1 — контрольная пробка; 2 — крышка колесной передачи; 3 — сухарь; 4 — упор; 5 — ведущая шестерня; 6 — водило; 7 — контргайка; 8 — подшипники; 9 — манжеты; 10 — маслоуловитель; 11 — тормозная колодка; 12 — пружина; 13, 17, 28 — бронзовая втулка; 14 — опора кулака передняя; 15 — механизм блокировки дифференциала; 16 — кулак разжимной; 18 — задняя опора кулака; 19 — масленка; 20 — регулировочный рычаг; 21 — кронштейн тормозной камеры; 22 — картер моста; 23 — конический редуктор; 24 — сапун; 25 — щит тормоза; 26 — суппорт; 27 — ось колодки; 29 — датчик АБС; 30 — тормозной барабан; 31 — болт; 32 — цапфа; 33 — ступица; 34 — полуось; 35 — ступица ведомой шестерни; 36 — гайка; 37 — ведомая шестерня; 38 — подшипник; 39 — сателлит; 40 — ось сателлита.
1 — контрольная пробка; 2 — крышка колесной передачи; 3 — сухарь; 4 — упор; 5 — ведущая шестерня; 6 — водило; 7 — контргайка; 8 — подшипники ступицы; 9 — манжеты; 10 — маслоуловитель; 11 — тормозная колодка; 12 — пружина; 13, 17, 28 — бронзовая втулка; 14 — опора кулака передняя; 16 — кулак разжимной; 17 — сферический подшипник; 18 — задняя опора кулака; 19 — масленка; 20 — регулировочный рычаг; 21 — кронштейн тормозной камеры; 22 — картер моста; 23 — конический редуктор; 24 — сапун; 25 — щит тормоща; 26 — суппорт; 27 — ось колодки; 29 — датчик АБС; 30 — тормозной барабан; 31 — болт; 32 — цапфа; 33 — ступица; 34 — полуось; 35 — ступица ведомой шестерни; 36 — гайка; 37 — ведомая шестерня; 38 — подшипник; 39 — сателлит; 40 — ось сателлита.
Задний ведущий мост (до 2005 года с конической главной передачей, с 2005 — с гипоидной главной передачей) выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста центральным редуктором. Ведущий мост состоит из картера, центрального редуктора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодочных тормозов (на мостах с гипоидной главной передачей механизм блокировки дифференциала не устанавливается.)
Конический редуктор 23 размещен в картере моста 22 с левой стороны. Он состоит из пары конических шестерен 3 и 17 с круговыми зубьями и дифференциала. Угол передачи составляет 90°. Ведущая шестерня 17 установлена в стакане 20 на двух конических роликовых подшипниках 18 и 21, регулировка которых производится с помощью прокладок 1. Момент на шестерню передается через фланец 23. Манжеты 22 предназначены для уплотнения фланца. Ведомая шестерня 3 крепится к чашке дифференциала 5 болтами 9. Штифты 10 предназначены для ограничения деформации опор подшипников дифференциала. Внутри чашек дифференциала 5 и 13 размещается конический дифференциал с двумя полуосевыми шестернями 14 и четырьмя сателлитами 7, вращающимися на шипах крестовины 6. Между сферическими поверхностями сателлитов и чашек дифференицала, а также между торцами полуосевых шестерен и чашками установлены бронзовые шайбы. Чашки дифференциала установлены на конических роликовых подшипниках 4 и 15 в опорах картера 2. Регулировка конических подшипников 4 и 15 осуществляется гайками 8 и 16. Регулировка зацепления конических шестерен 3 и 17 осуществляется изменением толщины прокладок 19 и гайками 8, 16.
