Запуск двигателя автомобиля происходит посредством работы втягивающего реле. Благодаря ему специальный маховик присоединяется к двигателю, запускает его, затем возвращается на место. Неисправность этой детали может привести к тому, что мотор не заведётся.
Особенности устройства втягивающего реле
Для того чтобы самостоятельно починить любую деталь в автомобиле, надо понимать, как она устроена. Это даст представление о том, какие элементы есть внутри, как они работают, и соответственно, как к ним добраться для ремонта.
Втягивающее реле – это капсула, внутри которой установлен электрический магнит, возвратная пружина и стержень. Магнит состоит из двух обмоток: втягивающего сердечника, и удерживающей его в определённом положении обмотки. Именно их работа двигает и фиксирует сердечник внутри механизма.
В результате всех этих манипуляций происходит старт двигателя. После чего механизм отключает внутри себя электрический ток, и возвращает все свои детали в исходное положение. Только сердечник остаётся в исходном положении благодаря одной из обмоток.
Справка. Существуют реле только с одной обмоткой, обладающей функцией втягивания. Но такие детали не распространены из-за того, что потребляют много электричества, и как следствие, быстрее сажают аккумулятор.
Признаки и причины выхода из строя реле
Если реле сломалось, то об этом расскажут следующие признаки:
- при попытке завести двигатель ключом, он не запускается, или заводится только после двух-трёх попыток;
- после запуска двигателя раздаётся жужжание. Это значит, что стартер вращается на повышенных оборотах, хотя уже не должен.
Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Причин, по которым это происходит несколько:
- одна из обмоток, или обе сразу обгорели или оборвались;
- деформация возвратной пружины внутри механизма;
- внутри детали произошло короткое замыкание на одной из обмоток;
- уменьшилась площадь поверхности контактных пластин, или они полностью сгорели.
Какой вид реле подлежит ремонту?
В автомобиле может быть установлен один из двух типов реле: разборное и неразборное. Если в машине второй тип реле, то починить его своими руками не всегда получится.
Неразборное реле можно починить только в том случае, если пригорели контактные пластины. В случае если испортилась одна из обмоток или в них произошло короткое замыкание, то починить его уже не удастся – только замена детали.
Важно! В случае самостоятельного ремонта, при изъятии реле, рекомендуется пометить клеммы, для того чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Также не лишним будет зачистить и обезжирить контакты на реле и стартере.
Как проверить втягивающее реле стартера?
При проверке реле, в первую очередь нужно посмотреть: не нарушена ли проводка, соединяющая его со стартером. Делается это просто: смотрим визуально и ищем места разрывов. Затем, пробуем завести двигатель, если произошёл звук срабатывания – с проводами всё в порядке.
Бывают случаи, что при повороте ключа раздаётся щелчок, но отсутствует вращение стартера – значит подгорели контактные пластины. Проверить это можно подав напряжение на двигатель автомобиля, минуя реле. В этом случае клеммы реле отсоединяются от замка. Затем отвёрткой надо замкнуть клеммы, расположенные на батарее и на стартере. Если началось вращение, то неполадки во втягивающем устройстве.
- Контакты реле соединяются короткими проводами с «плюсом» и «минусом» аккумулятора.
- Конец провода «минус» к аккумулятору не присоединяется. Он кладётся на контакт. Если в этот момент раздался щелчок, значит деталь работает исправно, если нет, значит деталь неисправна.
Как провести ремонт реле своими руками?
Для самостоятельного ремонта понадобится следующее:
- плоская отвёртка;
- паяльник;
- олово;
- канифоль.
Начинать разборку реле нужно с извлечения сердечника. Затем откручиваются два винта. Они держат крышку, под которой расположены контакты катушек.
Внимание! Ни в коем случае нельзя дёргать крышку. Если это сделать, то оборвутся провода, которые соединены с контактами. Сперва их нужно отсоединить с помощью паяльника. Чтобы получить доступ к контактным пластинам, достаточно отсоединить один провод.
После того как провода отсоединены, нужно открутить ещё два винта, и извлечь пластины, которые ими удерживались. Если на них появился нагар, то он счищается с помощью шлифовальной шкурки. Ею также необходимо обработать и места креплений в самой детали. Это можно сделать и отвёрткой, если шкуркой туда не добраться. По завершении всех этих действий деталь собирается обратно.
