномного водители, сталкиваются с проблемой правильного проезда перекрестков. Поэтому разберем эту тему «правилапроезда перекрестков» подробно и обстоятельно. Как правильно сделатьповорот на перекрестке, какие виды перекрестков существуют. А уже изпредставленного материала Вы поймете, как осуществлять маневрирование наавтомобиле при подъезде к перекрестку, и на самом перекрестке не нарушая ПДД.

Начнем с простого. Что такое перекресток ?

«Перекресток»- это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственнопротивоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закругленийпроезжих частей.

О том, чтодобрая половина ДТП как мелких, так и крупных происходит именно на этомпересечении дорог, напоминать не стоит. Но чтобы избежать этого, надо разобратьпонятие перекресток до мельчайших деталей. При совершении маневра наперекрестке транспортные средства чаще всего меняют направление движения(поворачивают, разворачиваются).

Первое на чем стоит заострить своевнимание!

Категорическизапрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудитВас остановиться на пересечении проезжих частей, что в свою очередь создастпрепятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Для того чтобы правильно проехатьперекресток, необходимо:

1. Занять правильное положение при въезде наперекресток в зависимости от желаемого направления, т.е. если Вы собираетесь, кпримеру, совершить какой-либо поворот, необходимо занять соответствующеекрайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данномнаправлении.

2. Определить какой перекресток, т.е. чем определяетсяочередность проезда.

а) если на перекрестке работаетсветофор в режиме «красный, желтый, зеленый» или движение регулируетинспектор-регулировщик, то перекресток — регулируемый. Знаки приоритетаустановленные под светофором, в таком случае не действуют.

В этом случае проехать перекресток можно либона зеленый сигнал светофора, либо на разрешающий сигнал регулировщика. Желтый икрасный сигналы светофора, а так же запрещающий сигнал регулировщика неразрешают въезжать, и осуществлять движение на перекрестке;

б) в случае если установленныйсветофор работает в режиме «желтый мигающий», либо светофор неработает, либо он отсутствует, очередность проезда такого перекресткаопределяют знаки приоритета (если таковые установлены) — это означает что такойвид перекрестка нерегулируемый, неравнозначный.

В первую очередь проезд перекрестка начнуттранспортные средства, находящиеся на главной дороге, и только потом те ТСкоторые находятся на второстепенной дороге;

в) если на перекрестке нет светофора,нет регулировщика, нет знаков приоритета — этот вид перекрестка нерегулируемый,равнозначный, и проезд перекрестка осуществляется по правилу «правойруки».

И так подведем итог иразберем конкретнее. Начнем с самого сложного.

Нерегулируемый- равнозначный перекресток.

Нет знаков, нет светофора, нетрегулировщика.

Проезд такого перекресткаосуществляется «по помехе справа», т.е. преимущество проезда имеет тотранспортное средство, которое находится справа.

Трамваи на данном перекресткевсегда имеют преимущество.

Нерегулируемый- неравнозначный перекресток.

Очередность проезда на такомперекрестке определяется знаками приоритета.

Как уже было выше сказано, впервую очередь такой перекресток проедут транспортные средства, находящиеся наглавной дороге. Если их траектории движения пересекаются, то для разъездаводители должны руководствоваться правилом «правой руки», т.е. первымпроедет то ТС, которое приближается справа. Затем проезд перекрестка осуществяттранспортные средства, находящиеся на второстепенных дорогах.

Если Ваш автомобиль с трамваемнаходятся на одинаковой по значению дороге и траектории движения пересекаются,то необходимо уступить дорогу трамваю, независимо от направления движениятрамвая

Регулируемыйперекресток (светофор или регулировщик).

При совершении поворота налевоили развороте на регулируемом перекрестке необходимо уступить дорогу темтранспортным средствам, которые движутся со встречного направления прямо илинаправо.

Светофор может быть оборудовандополнительными секциями. Включение зеленой стрелки на дополнительной секциисовместно с желтым или красным сигналом основного светофора разрешает движение,НО обязывает уступить тем транспортным средствам, которые движутся на основнойзеленый сигнал светофора.

