Дистиллированная вода для аккумулятора

Автомобильные аккумуляторы имеют достаточно простую конструкцию, что позволяет им прослужить долго. Многие водители знают, что если аккумулятор вышел из строя, его можно восстановить, долив дистиллированную воду в электролит. В специализированном автомобильном магазине найти дистиллированную воду несложно, но далеко не всегда такой магазин расположен поблизости. Сделать дистиллированную воду, которая подойдет для использования в автомобильном аккумуляторе, можно самостоятельно в домашних условиях.

Что такое дистиллированная вода

Обычная вода из под крана (даже если она кипяченная) содержит в себе большое количество всевозможных примесей, из-за чего она не может быть использована в аккумуляторе. Соли, минералы, металлы и прочее негативно скажется на пластинах аккумулятора, что приведет к его выходу из строя. Именно поэтому необходимо использовать дистиллированную воду, в которой отсутствует большая часть вредных примесей.

Обратите внимание: Помимо дистиллированной воды, можно также в продаже найти бидистиллят. В отличие от дистиллята, данная вода очищена особым образом дважды. Такая вода чаще всего используется в медицине и при химических экспериментах. Ее можно применять для аккумуляторной батареи, но это экономически не выгодно, поскольку бидистиллят стоит значительно дороже.

Как сделать дистиллированную воду в домашних условиях

Школьный курс физики учит, что вода может быть представлена в трех состояниях – пар (газообразное), жидкое и твердое (снег или лед). Чистой водой без примесей является пар, поскольку металлы, соли, минералы и прочие примеси не испаряются и оседают на дне сосуда, с которого происходит испарение. Из этого можно сделать вывод, что для получения дистиллированной воды, нужно испарить обычную воду, собрать образовавшийся пар и перевести его в жидкое состояние. Сделать это можно без труда в домашних условиях, и сейчас мы рассмотрим пошаговую инструкцию:

  1. Первым делом потребуется подготовить тару. Потребуется для сбора жидкости одна большая тара и несколько стаканов (лучше 4-5 штук). Также потребуется чайник для плиты, из которого и будет происходить испарение воды;
  2. Подготовка тары сводится к ее мытью. Нужно вымыть все стаканы под обычной водопроводной водой.

Может возникнуть вопрос, зачем нужно 4 стакана. Дело в том, что пар из чайника идет горячий. Соответственно, со временем стакан, который находится в руках, будет нагреваться. Чем более теплый стакан – тем сложнее его держать, кроме того, процесс конденсации будет идти хуже.

Важно: Подобным образом можно собрать около 500 мл дистиллированной воды за час.

Как проверить дистиллированную воду

Дистиллированная вода, в отличие от обычной водопроводной, не содержат всевозможных примесей. Соответственно, она не должна проводить ток (вернее, ток проводится минимальной в дистиллированной воде). Из этого можно сделать вывод, что проверить дистиллированную воду можно, если пустить по ней ток и посмотреть за результатом.

Простым способом проверки является использование лампочки. Способ состоит в следующем:

Аккумулятор отвечает за электрооборудование в машине, поэтому важно поддерживать его в рабочем состоянии. Он работает от электрохимической реакции окисления свинца в растворе серной кислоты. А раствор серной кислоты включает в себя дистиллированную воду.

Почему именно дистиллированная

Вода из-под крана содержит соли, щелочь и другие вещества. Дистиллированная вода состоит только из молекул водорода и кислорода. Только такой состав воды имеет необходимую для электролита плотность и никак не вредит аккумулятору.

Состав электролита

Электролит состоит из 35% серной кислоты и 65% воды. Если доля кислоты будет больше, свинцовые пластины постепенно расплавятся. Такая реакция приведет в негодность аккумулятор и весь автомобиль. А если серной кислоты недостаточно, то реакция окисления не произойдет, машина не заведется, а вы будете пытаться устранить эту проблему.

Заливать в аккумулятор уже готовый электролит нежелательно, если только не хотите сдать свой автомобиль на утилизацию. Если наполнять АКБ уже готовым электролитом, то доля серной кислоты увеличится и пластины начнут плавиться.

Советы

Объем воды зависит от емкости аккумулятора. Логично, что чем больше аккумулятор, тем большее количество воды вам потребуется. Для удобства возите в машине литровую бутылку дистиллированной воды. Ее хватит на пару месяцев.

