Генератор ваз 2106

Генератор ВАЗ-2106 работает на переменном токе и предназначен для питания бортовых выпрямителей автомобиля и аккумуляторной батареи. По конструкции трёхфазный, с синхронной регулировкой, которая имеет электромагнитное возбуждение правого вращения. Если возникает необходимость в замене или ремонте такого устройства, то необходимо знать основные особенности этого генератора.

Конструкция и крепление генератора

Генератор ВАЗ-2106 крепится с помощью специальных ушек на корпусе. Соединением выступает болт, крепящийся к кронштейну, вместе со шпилькой для фиксации на натяжной планке. Для предотвращения повреждений ушек крышек в отверстиях имеются специальные буферные прокладки на основе резины.

Генератор ВАЗ-2106 — устройство, которое состоит из нескольких частей. Главными компонентами генератора выступают следующие элементы:

  1. Ротор.
  2. Статор.
  3. Крышки из алюминиевого сплава.
  4. Элементы крепления.
  5. Шкив генераторного привода.

При этом следует отметить, что каждый из этих элементов имеет внутри себя собственные части. У ротора таковыми выступают вал с рифлёной поверхностью, на которую насажена стальная втулка. А также на нём расположены стальные полюсы, образующие вместе с валом и втулкой сердечник генератора. Имеющаяся на роторном валу вентиляторная крыльчатка потоком воздуха охлаждает блок выпрямителя и другие внутренние части автомобиля. Всасывание воздуха осуществляется через окна крышки.

Поток из этих окон проходит внутри электрического генератора между статором и ротором, с помощью вентиляторной крыльчатки он выбрасывается наружу. Шкив генератора и его крыльчатка изготавливаются из тонколистовой стали. Соединение их между собой ведётся процессом сварки.

Принцип работы устройства

Работа и характеристики генератора ВАЗ-2106 основываются на том, что имеется подвижное магнитное поле. Оно создаётся вокруг обмотки на роторе. Важнейшим моментом в генерировании электрической энергии является наличие поля магнитного действия и движения.

Напряжение постоянного вида подают на обмотку ротора, когда зажигание включается с помощью щёток. При прокручивании коленвала через стартер начинается движение, то есть генерируется электрическая энергия.

Когда произойдёт окончательный запуск, то аппарат продолжит вырабатывать энергию. Для равномерного вращения необходимо наличие в конструкции натяжителя ремня генератора. Поскольку устройство трёхфазное, нужно выпрямить переменное напряжение на значение 12 вольт. Помогает в этом мостовой полупроводниковый выпрямитель, диоды которого запрессованы в корпус.

Диагностика регулятора напряжения

Регулятор напряжения необходим для того, чтобы держать его постоянным и величиной в 12 вольт для стабильной работы генератора и машины в целом. Если необходимо проверить такой элемент на предмет его работоспособности, то следует действовать по следующему алгоритму:

  • берёте источник питания и лампу;
  • лампа подключается к контактам регулятора, соединённых со щётками;
  • подаёте напряжение 12 вольт на выход реле и корпус;
  • лампа будет гореть до достижения напряжения 15 вольт.

Если лампа по достижении указанной величины тухнет, то регулятор полностью исправен. В ином случае будет выявлена поломка. А это значит, что требуется его незамедлительный ремонт или полная замена.

Проверка обмотки и ротора

Чтобы произвести диагностику генераторной обмотки, необходимо использовать мультиметр и мегаомметр. Проверка ведётся на наличие короткого замыкания на корпусе и сопротивление катушек, поскольку таким образом можно получить полноценную диагностику.

Производится осмотр на предмет перегибов провода и его подгораний. При обнаружении подобных дефектов следует полностью перемотать обмотку. Наличие замыкания между витками покажет мегаомметр.

Обмотки генератора важны для устройства, поскольку их неисправность потребует полноценной замены всего устройства. Это происходит потому, что ремонт элементов агрегата по сумме обойдётся в цену нового устройства.

У ротора на агрегате имеется своя обмотка. Мотают её без разрывов и отводов. Важно удостовериться в том, что не имеется замыкания на корпусе и обрывов, для этого определяют сопротивление обмотки. Фактическая проверка ведётся при помощи лампы накаливания.