Механизм блокировки дифференциала размещен в картере моста 22. При включении механизма воздух под давлением подается в полость А (рисунок ниже) цилиндра 5 и далее по сверлениям к поршню 3. Поршень начинает перемещаться и через подшипник 6 вводит муфту 7 в зацепление с чашкой дифференциала 9. При этом ведомая шестерня конического редуктора жестко соединяется с полуосью 10. После снятия давления возвратная пружина 2 возвращает детали механизма блокировки в исходное положение.
Колесная передача представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. Ведущая шестерня 5 установлена на шлицах полуоси 34. Четыре сателлита 39 на подшипниках 38 установлены в гнезда водила 6. Водило жестко связано со ступицей колеса 33. Ведомая шестерня 37 через ступицу 35 жестко соединена с цапфой 32, от осевого перемещения ступица удерживается гайкой 36. Перемещение полуоси 34 ограничивается сухарем 3 и упором 4.
Ступица заднего колеса 33 установлена на цапфе 32 на роликовых конических подшипниках 8. Регулировка подшипников 8 осуществляется гайкой 36, которая стопорится контргайкой 7. Манжеты 9 не допускают попадания масла из картера моста к колодочным тормозам. Цапфа 32 крепится к картеру моста болтами 31. На болты ступицы 33 установлен тормозной барабан 30. В крышку колесной передачи 2 ввернута контрольная пробка 1 и пробка для слива масла.
Колодочные тормоза размещены между суппортом 26 и тормозным барабаном 30. Колодки 11 устанавливаются на осях 27 в суппорте 26 на бронзовых втулках 28 и прижимаются к профилю разжимного кулака 16 стяжной пружиной 12. Кулак 16 установлен на опорах 14 и 18 на бронзовых втулках 13 и 17. На конце разжимного кулака 16 установлен регулировочный рычаг 20, внутри которого расположен механизм для автоматического поддержания установленного зазора между колодками 11 и тормозным барабаном 30.
Маслоуловитель 10 служит для сбора и отвода наружу по каналу в ступице 33 просочившегося через манжеты 9 масла. Масленка 19 предназначена для подвода смазки к бронзовым втулкам разжимного кулака, для смазки передней опоры 14 разжимного кулака и осей колодок 27 на щите тормоза установлены масленки и сапуны.
-
Механизм блокировки дифференциала ведущего моста с конической передачей
1 — цапфа; 2 — возвратная пружина; 3 — поршень; 4 — крышка; 5 — цилиндр; 6 — подшипник; 7 — муфта; 8 — ступица муфты; 9 — чашка дифференциала; 10 — полуось; 11 — картер моста; А — полость подвода воздуха
-
Конический редуктор ведущего моста с конической передачей
1, 19 — регулировочные прокладки; 2 — картер редуктора; 3 — ведомая шестерня; 4, 15, 18, 21 — подшипники; 5, 13 — чашки дифференциала; 6 — крестовина; 7 — сателлит; 8, 16 — регулировочные гайки; 9 — болт; 10 — штифт; 11 — крышки подшипников; 12 — стопор гайки; 14 — шестерня полуоси; 17 — ведущая шестерня; 20 — стакан подшипников; 22 — манжеты; 23 — фланец; 24 — гайка.
-
Расположение пятна контакта на ведомой шестерне редуктора
-
Регулировка расположения пятна контакта на ведомой шестерне редуктора и бокового зазора в зацеплении
-
Расположение пробок на ведущем мосту
1 — пробка контрольного и заливного отверстия колесного редуктора; 2 — пробка контрольного и заливного отверстия картера; 3 — пробка сливного отверстия картера; 4 — пробка сливного отверстия колесного редуктора; А — линия уровня масла в колесном редукторе.
Https://eltroll2.ru/MAZ_103_M2.php
Мосты МАЗ — обзор характеристик
От надежности и исправности агрегатов зависит безопасность движения. Универсальные конструкции отвечают за проходимость, устойчивость и мощность грузового автомобиля. О том, как ухаживать за мостами на МАЗ, как выбирать конструкции и на какие технические характеристики обращать внимание при покупке, расскажет наша компания.