Если аккумулятор необслуживаемый, закрытого типа, то расход воды будет минимальным. Такой АКБ уверенно работает без заливания дистиллята несколько лет. А в случае, если аккумулятор обслуживаемый, рекомендуется регулярно следить за его состоянием.

Дистиллированная вода для аккумулятора

Электролит представляет собой жидкость состоящую из серной кислоты и дистиллированной воды. В некоторых ситуациях уровень электролита в аккумуляторе падает и требуется его нормализовать. В зависимости от причин снижения уровня в батарею доливают либо электролит, либо дистиллированную воду. Как же узнать, что именно залить в АКБ?

В аккумулятор доливают электролит, если падение его уровня вызвано повреждением корпуса, либо вытеканием при наклоне. В аккумулятор доливают дистиллированную воду в тех случаях, когда произошло ее выкипание (испарение), т.к. выкипает именно вода, а не серная кислота.

Как доливать дистиллированную воду
Для доливки воды требуется именно дистиллированная вода. Сырая вода из под крана, либо кипяченная не подходит, т.к. содержит в себе примеси, которые негативно сказываются на протекании химических процессов и даже способны ухудшить состояние батареи, т.к. примеси оседают на элементах батареи. Кипячение не удаляет из воды жесткие примеси, соли и металлы, кипячением можно только убить бактерии и микробов в воде.

Марка дистиллированной воды, которую будете заливать, значения не имеет. У батареи выкручиваются пробки и аккуратно доливается вода до уровня, который нанесен на моноблоке. Если моноблок не прозрачный, то доливают столько воды, чтобы скрыть электроды полностью, а запас воды сверху составлял не менее 1 см.

После процедуры доливки воды, батарею рекомендуется зарядить на зарядном устройстве. Полностью заряженная батарея будет иметь плотность 1,26-1,28. Если плотность значительно отличается, то что-то пошло не так и вам лучше обратиться к специалистам.

Как доливать воду в необслуживаемый аккумулятор без доступа к банкамдоливка воды в аккумулятор
На практике без доступа в банки делают необслуживаемые аккумуляторы по кальциевой технологии, т.е. которые не требуют доливки жидкости на протяжении всего срока службы. Но случается, что при перезаряде выкипание все же происходит. Если доступа в аккумулятор нет, а долить жидкость нужно, то придется помучатся. Рекомендуется высверлить в крышке АКБ небольшие отверстия 2-4 мм. и в них шприцом аккуратно долить дистиллированную воду.


Что будет, если вместо воды долить электролит
Если в батарею требуется долить дистиллированную воду, а вы дольете электролит, то после зарядки батареи его плотность превысит 1,30 и содержание серной кислоты станет запредельным. Это приведет к ускоренной сульфатации пластин батареи и выходу его из строя. Аккумуляторы с повышенной плотностью существуют и используются на крайнем севере, чтобы в батареи не образовывался лед, но при этом сам аккумулятор в таком состоянии способен отработать не более 1 года.

Как доливать электролит в аккумулятор
Перед тем, как электролит в аккумулятор заливать, его требуется сначала приготовить. В батарею можно доливать только электролит плотностью 1,26-1,29. Корректирующий электролит плотностью 1,40 можно доливать лишь в том случае, когда залили дистиллированной воды больше, чем этого требовалось и плотность даже после зарядки не поднялась для рекомендованного значения. В продаже можно найти готовый электролит, который можно сразу доливать в банки батареи. Корректирующий электролит придется разбавлять дистиллированной водой. Здесь нужно быть предельно внимательный и соблюдать строгие правила техники безопасности. Есть один серьезный нюанс – электролит (серная кислота) тяжелее воды, поэтому воду доливают в электролит, а не наоборот. В противном случае процесс разбавления будет сопровождаться брызгами, которые могут попасть на оголенные участки кожи.

Замена электролита в аккумуляторе
Замена электролита в аккумуляторе – процедура не только бесполезная, но и наоборот вредная. Срок службы аккумулятора подходит к концу в основном из-за оплывания активной массы – она с пластин осыпается на дно аккумулятора в виде шлама. От этого электролит темнеет, а аккумулятор теряет емкость. Темные электролит — это следствие оплывания активной массы, а не причина выхода его из строя. Смена электролита не вернет аккумулятору емкость, но при этом способна убить батарею.