Проверка ведётся таким образом, чтобы питание пошло на контакт, идущий к катушке. Лампа включается между вторым контактом и источником напряжения. Питание идёт на корпус, лампа соединяется с выводом катушки и источником напряжения.

Загорание лампочки свидетельствует о том, что обмотка пробивается на массу и требуется её полная замена.

Вывод

Рассмотренное устройство — генератор ВАЗ-2106 — является очень важным элементом автомобиля. Без него невозможно привести транспорт в движение. Поэтому знание устройства аппарата и способов его диагностики позволяет продлить срок службы устройства и автомобиля в целом!

Генератор ваз 2106

На ВАЗ 2106 был установлен генератор 372.3701-03 согласно инструкции.

Генератор ваз 2106

Генератор 372.3701-03

Вкратце суть инструкции: после установки генератора 372.3701-03 нужно выполнить три пункта, чтобы схема индикации и возбуждения работала:1. Нужно отсоединить провода от штатного реле-регулятора напряжения и заизолировать их раздельно (или демонтировать). Штатное реле контрольной лампы заряда демонтируем, черный и желтый провода соединяем, открытые части проводов и контактов изолируем.
2. К выводу генератора 61 подключаем желтый провод.
3. Снимаем тахометр и бело-чёрный провод, выходящий из контрольной лампы заряда, обрезаем и подключаем к любому оранжевому.

С генератором 372.3701-03 штатно шёл регулятор напряжения 3702.Я212АМ.

Генератор ваз 2106

Не знаю на какое напряжение он рассчитан, но его реальные выдаваемые характеристики были в диапазоне от 12,8В до 13,6В. При включённом ближнем свете напряжение сети падало до 12,9В…13,1В. При включении дополнительных потребителей, как например нажатие на педаль стоп, напряжение падало ниже допустимых.

Ситуацию можно немного спасти путём установки в разрыв с регулятором диода,

Генератор ваз 2106

он повысит напряжение ~ на 0,6В (определить это значение для диода можно с помощью мультиметра — нужно выставить на мультиметре «прозвонка» и щупами прикоснуться к выводам диода. Полученное значение будет означать падение напряжения на конкретном диоде, например значение будет 0,58 — это значит, что с помощью этого диода мы повысим напряжение в сети на 0,58В). Диод немного помог, но всё равно при включении ближнего света напряжение сети составляло от 13,2В до 13,6В. Дополнительная нагрузка опускала напряжение до 12,9В.

Генератор ваз 2106

Генератор ваз 2106

Этот диод я взял из диодного моста. Естественно перед демонтажём из моста диод нужно проверить на работоспособность

Кардинально исправить ситуацию можно, если установить регулятор напряжения с обратной связью, как например ВТН 1702.3702-01. К сожалению, данный регулятор не продаётся в моём городе и я его заказывал через сайт. После установки без нагрузки напряжение сети при холостом ходе 14,3В…14.4В, с включенным ближнем светом 14.3В, с ближнем светом + печка на максимум 14.1В, с ближнем + печка + обогрев заднего стекла13,9В.

Вид с коробкой. Полезно, если ходить по магазинам. По коробке продавцы сразу скажут, есть ли у них такой регулятор. ВНИМАНИЕ: брать нужно только модификацию ВТН 1702.3702-01, другие подходят к другим генераторам ВНИМАНИЕ: брать нужно только модификацию ВТН 1702.3702-01, другие подходят к другим генераторам

Причины такого странного поведения штатного регулятора напряжения объясняются в статье Болезнь генератора 37.3701 (372.3701) с 1996 года.

P.S. Контрольные замеры всегда проводите на клеммах аккумулятора или с помощью дополнительных проводов сечением не менее 1,5мм2 надёжно закреплённых на клеммах аккумулятора.