Прежде чем въехать на перекрестокна разрешающий сигнал светофора Вы должны убедиться в отсутствии транспортныхсредств, завершающих проезд перекрестка, и пешеходов заканчивающих переходпроезжей части и выехать с перекрестка в намеченном направлении, независимо отсигналов светофра на выходе с перекрестка.

Трамваи на таком перекресткебудут иметь преимущество, независимо от направления движения, в том случае,если сигналы светофора разрешают движение одновременно и трамваям ибезрельсовым ТС.

Соблюдая все эти правила, я уверен, что любой перекресток выпроедете без всяких напряжений и проблем.

Почти все водители сталкиваются с такой ситуацией. Впереди регулируемый перекресток. Горит зеленый. И только ты собрался пересечь перекресток, как загорелся желтый. Что делать?

Вообще, при приближении к перекрестку желательно убедиться, что регулируется он только светофором. Дело в том, что регулировщик на перекрестке будет поглавнее работающего светофора. Если же регулировщика нет, то водители при проезде такого перекрестка должны руководствоваться сигналами светофора.

Да, напомню, что если на всех светофорах одновременно мигают желтые огни, значит перекресток нерегулируемый. На такой желтый можно спокойно ехать, выполняя при этом требования дорожных знаков и руководствуясь правилами проезда нерегулируемых перекрестков.

Для удобства водителей на светофорах применяются специальные табло, в которых указывается оставшееся в секундах время до переключения на другой сигнал. Чаще всего секундомер встроен в желтую секцию светофора.

Пункт 6.2 Правил дорожного движения устанавливает следующие режимы работы светофоров:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ — разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ — разрешает движение и предупреждает о скором переключении на запрещающий.

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ — запрещает движение. Правда, есть исключение. Так, в пункте 6.14 Правил указано, что можно продолжить движение и на желтый сигнал светофора, если водитель не может остановиться перед стоп-линией (светофором или перед пересекаемой проезжей частью), не применяя мер экстренного торможения. Кроме всего прочего, этот сигнал предупреждает о предстоящей смене режимов. Как правило, с зеленого на красный.

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Отсчет в секундах позволяет водителям своевременно оценить ситуацию на дороге и принять правильное решение.

Итак, если светофор оборудован специальным табло, на котором отсчитывается время до смены на запрещающий сигнал, мы прикидываем, успеем ли выехать на перекресток на разрешающий. При этом нужно учесть следующее. Правила движения запрещают выезжать на перекресток (в том числе и на зеленый), если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

А пункт 13.8 Правил говорит о том, что при включении зеленого водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые завершают движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Оговоркой в Правилах, которая позволяет проехать на запрещающий желтый, пользуются фактически все водители. Хотя и могут остановиться перед перекрестком без оттормаживания в пол.

Если же на перекрестке заторов нет, а зеленый перед самым носом переключился на желтый, водитель должен остановиться перед стоп-линией (светофором или перед пересекаемой проезжей частью). Но, как я уже говорил, есть спасительная для всех оговорка. Если вы не можете вовремя остановиться (не оттормаживаясь в пол), то Правила разрешают продолжить движение и на желтый. Причем нигде не сказано, как проверить, была ли у вас возможность остановиться. Именно поэтому большинство водителей полагают, что проехать на желтый вполне себе нормальное явление. А некоторые оправдывают свои действия тем, что следующий за ними водитель может поздно среагировать, и произойдет одна из самых распространенных аварий.

С точки зрения правоприменительной практики наказать водителя, проехавшего перекресток на желтый (даже если была возможность остановиться, но он ее проигнорировал), фактически нельзя.

В данном случае автомобили должны начинать движение только при включенной стрелке, разрешающей движение направо. Но некоторые водители уже настолько привыкли к «разрешенному» желтому, что умудряются проскакивать и на красный. А это уже чревато серьезными авариями.

