Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

Датчик температуры охлаждающей жидкости вносит не маловажный вклад в работу двигателя. В статье подробно рассказано о не неисправностях датчика, замене и проверке датчика на Приоре.

Для чего нужен ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости несет не малую роль в работе и управлении двигателем автомобиля. В свою очередь он отвечает за работу вентилятора охлаждения, дает сигналы на его включение для охлаждения двигателя, составляет пропорции топливной смеси в зависимости от температуры ОЖ.

ДТОЖ конструкция и принцип работы

Данный датчик имеет простейшую конструкцию без каких-либо сложных элементов электроники. В качестве исполнительного датчика выступает термо-резистор.

Именно термо-резистор регулирует качество и количество топливной смеси во время пуска двигателя. То есть при запуске в холодное время года двигателю необходимо больше топлива, это заложено в электронный блок управления двигателем (ЭБУ), основываясь на показания ДТОЖ, ЭБУ через форсунки пропускает необходимое количество топлива для нормальной работы двигателя в низких температурных режимах.

Работу датчика можно заметить по повышенным оборотам двигателя после пуска, которые приходят в норму с прогревом до рабочей температуры. Термо-резистор заточен в металлический корпус датчика с резьбой и имеет два вывода под разъем ЭБУ.

Так же на основаниях показаний ДТОЖ, ЭБУ корректирует угол опережения зажигания (УОЗ). Датчик получает питание по одной из клейм от ЭБУ напряжением 5В, вторая же клейма подключена к массе.

Так как датчик напрямую контактирует с охлаждающей жидкостью, оценивает температуру двигателя он непосредственно по температуре ОЖ.

Функции

  • Включение вентилятора охлаждения двигателя;
  • Вынос показаний температуры на приборную панель;
  • Регулирование топливной смеси;
  • Корректировка УОЗ;

Симптомы неисправности

Датчику присуще следующие симптомы неисправности:

  • Пропала динамика автомобиля;
  • Показания температуры перестали отображаться на приборной панели;
  • Автомобиль неустойчиво работает на холостом ходу;
  • Появились рывки при движении на постоянных оборотах;
  • Нет повышенных оборотов при пуске двигателя;
  • Не работает вентилятор охлаждения;

По данным признакам можно предположить, что ДТОЖ вышел из строя или дает неправильные показания.

Где находится

В Приоре ДТОЖ устанавливается в корпусе термостата, под боксом воздушного фильтра. Для того чтобы увидеть датчик необходимо снять бокс.

Проверка ДТОЖ

Датчик температуры является простейшим устройством, поэтому принцип его проверки тоже довольно простой.

Для проверки датчика потребуется мультиметр и градусник.

Проверять датчик необходимо измеряя сопротивление на нем в результате измерения температуры жидкости. ДТОЖ увеличивает свое сопротивление при понижении температуры жидкости.

Для того чтобы проверить его необходимо к концам датчика подключить мультиметр выставленный на показания сопротивления и опустить его в стакан с кипятком. Показания омметра должны соответствовать показаниям температуры. То есть по таблице ищем температуры воды и какое должно быть сопротивление у датчика при такой температуре.

Далее проделываем эту же процедуру с холодной водой и смотрим на показания омметра. На основаниях замера выносим вердикт датчику.

Ниже представлена таблица сопротивления ДТОЖ в зависимости от температуры ОЖ.

Замена датчика своими руками

Замена, не сложный процесс, но имеет свои особенности, которые необходимо соблюдать при работе.

Необходимый инструмент

  • Ключ на «19»
  • Трещотка
  • Головка на «13»
  • Отвертка «+» или «-»

Замена со сливом ОЖ

Внимание:

Замену датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо производить на холодом двигателе.

  • Снимаем минусовую клейму с аккумулятора. Дабы предостеречь себя и автомобиль от короткого замыкания.
  • Снимаем фишку датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
  • Откручивая хомуты на гофре впускного ресивера, снимаем корпус воздушного фильтра вместе с датчиком ДМРВ.
  • Далее необходимо слить охлаждающую жидкость.
  • Ключом на 13 откручиваем пробку слива ОЖ в блоке цилиндров и сливаем ОЖ в тару объемом 10 л.
  • Ключом на «19» откручиваем ДТОЖ из корпуса термостата.
  • Устанавливаем новый ДТОЖ.
  • Собираем все в обратной последовательности.
  • После заливки ОЖ не забудьте проверить ее уровень.