Само по себе реле стартера не является сложным механизмом. При этом его поломка не позволит завести двигатель автомобиля, и как следствие использовать его. Способы его проверки и ремонта не являются сложными процедурами, требующими специального образования и навыков. Главное при его ремонте и проверке, чтобы всё необходимое было под рукой.
В случае, если в автомобиле установлено неразборное реле, рекомендуется не тратить время на попытки его реанимировать, а сразу заказать через интернет, или купить на рынке новую деталь. Так можно сэкономить, в первую очередь, время. Это связано с тем, что даже если его удастся отремонтировать, оно прослужит меньше новой детали, и всё равно придётся его менять. Лучше это сделать сразу.
Итак, в этой заметке хотелось бы рассказать о тонкостях эксплуатации стартера и выборе тягового (втягивающего) реле.
Стартер — запчасть весьма консервативная, изменения, которые вносились в его конструкцию за последние лет 40, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Редукторный или безредукторный?
Собственно, одним из главных нововведений в конструкцию стало появление редукторных стартеров. Они обладают целым рядом преимуществ перед безредукторными:— меньший (почти вдвое) вес;— более компактные габариты;— уменьшенное потребление тока и, как следствия, более умеренные требования к напряжению АКБ и отсутствие проблем с запуском в морозы.Последнее преимущество обусловлено выигрышем в силе, который дает редуктор.
Изучая опыт эксплуатации редукторных стартеров, я не обнаружил явных недостатков перед безредукторными, а потому, если поломка вашего стартера серьезна, безусловно, приобрести новый редукторный будет верным решением.
Тяговое реле
Вы повернули ключ в положение «стартер», а никакой реакции от автомобиля не последовало? Это может быть обусловлено целым рядом причин. Если до поворота ключа всё шло нормально, посмотрите на вольтметр: если в момент поворота ключа напряжение не просаживается, неисправность следует искать в проводке: возможно, просто отошла клемма на проводе, подающем 12 В на тяговое реле, либо в замке зажигания плохой контакт. Часто выходит из строя малое реле стартера, прикрученное на шпильке правого брызговика (оно есть не у всех, как говорится, уточните наличие).
Если же вы слышите небольшой щелчок малого реле, а напряжение в момент попытки запуска падает, скорее всего, вам придется менять тяговое реле (оно должно срабатывать с ощутимым ударом). Чаще всего оно выходит из строя из-за пригорания контактов, но лично у меня во время Весеннего Квеста 2011 начала проявляться более редкая неисправность: двигатель отказывался запускаться, если был хорошо прогрет. Особенно неприятно было заглохнуть на светофоре, при этом холодный двигатель запускался просто отлично, а запуску горячего способствовал удар палкой по стартеру. Причиной неисправности являлась температурная деформация гильзы и якоря втягивающего: якорь просто заклинивало и он не включал силовую цепь стартера.
Тяговое реле при появлении неисправности не стоит пытаться ремонтировать — просто купите новое. В продаже сейчас в основном реле двух производителей, ощутимо различающиеся по цене: дешевые болгарские и дорогие (около 900 рублей) производства КЗАТЭ. Некоторые считают, что самарский завод (КЗАТЭ) не производит тяговые реле отдельно и всё, что продается под этой маркой и наименованием — подделка. Это неправда, вот ответ на мой запрос в Самару:«На Ваш запрос относительно втягивающих реле сообщаю следующееОАО «Завод им.А.М.Тарасова» производит отдельно комплектующие изделия, в т.ч. и втягивающие реле.»
Ни в коем случае не покупайте болгарское реле, положительных отзывов о них я еще не слышал, да и сам имел печальный опыт эксплуатации: до первого случая заклинивания якоря я проездил всего неделю, и это еще не антирекорд.
Но в любом случае обратите внимание на исполнение и завальцовку гильзы якоря (на рисунке ниже черной стрелкой показана безобразно выполненная гильза болгарского реле).
Гильза болгарского реле
Самарские релюхи у нас продаются вот в таком виде:
Втягивающее производства КЗАТЭ
Такое реле служит мне верой и правдой уже более года (свыше 20 000 км пробега), рекомендую.