С точки зрения безопасности такие действия могут повлечь весьма печальные последствия. Столкновения на перекрестках одни из самых опасных. Как правило, такие происшествия заканчиваются человеческими жертвами.

Тем не менее на большинстве перекрестков режим работы светофоров устроен таким образом, что пока горит желтый сигнал с вашего направления, на других горит красный. Тем самым всем водителям, «не успевающим вовремя затормозить на желтый», фактически дарят несколько лишних секунд на проезд перекрестка. Вот только такая вольность приводит к самоуверенности водителей, которые привыкают сначала проезжать на желтый, а потом их уже и красным сигналом светофора не остановить.

В условиях плотного городского трафика водители регулярно проезжают перекрестки на мигающий зеленый свет, а трогаются на красно-желтый. Однако некоторые удивляются, получая штрафы с автоматических камер, установленных на перекрестках, за выезд на перекресток до того, как загорелся зеленый свет. Давайте разберемся, почему удивляться не стоит, когда можно трогаться с места на перекрестке и какое наказание предусмотрено для нарушителей.

Для начала вспомним, где нужно останавливаться на перекрестке. Об этом нам скажет пункт 6.13. ПДД: «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам; в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

Понять, когда можно трогаться с места на перекрестке с работающим светофором, несложно: в пункте 6.2 ПДД указаны лишь два сигнала, безусловно разрешающих движение, и один – условно разрешающий. Движение безусловно разрешено на зеленый и мигающий зеленый сигнал светофора, а желтый сигнал разрешает движение тем водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Кроме того, желтый мигающий сигнал тоже разрешает движение, но это, согласно пункту 13.3 ПДД, сигнал о том, что перекресток впереди – нерегулируемый.

Однако нас интересует другой сигнал: сочетание красного и желтого, которое загорается перед зеленым, разрешающим начало движения на перекрестке. И здесь все тоже просто: пункт 6.2 ПДД указывает, что «сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала». То есть, движение на красно-желтый сигнал светофора равнозначно движению на красный свет. Трогаться же можно только при включении зеленого сигнала светофора и с учетом пункта 13.8 ПДД, который указывает, что даже при включении зеленого водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Учитывая, что красно-желтый сигнал светофора, как мы уже знаем, равнозначен красному, начало движения при нем наказывается по части 1 статьи 12.12 КоАП как проезд на запрещающий сигнал светофора.

Стоит помнить, что контроль за нарушениями выполняют и инспекторы ГИБДД, и камеры автоматической фиксации нарушений. Если факт выезда на перекресток на красно-желтый свет фиксирует сотрудник ГИБДД, он останавливает водителя и выписывает штраф. Камера делает то же самое: отслеживает начало движения и сигнал светофора, но обычно ориентируется по стоп-линии и при ее досрочном пересечении фиксирует нарушение и выписывает штраф. Важная разница здесь – лишь в случае повторного нарушения: если в течение года с момента получения предыдущего штрафа водитель снова нарушит часть 1 статьи 12.12, то будет наказан согласно части 3 той же статьи. Если нарушение зафиксирует инспектор ГИБДД, то устанавливать меру наказания будет суд: это либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. А вот нарушение, зафиксированное камерой, в любом случае влечет за собой только штраф в те же 5 000 рублей.

Представьте ситуацию: вы на своём автомобиле подъезжаете к перекрёстку и видите, как на светофоре мигает жёлтый свет. Что будете делать: остановитесь и подождёте, когда загорится разрешающий движение зелёный, или нажмёте на педаль газа в пол и в буквальном смысле помчитесь вперёд с надеждой, что проскочите? Скорее всего, многие из вас скажут, что ждать нет времени, поэтому выберут второй вариант. А насколько это правильно? Можно ли проехать на жёлтый мигающий сигнал светофора? Что по этому поводу написано в правилах дорожного движения, и что говорят сотрудники ГИБДД? Чем может быть чреват проезд на жёлтый сигнал? Давайте разбираться.