Рассмотрим конструкции на примере МАЗ 5335 и его модификаций.
Основные характеристики моста представлены в данной таблице.
Рассмотрим подробнее устройство задних мостов на МАЗ. В автотехнике конструкция является ведущей.
Мост включает в себя 2 передачи и редуктор. Крутящий момент разделяется в редукторе благодаря продуманной схеме. Далее момент направляется к колесным передачам.
Получение разных передаточных чисел реализуется через внедрение колесных передач.
Принцип следующий: сначала происходит изменение числа зубьев в шестернях редуктора. Однако при этом сохраняется межцентровое расстояние у шестерен КП.
Именно поэтому задние мосты на МАЗ 5335 используются в различных моделях грузовиков от «Минского автомобильного завода».
Задние мосты по своему устройству не имеют кардинальных отличий.
Обычно МАЗ выпускает мосты с 3 разными общими передаточными числами в зависимости от:
-
Применяемой модели шин, их размера; Общих характеристик КП; Условий использования автомобиля.
Как правило, на грузовиках МАЗ 64227 и его модификаций монтируются 2 ведущих моста (задний и средний). На модели МАЗ 54322 внедряется один ведущий мост – задний.
Для большего срока службы за ведущими узлами необходимо ухаживать, а именно:
Https://mazprice. ru/blog/mosty-maz-obzor-harakteristik/
3.4 Ведущие мосты. Устройство
На МА3-64227 устанавливаются два ведущих моста — средний с проходным валом и задний, а на МАЗ-5335, МАЗ-54322 и все модификации — только задний. Все мосты состоят из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колёс.
Принятая конструктивная и кинематическая схема передачи крутящего момента позволяет разделить его на центральном коническом редукторе, направив к колёсном передачам. Применение колёсных передач позволяет, кроме этого, путём изменения числа зубьев цилиндрических шестерён колёсного редуктора притом же центральном редукторе и сохранении межцентрового расстояния у шестерён центральных передач получить различные передаточные числа, что делает задние мосты пригодными к эксплуатации на различных модификациях автомобилей МАЗ. В зависимости от размерности шин, характеристики коробки передач для конкретных условий эксплуатации,
Завод изготавливает задние мосты с тремя разными общими передаточными числами.
Балка, межколёсный дифференциал и колесная передача среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста. Балка переменного сечения выполнена из двух штампованных половин, сваренных между собой.
Смазка деталей центрального редуктора осуществляется маслом, разбрызгиваемыми зубчатым венцом ведомой конической шестерни. В картере редуктора отлит масляный карман, в который отбрасывается масло, разбрызгиваемое ведомой конической шестернёй, и оседает масло, стекаемое со стенок картера редуктора. Из масляного кармана масло по каналу подводится к картеру подшипников и поступает в зону между подшипниками. Благодаря насосному действию конических роликов они смазываются, перекачивая масло в противоположные стороны: задний подшипник возвращает масло в картер, а передний в сторону фланца карданного вала.
Между фланцем и подшипником установлено резиновое уплотнительное кольцо. Со стороны фланца картер подшипников закрыт литой крышкой, в которой запрессованы два армированных самоподвижных резиновых сальника. Рабочие кромки сальников прижимаются к поверхности фланцев, уплотняя её. Для улучшения смазки деталей дифференциала в правой его чашке сделаны отверстия, в которые вставляются и привариваются штампованные черпаки, захватывающие смазку из картера редуктора и направляющие её в расположенным в чашках деталям дифференциала. Заливная горловина для масла приварена к задней крышке балки моста и закрывается пробкой. Полностью собранный центральный редуктор устанавливается в большое переднее отверстие балки моста и крепится шпильками и гайками к его вертикальной привалочной поверхности, которая уплотняется прокладкой.
Https://vajnovsem. ru/instr-maz/instr-maz29.html
Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.