Замена без слива ОЖ

  • Чтобы заменить датчик охлаждающей жидкости без слива ОЖ необходимо подготовить новый датчик, чтобы быстро заменить его.
  • Подбираемся к ДТОЖ и начинаем выкручивать его, предварительно подготовив новый датчик и положив тряпочку под термостат дабы не залить КПП антифризом.
  • Выкручиваем датчик и резко вынимаем его, а отверстие в термостате затыкаем пальцем.
  • Далее берем новый датчик и так же стараемся как можно быстрее вставить его в отверстие в термостате и вкрутить новый датчик на место.
  • После собираем все в обратной последовательности.

Незабываем проверить уровень ОЖ и при необходимости доливаем ее.

ДТОЖ заменен как видите ничего сложно в этом нет.

Видео по замене ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

А вот причина замены, еду себе в пробке, ни кого не трогаю, температура в норме, поглядываю сейчас на нее частенько, после того как сделал Вторую скорость вентилятора охлаждения двигателя перестраиваюсь, смотрю в правое зеркало, потом на приборку, а там! ! ! такое:

машина заведена а вот на не заведенной машине

автоматом подумал, что проблема в этом датчике

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

так как, приборка тестилась и все работало

Подобрал вот такой, от CHEVROLET № 96182634

General Motors 96182634 General Motors 96182634

при замене использовал анаэробный герметик и ключ на 19

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

General Motors 96182634

и быстро вкручиваем новый

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

как итог: не помогло. . . =(

изучаю систему охлаждения, кручу интернет и выясняется, что поменял я датчик включения вентилятора, то есть датчик для блока управления, а под ним (в блоке) есть еще один датчик, для приборки.

Опять изучаю, подбираю и заказываю вот какой Итальянский датчик Facet 7.3000:

Facet 7.3000 Facet 7.3000 Facet 7.3000 Facet 7.3000 Facet 7.3000

а пока он не приехал покупаю и ставлю заводской, оригинальный
здесь уже нужен ключ на 21

Теперь Все работает. . . =)

вот он, уставший датчик:

Через три дня приезжает Итальянский датчик, в этот же день его и ставим, так же используя анаэробный герметик, тут нужен снова, ключ на 19:

Facet 7.3000 Facet 7.3000

вот они, два новых датчика температуры =)

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз

Facet 7.3000

Теперь все суперски =)

Бонусом поменял РХХ, который иногда показывал замыкание на корпус, а вот и он:

Наверняка каждый водитель хотя бы раз видел такую ситуацию: на трассе, либо на городской дороге стоит автомобиль с поднятым капотом из-под которого валит густой пар. Такая проблема достаточно банальна, и встречается в большинстве случаев из-за проблем с датчиком температуры охлаждающей жидкости. В этой статье мы рассмотрим основные принципы работы датчика охлаждающей жидкости и расскажем, как правильно провести его замену своими руками.

На видео рассмотрен процесс замены датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 всего за 5 минут:

Замена датчика температуры

Аналог датчика температуры иностранного производства, цена стартует от 800 рублей

Для того, чтобы заменить датчик температуры не требуется никаких особенных навыков, следует только строго следовать следующей инструкции:

  1. Снимаем «минусовой» провод с аккумуляторной батареи.
  2. Затем сливаем небольшую часть охлаждающей жидкости из радиатора.
  3. Убираем корпус воздушного фильтра для удобства демонтажа.
  4. Далее, снимаем колодку с проводами с датчика температуры.

Обратите внимание на количество следов коррозии.

Новый датчик установлен. Посажен на анаэробный герметик

Перед покупкой нового датчика вам необходимо убедиться в схожести артикулов между старым и новым элементом.

Неисправности датчика температуры

Когда выходит из строя датчик температуры, охлаждающая жидкость превышает свою точку кипения и превращается в пар, происходит перегрев мотора. При этом пар выбрасывается в воздух через все возможные отверстия.