Немного о каждом сигнале светофора

Что означает каждый сигнал светофора, подробно написано в ПДД:

Движение разрешено на зелёный сигнал светофора. Если он начинает мерцать, то это своего рода предупреждение для водителя о том, что скоро ехать будет нельзя.

На жёлтый сигнал проезд запрещён, но есть исключения, прописанные в ПДД. Например, если вы пересекаете нерегулируемые перекрёстки, проехать на жёлтый сигнал вы можете без каких-либо штрафных санкций, но в этом случае будьте очень внимательны, учитывайте поведение других участников дорожного движения, в противном случае риск аварийных ситуаций возрастает.

Если на светофоре горит красный свет, то в этом случае без всяких вариантов дальнейшие передвижения на автотранспорте запрещены.

Сочетание красного и жёлтого сигналов говорит о том, что вам нужно остановиться, а также информирует о скором включении зелёного сигнала.

При жёлтом мигающем сигнале движение разрешено. Что означает мигание? Оно говорит о том, что перед вами пешеходный переход или нерегулируемый перекрёсток.

Почему жёлтый сигнал светофора считают самым коварным

Если с зелёным и красным сигналами всё предельно понятно (на красный все стоят, на зелёный — продолжают движение), то ситуация с жёлтым цветом неоднозначная. В этой ситуации водителю следует тщательно рассчитывать каждое своё действие — либо завершать манёвр и продолжать движение, либо остановиться на светофоре. Эти факторы желательно учитывать во время принятия решения:

расстояние до перекрёстка.

И помните, что неверные движения на светофоре вполне могут стать причиной аварии.

Допустим, вы увидели, что жёлтый сигнал начинает мигать, решили закончить манёвр, но не учли, что дорога скользкая, или просто не успели пересечь перекрёсток до того момента, пока другой участник начал двигаться, результат в итоге плачевный для всех.

Что важно? Перед тем как ехать на жёлтый сигнал светофора, особенно мигающий, следует убедиться, что другие водители в потоке уже закончили свои манёвры. Если это действительно так, вероятность возникновения аварийных ситуаций минимальная. Как показывает практика, большинство российских водителей действуют с точностью наоборот. Все торопятся и принимают во внимание только свои интересы.

Как быть, если инспектор хочет выписать штраф за проезд на предупреждающий сигнал

Вы начали движение на жёлтый сигнал светофора, причём мигающий. Вас сразу же остановил работник ГИБДД и собрался выписывать штраф. Как оправдать себя и избежать материальных потерь в этом случае?

Можно сослаться на то, что вы продолжили движение лишь потому, что не могли резко остановиться, а если бы не закончили манёвр и тормозили, была авария.

В протоколе юристы рекомендуют указывать, что вы не согласны с выписанными штрафами и считаете их незаконными.

Крайне желательно найти свидетелей происшествия, поскольку, если дело передадут на рассмотрение в суд, вам придётся доказать свою правоту, и в этом случае убедительные показания очевидцев будут как нельзя кстати.

За движение на предупреждающий сигнал светофора водителя притягивают к административной ответственности и выписывают ему штраф в размере 1000 рублей. Если автовладелец нарушает правила дорожного движения повторно, размер штрафа увеличивают до 5000 рублей. Также инспекторы ГИБДД имеют полное право забрать у нарушителя права на срок до 6 месяцев.

Некоторое время актуальным был вопрос относительного того, чтобы вовсе убрать предупредительный сигнал светофора на перекрёстках, поскольку он создаёт только аварийно-опасные ситуации. Но всё-таки его решили оставить, поскольку он приносит пользу: в ночное время суток постоянно мигает, предупреждая тем самым водителей о том, что впереди перекрёсток.