Генератор ваз 2106

Ни для кого не секрет, что штатный 42 амперный генератор, мягко скажем, не дотягивает. И если для езды без магнитолы, днем и летом его вполне хватает, то зимой, с нормальной музыкой и печкой он умирает.
Именно поэтому было принято решение купить новый генератор. Выбор был между:
1) Генератор ваз 2108, 55 Ампер
2) Генератор ваз 2110, усиленный, 110 Ампер
3) Генератор 2107i, 73 Ампер
Первый явно слабоват. Второй имеет хорошую мощность, НО. В силу того, что 10е семейство имеет хорошую (относительно Жигулей и Нив) защиту подкопотки от брызгов и прочего, выполнен открытым. Плюс нужно было бы поменять ремень на поликлиновой, или менять шкив генератора, что, на мой взгляд, колхозно. Ещё надо было бы поменять кронштейн генератора на двигателе. Да это все незначительно, на самом деле, да и пыльник я потом прикрутил, но все же.
3) Третий вариант встаёт без переделок, в штатные места, требуется только переделка проводки.
Итак, был выбран генератор Генератор 372.3701-03 AE 14В, 73А для ВАЗ-2104-21073, 21214
Нам понадобятся:
ГЕНЕРАТОР

Регулятор напряжения трехуровневый купить и установить желательно, но не обязательно. Можно оставить штатную «таблетку», но она, на мой взгляд, не надёжна.
ДИОД ШОТТКИ
Желательно именно Шоттки, потому что он имеет относительно низкое падение напряжения на p-n переходе (насколько помню, 0.3 Вольт), по сравнению с обычным полупроводниковым диодом (0.7 Вольт).

Генератор ваз 2106

РЕЛЕ
Для того, чтобы у нас на приборке нормально работала лампа генератора, на мой взгляд необходимо поставить реле. Реле нормально разомкнутое 4 контактное.

Генератор ваз 2106

ФИШКА ДЛЯ РЕЛЕ.
На мой взгляд, нужна, для обеспечения надёжности контакта, да и просто для эстетики.

Генератор ваз 2106

ОБЪЯСНЕНИЕ ВЫБОРА КОМПОНЕНТ И СХЕМЫ.
Сразу стоит оговориться, я не считаю данную схему идеальной и единственно правильной. Но она работает, и не колхозно собрана. Хорошо ремонтируется.

Итак, главное отличие Г221, который стоит на 2101, 03, 06 штатно (на карбюраторных машинах), от генератора 21073, заключается в диодном мосте и встроенном регуляторе.
Реле контрольной лампы генератора (далее-РКЛГ), штатное-РС 702, нормально замкнутое.
Как работает возбуждение генератора:
При включении зажигания на контактах 86,87 появляется +. Этот плюс выходит через обмотку реле на контакт 85, и идёт по жёлтому проводу на возбуждение обмотки генератора. Реле не срабатывает, потому что что на обмотке в этот момент так же положительный потенциал, лампа горит, потому что контакты 87 и 30/51 замкнуты. При запуске мотора генератор начинает вырабатывать эл. ток. На контакте 85 появляется отрицательный потенциал, ‘-‘, или масса, как угодно. Реле размыкается, лампа гаснет. Если лампа не гаснет, это значит, что генератор не возбудился, стоит перегазовать, чтобы это произошло.

Генератор ваз 2106

схема реле рс 702
Основное отличие генератора 21073i как раз в возбуждении. На этом генераторе в диодном мосту стоит дополнительный выпрямитель (ДВ), для так называемого самовозбуждения. Итак, как происходит возбуждение. При включении зажигания на контактах 86,87 реле опять плюс. Но на 85 ом как раз в этом случае будет «-«. А после запуска появится «+». Если оставить штатную схему, с РС 702, то лампа будет гаснуть в момент включения зажигания, а после запуска и начала самовозбуждения, будет гореть, так как на 85ом контакте будет плюс. Поэтому тут необходимо реле, работа которого «противоположна» нормально замкнутому реле 702. Такое реле нормально разомкнутое.
То есть при включении зажигания на 86,87 контактах +, на 85 -, реле замыкается, лампа горит. После запуска и возбуждения генератора на 85 появляется +, реле размыкается, лампа гаснет.