Описание:
Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 46) передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданный вал к ведущим колесам автомобиля и с помощью дифференциала позволяет ведущим колесам вращаться с разной угловой скоростью.
Принятые конструктивная и кинематическая схемы передачи крутящего момента позволяют разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам, и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от увеличенного момента, который передается при двухступенчатой схеме главной передачи заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора и сохранения межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 47) — одноступенчатый, состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и межколесного дифференциала.
Детали редуктора монтируются в картере 21, изготовленном из ковкого чугуна. Положение картера относительно балки определяется центрирующим буртиком на привалочном фланце картера редуктора и, кроме того, установочными штифтами.
Ведущая коническая шестерня 20, изготовленная как одно целое с валом, крепится не консольно, а имеет, кроме двух передних конических роликовых подшипников 8, еще дополнительную заднюю опору, представляющую собой цилиндрический роликовый подшипник 7.
Конструкция редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с тремя подшипниками является более компактной, при этом значительно снижается максимальная радиальная нагрузка на подшипники по сравнению с консольным креплением, повышается нагрузочная способность подшипников и стабильность регулировки зацепления конических шестерен, что значительно увеличивает их долговечность.
Возможность приближения в этом случае конических роликовых подшипников к зубчатому венцу ведущей конической шестерни уменьшает длину ее хвостовика и позволяет тем самым увеличить расстояние между фланцем редуктора и фланцем коробки передач, что очень важно при небольшой базе автомобиля для лучшего расположения карданного вала.
Наружные кольца конических роликовых подшипников расположены в картере 9 и запрессованы до упора в буртик, сделанный в картере. Фланец картера подшипников шпильками прикреплен к картеру редуктора заднего моста.
Эти подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении пары конических шестерен при передаче крутящего момента.
Https://c-stud. ru/work_html/look_full. html? id=190804&razdel=2126
Конструкции ведущих мостов КамАЗ и МАЗ
Средний ведущий мост Грузовых автомобилей КамАЗ (рисунок 1) имеет конструкцию, аналогичную заднему ведущему мосту. Отличием является наличие в среднем ведущем мосту Блокируемого межосевого дифференциала, картер которого крепится к картеру главной передачи моста.
Межосевой дифференциал конический, симметричный, малого трения; имеет конструкцию, аналогичную межколесному дифференциалу. Межосевой дифференциал состоит из разъемного корпуса, крестовины, четырех сателлитов и двух конических шестерен привода среднего и заднего ведущих мостов.
Рисунок 1 — Задний ведущий мост грузовых автомобилей КамАЗ
1 — шайба; 2 — контргайка; 3 — ступица; 4 — сапун; 5 — ведущий вал; 6, 7, 12 — шестерни; 8 — картер; 9 — балка; 10 — сателлит; 11 — крестовина; 13 — корпус; 14 — полуось; 15 — гайка
Блокировка межосевого Дифференциала осуществляется специальным механизмом, корпус которого укреплен на картере дифференциала.
Привод механизма блокировки дифференциала пневматический, рычаг его управления находится на щитке приборов в кабине водителя.
Ведущий мост МАЗ
К центральной части балки 14 моста прикреплен Картер 10 главной передачи и дифференциала. В полуосевые рукава балки моста запрессованы стальные толстостенные трубы 8, на которых на двух роликовых подшипниках установлены ступицы ведущих колес автомобиля.
Рисунок 1 — Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ
А — продольный разрез; б — редуктор; в — схема; 1 — крышка; 2, 15 — чашки; 3, 6, 11, 13 — шестерни; 4 — сателлит; 5 — ось; 7 — ступица; 8 — труба; 9 — полуось; 10 — картер; 12 — корпус; 14 — балка
Центральная передача выполнена в виде пары конических шестерен со спиральными зубьями и вместе с дифференциалом размещена в литом картере 10. Ведущая коническая шестерня 11 с валом установлена на трех роликовых подшипниках, а ведомая коническая шестерня 13 прикреплена к корпусу 12 дифференциала. Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.