Правила, которые рекомендуем запомнить

Чтобы не попасть в аварийно-опасную ситуацию на перекрёстке, связанную с предупреждающим сигналом светофора, рекомендуем взять на заметку несколько простых правил:

Если перед вами светофор со специальным табло, на котором показан отсчёт времени до смены сигнала на запрещающий, стараемся примерно прикинуть, успеем ли мы выехать на перекрёсток за это время. Желательно также запомнить следующее: нельзя выезжать на пересечение дорог, если есть пробка, в любом случае она вынудит водителя остановиться, в результате этого непроизвольно он создаст препятствие в поперечном направлении для движения других участников.

Даже если на светофоре горит зелёный свет, водитель по правилам должен уступить дорогу тем, кто делает завершающий манёвр через перекрёсток, а также пешеходам, которые не закончили переход проезжей части.

Если на пересечении дорог пробок нет, а зелёный сигнал при езде резко сменился на предупреждающий жёлтый, водителю следует остановиться перед стоп-линией. Не успеваете притормозить или завершить манёвр? Можно продолжить движение в таком случае.

Подводя итог, можно сказать следующее: жёлтый сигнал светофора считается для водителя предупредительным. На него запрещено проезжать, но если так случится, что вы не успели завершить своё движение до того момента, пока горел зелёный, лучше не останавливайтесь, иначе риск создания аварийной ситуации только возрастёт. Проезжая на предупреждающий сигнал, не забывайте оценивать ситуацию на дороге и смотреть по сторонам — от этого в первую очередь зависит ваша безопасность.

Сигналы регулировщика обязательны для исполнения участниками дорожного движения, даже если они не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного движения.

Действия регулировщика должны обеспечивать безопасность участников дорожного движения.

Со светофорами может применяться дополнительное оборудование: экраны, информационные секции, информационные и обозначающие таблички, цифровые табло, кнопки включения разрешающего сигнала для пешеходов (табло вызовные пешеходные). В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов.

В зависимости от назначения сигналы светофоров могут быть круглыми, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода, велосипеда, трамвая и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Светофоры с Х-образным красным сигналом, желтым сигналом в виде стрелки (при его наличии), направленной вправо, и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз, называются реверсивными и предназначены для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части дороги, по которым направление движения может изменяться на противоположное.

При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется и на велосипедистов.

При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу или велосипедному переезду и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного светофора.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой движения, обозначенной с обеих сторон горизонтальной дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу движения справа.

— одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т», при этом движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый означает движение налево (на разворот для маршрутных транспортных средств, кроме трамвая), средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, движение запрещено;

— двухцветной сигнализации с вертикальным или горизонтальным расположением сигналов, один из которых выполнен в виде красного силуэта трамвая на черном фоне, а другой — в виде стрелки бело-лунного цвета на черном фоне (только для регулирования движения трамваев). Бело-лунный сигнал такого светофора разрешает движение трамваев в направлении, указываемом стрелкой, красный сигнал запрещает движение трамваев в этом направлении. Светофоры могут быть дополнены табличкой белого цвета с черным силуэтом трамвая.

Водители трамваев и других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе движения, должны руководствоваться сигналами светофоров, указанными в части первой настоящего пункта, в случаях применения этих светофоров совместно с иными транспортными светофорами.

Суды стали штрафовать водителей за проезд на желтый сигнал светофора, пишет «Российская газета».

Так, Мосгорсуд признал законным штраф водителю автомобиля, выехавшему на перекресток на запрещающий (желтый) сигнал. Своими действиями он не позволил завершить маневр автомобилю, начавшему движение на разрешающий сигнал, что привело к столкновению.

К такому же выводу пришел 6-й кассационный суд, признав нарушителем правил дорожного движения (ПДД) водителя, который проехал на желтый сигнал светофора в Уфе. По словам мужчины, он хотел избежать экстренного торможения — согласно правилам, это позволяет проезд на желтый сигнал. Водителю не удалось доказать, что у него отсутствовала возможность остановить автомобиль, не прибегая к экстренному торможению. Суд отметил, что за автомобилем нарушителя не следовало других машин, поэтому экстренное торможение не привело бы к столкновению.