Термозащита
Случившаяся неисправность навела меня на мысль, что неплохо было бы уменьшить количество тепла, поступающего к стартеру от системы выпуска. Оказалось, что конструкторы ВАЗа давным-давно знали о существовании проблемы и предусмотрели теплозащитный щиток, который крепится на две шпильки выпускного коллектора и болт рядом с подушкой двигателя (щиток обозначен красными стрелками).
Термозащита стартера
Большинство автовладельцев почему-то выбрасывает эту деталь при первом же демонтаже стартера, считая ее ненужной. Её цена около 150 рублей, рекомендую возвратить щиток на место (нижний болт прикручивать необязательно, но вибрации могут вызвать неприятное позвякивание щитка о стартер или коллетор). Его состояние после года эксплуатации говорит о том, что на себе он рассеивает большое количество тепла, которое стартеру совсем ни к чему.
Два болта или три?
Большинство владельцев «классики» уверены, что нижний болт крепления стартера (показан белой стрелкой) также является лишним и ввиду труднодоступности не прикручивают его после снятия стартера.
Болт преткновения
Я не могу сказать, что отсутствие болта оказывает отрицательное влияние на состояние стартера, однако прикручиваю его на все три болта, предусмотренные инженерами, т.к. не считаю, что его так уж трудно закрутить из-под машины (достаточно иметь трещотку с головкой на 13).
Стартер и аккумулятор
Хотелось бы обратить внимание на то, что стартер является самым мощным потребителем тока в «классике», а потому непосредственно влияет на срок службы аккумулятора. Постарайтесь отрегулировать системы питания и зажигания таким образом, чтобы двигатель запускался с пол-оборота: сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1,5 раза.
Ну и, разумеется, с точки зрения нагрузки на аккумулятор, редукторный стартер предпочтительнее безредукторного.
Автомобиль, который должен выехать со стоянки или гаража, следует завести и тогда он успешно прибудет в пункт назначения. Современный ритм жизни диктует новые правила ремонта автомобилей, по сути ничего не изменилось, только автомобилисты самостоятельно не ремонтируют свой транспорт, а доверяют сервисным центрам.
Это, конечно, не худший вариант, если не брать во внимание то, что эксплуатируются автомобили не разумно и неаккуратно. Каждый образованный водитель, который не обязательно участвует в ремонте транспорта, обязан обладать знаниями по устройству автотранспорта, определять первичные поломки и понимать каким образом они устраняются. Такие знания помогут свободно общаться с автослесарем и уберечься от мошеннических действий.
Чтобы поехать на автомобиле, первым делом заводят мотор, у которого присутствует система пуска, выучить ее не составит труда. Самое слабое место – втягивающее реле стартера. Каждый автолюбитель знает про эту деталь, но не каждый понимает, как она устроена и принцип работы.
При поломке некоторых деталей передвижение автомобиля возможно, но при возникновении неисправности в реле стартера работа автотранспорта заблокирована.
Для каких целей необходимо тяговое реле стартера
Перед тем как начать изучение состава втягивающего реле, следует разобраться в том, для запуска стартера применяется два реле, они совершенно разные и главное, их не спутать. Одно реле находится в отсеке мотора и служит для включения самого стартера.
Деталь может находиться в отдельном боксе или быть вмонтирована в единый отсек, где находится реле включения — зависит от производителя автотранспортного средства.
Второе реле, рассматриваемое нами, располагается на стартере и служит для выполнения следующих действий:
- необходимое распределение электроэнергии для реле и двигателя стартера;
- синхронизирует процессы узлов стартера в ходе запуска двигателя;
- подает шестерни бендикса в состояние, позволяющее зацепиться им с зубцами венца маховика;
- возвращение в стартовое состояние шестерни после завода двигателя.
В теории существует параллельное название для детали – тяговое реле стартера. Непрофессионально автомобилисты и мастера называют его «втягивающим».
Для пуска исправного мотора достаточно нескольких секунд, происходит обязательное вращение коленчатого вала до установленного предела, пока произойдет воспламенение топлива в камере сгорания.