В чем недостаток такой схемы. Необходим диод. Он нужен, потому что в этой ситуации генератор через 85 контакт начинает «кормить» зажигание. И после выключения зажигания можно заметить, что машина чихает, и только потом глохнет, либо вообще не хочет глохнуть. Дело в том, что при прохождении обмотки реле напряжение, прежде, чем пойти на зажигание, падает. Если оно падает настолько, что не может «прокормить» зажигание, то машина глохнет, либо чихает, а потом глохнет. Если падение недостаточно, то машина не глохнет совсем. То же самое касается той схемы с возбуждением через лампу, которая массово тиражируется на просторах интернета.
Я считаю необходимым обеспечить одностороннее течение тока между 86 контактом реле и зажиганием. То есть ток от зажигания к генератору идёт, а после запуска и начала самовозбуждения, «запирается». Для этого нужен диод. К слову, на некоторых вазовских схемах возбуждения через лампочку, применяемых на шнивах, 2107 и 2105,
диод отчётливо прорисован. На некоторых, видимо, забыли.
Да, совсем забыл. Штатное реле-регулятор нам теперь не нужно, как и » серый» провод.
Единственное, с чем я ещё разбираюсь, реле при включении зажигания начинает иногда трещать. С разной периодичностью, иногда замолкает, из раза в раз. Почему, непонятно. Но после запуска все проходит. Езжу так уже давно, никаких проблем нет. Думаю, поставить либо доп. сопротивления, либо доп. выпрямитель. Хотя, судя по всему, проблема в переменности знаков напряжения. Как так происходит, покажет очередное вскрытие генератора. Но впринципе, оно не мешает. Возможно, просто напросто «произошёл автоваз». Если сделать «возбуждение через лампу», тоже поставив в разрыв «зажигание-лампа» диод, то такой проблемы не будет. Но возбуждение через реле надёжнее и правильнее. Оно работает и при сгоревшей лампе (можно, конечно, параллельно лампе впаять резистор, на всякий случай). Плюс минимум переделок проводки.
Для размещения диода я сделал такую штуку: взял старое сломанное реле 702, вытащил из него все, и между контактами 30/51 и 87 впаял диод. Причём катодом (место с полоской) его нужно соединять с генератором (через обмотку реле). Кстати, я попробую «поиграть» с диодом и доп. выпрямителем моста генератора, может треск пройдёт. Но мне он не мешает, поэтому не хочется тратить время.
Далее будет схема электротехническая, из которой будет понятно, что и с чем соединять.

Генератор ваз 2106

Схема не является аксиомой, 87 и 86 контакт можно подключить от диода вместе, главное, чтобы был постоянный плюс при включении зажигания.
Щеточный узел с выносным регулятором (регулятор имеет три положения по напряжению, низкое среднее, высокое) устанавливается вместо «таблетки». Само реле регулятор крепится куда нибудь, куда хватит фантазии. Чаще всего на брызговик крыла, где посуше.

Автомобиль ВАЗ-2106 выпускался с 1975 по 2005 год и являлся достойным продолжателем линейки знаменитых седанов Волжского автозавода. Данная модель была создана на базе ВАЗ-2103, но отличалась более продуманной . читать далее

Автомобиль ВАЗ-2106 выпускался с 1975 по 2005 год и являлся достойным продолжателем линейки знаменитых седанов Волжского автозавода. Данная модель была создана на базе ВАЗ-2103, но отличалась более продуманной отделкой салона, обеспечивающего повышенный комфорт водителю и пассажирам, а главное – на «шестерку» ставили несколько различных модификаций двигателя, позволявших считать данный автомобиль наиболее мощной моделью среди всего типоряда выпускаемых на тот момент заводом машин.

Существующие модификации данной марки автомобиля помимо типа двигателя различались системой охлаждения, впрыска топлива, бамперами и несколькими другими незначительными особенностями конструкции. Благодаря высокой унификации всего модельного ряда автозапчасти, применяемые для ВАЗ-2106, в большинстве случаев точно такие же, как и на «тройке», а по целому ряду позиций номенклатура пересекается и с другими моделями «Жигулей».

В настоящее время в связи с длительными сроками эксплуатации существующих автомобилей данной марки на рынке автодеталей присутствует устойчивый спрос на весь спектр запчастей, применяемых для ремонта или технического обслуживания ВАЗ-2106. При этом стоит отметить наличие большого числа как оригинальных отечественных, так и зарубежных реплик деталей.

Автомобильный генератор необходим для выработки энергии после подачи зажигания на двигатель. Принцип работы генератора заключается в преобразовании механической энергии мотора в электричество за счет вращения электродвигателя через приводной ремень.