Урайский городской суд ХМАО также отказал водителю, который настаивал на отмене наложенного на него штрафа. В ходе рассмотрения дела была изучена видеозапись, из которой следует, что мужчина имел возможность остановиться перед выездом на перекресток. «Таким образом, суд считает несостоятельными доводы жалобы относительно того, что в данному случае у него отсутствовала возможность остановиться на запрещающий сигнал светофора, не прибегая к экстренному торможению», — говорится в решении.

Что изменится в России с 1 февраля: новый размер маткапитала, индексация выплат и штраф для чиновников

Если в ХМАО водителя сразу остановили сотрудники полиции, то в Москве нарушения все чаще фиксируют технические устройства. Так, в октябре 2021 года в Москве с помощью камеры был установлен факт проезда на запрещающий сигнал светофора.

ПДД запрещают движение при постоянном желтом сигнале. Это отражено, в частности, в пункте 6.14 правил. Как рассказал «Российской газете» юрист Кирилл Муратов, движение на желтый сигнал можно продолжить для недопущения экстренного торможения.

Ранее сообщалось об изменениях в ПДД, вступающих в силу в 2023 году. В частности, с 1 марта в правила включат новую категорию транспортных средств, в которую войдут электросамокаты, гироскутеры и моноколеса.

ПДД запрещают проезд на красный и желтый сигналы светофора. За несоблюдение такого правила КоАП предусматривает штраф размером в 1000 руб. За повторное нарушение автомобилист может остаться без прав на срок от 4 до 6 месяцев или заплатить штраф 5000 руб. Но иногда водитель вправе проехать на красный. Например, если не сможет окончить маневр без экстренного торможения. Но не всегда эти доводы суд учитывает при обжаловании наказаний.

По статистике судебного департамента при Верховном суде проезд на запрещающий сигнал светофора является одним из самых распространенных и обжалуемых нарушений наравне с ездой пьяным, выездом на встречку и оставлением места ДТП. Зачастую водители торопятся и заканчивают маневр на красный, подвергая себя и других участников движения опасности. Из-за чего часто происходят аварии, порой и со смертельным исходом.

Когда водитель может проехать на красный свет

Иногда движение на дороге контролирует регулировщик. Его указания приоритетны для водителя, несмотря на сигналы светофора (п. 6.15 ПДД), поэтому водитель вправе пересечь перекресток на красный, следуя требованиям инспектора.

Машины с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуком сигналом имеют преимущество на дороге (п. 3.1 ПДД), поэтому автомобилисты должны уступать дорогу такому спецтранспорту, иначе получат штраф от 3000 руб. до 5000 руб. или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Теоретически автомобилист может пропустить спецтранспорт и проехать на красный, тогда инспектор не выпишет ему штраф, но камера зафиксирует этот маневр как нарушение, и водитель не сможет избежать наказание в таком случае.

Если автомобилист начал движение по перекрестку на зеленый, но не окончил маневр из-за затора или ДТП, то он обязан ехать дальше даже на запрещенный сигнал светофора (п. 13.7 ПДД). Другие водители должны его пропустить (п. 13.8 ПДД). Можно проехать на красный сигнал светофора, если поворачиваешь по зеленой стрелке в дополнительной секции, но при этом надо уступить дорогу машинам встречного и попутного потоков.

Когда на перекрестке загорелся желтый сигнал светофора, или регулировщик поднял вверх руку, а водитель не может остановиться без экстренного торможения, то он вправе продолжить движение (п. 6.14 ПДД).

Несмотря на то, что в некоторых случаях ПДД разрешает проезд на красный, автомобилистам следует быть очень внимательными. Им нужно убедиться, что их маневры безопасны.

Можно ли избежать наказания

Из анализа судебной практики видно, что невиновность при проезде на красный сигнал светофора очень трудно доказать. Как правило, суды освобождают от ответственности водителей, если будет доказано, что те не смогли закончить маневр при запрещающем сигнале без экстренного торможения.