Обратите внимание, что тосол (охлаждающая жидкость – прим.) в системе находится под давлением, и во избежание получения ожогов, пробку расширительного бачка следует открывать очень осторожно. Кстати, многие владельцы ВАЗ-2112 меняют тосол на антифриз, и правильно делают, мы считаем так!

Датчик температуры считается весьма надёжным элементом систем двигателя ВАЗ-2112, однако у него существует пара дефектов, которые при возникновении потребуют замены датчика:

  • Исчез контакт во внутренних компонентах детали.
  • Пробои изоляции прибора.

Принцип работы датчика

Этот прибор является обычным резистором (термистор – прим.) т.е прибором способным менять своё сопротивление в зависимости от температуры которая его окружает.

Датчик вмонтирован в металлический выпускной патрубок системы охлаждения на головке блока цилиндров по которому и протекает тосол.

Предназначение этого датчика заключается в контроле за температурным режимом всей системы охлаждения, и в случае повышения температуры – отправления импульса для запуска системы охлаждения двигателя. Если датчик неисправен, то он вовремя не подаст сигнал, и вентилятор охлаждения двигателя не сработает.

Карбюраторные двигатели, которыми устанавливались на модели ВАЗ-2110, оснащены лишь одним одноконтактным датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), подключённым к указателю, размещённому на панели приборов. Для краткости присвоим ему №1. На моторах, оборудованных системами впрыска, имеется дополнительный датчик, двухконтактный, передающий информацию на электронный блок управления (ЭБУ). Обозначим его №2. Сверяясь с показаниями ДТОЖ №2, ЭБУ корректирует состав топливной смеси и угол опережения зажигания, обеспечивая эффективную работу ДВС.

Устройство

Компактный измерительный прибор размером меньше мизинца, состоит из нескольких частей:

  • Металлического корпуса, постоянно находящегося в контакте с охлаждающей жидкостью (ОЖ) и имеющего грани для захвата рожковым или накидным ключом.
  • Размещённого внутри корпуса резистора, меняющего своё сопротивление в зависимости от температуры.
  • Подключаемого к электропроводке пластмассового разъёма с одним или двумя контактами.

Стоят такая деталь недорого и, при необходимости, её следует менять без промедления.

Принцип работы

В данной статье пойдёт речь о ДТОЖ №2. Его неисправность, даже при условии, что температура ОЖ не выходит за допустимые пределы, нередко становится причиной серьёзных поломок. Принцип работы этого датчика предельно прост:

  • Ток напряжением 5 вольт пропускается через резистор и подаётся на клеммную колодку ЭБУ.
  • В зависимости от температуры охлаждающей жидкости изменяется сопротивление резистора, а вместе с ним и напряжение на выходе.
  • Регистрируя изменение характеристик тока, электронный блок управления корректирует работу различных систем ДВС.

Искажение или полное отсутствие сигнала приводит к появлению серьёзных проблем.

Место расположения

На ВАЗ 2110 имеется два датчика температуры и чтобы обнаружить оба устройства – №1 и 2 – и получить к ним нормальный доступ, следует демонтировать корпус воздушного фильтра. Первый датчик ввёрнут в блок цилиндров. Второй размещён на корпусе термостата в специальном отверстии и вкручивается в него по резьбе, по которому ОЖ поступает к блоку. Перепутать довольно сложно.

Признаки неисправности

Предположить, что с ДТОЖ №2 что-то не так, можно, ориентируясь на характерные признаки:

  • Снижение мощности и ухудшение тяговых характеристик ДВС.
  • Проблемы с запуском мотора, который, даже начав работать, норовит заглохнуть.
  • Увеличенное содержание вредных веществ в отработавших газах (слишком богатая смесь).
  • Детонационные стуки в цилиндрах (слишком бедная смесь).
  • Плавающие обороты холостого хода.
  • Провалы при работе двигателя пол нагрузкой.

В любом случае меры по обнаружению и устранению неисправности следует предпринимать без промедления.