Генератор ваз 2106

Именно условия работы генератора и определяют его ресурс эксплуатации – к примеру, на ВАЗ 2106 ресурс устройства не превышает 50 000 км пробега, после чего агрегат, как правило, нуждается в ремонте.

Генераторы для ВАЗ 2106 «шестерка»: выбираем подходящую модель по артикулу

Штатный генератор на «шестерке» работает при напряжении 14 Вольт и выдает порядка 42 Ампер. Тем не менее большинство водителей устанавливают генераторы большей мощности – более сильный агрегат позволяет подключать дополнительное электрооборудование.

Однако требуется помнить, что сильное увеличение мощности генератора требует замены магистральной проводки в автомобиле – в противном случае высок риск возгорания кабелей из-за перегрева.

Производитель Товарный артикул Номинальная мощность, А Рабочее напряжение, В Примерная стоимость, руб.
ЗиТ 9402-3701000 42 14 4 200
ЗиТ 9402-3701002 55 14 5100
БАТЭ Г221А-3701000 50 14 4700
БАТЭ Г221А.3701000-02 65 14 5500
АТЭ 372.3701000 42 14 4100
АТЭ 372.3701043 55 14 4950

Обратите внимание! Перед покупкой нового генератора рекомендуется забить артикул детали и ВИН-код транспортного средства на официальном сайте производителя. Подобный способ проверки позволит предупредить возможность приобретения контрафактной детали – при отсутствии информации об детали в базе данных от покупки необходимо отказаться.

Демонтаж и снятие генератора с ВАЗ 2106: пошаговая инструкция

Генератор ваз 2106

Алгоритм извлечения генератора на «шестерке» не является сложным и свободно выполняется одной парой рук. Для демонтажа потребуется стандартный набор гаечных ключей, а также небольшой молоток или монтажная лопатка, пассатижи. Снятие агрегата выполняется в следующей последовательности:

  • В первую очередь необходимо откинуть силовые клеммы от аккумуляторной батареи – это позволит предотвратить короткое замыкание в проводке и удар током;
  • Далее находим генератор и откручиваем все провода, ведущие к агрегату. В зависимости от сечения проводки, некоторые кабеля могут быть прикручены к токопроводящим частям гайками на «19»;
  • После удаления проводки необходимо аккуратно отпустить крепление агрегата к верхнему кронштейну – это позволит немного отодвинуть генератор от посадочного места, что снизит напряжение на приводном ремне. Сам ремень также необходимо снять, стараясь не повредить натяжное устройство;
  • Далее переходим под днище автомобиля и демонтируем защиту картера при ее наличии. Затем необходимо выкрутить крепления на нижней части фиксирующего кронштейна, после чего генератор можно извлекать.
  • Удобнее всего будет демонтаж агрегата через днище автомобиля.

Обратите внимание! Старый приводной ремень, закисшие или слизанные гайки, а также окисленные клеммы и порванную изоляцию требуется заменить во время обратной сборки и установки генератора. В противном случае ресурс агрегата будет снижен, а риск КЗ – наоборот увеличен.

Разборка и ремонт генератора на ВАЗ 2106: детальный гайд для новичков

Генератор ваз 2106

Для разборки генератора потребуется не больше 30 минут свободного времени, а также набор из гаечных ключей или торцевых головок, пассатижи, молоток и удлинители. Процедура осуществляется в четкой последовательности по данному алгоритму:

  • Демонтированный генератор переворачиваем верхней крышкой вверх, после чего находим фиксирующие болты. Крепления необходимо выкрутить, предварительно добавив к трещотке удлинитель;
  • После извлечения болтов необходимо аккуратно вытащить шкив генератора и разделить агрегат на 2 половины. Верхняя часть устройства содержит ротор с щетками и подшипником, нижняя – статор с обмоткой, а также выпрямительного реле;
  • Далее в первую очередь необходимо осмотреть состояние щеток и щеткодержателей – данные детали истираются при большом пробеге и часто являются причиной неработоспособности генератора. После проверки элементов осматриваем состояние подшипника на шкиве и прозваниваем ротор мультиметром;
  • Затем переходим к нижней части агрегата. Для демонтажа статора придется снять изоляционную и токопроводящую обмотку – во время извлечения важно не повредить элементы. Далее прозваниваем мультиметром статор и проверяем выпрямительное реле;
  • В случае определения неисправностей требуется заменить все поврежденные детали. При этом требуется помнить, что ремонт генератора осуществляется модульным образом, то есть путем замены сборных комплектующих – самостоятельно ремонтировать поврежденные ротор или статор не рекомендуется в целях предотвращения короткого замыкания;
  • После ремонта собираем устройство по данной инструкции в обратном порядке. Во время монтажа генератора на автомобиль также требуется обратить внимание на состояние приводного ремня – при необходимости данная запчасть также должна быть заменена.