Так, инспектор ГИБДД выписал Александру Голикову* штраф 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.12 КоАП за то, что он выехал на перекресток на красный. То нарушение привело к ДТП. Голиков с таким решением не согласился и обратился с жалобой в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан. Он утверждал, что выехал на моргающий зеленый сигнал светофора, а другой участник ДТП должен был его пропустить, так как он заканчивал маневр согласно п. 6.14 ПДД. Судья Камиль Багаутдинов изучил схему ДТП, а также просмотрел запись видеорегистратора, из которых было понятно, что Голиков говорит правду. По этим основаниям производство по делу прекратили, а водителя освободили от уплаты штрафа (дело №12-299/2019). Эту позицию поддержал и Верховный суд (дело №11-АД19-37).

Иногда автомобилистам не удается доказать невиновность при проезде на красный, например, если за рулем при нарушении сидел другой человек. Так, Денису Латышеву* пришло письмо со штрафом за пересечение перекрестка на красный. Он не согласился с ним, утверждая, что за рулем тогда сидел его двоюродный брат: это якобы подтверждается копией страхового свидетельства, в которую был вписан родственник. В суде установили, что такой документ не доказывает, что на машине ехал не собственник авто. Позицию коллег поддержал судья ВС Сергей Никифоров: камеру, зафиксировавшую проезд на красный, проверили надлежащим образом, а судьи верно оценили — страховка не является безусловным доказательством того, что авто управлял кто-то другой (дело №31-АД19-12).

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит о том, что главная проблема подобного рода нарушений – их фиксация. Если это делает камера, то, как правило, спорные ситуации не возникают. Устройство ведет съемку с нескольких точек, и движение авто на запрещающий сигнал светофора видно с нескольких ракурсов. Больше споров вызывают случаи, когда инспектор ГИБДД фиксирует нарушение визуально и составляет протокол. Тогда полицейский зачастую не может точно видеть, на сигнал какого цвета проехал водитель. В таких ситуациях приходится обращаться к помощи камер видеонаблюдения или видеорегистраторов, истребовать схему расположения светофоров и изучать режим их работы. И лишь после анализа этих данных можно доказать, что инспектор со своего места не мог определить, было ли нарушение.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин поясняет, что водителю необходимо обжаловать постановление инспектора в суде: «Надо указать, что при первом нарушении автомобилем управляло другое лицо, владеющее им на законных основаниях». В качестве доказательств необходимо предоставить страховой полис, куда был вписан виновник, трудовой договор или приказ о приеме его на работу в качестве водителя, добавляет эксперт. По его словам, не лишними будут показания свидетелей или автомобилиста, который проехал в тот день на красный.

Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин говорит о том, что автомобилист обязан остановиться перед негорящей секцией светофора по п. 6.13 ПДД «Сигналы светофора и регулировщика». Иначе водитель проезжает на красный, поэтому инспектор правильно выписал штраф по ст. 12.12 КоАП «Проезд на запрещающий сигнал светофора».

Что разрешает жёлтый мигающий сигнал светофора и поднятая вверх рука автоинспектора, в материале.

В регулировании дорожного движения особое место отводится светофорам. Перекрёстки, где они устанавливаются, считаются регулируемыми. Именно сигналами светофора должны руководствоваться водители, в том числе и когда они противоречат знакам приоритета (например, 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» и другие). Однако если на дорогу выходит регулировщик, то тогда уже его указания должны выполнять водители и пешеходы вне зависимости от сигналов светофора, разметки или дорожных знаков. Подробнее об этом в проекте РИА «ТОП68» «Тамбов: дороги без опасности».

О сигналах светофора

Сигналы светофора могут предупреждать участников дорожного движения, а также запрещать либо разрешать проезд или переход.

Круглый зелёный сигнал разрешает движение, мигающий зелёный — также разрешает движение, но и одновременно информирует, что вскоре включится запрещающий сигнал.

Жёлтый круглый запрещает движение и предупреждает о смене сигналов. Когда такой сигнал включился, а водитель не может остановиться в предписанных ПДД местах, не применив при этом экстренного торможения, то ему разрешается продолжить движение. Пешеходы, которые находились на проезжей части, при включении жёлтого сигнала должны незамедлительно покинуть её. Если такой возможности нет, то, согласно ПДД, нужно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.