Проверка

Диагностику следует проводить только при наличии навыков обращения с измерительными инструментами. Действуя в строгой последовательности, необходимо:

  1. Убедиться в том, что провода подключены к разъёму.
  2. Произвести визуальный осмотр на предмет обнаружения повреждений датчика и электропроводки.
  3. Отсоединив проводку и включив зажигание, с помощью мультиметра замерить напряжение на токоподводящих клеммах. Оно должно составлять около 5 вольт.
  4. При холодном двигателе замерить сопротивление на клеммах ДТОЖ №2. Если температура окружающего воздуха находится в пределах +23… +25 °C, показания прибора должны быть в районе 2870 Ом.
  5. Подключить датчик, запустив двигатель и дождавшись момента включения вентилятора системы охлаждения, заглушить машину и провести повторные замеры. В этот момент сопротивление должно быть приблизительно 180 Ом.

Если хотя бы один из параметров не соответствует указанным, устройство неисправно и подлежит замене. Однако подобные замеры не дают исчерпывающего представления о состоянии ДТОЖ. Бывает так, что прибор некорректно работает только в определённом температурном диапазоне, например, в пределах +45… +60 °C. Чтобы не терзаться сомнениями, проще заменить недорогую деталь.

Выбор ДТОЖ

При ремонте рекомендуется использовать оригинальные комплектующие или запасные части, изготовленные на предприятиях, имеющих хорошую репутацию. Изделия, изготовленные на головном предприятии АвтоВАЗ, стоят около 400 – 500 рублей и имеют каталожный номер 21120–3851010–00. Последние две цифры могут быть иными при условии, что детали изготовлены заводами-партнёрами, входящими в группу компаний АвтоВАЗ. Среди возможных вариантов замены рекомендуется рассматривать продукцию известных брендов:

  • Vemo V40-72-0322 (900 – 1100 р.).
  • Hella 6PT 009 107-271 (800 – 950 р.).
  • Facet 7.3098 (700 – 800 р.).
  • Vernet WS2586 (400 – 500 р.).

В продаже имеются запасные части на любой вкус и кошелёк.

Замена

Работы по снятию/установке датчика охлаждающей жидкости выполняются на полностью остывшем двигателе. Будет необходимо:

  1. Отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Демонтировать корпус воздушного фильтра.
  3. Открыть крышку расширительного бачка.
  4. Подставить под место крепления ДТОЖ подходящую по размерам ёмкость для сбора антифриза.
  5. Отсоединить разъём электропроводки. Рожковым ключом на 19 отвернуть датчик.
  6. Очистить резьбу от грязи с помощью чистой ветоши (при необходимости).
  7. Завернуть на место новую деталь.
  8. Подключить провода.
  9. Убрать ёмкость с антифризом.
  10. Вернуть на место корпус воздушного фильтра.
  11. Подсоединить снятую клемму к аккумулятору.
  12. Долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок (в случае, когда в этом возникнет необходимость).

После этого нужно завести мотор и, дав ему поработать на холостых оборотах, дождаться момента включения вентилятора, после чего проверить уровень ОЖ и при необходимости ее нужно долить. Если всё сделаете правильно, неисправности исчезнут без следа!

Замена ДТОЖ за 5 минут

Добро пожаловать!
Датчик температуры охлаждающей жидкости – он работает следующим образом, его кончик находиться в охлаждающей жидкости так как он ввёрнут во внутрь термостата и ещё во внутрь головки цилиндров (Температурных датчика всего два, по мере прочтения статьи вы всё поймёте), когда жидкость нагревается у него (У датчика) падает сопротивление (Чем сильнее нагрет датчик, тем ниже у него сопротивление) и тем самым указатель температуры жидкости даёт показания вам о том что мол температура растёт, в случае если же датчик холодный (Жидкость в двигателе холодная) то сопротивление у него больше и тем самым стрелка температуры лежит и не поднимается, по мере нагревания температуры и сам датчик нагревается и дает показания в связи с которыми стрелка поднимается, вот поэтому когда находиться воздух в системе охлаждения, показания в основном бывают неверными (Потому что воздух датчик не нагревает и температура двигателя может быть большая, а стрелка будет в этот момент показывать только ещё норму), если вы решите узнать есть ли у вас в воздух в системе охлаждения и как его оттуда выгнать (Воздуха категорически быть не должно), то в таком случае ознакомьтесь со статьёй под названием: «Как удалить воздушную пробку на автомобилях ВАЗ»!