Втягивающее реле и создано с целью, чтобы четко проводить процесс, обеспечивающий синхронную работу стартера, обеспечивать основным деталям шестерен зацепление и избавить от бендикса маховика после пуска мотора.
Как устроено втягивающее реле стартера, методы его работы
Этот механизм располагается именно над стартером и прочно прикреплен к нему. Если возникает необходимость отсоединить реле, то несложно сделать это, стоит только снять стартер, а затем и реле.
Каждый производитель выполняет тяговое реле в основных видах: разборное, оно просто поддается диагностике, ремонту и проверке; неразборное, его меняют вместе со стартером в результате выхода из строя.
Для реле определены такие основные устройства:
- корпус;
- магнит с обмотками для втягивания и удержания;
- якорь;
- контакты;
- пружина возврата.
Движение ключа в заводном механизме автомобиля приводит к работе катушки, где появляется электрическое поле на обмотке для втягивания, затем якорь движется и останавливается в сердечнике, где благодаря рычагу осуществляется присоединение подвижной шестерни бендикса с венцом на маховике.
Затем, когда сердечником было достигнуто крайнее положение, устройство позволяет замкнуть контакты, их называют «пятаками». В процессе действий срабатывает обмотка для втягивания и осуществляется подача питания на обмотку двигателя, происходит вращение вала и маховика, они уже зацеплены с шестерней.
Впоследствии, когда мотор запущен, в заводном механизме происходит размыкание контактов и перекрывается подача тока к стартеру, а пружина возврата дает возможность якорю и шестерне с обгонной муфтой стать на место. Это и есть основные характеристики работы части системы пуска двигателя – втягивающего реле стартера.
Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда после 2-3-х неудачных попыток запустить мотор, под капотом раздается треск втягивающего реле и стартер отказывается прокручивать двигатель. Особенно это актуально в зимний период, когда емкость аккумулятора падает и он быстро разряжается.
Для того, чтобы лучше понять причину неисправности втягивающего реле (ВР), давайте вкратце вспомним устройство самого стартера и по какой схеме он работает на автомобиле.
Напомним
Стартер автомобиля является электрическим двигателем кратковременного действия. Если силовой агрегат не запускается с трех-пяти попыток, то нужно искать причину и не крутить его зря, так как это в большинстве случаев отражается на его дальнейшем существовании. Говоря простым языком — не стоит его «насиловать».
Устройство автомобильного стартера
Стартер состоит из корпуса (внутри которого расположена обмотка статора) и ротора, вращающегося на двух подшипниках, а также втягивающего реле.
На конце вала ротора находится обгонная муфта (бендекс) снабженная зубчатой шестерней, которая при пуске входит в зацепление с маховиком коленчатого вала.
В задачу реле входит запуск стартера и обеспечение соединения с маховиком для пуска двигателя.
Устройство реле
Реле состоит из корпуса, в котором размещены обмотки, сердечника, возвратной пружины, центрального контакта, крышки с двумя силовыми контактами, выполненных в виде болтов, резьба которых выступает из крышки. В крышке также имеется разъем, куда приходит питание от замка зажигания в момент пуска двигателя.
На один из болтов приходит постоянный «плюс» с аккумуляторной батареи, а второй контакт соединен со статорной обмоткой.
Сердечник реле соединен посредством вилки с бендексом. Вилка в свою очередь работает по принципу коромысла. При втягивании сердечника, он выталкивает обгонную муфту на встречу с маховиком двигателя, а при отпускании сердечника бендекс отводится назад.
Схема работы
При повороте ключа зажигания в положение «пуск» на обмотку реле подается питание, в втягивающей обмотке создается магнитное поле, которое втягивает сердечник катушки, замыкающий силовые контакты. Одновременно сердечник через вилку выталкивает обгонную муфту к маховику коленвала, заставляя последний прокручиваться.
Конструктивно ВР имеет две обмотки: втягивающую и удерживающую.
Втягивающая обмотка втягивает сердечник, который через центральный контакт, соединяет силовые разъемы реле, перебрасывая питание с аккумулятора на электродвигатель стартера, заставляя последний работать.
Все это время удерживающая обмотка удерживает сердечник, обеспечивая подачу питания на электродвигатель стартера.