А вот жёлтый мигающий сигнал светофора движение не запрещает. Он предупреждает, что перекрёсток стал нерегулируемым. То есть водители здесь должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. Также жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о пешеходном переходе, предупреждает об опасности.

Красный круглый сигнал светофора, в том числе и мигающий, запрещает движение. Если красный и жёлтый сигналы включились одновременно, то ехать нельзя. Одновременно это информирует о включении зелёного сигнала.

Сигналы светофоров в виде стрелок зелёного, жёлтого или красного цвета имеют те же значения, что и круглые. Однако их действия распространяются именно на те направления, которые показаны стрелкой.

Если стрелка разрешает поворот налево, то она допускает и разворот. В этом случае манёвр не должен запрещать дорожный знак.

Зелёная стрелка в дополнительной секции имеет такое же значение. Если дополнительная секция есть, но стрелка в ней не загорелась или загорелась красным, то ехать в указанном направлении нельзя.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта человека, то он распространяется на пешехода.

Реверсивный светофор

Для регулирования движения по полосам, в том числе тем, на которых направление может меняться на противоположенное, применяются реверсивные светофоры. Это светофоры с красным X-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Они соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой располагаются.

Жёлтая стрелка, направленная по диагонали вниз направо или налево, может дополнять такие светофоры. Она показывает, на какую полосу надо перестроиться, так как вскоре сменится сигнал светофора.

Если полоса обозначается разметкой 1.9. и над ней выключен сигнал реверсивного светофора, то движение по ней запрещается.

Светофор на железнодорожном переезде

Круглый бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение транспорта через переезд. Если на переезде светофор выключен и поблизости нет поезда, локомотива или дрезины, то движение также допускается.

О сигналах регулировщика

Чтобы водителям было легче запомнить сигналы регулировщика, придуман стишок: «палка вверх устремлена — всем стоять велит она. Если палка смотрит вправо — ехать не имеешь права. Если палка смотрит в рот — делай правый поворот. Если палка смотрит влево — поезжай как королева. «Голые» грудь и спина — для водителя стена».

А теперь по порядку. Когда регулировщик поднял руку вверх, и водителям, и пешеходам движение запрещается (кроме тех исключений, которые действуют при включении жёлтого сигнала светофора). При этом не имеет значения, каким боком инспектор находится по отношению к участникам дорожного движения.

Когда инспектор вытянул правую руку вперёд, то со стороны его левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях («палка смотрит влево»), со стороны груди («палка смотрит в рот») — разрешается ехать направо, со стороны правого бока («палка смотрит вправо») и спины — ехать никуда нельзя. Пешеходы при этом могут перейти дорогу за спиной регулировщика.

Если инспектор вытянул руки в стороны или опустил их, то со стороны боков безрельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и направо. Пешеходы могут перейти проезжую часть. Со стороны груди и спины движение запрещается и пешеходам, и транспорту.

Порой, чтобы и водителям, и пешеходам было понятнее, регулировщик может применять и другие сигналы. Жезл или диск с красным сигналом он может задействовать для лучшей видимости. Чтобы привлечь внимание, может использоваться свисток.

Где остановиться
Когда загорелся запрещающий сигнал светофора (кроме реверсивного) или регулировщик подал соответствующий сигнал, надо остановиться перед стоп-линией (знак 6.16). Если её нет, то на перекрёстке — перед пересекаемой проезжей частью; перед железнодорожным переездом — перед знаком 2.5 или светофором (если и их нет, то не ближе 5 м от шлагбаума, при его отсутствии — не ближе 10 м до ближайшего рельса); в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех другим участникам дорожного движения. Стоит отметить, что в первом случае надо помнить: водитель, который въехал на перекресток на разрешающий сигнал должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

— Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора, — уточняется в ПДД.