Примечание!
Для замены датчика вам нужно будет слить жидкость из радиатора, а иначе когда вы его выкрутите (Он же в охлаждающей жидкости находиться) то вся жидкость вытечет наружу, но есть один способ благодаря которому можно заменить этот датчик не сливая при этом жидкость, но для осуществления этого способа нужен будет второй датчик (Мы вас с этим способом по мере прочтения статьи ещё ознакомим), так вот для замены датчика запаситесь: Набором ключей в который будет входить гаечный ключ где то «на 19», а так же (На ваше усмотрение) можете запастись хорошим герметиком потому что бывает после установке нового датчика и при заливки жидкости, из того места где установлен датчик начинает вытекать по не многу жидкость и в связи с этим его приходиться опять снимать или же как то по другому устранять данную течь!

Краткое содержание:

Когда нужно менять датчик температуры охлаждающей жидкости?
Данный датчик выполняет две роли, во-первых показания температуры жидкости даёт, а во-вторых он ещё включает вентилятор когда автомобиль нагревается сильно, поэтому если вентилятор у вас перестал включаться, указатель температуры лежит и не поднимается, то рекомендуем вам снять и проверить датчик (О том как его проверить мы уже описали, по мере прочтения статьи вы с этим столкнётесь), кроме того благодаря контроллеру происходит считывание показания температуры и чтобы к примеру машина быстрее завелась в мороз топливо воздушную смесь нужно за богатить чтобы устойчиво машина прогревалась, но а если датчик вышел из строя то смесь у вас будет постоянно богатая, что при холодном, что при горячем двигателе, потому что контроллер попросту понимать этого не будет и будет считать что двигатель холодный, а богатая смесь приводит к следующему, повышается расход бензина ну и выбросы в атмосферу станут гораздо ядовитыми так как топливо замешивается больше чем это надо и ещё обороты у вас повысятся так как контроллер будет постоянно думать то что двигатель холодный.

Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

Снятие:
1) В начале посмотрите какие детали вам мешают подлезть к данному датчику, вот к примеру корпус воздухофильтра мешает, подумайте снимать его или нет, о том как снять читайте в статье: «Замена корпуса воздухофильтра на ВАЗ».

2) Идём дальше, помните мы вам говорили что жидкость нужно будет сливать из системы охлаждения, так вот воспользуйтесь статьёй под названием: «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле», там объясняется как слить эту жидкость, но можно и без сливая датчик заменить, просто двигатель немного в жидкости испачкаете, в общём делайте всё на своё усмотрение оба способа помогут вам нормально заменить какой либо из двух датчиков на автомобиле.

Примечание!
Если же вы решили не снимать жидкость и прямо так датчик заменить, то первым делом возьмите в руки второй датчик и по не многу выворачивайте старый, когда его можно уже будет крутить рукой уберите гаечный ключ в сторонку и рукой датчик начните выкручивать, делайте медленно и при выкручивании датчик прижимайте к отверстию вить если вы его назад будете тянуть то не поймёте во-первых когда он выкрутиться да и во-вторых жидкость начнёт по не многу выливаться через грани датчика, поэтому выкручивайте и прижимайте хорошенько его, как только поняли что всё датчик выкручен, быстро вынимайте его и на его место новый датчик вставляйте, жидкости выльется совсем немного если вы не замешкаетесь и сделаете всё правильно, ну и в завершение закрутите новый датчик до упора и проверяйте его работоспособность, заведя для этого двигатель и наглядно посмотрев пропали ли все симптомы неисправности или же нет!

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости:

Проверяются датчики как мы уже сказали идентично, просто у них показания немного разные будут, для проверки ёмкость какую либо подыщите (Стакан удобно кстати или прямо чайник можно использовать) и её нагрейте до определённой температуры (Температура до которой можно нагревать ёмкость, показана на показаниях ниже, к примеру прогрейте её до 100 градусов и термометром это проверьте, опустите датчик в нагретую воду но только именно ту часть которая в отверстия в двигателе у вас завернута была, контактами датчик опускать в воду не нужно) и после этого подсоедините к датчику провода и проверьте его при помощи омметра на сопротивление.