Дело в том, что шлам скапливается на дне моноблока, а при опрокидывании его для сливания электролита шлам перемещается на внутреннюю часть крышки батареи и в следствии попадает на оголенные элементы электродов, которые сверху не защищены сепараторами-изоляторами. В итоге происходит замыкание в одной или нескольких банках аккумулятора.

Автовладельцы прекрасно знают, что в аккумуляторы необходимо доливать дистиллированную воду, которая не содержит в себе органических веществ и минеральных солей.

Именно такая жидкость способна отвечать за поддержание химического состава электролита на необходимом уровне. И тогда ваш аккумулятор будет работать долго и качественно.

Важно помнить, что в батареи категорически запрещается вливать просто очищенную воду, пусть даже из фильтра или после кипячения. Такая вода все равно содержит тяжелые металлы и другие вещества, которые сокращают срок службы аккумуляторов.

Как же добыть дистиллированную воду?

Конечно, проще всего купить ее в специализированном магазине или автозаправочной станции. Но, если у вас нет такой возможности, то подойдут общедоступные методы.

Закройте емкость крышкой и поставьте на огонь. По мере нагревания в таре, установленной в эмалированной посуде, начнет собираться конденсат. Именно эта жидкость и является дистиллированной.

Если вы не хотите долго возиться с различными емкостями, то воспользуйтесь обыкновенной пластиковой бутылкой. Налейте в нее отстоявшуюся воду и поместите в морозильную камеру.

Через некоторое время часть воды замерзнет. Незамерзшую жидкость вылейте, потому что в ней содержатся примеси и соли, а лед растопите при комнатной температуре. Это и есть дистиллированная вода.

Можно также собрать дождевые капли, так как они являются природным дистиллятом. Но помните, что не стоит делать это в крупном городе или возле промышленного предприятия.

Лучше всего собирать дождь за городом в чистой местности. При этом такая вода не подойдет для использования в аккумуляторах, потому что в ней будут содержаться кислоты. Точно также можно собрать и свежевыпавший снег.

Как залить воду в аккумулятор?

Батарея должна быть чистой и размещена горизонтально. Если этого не совершить, то воды будет либо мало, либо слишком много. Обработайте тряпку содой и тщательно протрите горловины банок.

Это нужно для того, чтобы нейтрализовать серный раствор, который выработался во время зарядки. Наденьте перчатки и открутите крышки.

Смотрите, чтобы электролит не попал вам на кожу. Чтобы залить воду лучше воспользоваться резиновой грушей.

Помните, что жидкость должна закрывать пластины на один сантиметр. Если налили больше, удалите лишнее при помощи той же груши. Закрутите крышки. Заряжать батарею можно лишь через несколько часов.

В новые аккумуляторы наливать воду несложно – на них есть отметки уровня воды. Вот старые агрегаты требуют особой техники. Следите за тем, чтобы электролит был выше пластин на сантиметр.

Помните, что перед тем, как доливать жидкость, аккумуляторная батарея должна простоять какое-то время.

Именно это позволит избежать закипания и не приведет к поломке батареи. Еще можете использовать деионизированную воду – она более чистая.

Владельцам обслуживаемых автоаккумуляторов необходимо регулярно следить за уровнем в них электролита и в случае необходимости — доливать очищенную от минералов и органических добавок чистую H2O. Такая вода называется дистиллированной и является важной составляющей внутриаккумуляторной жидкости. Ее задача — поддерживать химический состав электролита на оптимальном уровне, тем самым гарантируя качественную работу аккумулятора.

Прежде чем выяснить, как правильно заливать очищенную жидкость в батарею, важно запомнить, что водопроводную или кипяченую воду использовать с этой целью запрещается. В них содержится очень много посторонних примесей (железа, кальция, магния, хлора), которые в процессе зарядки оседают на металлических пластинах батареи. Такая «накипь» приводит к уменьшению емкости аккумулятора и разрушению его пластин. При этом изменяется плотность электролита в АКБ.