Колесная передача — планетарная и состоит из ведущей (солнечной) шестерни 3, трех сателлитов 4, наружной 2 и внутренней 15 чашек и ведомой (коронной) шестерни 6. Все шестерни колесной передачи цилиндрические, прямозубые.
Передача крутящего момента от полуоси на ступицу колеса осуществляется через солнечную шестерню, сателлиты и коронную шестерню. Крышка 1, коронная шестерня 6 и ступица 7 колеса образуют Вращающийся картер, в который заливают масло смазывания шестерен передачи и подшипников ступицы колеса. Внутренняя полость колесной передачи связана через сапун с окружающей средой.
Https://carspec. info/konstrukcii-vedushhix-mostov-kamaz-i-maz
Задний мост МАЗ 64229-2400012-20
Универсальная конфигурация данного узла позволяет получать необходимые передаточные числа путем внесения минимальных изменений (перерасчет количества зубьев шестерен). Данная особенность обеспечивает возможность применения заднего моста МАЗ на различных автомобилях данного производителя. Исходя из специфики конструкции (модели и размерности шин, характеристик коробки передач и т. д.), а также предполагаемых условий эксплуатации, задний мост МАЗ может иметь одно из трех применяемых сочетаний передаточных чисел. (2,74; 3,11 или 2,9).
Мост
Uo
Редуктор шестерня ведущая и ведомая шестерни главной пары
Z/Z
Дифференциал
Ступица
Тип колеса
Регул. рычаг тормозные колодки
64229-2402010-20 см. 5336-2402010-20
64229-2402020 см. 54323-2402020-01
54323-2402060/017
54323-2403010-10
См. 5336-2403010-10
54323-2403010-10
См. 5336-2403010-10
64226-3502135/136
См. 64226-3501136
54326-3501090/091
6303-2402010-20
6303-2402020-01
5336-2402060/017
543266-3104006
См. 54326-3104006-01
64226-3502135/136
См. 64226-3501136
54326-3501090/091
54321-2402010-20
54321-2402020
54321-2402060/017
54321-2403010-01
См. 5336-2403010-10
64226-3502135/136
См. 64226-3501136
54326-3501090/091
54321-2402010-20
54321-2402020
54321-2402060/017
54321-2403010-10
См. 5336-2403010-10
64226-3502135/136
См. 64226-3501136
54326-3501090/091
Задний мост МАЗ: конструктивные особенности
Конструкция данного узла предназначена для преобразования крутящего момента с карданного вала на крестовину межосевого дифференциала при помощи вала привода мостов. Дифференциал выполняет распределение крутящего момента между задним мостом МАЗ и средней осью. Данный узел оснащается механизмом блокировки с электропневматическим приводом, который при необходимости включается из кабины водителя. Задний мост МАЗ имеет колесную передачу и межколесный дифференциал, аналогичные тем, что используются в конструкции среднего моста.
Центральный редуктор данного узла выполнен в виде межколесного дифференциала и пары шестерен конического профиля со спиралевидными зубьями. Ведущая шестерня комплектуется двумя передними роликовыми подшипниками и имеет дополнительную заднюю опору, предназначенную для снижения радиальной нагрузки на подшипники. Узел оснащается коническим дифференциалом и выполненным из литой стали или чугуна картером.
Https://msk. promindex. ru/catalog/1077977-zadniy-most-maz-64229-2400012-20.html
Задний мост маз схема
Сборочный чертеж заднего моста грузового полноприводного автомобиля МАЗ-6317 (формат А1).
Максимальная передаваемая мощность 425 л. с. Максимальный входной момент 19000 Нм Общее передаточное число 6,59 Диаметр тормозного барабана 420 мм Ширина тормозной накладки 180 мм Допустимая нагрузка 11,5 кН Масса (без масла и тормозных камер) 750 кг Установка АБС – нет Установка централизованной накачки шин (ЦНШ) – да
МАЗ-6317 — бортовой полноприводный грузовик повышенной проходимости.