Примечание!
Более подробно о том как проверить датчик, смотрите в ролике ниже!

Дополнительный видео-ролик:
С ещё одной заменой датчиков вы сможете ознакомиться в ролике ниже, в котором про оба датчика подробно объясняется, а так же объясняется как их можно проверить на исправность.

Добро пожаловать!
Датчик температуры охлаждающей жидкости – благодаря нему вы узнаёте какую температуру имеет охлаждающая жидкости которая находиться в двигателе вашего автомобиля, а узнаёте вы это посредством того что смотрите на приборную панель на которой есть отдельная индикаторная шкала которая показывает температуру самой жидкости, некоторые люди эту шкалу ещё называют «шкала температуры двигателя», но на самом деле это не совсем так, потому что датчик считывает лишь нагревание самой жидкости а не всего двигателя в целом, но со временем этот датчик выходит из строя и если автомобиль инжекторного типа то он машина начинает выбрасывать в атмосферу гораздо больше вредных веществ и расход топлива у неё тоже увеличивается, почему увеличиться расход и вредные вещества будут большей выбрасываться в атмосферу, спросите вы?

Всё дело в том, что данный датчик на инжекторных автомобилях, кроме того чтобы просто показывать температуру охлаждающей жидкости, ещё и в добавок делает смесь беднее и богаче, то есть если двигатель у вас ещё холодный то датчик это определяет и посылает информацию на сами мозги, которые и настраивают автомобиль увеличивая чуть-чуть его обороты чтобы он просто быстрее нагрелся, а когда двигатель прогревается то этот же самый датчик сообщает на мозги, как бы двигатель прогрелся обороты можно чуть убавить, а после того как обороты будут убавлены то сама смесь чуть обеднится и как уже было сказано чуть ранее, выхлоп станет чище из-за того что смесь будет более бедная. (О том что такое бедная и богатая смесь, более подробно смотрите в статье под названием: «Что такое бедная и богатая смесь»)

Примечание!
Для того чтобы произвести замену датчика температуры жидкости, вам нужно будет запастись следующими инструментами: Во-первых вам нужно будет взять с собой торцевой ключ на очень большой размер где то 21, либо же если нет такого ключа то возьмите глубокую накидную головку с удлинителем который будет идти с ней, либо же просто возьмите самый обычный гаечный ключ для того чтобы вывернуть сам датчик и ещё вам нужно будет запастись небольшой ёмкостью, для того чтобы вы могли слить в неё часть охлаждающей жидкости которая выльется из головки блока во время замены!

Когда нужно менять датчик охлаждающей жидкости?
Он заменяется как уже было сказано ранее, в том случае если он начал давать неверные показания, на карбюраторных двигателях особой роли данный датчик не играет, а вот уже на инжекторе мозгам будет подаваться совершенно неверная информация в связи с которой работать автомобиль начнёт неправильно, вот к примеру если у вас двигатель будет холодный а датчик в это время будет показывать то что двигатель уже прогрелся, то прогревать его вы будете дольше в холодную погоду так как двигатель будет работать в якобы прогретом режиме при этом обороты повышаться не будут, а зачем им повышаться то если датчик показывает то что двигатель прогрет, сам контроллер не может же понять то что двигатель ещё холодный, так как он получает информацию только с датчиком и всё.

Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Прежде чем начать замену, обязательно помните то что заменять данный датчик нужно только на холодном двигателе, так как после того как вы его извлечёте из того самого отверстия, то из этого отверстия сразу же потечёт охлаждающая жидкость, а если двигатель будет очень горячий (При горячем двигателе давление в системе очень сильно возрастает), то из этого отверстия не потечёт охлаждающая жидкость, а просто выплеснется под очень сильным напором да и ещё будет она при этом очень горячая и если она вдруг попадёт на вас, то возможно нанесёт ожоги поэтому с температурой данной жидкости будьте очень аккуратны!

Да ещё кой что перед покупкой какого либо датчика просмотрите на старом вашем датчике маркировку которая на нём нанесена и уже по ней покупайте новый датчик, потому что они должны будут обязательно сходиться между собой и да к слову, на большинстве автомобилей классического производства применяется датчик температуры охлаждающей жидкости типа ТМ 106, поэтому учтите это тоже перед покупкой!