Где можно достать дистиллированную воду

Первый метод – выпаривание. Для него вам понадобится большая кастрюля, которая плотно закрывается крышкой, емкость из стекла и металлическая решетка. В кастрюлю помещается решетка, а затем она наполовину заполняется обычной водой. Емкость из стекла устанавливается на решетку таким образом, чтобы ее горлышко поднималось над водой. Кастрюля плотно закрывается крышкой и ставится на газ. Сверху на нее укладывается лед. Вода закипает, конденсируется на охлажденной крышке и собирается в стеклянную тару.

Второй способ – замораживание. Для этого проточная вода заливается в пластиковую бутылку и помещается в морозилку. После того, как половина жидкости превратится в лед, из бутылки сливается незамерзшая вода, а оставшийся лед растапливается. Это и есть дистиллят.

И самый простой способ — собрать дождевую воду, являющуюся природным дистиллятом. Правда, в крупных городах она имеет слишком большой процент кислотных примесей, что делает ее непригодной для применения в аккумуляторной батарее.

Правильно заливаем дистиллированную воду в машинный аккумулятор

1. Разместите батарею строго горизонтально. В противном случае вы либо перельете воду, либо не дольете вследствие того, что в банках будет разный уровень жидкости.

2. Протрите поверхность батареи по краям пробок, чтобы очистить ее от грязи.

3. Смочите тряпку в содовом растворе и протрите ею горловины банок, чтобы нейтрализовать серную кислоту, скопившуюся там в процессе зарядки.

4. Открутите крышки, стараясь не допустить попадания электролита на руки (лучше одеть перчатки).

5. Наберите в небольшую резиновую грушу очищенную воду и осторожно залейте ее в каждую банку.

6. Осмотрите уровень электролита в банках — аккумуляторная жидкость должна быть выше верхнего края пластин на 1 см.

7. Лишнюю жидкость просто отберите грушей в нужном объеме.

8. Закрутите крышки.

9. Поставьте батарею на зарядку не раньше, чем через 3-4 часа.

Какое количество дистиллированной воды нужно доливать

И еще несколько важных моментов: не доливайте воду в автомобильный автономный источник питания, если вы только что выключили мотор. Аккумулятор должен постоять несколько часов перед тем, как его можно открывать. Точно также нельзя сразу же после доливки дистиллированной воды в батарею включать ДВС. Аккумулятор должен постоять хотя бы несколько часов, в противном случае он может закипеть.

Отличной альтернативой дистилляту является вода деионизированная . Она более чистая, чем дистиллированная, точнее – в 100 раз и также может быть использована для налива в аккумулятор.

В любом специальном магазине (автозапчастей, автозаправочные, хозяйственные) можно приобрести дистиллированную воду (для двигателей и аккумуляторных батарей). Но бывает, что не всегда есть возможность купить её в магазине. Такую воду можно также самим приготовить дома.

Разница дистиллированной воды и обычной

В водопроводной воде очень много разных осадков – магний, фосфор, хлор и другие. Использование такой жидкости может стать причиной замыкания. Дистиллированная жидкость очищается особым образом, поэтому в ней нет лишних примесей. Можно встретить также бидистиллят. Фильтруется тем же методом, что и дистиллированная, но два раза. Подходит и для аккумулятора, но не дешёвая. Если использовать не дистиллированную воду, то могут начать разрушаться свинцовые пластины.

Дистиллированная вода дома готовится очень легко:

  • хорошо вымойте руками несколько стаканов (3-4), но без моющих средств и тряпочки, так как от этого может быть налёт;
  • наполните стаканы и пусть настаиваются пару часов;
  • после настаивания, налейте эту воду в чайник, грейте до закипания;
  • в период закипания, поднесите под носик чистый стакан, накапливайте пар;
  • с появлением капель воды на сосудах, с повышением температуры настолько, что держать стакан будет сложно (слишком горячий), вылейте эту жидкость в чистую посуду. Берём другой стакан, пока этот остывает;
  • делайте эти действия столько раз, пока не получите нужный объем воды.

Проконтролируем воду: дистиллированная или нет

Так как в ней нет примесей, проводимости тока не будет. Существует легкий метод это проверить:

  1. Берём лампочку с патроном с возможностью включить в розетку.
  2. Обрезаем провод. Оголяем немного провода с каждого конца.
  3. Погружаем провода в жидкость и соединяем вилку с розеткой.

При дистиллированной воде лампочка не загорится. Но всегда помните о технике безопасности при проведении такого эксперимента.

