Термостат лачетти

Приветствую! Сегодня рассмотрим тему термостата. А именно — как проверить и самостоятельно заменить термостат на автомобиле. И виноват ли термостат, если плохо греет отопитель салона?

Итак, сегодняшний подопытный — Шевроле Лачетти седан с двигателем 1.6 литра.

Жалоба владелицы авто заключается в том, что плохо греет печка. Причем по трассе ситуация ухудшается в несколько раз и в салоне очень холодно. В городе чуть теплее.

Почему плохо греет печка в машине

В недостаточной производительности отопителя можно винить:

  • Заслонки блока управления климатической установкой. В современных авто нет кранов, которые перекрывают циркуляцию охлаждающей жидкости в радиатор отопителя, как в более старых моделях. Здесь ОЖ постоянно циркулирует по радиатору печки, а температура регулируется заслонками, которые перекрывают потоки воздуха через радиатор отопителя. Если они поломаны или неправильно отрегулированы, тогда в салон будет поступать холодный воздух.
  • Забит радиатор отопителя. Поэтому ОЖ плохо циркулирует по радиатору печки и, соответственно, снижается КПД отопителя
  • Термостат не закрывается должным образом. Поэтому ОЖ постоянно циркулирует по радиатору охлаждения. Из-за этого двигатель не прогревается до рабочей температуры и, как следствие, отопитель отдает мало тепла.

В нашем случае первым попадает под подозрение термостат. Так как, со слов владелицы, по трассе отопитель греет хуже всего.

Можно предположить, что термостат не закрывается и ОЖ постоянно циркулирует по радиатору охлаждения. А чем больше скорость, тем сильнее охлаждается ОЖ в радиаторе. И, естественно, становится холоднее в салоне.

Проверка термостата

Давайте это проверим. Так как указатель температуры на панели приборов очень-очень усредненный, то по нему практически невозможно определить точную температуру охлаждающей жидкости.

Поэтому подкидываем к колодке диагностики обычный адаптер ELM327.

Примечание. Можно воспользоваться и другими адаптерами (например, К-лайн) или обычным бортовым компьютером, если он установлен в авто.

Наша задача вытащить из мозгов (ЭБУ) реальную температуру ОЖ.

Вот скриншот из диагностической программы, который многое проясняет

Это график температуры. Мы начали движение по прямой дороге при температуре ОЖ 75 градусов. За очень короткий промежуток времени температура снизилась до почти 65 градусов. Затем мы немного постояли на перекрестке и температура поднялась до 72 градусов. Затем проехались дворами и температура то поднималась, то опускалась, в зависимости от того, ехали мы или стояли.

В общем, явно прослеживается зависимость температуры ОЖ от скорости авто. Именно этот факт указывает на неисправность термостата.

Поэтому будем его менять.

Что нужно для замены термостата

Для замены понадобится следующее:

— Новый термостат. В данном случае устанавливаем стандартный термостат на 87 градусов.

Его артикул GM 96460002

Также очень желательно приобрести прокладку термостата. Ее артикул GM 96143112

— Ключ на 12 или 13 (в зависимости от Вашего радиатора), чтобы слить ОЖ. Для этих целей подойдет и обычная отвертка

— Накидной ключ или головки на 12, чтобы открутить два болта крепления термостата

— Плоскогубцы для снятия хомутов с патрубков

— Шланг с внутренним диаметром 10мм

— Емкость для слива ОЖ

— Пакет или клеенка

— Свежий антифриз для долива

Замена термостата своими руками

Итак, первым делом сливаем ОЖ. Как это сделать подробно показано здесь — Замена охлаждающей жидкости

Примечание. Если Вы давно не меняли ОЖ, тогда лучше слить всю и после замены термостата залить свежую. А если ОЖ на Вашем авто не требует замены, тогда можно слить только около трех литров. Этого хватит для замены термостата. А затем просто долить эти три литра.