В случае, когда аккумуляторная батарея разряжена, то ее силы хватает, чтобы сработала втягивающая обмотка, но не хватает напряжения для удерживающей. Сердечник под усилием возвратной пружины отходит назад, и втягивающая обмотка опять пытается втянуть его в катушку, но удерживающая не может его удержать, и он вновь отходит назад.
Вот именно эти попытки реле заставить перебросить питание с батареи на статорную обмотку и слышит водитель в виде частых щелчков (треска), когда сердечник реле многократно втягивается и отпускается при подаче питание на реле.
Неисправности втягивающего реле:
• Подгорание силовых и центрального контактов
• Поломка возвратной пружины
• Короткое замыкание в одной из обмоток
Причины неисправностей:
• Подгорание разъемов вызвано в большинстве случаев плохим контактом в соединениях или долгой работой стартера, когда двигатель продолжительное время «отказывается» запускаться;
• Поломка пружины может быть вызвана как механическим повреждением, так и от длительной подачи напряжения, когда витки пружины просто выгорают;
• Межвитковое замыкание в обмотках также происходит от длительного воздействия напряжения при плохом запуске двигателя. Бакелит, которым покрыты провода для защиты, нагревается, начинает плавится и витки соединяются друг с другом;
• При выплавлении защитного покрытия один из витков может начать контактировать с «массой» корпуса, что вызовет короткое замыкание;
• Обрыв может быть вызван перегоранием одного из витков обмотки;
• При ослаблении крепления ВР наступает перекос и сердечник не может полностью втянуться внутрь корпуса, чтобы замкнуть силовые контакты.
Признаки неисправности:
• Одиночные или частые щелчки, стартер не крутит
• Сильный нагрев корпуса
• Стартер не выключается
Как проверить исправность реле
В случае, когда слышны частые щелчки и стартер не крутит, то причиной могут являться разряженная аккумуляторная батарея или слабое соединение «массы».
Когда же раздается один четкий щелчок, но стартер не крутит, то это «говорит» либо о подгорании силовых разъемов, либо о проблемах в самом стартере.
Для того, чтобы убедиться в том, что неисправность находится в самом реле, нужно перемкнуть отверткой (двигатель на нейтрале) его силовые контакты и если стартер заработает, то «виновато» само реле. Его необходимо снять и прозвонить тестером.
Если же стартер не отзывается, то проблемы могут быть как в нем самом, так и в реле. Нужен его демонтаж, разборка и дефектовка всех элементов.
Когда реле вообще не отзывается на поворот ключа зажигания в положение «пуск», нужно проверить приходит ли в это время питание на управляющий разъем (вывод расположен на его крышке).
Если питание не приходит, то необходимо проверить исправность замка зажигания и цепь питания от него до управляющего контакта.
Когда на управляющем контакте есть питание, то нужно проверить тестером сколько вольт приходит на силовой контакт от аккумулятора, а затем (нужен помощник) при пуске стартера проверить тестером сколько вольт приходит на второй контакт.
Если, например, на контакт от батареи приходит 12.8В, а перебрасывается 6-7В, то силовые контакты подгорели и их необходимо либо зачистить, либо заменить.
В случае, когда реле разборное, то нужно отдать крепление крышки и зачистить силовые и центральный контакты, если же реле неразборное, то его необходимо заменить.
Как поступить в случае поломки
При отказе реле, нужно, как было сказано выше, поставить нейтральное положение КПП, включить зажигание и перемкнуть между собой силовой контакт от аккумуляторной батареи и управляющий разъем. Двигатель запустится и можно будет добраться до гаража или ближайшего СТО.
В заключение
Периодически проверяйте зарядку аккумулятора и работу генератора, чтобы батарея всегда находилась в заряженном состоянии, способной выдать необходимое напряжение для срабатывания стартера.
Сломался авто?Мы все починим!+7 (961) 014-5673+7 (915) 732-0659Звоните!
Втягивающее (правильно: тяговое) реле в автомобиле принимает ток от аккумулятора и передаёт его на стартер, выталкивая одновременно бендикс для сцепления с маховиком. В основе принципа его работы лежит обыкновенный электромагнетизм. В этой статье вы узнаете как работает втягивающее реле, почему оно ломается и что делать, если это произошло.