Самостоятельный ремонт генератора позволит неплохо сэкономить на обслуживании автомобиля, однако не стоит приобретать подержанные комплектующие или пренебрегать толщиной изоляционной обмотки. В противном случае отреставрированный агрегат прослужит крайне недолго.

Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль

Быстрому развитию индустрии и промышленности способствовало изобретение Вернером фон Сименсом в 1882 году оригинальной динамо-машины, основанной на принципе выработки электроэнергии постоянного тока. Это был огромный технологический скачок, родоначальником которого считается Майкл Фарадей, основатель принципа действия электромагнитных генераторов, где электродвижущая сила генерируется проводником в окружении магнитного поля.

Генератор переменного тока на Лада признано считается жизненно важной частью электрической системы автомобиля. Установленный на автомобиль, он преобразует энергию механики в электрику. Все приборы и электрические устройства авто работают на постоянном токе. Дополнительные элементы совместно с генератором обеспечивают правильную работу системы заряда, включая кабели аккумулятора и приводной ремень. Работа силового агрегата потребляет большое количество электрической энергии от батареи, восполнение максимального значения которой достигается применением генератора.

Принцип работы генератора для автомобилей ВАЗ (впрочем ровно как и у других) заключён во вращении проводника внутри магнитного поля; вращаясь внутри статора ротор создает переменный ток. Преобразование тока переменного вила в ток постоянный осуществляется встроенным в генератор диодным выпрямительным мостом. Он выправляет переменные волны электричества, преобразуя выходной сигнал в постоянное напряжение. Ток подаётся к аккумулятору авто через регулятор напряги, определяющий количество электричества на основе текущих потребностей транспортного средства.

При большом количестве потребителей тока система электрооборудования испытывает высокую нагрузку на контроль состояния заряда батареи и генератор. Предельные нагрузки ведут к износу и выходу из строя оборудования. Оно перегревается; чем выше ампер нагрузки на системе заряда, тем выше внутренняя рабочая температура генератора. Стандартные генераторы переменного тока настроены на обработку минимальной силы тока нагрузки при нормальных условиях эксплуатации. Но транспортные средства, которые большее время работают на холостом ходу, движутся на короткие расстояния или в основном в ночное время, способны вывести генератор в режим предельных возможностей конструкции. Установка на транспортное средство дополнительных компонентов, таких как усилители звука или вспомогательное освещение, создаёт большую нагрузку на генератор малой мощности.

При выборе оборудования важно определиться со схемой подключения элемента, типом регулирования напряжения (внешний регулятор, внутренний или компьютерное управление регулированием), способ физического крепления прибора. Новый генератор для ВАЗ не обязательно должны выглядеть так же, как оригинал, но он должен работать в той же электрической сети, с теми же размерами шкива и креплением к корпусу.

На заметку: Генератор на ВАЗ 2101-2107 предназначен для поддержания заряда аккумулятора, а не для зарядки разряженного элемента. Заставляя его оживить разряженную батарею можно способствовать перегрузке генератора и его повреждению.

Признаки неисправного генератора:

  • низкое значение напряжения на приборной панели;
  • тусклый свет фар в ночное время;
  • перезаряд батареи;
  • ускоренный разряд батареи.

Общие причины отказа генератора:

  • повреждение проводки;
  • высокая нагрузка от энергоёмких потребителей;
  • выход из строя ротора;
  • износ щёток;
  • ослаблен ремень привода;
  • плохое электрическое соединение;
  • попадание масла и охлаждающей жидкости.

Низкое напряжение генератора вызвано:

  • проскальзыванием приводного ремня;
  • неисправным диодом выпрямителя;
  • неисправностью регулятора напряжения;
  • коррозией соединительных проводов;
  • электрическими сбоями внутри устройства или регулятора.