Теперь закрываем ремень вспомогательных агрегатов пакетом или клеенкой, чтобы не вымазать при отсоединении патрубков

Сверху укладываем ветошь, чтобы она впитала пролившуюся ОЖ

Одеваем резиновые перчатки, чтобы не контактировать с ОЖ.

Разжимаем хомут и отсоединяем малый патрубок от термостата.

То же самое проделываем с большим патрубком.

Теперь откручиваем два болта крепления термостата. Один вверху

С небольшим усилием тянем термостат «на себя» и вынимаем его

Посадочное место термостата тщательно вытираем. Особенно, если кто-то до Вас набузовал туда герметик

Распаковываем новый термостат

Не забываем одеть на него новую прокладку

Аккуратно устанавливаем термостат на двигатель. Закручиваем два болта крепления. Монтируем патрубки и заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

После замены термостата температурный режим двигателя пришел в норму. Пробную поездку с новым термостатом Вы сможете увидеть в видео

Видео проверки и замены термостата

В салоне стало теплее. Но самое главное то, что теперь значительно снизится расход топлива, так как длительность импульса впрыска зависит от температуры охлаждающей жидкости

Поэтому если у Вас значительно возрастает расход топлива в холодное время года, тогда обратите внимание и на термостат.

Термостат лачетти

Как говорится — ни что не предвещало беды…
В общем получил зп и поехал кормить свою любимицу бензинчиком)) Думай дай залью на тыщу (обычно на 500 лью), пусть порадуется. Еду в сторону дома и на светофоре смотрю повалил пар из под капота с правой стороны. Быстрее на обочину, глушу, дергаю капот и не могу понять откуда фигачит — патрубки целые. Подумал может «бошку» пробило.

Термостат лачетти

ппц((

Но, слава Богу, тьфу тьфу тьфу, замечаю что термостат порвало прямо по сварному шву (стоял пластиковый), а сама вставка термостата валяется на коллекторе.

Термостат лачетти

разорвало по шву

Ну думаю может так поехать до дома и на всякий звоню нескольким друзьям -все как один говорят — даже не думай! Писец движку настанет. Ну ок. Звоню Брату, чтоб приехал и дотащил на тросе — он в Москве и не может. Звоню другу — говорит дотащить могу но только нужен трос. Звоню другому товарищу — этот далеко на велике катается. Помощь нарисовалась оттуда откуда ее не ждешь. Мимо проходил мужик с каляской и спросил может чем помочь. Я говорю да вот мол так и так, трос нужен. А он говорит пошли сходим к моей машине за тросом, а то я выпивший и за руль не сяду. Коляску с ребенком передал жене и мы с ним дошли за тросом к его лачетти. Вот так сюрприз. Пока шли поболтали весело о наших машинах и их проблемах. Вот так мир не без добрых людей. Трос я пообещал завезти мужику, записал его номер и мы попрощались. Далее подождал пока приедет дружище на 14-й, цепанули на трос ну и со включенным зажиганием, но не запущенным мотором поехали в сторону дома. Ехали не более 40 км/ч, потому как моя машина на автомате. Сказать что она не рулится — это вообще ничего не сказать, да и тормозов просто нет, когда двигатель заглушен. Пока ехали я чуть не поседел от страха. Во дворе затолкали вручную машину на свободное место. Целую неделю я ездил на маршрутке и ждал когда начнется мой отпуск. И вот, сегодня, наконец я смог заняться заменой.
Подлезть к болтам термостата не очень удобно, но вполне реально. Головкой на 12 выкрутил болты и снял старый корпус термостата. Предыдущий хозяин зачем то там все промазал герметиком, ну или был залит герметик в антифриз. Хомуты снимал вот таким не хитрым инструментом.

Термостат лачетти

очень выручил

Все почистив, поставил новый, металлический термостат со вставкой вернет на 92 градуса.