Устройство втягивающего реле
Составные части тягового реле:
- корпус;
- магнит с обмотками;
- якорь;
- контакты;
- возвращающая пружина.
Электромагнит реле имеет две катушки возбуждения: одна вытягивает бендикс, а другая удерживает его до полной раскрутки коленчатого вала, после чего соединение бендикса с маховиком мотора размыкается.
Неисправности тягового реле
Причины, приводящие к поломке втягивающего реле просты: постепенный физический износ, иногда приводящий к частичному разрушению этого узла или выгоранию обмотки. Как правило, неисправности тягового реле легко определяются по следующим признакам:
- После запуска двигателя стартер не прекращает вращаться;
- Стартер не может запустить мотор;
- Втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит.
Проверка втягивающего реле стартера
Наиболее точно говорит о том, что реле неисправно отсутствие сцепления бендикса стартера с маховиком двигателя. Признаками выхода из строя втягивающего реле является невозможность отключения стартера после запуска двигателя, при этом слышно характерное жужжание, то есть стартер вращается в холостую.
Для проверки стартера не обязательно снимать его. Достаточно просто любым металлическим предметом замкнуть контактные болты, расположенные в задней части тягового реле. Если стартер будет крутиться, значит действительно неисправно реле.
Ремонт втягивающего реле стартера
Вернуть неисправное реле в прежнее состояние не всегда оказывается возможным, поэтому скорее всего его придётся заменить. Но и в этом случае могут быть проблемы, так как многие подобные устройства делаются неразборными. К тому же трудно найти какие-либо детали реле в продаже. Единственное, что можно сделать — очистить контакты прерывателя от загрязнений. Если это не поможет, придётся пойти на замену.
Если при включении стартера щелкает втягивающее и гаснут приборы необходимо в первую очередь проверить состояние всех соединений и проводов системы запуска двигателя, так как причина неисправности может быть как в самом реле, так и в питающем его кабеле. Установить причину можно подав ток на управляющую клемму стартера. Если после этого отчётливо слышно, как работает стартер, надо проверять реле, проводку и замок зажигания.
В случае когда стартер не крутит, а втягивающее щелкает, это значит, что оно исправно и на него поступает ток. Искать причину того, что не заводится мотор нужно в другом. Возможно следующее:
- “посажен” аккумулятор;
- плохие контакты, повреждена проводка;
- замок зажигания сломался;
- нет контакта на щётках стартера.
То что вы слышите щелчки может означать, что втягивающее в порядке, просто АКБ находится на пределе своего заряда и чтобы крутануть стартер ему не хватает энергии. Ну и как видите, поводов к тому, что не всегда срабатывает втягивающее реле стартера может быть ещё много. Так что втягивающее может оказаться ни при чём.
Контакт, чистота и целостность изоляции, — вот три оплота исправности автомобильного электрооборудования. Вполне возможно, что неприятности со стартером возникли из-за неполадок щёточного узла, через который обычно подключен один из контуров возбуждения втягивающего реле. Если щётки нормальные, проверяйте всю систему зажигания по схеме, где-то недосмотрели. Если узел нуждается в замене, придётся купить втягивающее на стартер.
Назначение втягивающего реле стартера : втягивающее реле (его еще называют тяговое реле) предназначено для подачи тока управления на мотор стартера для осуществления выталкивания бендикса стартера в зацепление с маховиком. Реле стартера достаточно прост в конструкции, но его неисправность приведет к проблемам с запуском двигателя.
Устройство втягивающего реле
Итак, с назначением мы разобрались, тяговое реле служит для введения бендикса в зацепление с маховиком. Работа втягивающего реле основана на принципах электромагнетизма.
Устройство втягивающего реле.
Втягивающее реле состоит из : 1) корпуса ; 2) якоря, 3) магнита с двумя обмотками , 4) возвращающей пружины 5) контактов.
Магнит выполнен в виде двух катушек: одна катушка является удерживающей, вторая — втягивающей. Удерживающая катушка соединяется с выводом управления и соединена с корпусом. Втягивающая катушка соединена с клеммой управления и электродвигателем.