Высокое напряжения вызвано:

  • низким уровнем электролита батареи;
  • повреждением пластин батареи в результате перегрева.

Любое отклонение от нормальной эксплуатации генератора на автомобилях ВАЗ ведёт к его износу и выходу из строя.

Генератор ВАЗ 2106 — довольно сложное устройство, и чтобы его отремонтировать, приходится его частично или полностью разобрать. Во-первых, данный агрегат снимается с автомобиля, о чем подробно описано здесь: Замена генератора на «классике». Теперь рассмотрим список необходимых инструментов, которые понадобятся для разборки:

  1. Накидной или рожковый ключ на 19
  2. Трещотка с удлинителем
  3. Головки на 8 и 10
  4. Молоток

Как разобрать генератор на ВАЗ 2106 и других «классических» Жигулях

Я приведу свою последовательность действий, с помощью которой можно выполнить полную разборку устройства без лишних приспособлений.

Когда они откручены, переверните его и немного надавливая на концы болтов, сделайте так, чтобы шляпки попали между лопастями шкива, тем самым фиксируя его в неподвижном состоянии. И накинув ключ на 19, попробуйте отвернуть гайку крепления шкива, хорошенько зафиксировав генератор в неподвижном состоянии:

После чего генератор можно разъединять на две части: ротор со шкивом и статор с обмоткой:

А в итоге все разъединяется на две части:

Как видно на картинке выше, слева расположен статор с обмоткой и диодным мостом внутри, а справа находится ротор со шкивом и подшипником.

Так как гайка крепления шкива уже откручена, можно снимать шкив, просто слегка потянув его назад в сторону снятия:

Будьте аккуратны, так как после снятия шпонка уже не фиксируется и может упасть, выньте ее аккуратно из отверстия и отложите в сторону, чтобы не потерять:

И теперь можно свободно вынимать ротор вместе с подшипником, как наглядно представлено на фотке ниже:

При выходе из строя именно этой детали, заменить ротор на новый, цена которого составляет 350 рублей во многих магазинах. То же самое касается и статора с обмоткой, новый он стоит также около 400 рублей. Замена осуществляется несложно, достаточно отсоединить обмотку от диодного моста., открутив с внутренней стороны три гайки крепления:

Вот так это выглядит в конце работы:

Установка всех снятых деталей генератора производится в обратной последовательности.

Одними из основных элементов электрической цепи любого автомобиля являются аккумулятор и генератор. О последних мы поговорим в этой статье. Что представляет собой генератор отечественного автомобиля ВАЗ 2106, какие неисправности для него характерны и как произвести ремонт устройства, читайте ниже.

Особенности работы и схема подключения генератора на ВАЗ 2106

Чтобы работающий генератор на ВАЗ прослужил вам долгое, основное требование — не перегружать устройство. Важно периодически осуществлять профилактические работы, производить замену расходных материалов — щеток, а также следить за натяжением ремешка. На автомобиле 2106 генератор подключен по электросхеме, размещенной ниже.

Схема подключения узла к бортовой сети «шестерки»

Диагностика

Как снимать и разбирать устройство на своем авто, как отремонтировать соединения? Перед тем, как мы расскажем, как осуществляется разборка и сборка устройства напряжения на ВАЗ 2106 своими руками, уделим время диагностике. Как проверить генератор в домашних условиях? В общей сложности существует три метода проверки — на самой машине, на стенде, а также с применением осциллографа. Последние два способа нас не интересуют, поскольку они требуют специфически знаний и использования оборудования.

Генератор ВАЗ 2106 нельзя диагностировать путем отсоединения его от АКБ, поскольку это приведет к скачку напряжения, в результате чего выпрямительный блок может выйти из строя. Если вам когда-то приходилось проверять регулятор напряжения ВАЗ 2106, то в случае с генераторным узлом процедура диагностики будет идентичной.

В первую очередь вам потребуется завести двигатель, мотор должен работать на 2500-300 оборотах в минуту, при этом батарея должна быть максимально заряжена. С помощью мультиметра произведите замер напряжения на выводах клемм АКБ — этот параметр должен составлять 14 вольт. В том случае, если показатели отличаются, проблему необходимо искать либо в реле напряжения, либо в самом устройстве. Если вы произвели регулировку реле напряжения, а проблема осталась, то узел придется или ремонтировать, или менять.