отчистил как смог новый термостат на месте

Вся закрутил, залил антифриз, прокачал верхний шланг (от воздуха). Завел и стал мониторить через телефон температуру движка — на 92 открывается и температура тут же падает на пару градусов. При езде температура держится в районе 93-95 градусов. Однако радовался я не долго: глянул на термостат а с него капает!

Термостат лачетти

кап кап

Вспомнил, как у кого-то читал, что помогает дополнительный хомут на шланге подогрева дроселя. Поставил, покатался — все отлично.

дополнительный хомут все отлично

Выводы: термостат держит более высокую температуру движка, т.е. постоянно двигатель в рабочем тепловом режиме. А то с нашим термостатом он постоянно не догревался, особенно на коротких дистанциях и зимой.

General Motors 96835286 Термостат системы охлаждения 1 132,17 р. (металлический, разборный, со вставкой на 87 градусов)

Vernet TH4898.92J Термостат c прокладкой 313,82 р. (вставка на 92 градуса) на корпус вставки перекинул уплотнитель от вставки на 87 гр., потому как он шире а по толщине — аналогичный

вставка вернет 92 гр вид снизу вид сбоку: слева вернет вид с фланга: слева на 92 гр

General Motors 96143112 Кольцо уплотнительное корпуса термостата (круглое) нужно обязательно, потому как со вставкой в комплекте идет квадратного сечения и при затяжке — ломаются уши термостата42,25 р.

General Motors 94501476 Болт крепления корпуса термостата 2 по 16,29 р. 32,58 р. у старых болтов шляпки очень большие и в металлический термостат не вкрутятся.

Gates RC235 Крышка расширительного бачка 238,99 р. (ставить не стал, потому как она на давление 1,4 бар а у нас родная на 1,2 бара) нужная нам Gates RC201

Термостат лачетти

Вечером когда прогревал машину (не с автозапуска) потрогал трубы (подводящий)

Термостат лачетти

Термостат лачетти

к/от радиатору/а и примерно в течении минут 5-7 они оба стали теплыми… полилась «моча» по трубам… большого круга. А должно было быть так, что левый подводящий должен был быть холодным пока не прогреется двигатель до градусов 100 наверно. Короче екнулся у меня термостат. Корпус термостата у меня металлический (или алюминиевый), разборный. Купил в местном магазине термостат (96143939) GM на 87 гр.

(кто-то ставит себе на 92, я не стал заморачиваться… живу не на севере и есть автозапуск), прокладку (94580530) для термостата, уплотнительное колечко (96143112) для корпуса термостата

и 6 кг антифриза. Пока ехал домой по небольшим пробкам, двигатель прогрелся до рабочей температуры (наверно 80-90 гр) за минут 15-20 и я обратил внимание, что стрелка опять нещадно упала до 50-55 гр. и примерно еще через минут 7-10 опять поползла вверх. Видимо клапан термостата не переклинило сразу и он еще пытался жить. Так еще один день помучив себя, двигатель и бензобак я покатался.
Сегодня после работы приступил к замене элемента термостата. Для этого в принципе не нужна яма или не нужно домкратить машину если отсутствует защита картера или в защите картера есть технологическое отверстие под сливное отверстие антифриза из нижнего бачка радиатора. Сливное отверстие находится так, что если смотреть на перед машины, то по левую руку.
У меня пришлось снимать защиту.
Я давно сделал себе упрощение этой процедуры… у меня защита держится на двух прижимных передних винтах, которые прям под радиатором по обе стороны, а задние два винта я доработал… правый я сделал с поворотным нюансом, с двумя медными шайбами прижал винтом и его не откручиваю больше, а четвертый винт слева я не использую, место защиты где должен находится этот винт я прогнул во внутрь и угол как бы смотрит к днищу. На нише, где стаяла шайба/гайка под четвертый винт крепления защиты, я прикрепил кусок резины…чтобы если будут сильные колебания не было дребезга. Теперь я откручиваю только два передних прижимных винта и сдвигаю защиту (доступ к часто используемым местам открыт). Ну такая у меня «хренотень» с защитой… проехал так уже примерно 60 тысяч.
Вернусь к термостату. Я подкатил перед машины к перепаду высоты дороги, открутил крышку расширительного бачка (тут аккуратно) сдвинул защиту ДВС, из под капота в левой части внизу радиатора открутил шлицевой отверткой или (вроде) на 12/13 головкой пластиковую пробку не до конца