Задний мост передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданный вал к ведущим колесам автомобиля и с помощью дифференциала позволяет ведущим колесам вращаться с разной угловой скоростью.
Главная передача заднего моста состоит из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.
Для улучшения смазки деталей дифференциала к правой его чашке сделаны отверстия, в которые вставляются и привариваются штампованные черпаки, захватывающие смазку из картера редуктора и направляющие ее к расположенным в чашках деталям дифференциала. Заливная горловина для масла приварена к задней крышке балки моста и закрывается пробкой. Полностью собранный центральный редуктор устанавливается в большое переднее отверстие балки моста и крепится шпильками и гайками к его вертикальной привалочной поверхности, которая уплотняется прокладкой.
Задний мост маз схема
Если колесо плохо вращается или заметен значительный люфт, необходимо выполнить регулировку затяжки подшипника ступицы МАЗ. Для проверки используют домкрат и монтировку.
Поднимают переднюю часть грузовика. Поворотом колеса определяют легкость вращения. Монтировкой выявляют присутствие люфта.
Ремонт ступицы
Подтеки на колесном диске – первый признак неисправности. Поломки возникают по разным причинам:
-
Вышел из строя сальник ступицы МАЗ;
Деформация уплотнительных колец;
Забит сапун;
Возникло образование осевого люфта;
Износились прокладки и пластиковые уплотнители;
Опустился подшипник.
Если вы заметили течь на ступице, то замените сальник ступицы МАЗ. Если подтеки не исчезнут, проверьте состояние уплотнительных колец. Обратите внимание на прокладки между цапфой и чулком, а также под обоймой.
Если замена ступиц и уплотнителей не решила проблему, необходимо прочистить сапун. Загрязненный механизм не позволяет сальнику удерживать масло. В результате на передней ступице образуются подтеки.
Пластиковые уплотнители находятся под кольцом манжеты. Деталь повреждается под воздействием нагрузки.
Регулировка подшипников
При повышенных нагрузках и неправильном монтаже подшипников даже самые прочные ступицы МАЗ могут опуститься. Чтобы наладить работу системы, выполняют регулировку по следующей схеме:
Снимают крышку;
Ослабляют гайки;
Проверяют вращение;
Осматривают сальник на наличие дефектов.
При нормальном вращении и отсутствии люфта ставят замковую шайбу и специальную контргайку. Крепления зажимают.
Задние подшипники современной ступицы МАЗ регулировке не поддаются. Для установки правильного положения выполняют затяжку внутренних колец с помощью контргаек, а также нескольких шайб.
Если при вращении подшипника и сальника задней ступицы МАЗ заметны отклонения, необходимо:
-
Поддомкратить колесо;
Слить смазку;
Выполнить разборку;
Затянуть гайки;
Проверить правильность вращения;
Установить контргайки;
Проверить крепления.
Гайки затягивают так, чтобы колесо как можно туже вращалась от усилия руки. Люфт не должен ощущаться.
Замена сальников
При установке сальников ступицы МАЗ кожух располагают таким образом, чтобы выемки на корпусе совпали с отверстиями на ступице. Кольцо не должно крутиться вместе с деталью. Обратите внимание на резиновые уплотнители. Если стертые прокладки, чтобы предотвратить течь масла.
Для удобной установки ступицы используют лебедку. Выполняют необходимые регулировки и закрепляют деталь. Вставляют сателлиты и шлицы. Закрывают крышку.
При замене сальников ступицы МАЗ используйте герметик для прокладок, обладающий стойкостью и гибкостью. Средство наносят на чистую обезжиренную поверхность равномерным слоем в 3 мм.
Через 10 минут продолжают сборку. В конце ремонтных работ внутрь бортовой ступицы залейте масло.