Перед тем как вы приступите к работе, обесточьте так же аккумуляторную батарею чтобы на 100% обезопасить провода от короткого замыкания, а то если на них попадёт влага тогда они у вас могут сгореть поэтому будьте более аккуратны! (Более подробно о том как обесточит аккумулятор, см. в статье: «Замена аккумулятора» в пункте 1)

Снятие:
1) В самом начале операции снимите защитный чехол с датчика и отсоедините провод который к нему ещё подсоединяется, после чего взяв в руки гаечный ключ, либо же торцевой ключ, либо же головку и отверните с их помощью сам датчик за резьбовую гайку которая идёт как одно целое вместе с датчиком.

2) Затем когда датчик уже будет почти отвёрнут, отложите все инструменты в сторонку и при помощи одно руки понемногу начните выворачивать датчик, а когда датчик уже вот вот отвёрнётся, то возьмите в руки либо просто новый датчик, либо же просто заткнёте отверстие рукой чтобы не вытекала жидкость, после того как вы примете решение проделайте следующие, выворачивайте значит полностью сам датчик и после того как он будет вывернут резко убирайте его и на его место можете сразу же поставить новый, либо же просто заткнуть отверстие рукой.

Примечание!
Если вы хотите чтобы из данного отверстия не полилась охлаждающая жидкость, то в таком случае слейте её из системы до такого уровня, чтобы она была ниже этого датчика и соответственно ниже самого отверстия! (О том как слить жидкость, см. в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ»)

Установка:
Устанавливается новый датчик на своё место в обратном порядке снятию, по необходимо добавьте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

Примечание!
Если вам нужно будет вдруг проверить работает ли у вас старый датчик либо же нет, тогда перейдите по ссылке которая будет указана чуть позже и там будет интересная статья, в которой подробно описано как проверяется датчик температуры охлаждающей жидкости на работоспособность! (О том как проверить датчик, см. в статье: «Проверка датчиков приборов»)

По его показаниям блок управления (ЭБУ) определяет тепловое состояние двигателя и рассчитывает необходимое количество топливной смеси для впрыска и обеспечения нормальной работы двигателя на разных режимах.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 21083, 21093, 21099, инжектор

1. Расположение датчика температуры.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 (1,5 л) датчик устанавливается в выпускной патрубок охлаждающей жидкости между термостатом и головкой блока.

2. Устройство ДТОЖ.

Он представляет собой термистор – резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого изменяется при увеличении, либо уменьшении температуры. При нагреве сопротивление уменьшается, при охлаждении увеличивается. Например, при плюс 100 гр. – сопротивление 180 Ом, при минус 40 – сопротивление 100700 Ом. С одной стороны датчика находятся два контакта с другой (находящейся в потоке охлаждающей жидкости) чувствительный элемент.

3. Принцип действия ДТОЖ ВАЗ 21083i, 21093i, 21099i.

После поворота ключа в замке зажигания блок управления подает напряжение на ДТОЖ через резистор с постоянным сопротивлением, находящийся внутри блока. Так как датчик температуры является термистором, то подаваемое с ЭБУ напряжение им будет сразу же изменено в зависимости температуры охлаждающей жидкости. По падению напряжения блок управления рассчитывает температуру двигателя и соответственно объем топлива для впрыска. Падение напряжения будет высоким на холодном двигателе (топлива впрыскивается больше) и небольшим на прогретом (топлива впрыскивается меньше). По мере прогрева двигателя, объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уменьшается.

Помимо пуска по показаниям датчика температуры блок управления корректирует работу двигателя на холостом ходу, принимает решение об обогащении топливной смеси на режимах средних и больших нагрузок, изменяет в ту или иную сторону угол опережения зажигания, включает и выключает вентилятор системы охлаждения.

4. Неисправности ДТОЖ.

Выход из стоя датчика температуры не дает ЭБУ правильно рассчитать количество топлива необходимого двигателю в данный момент, а это в свою очередь приводит к невозможности запуска двигателя, особенно в холодную погоду, перебоям в его работе на ХХ и в движении, повышенному расходу топлива. Помимо этого неисправность ДТОЖ может являться одной из причин перегрева двигателя (несвоевременного включения вентилятора системы охлаждения) или наоборот, его длительного прогрева.