Когда к контакту управления стартера поступает ток, в катушке образуется магнитная индукция, которая приводит к образованию магнитного поля. Магнитное поле воздействует на якорь, который сжимает возвратную пружину. При этом якорь вращает бендикс, соединяющий стартер с аккумулятором.
Во время замыкания контактов втягивающая обмотка питается от плюсовой клеммы, на катушке перестает генерироваться ток, а якорь удерживается полем катушки. После запуска двигателя питание не подается и возвратная пружина выталкивает якорь обратно в первоначальную позицию. Контакты размыкаются и бендикс выходит из зацепления.
Неисправности втягивающего реле стартера
Одними из самых распространенных неисправностей реле стартера является выгорание контактных пластин реле, сгорание обмотки, разрушение материалов реле стартера.
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Прежде, чем любой автомобиль, подчиняясь желаниям владельца, выедет из гаража и поедет из пункта «А» в пункт «Б», его необходимо завести. Большинство современных автопользователей, которых автолюбителями можно назвать с большой натяжкой, доверяют ремонт и обслуживание своего авто специалистам сервисных центров.
Плохого в этом ничего нет, если не учитывать, тот факт, что автомобили эксплуатируют бездумно, неаккуратно. Уважающий себя водитель, даже если не принимает лично участие в ремонте машины, должен знать её устройство, основные признаки неисправностей, порядок их устранения. Это необходимо хотя бы для того, чтобы не выглядеть глупо в разговоре с автослесарем и не попасться в руки мошенников от ремонта.
Так как движение автомобиля начинается с запуска мотора, то в первую очередь, необходимо освоить устройство системы пуска. Одно из самых уязвимых мест – это втягивающее реле стартера. Об этой детали слышали все, но принцип её работы и устройство понимают не многие.
Сравнительно небольшой узел играет ключевую роль в запуске мотора. Если в случае поломки иных частей эксплуатация автомобиля возможна, то сломанное реле стартера полностью парализует автомобиль.
Тяговое реле стартера – для чего оно необходимо
Прежде, чем приступить к изучению устройства втягивающего реле, необходимо уяснить, что за работу стартера отвечает два реле, которые не следует путать. Первое – реле включения стартера, находится в моторном отсеке.
В зависимости от марки и модели автомашины оно может быть выполнено в самостоятельном корпусе или монтироваться в общий блок вместе с другими реле.
Второе – это втягивающее реле, которое установлено непосредственно на стартере и выполняет следующие функции:
- перераспределение электроэнергии между электромагнитом реле и мотором стартера;
- синхронизация работы узлов стартера при запуске мотора;
- подача шестерни бедикса до зацепления с зубами венца маховика;
- возврат шестерни в исходное положение после пуска.
В литературе можно встретить чуть измененной название одного и того же реле – тяговое реле стартера. В народно-автомобильном обиходе это устройство называют просто – «втягивающее».
Для того, чтобы мотор запустился, необходимо принудительно вращать коленчатый вал до того момента, как в камерах сгорания не начнёт воспламеняться топливная смесь. В исправном моторе для этого необходима «секунда» времени.
Задача втягивающего реле заключается в том, чтобы синхронизировать работу стартера, обеспечить зацепление рабочих частей шестерён и убрать бендикс от маховика после запуска двигателя.
Устройство втягивающего реле стартера и принцип его работы
Тяговое реле стартера находится над стартером в прочном соединении с ним. При необходимости оно достаточно просто снимается, но сделать это можно только на демонтированном стартере.
Разные производители предлагают реле в двух вариантах: разборное, которое при необходимости можно подвергнуть диагностике, ревизии и ремонту, и неразборное, которое в случае поломки меняется целиком.
Основными частями реле являются:
- корпус;
- якорь;
- магнит с обмотками (втягивающая и удерживающая);
- возвратная пружина;
- контакты.
После поворота ключа в замке зажигания, в катушке возникает электромагнитное поле на втягивающей обмотке и якорь, притягиваясь, перемещается в сердечник, который посредством рычага вводит в зацепление с венцом маховика рабочую шестерню бендикса.
Как только сердечник достигает крайнего положения, «втягивающий» стартера замыкает пару контактов, которые называют «пятаками». В этот момент включается удерживающая обмотка и подаётся ток на обмотку мотора, который начинает вращать вал и маховик, находящийся в зацеплении с шестернёй.