Термостат лачетти

… я не стал вставлять шланг в место слива (знаю, так делаю многие из-за того, что сливное устройство будто само просит насадить на себя шланг…, а дал самотеком слиться антифризу

Термостат лачетти

. Слилось у меня чуть больше 6 литров довольно чистого антифриза

Термостат лачетти

. Закрутил обратно пробку. На машине антифириз не менялся почти 6 лет. Я только примерно 12-15 т. км назад подливал грамм 350-400 до уровня «по середине».
Ну так дальше приступил к откручиванию (отделению) корпуса термостата от ДВС. Для начала, по-хорошему, нужно ослабить пассатижами хомута

Термостат лачетти

и сдвинуть в сторону от корпуса термостата на шланге тонком (подогрев дросселя) и на шланге подвода в радиатор (толстый шланг для охлаждения антифриза в радиаторе — большой круг). Затем нужно открутить два винта головкой на 12. Нижний болт головкой с удлинителем, а верхний болт можно без удлинителя.

Термостат лачетти

Но это также в идеале… у меня же все пошло не по сценарию… Вероятно ввиду того, что не менялся термостат уже за 83 т. км. шланги так «сдружились» с корпусом термостата, что я не смог их снять из-за банальной боязни повредить их и потом думать как решать новую проблему. Из-за присутствия шлангов инструмент не совсем подходил из-за толщины головки на 12

Термостат лачетти

, пришлось очень ювелирно под углом откручивать нижний болт. Верхний болт также из-за толщины головки откручивался тяжело и решилась эта дилемма накидным на 12… Отделив корпус термостата от ДВС, разобрал его и вынул проблемный термостат. Он выглядит так. Указал стрелкой открытое положение клапана и то, что шток выдвинут

Термостат лачетти

. Как видим шток в таком положении должен быть на «горячем» и клапан открыт, а термостат при этом очень холодный — то есть его заклинило в открытом положении и он гонял антифриз по большому кругу и не давал прогреться двигателю. Вынул с посадочного места корпуса термостата уплотнительное кольцо — оно было дубовое.
Прочистил посадочное место в ДВС и сам корпус термостата, на новый термостат надел новую прокладку, на корпус термостата установил новое уплотнительное кольцо и собрал в обратной последовательности соблюдая рекомендацию относительно расположения термостата в корпусе термостата. Притянул корпус термостат к ДВС винтами не до дури. Закручивая нижний винт «доработал» головку на 12, вложил в нее магнит

Термостат лачетти

, дабы просовывая головку с винтом сквозь дебри шлангов банально винт не уронить в жерло подкапотного дьявола на 109 лощадей.
Залил новый антифриз в расширительный бачок, прокачал сжимая отводящий шланг от радиатора

Термостат лачетти

. Закрутил крышку расширительного бачка, завел машину и проверил на предмет утечки визуально и т.к. у меня есть карманный фонарик с УФ свечением, то и им. Мест протечек не обнаружил. Заглушил машину и установил в исходное положение защиту картера. Завел машину и начал проверять как работает термостат. Примерно через 4-5 минут правый отводящий шланг (патрубок) стал теплеть, а левый подводящий оставался холодным

Термостат лачетти

. так продолжалось наверно минут 15 и потом начал теплеть левый, то есть открылся клапан. Машина прогрелась быстро, и за час дороги до дома стрелка указателя температуры антифриза (двигателя) не меняла своего положения.