Проверка напряжения мультиметром

Распространенные неисправности

Какие существуют неисправности генератора ВАЗ 2106 и как их устранить?

Первый тип поломки — лампочка на приборке горит всегда или время от времени загорается во время езды, причины следующие:

  1. Ремешок проскальзывает — его натяжение необходимо отрегулировать.
  2. Обрыв цепи между центром звезды узла и штекером под номером 85 реле контрольной лампочки.
  3. Повреждено реле контрольной лампочки заряда.
  4. Выход из строя регулятор напряжения.
  5. Обрыв в проводке обмотки возбуждения.
  6. Износились щетки генератора, окислились контактные кольца. Проблему позволит решить очистка колец, а также замена щеток генератора.
  7. Произошло замыкание или обрыв в цепи вентилей механизма.
  8. Замыкание проводки в обмотке статора или обрыв цепи.

Если контрольная лампочка не горит при включении зажигания, причины могут быть следующими:

  1. Сгорела нить накала — лампочку можно просто заменить.
  2. Выход из строя реле лампочки.
  3. Обрыв в проводке или замыкание вентилей.
  4. Обмотка статора замкнулась на массу. Проблем позволит решить замена статора.
  5. Генератор не заряжает АКБ.

Устройство и обозначение элементов узла

Если генераторный узел функционирует нормально, но АКБ при этом заряжается плохо, причиной может служить:

  1. Плохое натяжение ремешка либо его проскальзывание при езде на высоких оборотах. Избавиться от такой проблемы можно путем регулировки натяжения ремешка.
  2. На АКБ окислились выводы, произошло повреждение проводки либо ослабли фиксаторы наконечников проводки на механизме.
  3. При выходе из строя АКБ ее необходимо поменять.
  4. Проблемы в работе регулятора напряжения могут быть исправлены путем зачистки контактов, а также регулировкой или заменой элемента.

Что касается перезарядом АКБ, то обычно он обусловлен плохим контактом между корпусом регуляторного элемента, а также массой. Гораздо реже это обусловлено выходом из строя самого регулятора, а также поломкой аккумулятора.

Если же генераторный узел работает очень громко, это связано с:

  1. Ослаблением гайки шкива узла — ее необходимо просто подтянуть.
  2. Изгибом вентиляторной лопасти — ее нужно просто отстроить.
  3. Некорректной работой подшипниковых элементов.
  4. Коротким замыканием либо обрывом проводки в механизме.
  5. Появлению шума могут способствовать щетки узла — их необходимо просто вытереть (автор видео — Сергей Бакаев).

Демонтаж и снятие

Как снять генератор ВАЗ и как разобрать устройство? Какой генератор лучше поставить на ВАЗ 2106?

Чтобы произвести ремонт генератора ВАЗ 2106, выполните следующие действия:

  1. Сначала необходимо отключить штекер от выхода 67 на узле.
  2. После этого отключается штекер от выхода так называемого нулевого провода.
  3. Далее, нужно немного отодвинуть изоляционный чехол, после чего с помощью гаечного ключа на 10 нужно открутить гайку фиксации проводки, в частности, речь идет о тридцатом выводе. Проводку можно отсоединить.
  4. Теперь можно снять ремешок. Если вам нужно его только заменить, то покупайте хороший ремень — проверьте его состояние, на ремешке должны повреждения. Размер ремня генератора ВАЗ 2106 должен соответствовать номинальному, он указан в сервисном мануале.
  5. С помощью гаечного ключа на 17 необходимо выкрутить две гайки, который фиксируют регулировочную планку, ее нужно снять.
  6. Затем открутите гайки нижнего фиксатора механизма, извлеките болт, а также втулку. Сам узел будет фиксироваться на кронштейне.
  7. После этого узел можно демонтируется. При необходимости производится замена генератора. Дальнейшее подключение генератора осуществляется в порядке, обратном снятию.

Видео «Ремонт механизма своими руками»

Подробнее о том, как производится ремонт «шестерочного» генераторного устройства в домашних условиях, смотрите на видео ниже (автор ролика — Николай Пуртов).