С пуском мотора контакты в замке зажигания размыкаются, подача электроэнергии на стартер прекращается, и возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, а вместе с ним и шестерню с обгонной муфтой. Вот, собственно, такой принцип работы втягивающего реле стартера.
Устройство втягивающего реле стартера – электрического магнита, который предназначен для подведения к венцу маховика шестерню бендикса, относительно простое. Поэтому ремонт данного механизма, часто называемого тяговым, любой более-менее опытный автолюбитель может осуществить самостоятельно.
Тяговое реле стартера – какие функции оно выполняет?
Втягивающий механизм был изобретен Чарльзом Кеттерингом. Именно благодаря ему уже в 1912 году было выпущено первое авто с таким устройством и системой электрического зажигания, что позволило отказаться от запуска мотора при помощи специальной ручки, помещаемой в шкив коленчатого вала. Описываемое нами приспособление предназначено для выполнения ряда важных функций, в частности таких:
- синхронизация при запуске двигателя автомобиля функционирования цепей стартера;
- перераспределение электрической энергии между мотором стартера и электромагнитным реле;
- подведение шестерни бендикса к маховику, а после пуска – возвращение ее в начальное положение.
Интересующий нас механизм не стоит путать с реле включения стартера, которое располагается в моторном отделении.
Реле включения также имеет большое значение для функционирования стартера автомобиля, но оно выполняет совершенно иные задачи.
Принцип работы и устройство втягивающего реле стартера
Данный механизм состоит из следующих элементов:
- электромагнит с удерживающей и втягивающей обмоткой;
- корпус;
- контакты;
- якорь;
- возвратная пружина (она находится в сердечнике устройства).
При подаче напряжения на обмотки втягивающего механизма (оно возникает при повороте ключа зажигания) создается магнитное поле, которое передвигает якорь стартера. Этот якорь в свою очередь давит на возвратную пружину и сжимает ее. Конец вилки, размещенный на противоположном от корпуса устройства конце, начинает перемещаться к маховику, что приводит к зацеплению шестерни с его венцом.
При этом происходит замыкание так называемых «пятаков» – пары контактов, встроенных в конструкцию рассматриваемого нами реле. В результате всех указанных движений удерживающая обмотка включается и передает на обмотку двигателя требуемый ток, который приводит во вращение зацепленный с шестерней маховик и вал.
Втягивающее реле стартера – ремонт устройства
Чаще всего ремонт реле требуется из-за:
- разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
- сгорания обмотки стартера либо реле;
- выгорания внутри механизма «пятаков».
При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Чтобы не снимать и не разбирать тяговое реле стартера безосновательно, рекомендуется сначала провести его проверку на работоспособность. Тем более сделать это сможет даже новичок. Если стартер молчит и не подает признаков жизни, первое, что нужного проверить это втягивающее, и начать стоит с проводки путём прозвона, с помощью мультиметра нужно убедиться в целостности. Если проводка исправна, далее следует убедиться, что реле работает. Для этого может потребоваться помощник, который повернет ключ зажигания, в этот момент должен послышаться щелчок, сигнализирующий о работе механизма. Если щелчка нет, реле следует заменить. Бывает и такое, что щелчок есть, но стартер молчит, в таком случае срабатывание реле не происходит преимущественно из-за подгоревших контактов (медные пятаки). Чтобы это проверить, нужно скинуть клемму, которая идёт от аккумулятора, вооружиться отвёрткой и замкнуть верхний и нижний контакт на реле. Если стартер заработал, значит, проблема во втягивающем реле. Также можно проверить напряжение, поступающее на стартер при помощи мультиметра, однако этот метод позволяет определить источник проблемы (стартер или проводка с аккумулятором). Красный щуп подсоединяется к плюсовой клемме АКБ, чёрный к массе. После этого помощник должен повернуть ключ в замке зажигания в положение запуска, мультиметр в этот момент должен показать напряжение не ниже 12 В. Если показатели оказались меньше, значит, АКБ разряжена и попросту нет достаточной энергии для запуска мотора, однако напряжения достаточно для срабатывания механизма реле.
Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.