Дистиллированная вода для аккумулятора автомобиля — обязательная составляющая электролита, без которой АКБ попросту бы не работала. Вода позволяет создать состав с необходимыми параметрами, чтобы в электролитном растворе накапливался заряд.

В АКБ ни в коем случае нельзя заливать простую водопроводную или бутилированную воду, поскольку в ней содержится множество посторонних соединений, включая разнообразные соли, известь, ионы хлора и пр. Если залить хлорированную воду в АКБ, то все примеси осядут на свинцовых пластинах, что повлечет неизбежное падение емкости, ускоренный износ, а затем и поломку аккумулятора.

Как выбрать дистиллированную воду для автомобиля

Производство воды для АКБ — дорогостоящее предприятие из-за необходимости использования сложных технологий очистки и дистилляции. Поэтому нередко в магазины под видом дистиллированной жидкости попадает несколько очищенная, а иногда и обычная водопроводная вода, которая совершенно не соответствует нужным параметрам. Она вредна и даже опасна для машины, может легко повредить АКБ или спровоцировать возникновение накипи внутри системы охлаждения (при разбавлении антифриза). Поэтому покупать аккумуляторную воду мы советуем только у проверенных производителей.

Уже более 10 лет «Автокем» реализует продукцию высокого качества, полностью соответствующую стандартам ГОСТа. Характеристики нашей воды проверяются на заводе специалистами более чем по 14 важным показателям, включая удельную электропроводность, уровень pH и наличие примесей.

Часто задаваемые вопросы

Аккумулятор заполнен электролитом из 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Установленное соотношение оптимально для длительной работоспособности батареи. Если доля воды будет больше положенной, то химические реакции замедлятся, а при уменьшении водного баланса растет скорость окисления электродов. В процессе работы вода может испаряться, поэтому важно следить за уровнем жидкости и при необходимости доливать ее.

Для пополнения аккумулятора подходит только дистиллированная вода. Рекомендуется приобретать жидкость от проверенных производителей и в надежных магазинах с наличием сертификатов. Дистиллированная вода продается в объемах от литра до бочек, выбор зависит от ваших потребностей.

Производители заливают в аккумулятор раствор с дистиллированной водой. Такая вода очищена от всех примесей и состоит из чистого водорода и кислорода. Любая другая вода, питьевая, родниковая или из-под крана, не подходит для наполнения батареи, так как содержит различные соли, примеси и щелочи, что навредит работе аккумулятора.

Вода в процессе работы аккумулятора добавляется только в обслуживаемые модели. На корпусе батареи имеются метки, показывающие уровень электролита. Более точную картину можно увидеть, если открутить пробки и определить наполненность батареи визуально или с помощью специального уровня. Самую точную картину состоянию химического раствора даст измерение его плотности ареометром.

При работе аккумулятора происходит испарение воды, поэтому при понижении уровня раствора требуется доливка именно дистиллята. Периодическое обслуживание батареи не требует добавления электролита. Заливка раствора серной кислоты с водой производится при полной замене электролита или для поднятия его плотности для восстановления нужного соответствия.

Автомобилисты Южного Урала часто шутят, что «капля отечественного бензина способна убить японского железного коня». Но сегодня мы поговорим про дистиллированную воду, низкое качество которой гарантированно скажется на аккумуляторе.

Химик-технолог Максим Борисовский объясняет, что производство дистиллированной воды обходится дорого, поэтому нередко технологии очистки и дистилляции нарушаются. Таким образом, в магазины под видом качественного продукта попадает обыкновенная очищенная, а порой водопроводная вода. Естественно, такая жидкость не соответствует требованиям ГОСТ по множеству параметров, потому становится опасной для использования в автомобиле – можно легко вывести из строя аккумулятор, либо столкнуться с появлением накипи внутри системы охлаждения, если такой дистиллированной водой разбавлять антифриз.

Мы решили прибегнуть к помощи независимых экспертов, чтобы они помогли проверить качество дистиллированной воды, которая предлагается автомагазинами Челябинска. Эксперимент проводился над следующими образцами:

  1. Maxx (г. Челябинск).
  2. Proff (г. Санкт-Петербург).
  3. Oil Right (г. Пушкино).
  4. LAVR (г. Челябинск).

Проверка качества дистиллированной воды выполнялась Центром Гигиены и Эпидемиологии Челябинской области.