В ряде случаев при возникновении неисправности датчика температуры система управления двигателем переходит на резервный режим работы. В этом случае, при запуске, ЭБУ считает температуру двигателя равной нулю, расчет зависимости объема впрыскиваемого топлива от прогрева двигателя будет проводиться по времени его работы, а не по показаниям датчика температуры, вентилятор системы охлаждения будет постоянно включен. Загорается лампочка Check Engine на панели приборов, и система самодиагностики запишет код ошибки в память блока управления.

Менять датчик на новый сразу не стоит, необходимо в первую очередь проверить разъем подключения датчика и ведущие к нему провода. При возникновении неисправности в пути можно снять разъем с датчика и доехать до места ремонта на резервном режиме работы ЭСУД. Так же, если двигатель автомобиля плохо запускается, либо не запускается вовсе при низкой температуре, можно снять фишку с датчика, и двигатель запустится.

5. Применяемость ДТОЖ.

ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 – ДТОЖ 2112-3851010 (23.3828).

Примечания и дополнения

— Резистор – элемент электрической цепи, обладающий сопротивлением. Они позволяют контролировать и регулировать напряжение и силу проходящего через них электрического тока. Единица измерения сопротивления – Ом.

— Помимо датчика температуры охлаждающей жидкости на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 имеется датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, который предназначен для вывода информации на щиток приборов о температуре двигателя. Это два совершенно разных датчика с разными функциями.

Это датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ 106.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Место установки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными или инжекторным двигателями он ввернут в торец блока цилиндров, над картером коробки передач. К нему идет всего один провод («минусовой»).

2. Устройство датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ 106 имеет латунный корпус с гайкой под ключ на «21». Резьбовая часть корпуса выполнена в виде конуса, для уплотнения и герметизации датчика в посадочном отверстии. На дне корпуса датчика (омываемого ОЖ) установлена «таблетка» полупроводникового терморезистора. Она прижата токоведущей пружиной. Пружина одним концом упирается в полупроводник другим в контактную часть датчика с выводом под провод. Пружина изолирована от стенок датчика.

3. Принцип действия датчика указателя температуры.

Принцип действия датчика указателя температуры основан на работе установленного в нем полупроводникового терморезистора. Когда температура ОЖ низкая – сопротивление терморезистора высокое – ток, протекающий через датчик небольшой — стрелка указателя температуры в щитке приборов отклонена влево. По мере прогрева жидкости сопротивление терморезистора падает – сила тока увеличивается — стрелка на указателе температуры поднимается.

4. Применяемость датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными и инжекторным двигателем, автомобили 10-го семейства, Самара-2 (2113, 2114, 2115) и пр.

5. Неисправности датчика указателя температуры.

При возникновении проблем с датчиком указателя температуры сам указатель в щитке приборов начинает показывать неверную информацию. Необходимо определить конкретную причину: неисправен датчик или указатель. Для этого включаем зажигание, снимаем провод с датчика и касаемся им «массы». Если датчик неисправен, стрелка указателя переместится влево к началу шкалы. Если стрелка неподвижна, необходимо для начала проверить электрическую цепь указателя температуры ОЖ или заменить его исправным.

6. Характеристики датчика ТМ 106.

Пределы измерения температуры: 45-140º

Номинальное напряжение: 12 В

Сила тока: 0,25 А

Чувствительный элемент: терморезистор

7. Схема подключения датчика ТМ 106.

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 имеется еще один датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Он устанавливается в патрубок, идущий от термостата к двигателю. По его показаниям блок управления ЭСУД определяет температуру ОЖ в системе охлаждения. Это один из параметров, по которому блок управления рассчитывает величину впрыска, угол опережения зажигания, напряжение в системе зажигания.

— В системе охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик – датчик включения вентилятора системы охлаждения двигателя. Он расположен на правом бачке радиатора, по его сигналу включается вентилятор на радиаторе. В системе охлаждения инжекторного двигателя такой датчик отсутствует. Там включением вентилятора ведает блок управления по сигналу с ДТОЖ.