Теория – таблица Менделеева

Качество дистиллированной воды проверялось специалистами по 14 показателям, наиболее важными из которых, по мнению Максима Борисовского, являются:

  1. Удельная электропроводимость.
  2. Остаток после выпаривания.
  3. Ph-уровень.
  4. Количество сульфатов, кальция и хлоридов.

Стоит подробнее разобраться, на что влияют вышеперечисленные показатели.

Электропроводимость – это характеристика, которая объясняет общее содержание солей в воде. Иными словами, чем больше солей, тем выше показатель. Водопроводная вода имеет удельную электропроводность 100-150*10-3 сименсов на метр, а жидкость из скважины может иметь показатель выше 300. Очищенная бутилированная вода имеет 70-80 единиц, а качественная дистиллированная вода, согласно ГОСТ, должна иметь электропроводимость равную 5.

Остаток после выпаривания расскажет о том, сколько дополнительных примесей содержится в продукте – это различные соли и органические соединения. Водородный показатель Ph отражает кислотность воды. Щелочная среда с высоким уровнем Ph будет нейтрализовывать электролит, что приведет к выходу аккумулятора из строя.

Мы вновь обратились за пояснением к Максиму Борисовскому, который рассказал, что примеси, а также соль, которые содержатся в дистиллированной воде низкого качества, нарушают химическое равновесие внутри аккумулятора, что неизбежно приведет к потере мощности, а также снижению емкости батареи. Таким образом, двигатель автомобиля станет хуже работать, особенно в холодное время года. Самая большая проблема – дистиллированная вода низкого качества приводит к ускоренному износу аккумуляторной батареи, которая при таких условиях прослужит максимум 3 месяца. Если такой жидкостью разбавлять антифриз, то соль войдет в реакцию с присадками, что негативно скажется на характеристиках ОЖ, а также спровоцирует коррозию.

Итоги проверки – два опасных образца

Тем временем проверка качества дистиллированной воды завершена, а ее итоги оказались печальны – два образца из четырех крайне не рекомендуется заливать внутрь системы охлаждения или аккумулятора.

Четвертое место заняла дистиллированная вода Maxx, которая точно не соответствует ГОСТу. Электропроводимость образца превышает норму в 10 раз, как и содержание хлоридов, сульфатов и кальция. Остаток после выпаривания жидкости выше нормы в пять раз. Заливать такую дистиллированную воду опасно.

Второе место занимает Oil Right – их дистиллированная вода оказалась гораздо более высокого качества, она соответствует всем требованиям ГОСТ. Минусом продукта стал показатель удельной электропроводимости, который вплотную приблизился к уровню нормы, а так как по мере эксплуатации характеристики жидкости могут ухудшаться, лучше бы им иметь небольшой запас. Использовать такую дистиллированную воду можно, неприятных последствий для автомобиля не будет, но есть риск того, что со временем электропроводимость ухудшится.

Первое место у LAVR. Качество дистиллированной воды оказалось на высоте – все показатели в пределах нормы, а электропроводимость и вовсе превосходит требования ГОСТа в 5,5 раз. Можно смело заливать продукт внутрь аккумулятора, разбавлять им антифриз, а также добавлять в бачок стеклоомывателя.

Ниже приводим сравнительную таблицу, которая отражает важнейшие показатели дистиллированной воды, а также требования ГОСТ 6709-72.

Показатель Maxx Proff Oil right LAVR ГОСТ 6709-72
Удельная электропроводимость, См/м 3 0,00477 0,00153 0,00049 0,00009 0,0005
Остаток после выпаривания, мг/дм 3 23,8 9,2 2,4 0,5 5
Уровень PH 6,7 7,04 6,1 6,36 5,4-6,6
Хлориды, мг/дм 3 Более 0,02 Более 0,02 Менее 0,02 Менее 0,02 0,02
Сульфаты, мг/дм 3 Более 0,5 Более 0,5 Менее 0,5 Менее 0,5 0,5

После проверки мы спросили эксперта о том, как правильно выбирать продукт. Максим Борисовский ответил, что точно определить качество дистиллированной воды можно лишь в лабораторных условиях, но при покупке стоит обращать внимание на некоторые нюансы: