Как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях

В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто случается так, что уже после одного-двух дней «простоя», завести его оказывается либо проблематично, либо просто невозможно. Виной тому аккумулятор, вернее его быстрый саморазряд. Такое явление часто наблюдается даже после полного цикла зарядки батареи посредством специального зарядного устройства. Если отбросить варианты других неисправностей аккумулятора, которые встречаются не так часто, виноват в сложившейся ситуации электролит, вернее его низкая плотность.

Несмотря на то, что каждый раз после зарядки батареи рекомендовано контролировать плотность электролита, на практике так поступают далеко не все автолюбители, и в результате получается хронический недозаряд батареи, особенно при совершении на авто только коротких поездок. Такое состояние очень опасно для аккумулятора, поскольку приводит к его преждевременному износу. На самом деле проблема может быть устранена своими руками, при этом какие-либо серьезные финансовые вливания не потребуются совершенно.

Готовим место чтобы проверить плотность АКБ

Перед тем как проверить плотность аккумулятора, необходимо определиться с местом, где будут проводиться все процедуры. Сделать это не так просто, как может показаться. Предваряя проверку плотности аккумулятора ареометром потребуется провести весь подготовительный цикл технического обслуживания:

  • очистку АКБ;
  • проверку и коррекцию уровня электролита;
  • полную зарядку.

Только после этого можно будет переходить непосредственно к проверке плотности. Такие «сложности» необходимы, поскольку, если проверить плотность электролита в аккумуляторе сразу по демонтажу с автомобиля, результаты будут далеки от действительности . И причин этому несколько. К примеру, несоответствующий уровень электролита. Кроме того, плотность заряженной батареи всегда выше, и именно это значение принимается за норму.

Что касается самого помещения, то перед тем, как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях, необходимо, чтобы оно соответствовало следующим требованиям:

  • быть оборудовано отличной приточно-вытяжной вентиляцией;
  • быть безопасным в плане пожарной безопасности;
  • иметь надежную систему электроснабжения.

Подготовка к проверке

Перед тем как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, важно скорректировать его уровень и полностью зарядить батарею . Только так результаты будут правильными. После съема АКБ и очистки, она ставится на широкую, ровную поверхность, выкручиваются все пробки. При работе соблюдать осторожность, поскольку кислота может вызвать глубокие ожоги кожных покровов. После проверки уровня электролита его важно скорректировать. Для этого используется только дистиллированная вода.

Сразу после этого правильно замерить плотность аккумулятора нельзя – его требуется зарядить. Используя специальное зарядное устройство и ток малой величины, батарея оставляется на ночь. Величина тока не должна превышать 2 А. Таким образом аккумулятор зарядится полностью. После того как время зарядки истекло, зарядное устройство отключается от батареи, и она оставляется в спокойном состоянии на 6 часов. Только после этого можно приступать к проверке плотности.

Внимание! Во время зарядки пробки банок должны быть выкручены, а в помещении, где идет зарядка недопустимо курить или проводить работы, связанные с образованием искр – при зарядке в воздух выделяется большое количество водорода, что может привести к взрыву.

Проверка плотности аккумулятора ареометром

Перед тем как приступить к проверке плотности аккумулятора ареометром, необходимо приготовить сам ареометр, а также чистый электролит и дистиллированную воду – на случай, если плотность будет ниже допустимых значений. Неплохо иметь под рукой и техпаспорт аккумулятора, где указаны «правильные» соотношения электролита. Это важно знать, поскольку для каждого региона характеристики электролита различна. На приборе уже нанесена шкала, предназначенная для оценки плотности, что существенно облегчает задачу автомобилисту. Следует учитывать, что работать можно только в защитных резиновых перчатках.

Аккумулятор устанавливается в удобном месте, пробки отвинчиваются. Ареометр имеет специальную резиновую грушу, которую необходимо сжать перед опусканием прибора в батарею. Плавным отпусканием груши в ареометр набирается определенная «доза» электролита. Чрезмерно усердствовать не стоит, поплавок должен иметь возможность свободного перемещения внутри прибора. После того, как поплавок «успокоится» можно приступать к оценке результата. «Правильной» плотностью считается, если поплавок оказывается в зеленой зоне. Если нет – требуется коррекция, поскольку использовать такой аккумулятор нельзя. Для более точных результатов можно сравнить цифры с градуированной шкалы ареометра с данными из техпаспорта. Такая процедура проводится для каждой из банок батареи. Правильная проверка продемонстрирована на видео:

Коррекция плотности

В том случае, если значения оказываются неверными, ситуацию необходимо поправить. Стоит обратить внимание на определенный момент – если плотность электролита во всех банках нормальная, а в одной низкая – аккумулятор реанимировать не получится, он подлежит замене.

Совет! Проще всего скорректировать повышенное значение – для этого достаточно долить дистиллированной воды в аккумулятор.

Если же значение понижено, придется очень аккуратно поработать с кислотой. В банки можно заливать как концентрат, так и разбавленный электролит – в этом случае следует добавлять кислоту в воду, а никак иначе. После добавления концентрата в банки батарею нужно оставить в покое на 4 часа. Это время необходимо, чтобы плотность всего электролита выровнялась. После этого требуется вновь провести замеры ареометром и оценить результаты.

Иногда владельцы автомобилей спрашивают о том, как проверить плотность аккумулятора. Если выражаться корректнее и точнее, речь идет о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе. Как известно, уровень электролита в батарее измеряется в том случае, если АКБ относится к категории обслуживаемых. Для того чтобы научиться делать это самостоятельно, как в гараже, так и в домашних условиях, нужно знать о том, что представляет из себя жидкий электролит и как устроена внутри обслуживаемая автомобильная батарея.

Что находится внутри АКБ

Внутри аккумуляторной батареи автомобиля в определенной последовательности расположены шесть отсеков, или «банок». Каждый отсек имеет свинцовые пластины с положительными и отрицательными зарядами. «Банка» устроена герметично, и ее контакт с другими элементами происходит через общее полярное соединение.

Уровень напряжения в каждом отсеке АКБ составляет 2, максимум — 2,1 вольт. Все элементы соединяются друг с другом в последовательную электрохимическую цепь, имея на выходе общее напряжение 12 вольт.

Благодаря тому, что каждая «банка» заполнена особым химическим соединением, имеющим жидкую консистенцию, автомобильный аккумулятор обладает способностью накопления и отдачи электрического заряда. Эта жидкость получила название «электролит», а такие простые теоретические знания из области физики и химии помогут разобраться в том, как проверить плотность аккумулятора (точнее, электролита) правильно.

Для чего необходимо проверять плотность электролитической жидкости

Любой электролит представляет собой не что иное, как химическую смесь, состоящую из дистиллированной воды и серной кислоты в определенной пропорции: вода 65%, 35% — кислота. Именно такое процентное соотношение и позволяет электролиту осуществлять накопление электрического заряда без нанесения урона чувствительным свинцовым пластинам АКБ.

В процессе постоянной эксплуатации батареи происходят постоянные изменения плотности электролита, что определенным образом может сказаться на ее рабочих функциях. Само понятие плотности, кстати, означает не что иное, как процентное соотношение серной кислоты к дистилляту.

Если уровень серной кислоты внутри аккумулятора становится слишком высоким, это может печально закончиться для его пластин. Бывают ситуации, когда кислота попросту разъедает свинец, и пластины разрушаются.

Если же кислоты слишком мало, это означает, что АКБ разряжена или близка к тому, чтобы разрядиться полностью. Аккумулятор не может работать в режиме той емкости, которая указана в его технических характеристиках. Например, энергии может просто не хватить в условиях холодного запуска двигателя внутреннего сгорания.

Также, если водитель долго пытается ездить на разряженном аккумуляторе, процесс оседания сульфатов на пластинах неизбежен. На них образуется плотный белый налет, убрать который порой бывает весьма проблематично. При критичном уровне сульфатов произойдет либо разрушение пластин, либо короткое замыкание. Потребуется десульфатация аккумулятора.

Принцип работы аккумуляторной батареи

Чтобы знать, как правильно измерять уровень электролита, важно помнить — любая АКБ работает по цикличному принципу. Вначале она осуществляет накопление заряда внутри, а затем, при запуске двигателя, начинает его постепенно отдавать автомобилю, приводя его в движение. При отдаче заряда аккумулятором кислота выделяет те самые сульфаты (соли), оседающие на пластины «банок». А в «банках» происходит образование воды. Это приводит к тому, что уровень электролита значительно снижается.

Что потребуется сделать в данном случае:

  • когда уровень плотности выше требуемого, нужно разбавить электролит дистиллированной водой;
  • когда плотность снижается, батарея срочно нуждается в полноценной зарядке в течение, как минимум, 10-12 часов.

Как проверить электролит и измерить его плотность

Перед тем как проверить электролит в аккумуляторе, очистите его поверхность от грязи и пыли, чтобы при снятии крышек с батарейных отсеков они не попали внутрь. Возьмите тонкую трубку из стекла, ее диаметр может составлять от 4 до 5 миллиметров. Теперь нужно опустить трубку в отсек до конца, так, чтобы она коснулась его дна. Отверстие можно закрыть с помощью пальца (предварительно не забудьте обезопасить себя, надев технические перчатки!).

Достаньте из банки трубку: в нее должно попасть небольшое количество электролитической жидкости. Ориентируйтесь на ее высоту — сколько места она занимает в трубке. Если высота жидкости 10-15 миллиметров — плотность в пределах нормы, а когда уровень больше, либо меньше — плотность необходимо откорректировать.

Перед тем как приступить к корректировке плотности, нужно произвести ее точные замеры — в каждом аккумуляторном отсеке по отдельности, так как они между собой не сообщаются. Обязательно зарядите АКБ перед измерением, иначе результаты могут оказаться неверными. Кроме этого, незадолго до процесса батарею нужно на 3-4 часа оставить в помещении с комнатной температурой (от 20°С, можно чуть выше). Ведь химическая жидкость имеет прямую зависимость от температурного фактора.

Для измерения уровня плотности электролита применяется такой простой инструмент, как ареометр. Его еще иногда называют более сложным словом — денсиметр. Но по сути это одно и то же. Ареометр состоит из наконечника, поочередно опускаемого в аккумуляторные отсеки, колбы, резиновой груши для отсасывания жидкости и шкалы измерений, которая расположена внутри колбы.

Алгоритм действий проверки будет таким:

  • вытрите наконечник насухо чистой тряпочкой;
  • опустите его в аккумуляторный отсек;
  • резиновой грушей наберите небольшое количество жидкости;
  • следите за «поведением» электролита: когда он перестанет двигаться — замерьте плотность по шкале;
  • слейте жидкость обратно в «банку».

Как видите, техника снятия показаний очень проста. Главное — не забывать защитить руки с помощью перчаток.

Цифровые показатели, на которые нужно ориентироваться

Поскольку химическая составляющее АКБ напрямую зависит от температурных факторов, существуют общепринятые цифровые показатели, обозначающие уровень оптимальной концентрации электролита. На юге РФ это 1,25, в районах средней полосы — 1,27, а в северных регионах — 1,29 гр/см 3 .

Итак, как проверить уровень электролита в аккумуляторе и его плотность? Отнесите батарею в помещение с комнатной температурой, удалите с нее загрязнения, откройте банки и воспользуйтесь стеклянной трубочкой и ареометром. Не забудьте надеть перчатки. Проверку аккумулятора нужно осуществлять регулярно для обеспечения наилучшего уровня его работы.

Перепады температур в средней полосе России — частое явление. Они негативно влияют на состояние АКБ — аккумуляторной батареи автомобиля. Это проявляется в снижении уровня заряда. Генератор не может справиться со своей задачей. Если по утрам не хватает мощности даже на прокрутку стартера, значит, пора заняться диагностикой. Расскажем о том, как поднять плотность электролита в аккумуляторе и не угробить его.

Состав электролита

В составе жидкости порядка 35% серной кислоты. Остальные 65 % приходятся на дистиллированную воду. Если нарушается баланс, электролит замерзает при отрицательных температурах и не воспринимает зарядку. Даже если удалось довести напряжение до нормативных 12,6 В, спустя 6-8 часов тестер показывает всего 11,9 В. Вот как величина напряжения соотносится с уровнем зарядки:

АКБ состоит из плюсовых и минусовых электродов. Первые называют аноды, а вторые — катоды. Они выполнены в форме пластин из металла, изолированы друг от друга конверт-сепараторами. Положительные электроды обмазаны диоксидом свинца с химической формулой PbO2, отрицательные — свинцовым порошком. При разрядке серная кислота вступает в реакцию со свинцом. В результате образуется сульфат PbSO4 и плотность раствора падает.

Нормативные показатели плотности

Есть эталонные значения плотности электролита. Цифры зависят от климатической зоны, в которой планируется эксплуатировать батарею. Общая закономерность такова: чем холоднее, тем выше должна быть плотность. Если в банках воды больше нормы, она просто замерзнет на морозе. Приведем таблицу показателей:

Средняя t января, °C

Плотность при +25 °C, г/см³

С полной зарядкой

С полной зарядкой

Если владелец авто знает свою климатическую зону, ему легко определить, какая нужна плотность. Например, для центральных регионов идеальным значением будет 1,26 г/см³.

Правила измерений

Если АКБ разряжена, показания могут быть неточными. Поэтому перед измерением следует полностью зарядить батарею. Для диагностики понадобится прибор — ареометр. Это пластиковая колба с поплавком внутри. На одном конце расположено отверстия для забора жидкости, на другом — резиновая груша. Процедуру выполняют так:

  1. Надевают нитриловые перчатки, чтобы не получить ожог от серной кислоты.
  2. Откручивают крышки у всех банок широкой отверткой или монетой.
  3. Вставляют в банку ареометр и нажимают на грушу для забора электролита.
  4. Смотрят на деление шкалы поплавка, расположенное на уровне жидкости.
  5. Сливают содержимое ареометра обратно в банку.

Останется сравнить полученное значение с тем, что указано в таб. 2. Если число меньше норматива, значит нужно увеличить плотность электролита в автомобильном аккумуляторе, если больше — довести до нормы. В первом случае батарея будет быстро разряжаться, а во втором лишняя кислота выпадет в осадок, как сульфат свинца.

Простой пример. АКБ эксплуатируется в Центральной климатической зоне. Ареометр при полной зарядке выдал 1,22 г/см³. Значит, нужно довести показатель до нормы, равной 1,26 г/см³. Расскажем о методиках восстановления нормальной плотности.

Методы повышения плотности

Первым делом нужно разобрать причины, из-за которых снижается или повышается уровень плотности электролита. От них зависит, какой способ лучше применить. При сульфатации нужно провести слаботочную зарядку батареи. Если из банок вытекло содержимое, его нужно долить или полностью заменить. При увеличении плотности выше нормы следует добавить дистиллированную воду.

Зарядка слабым током

На первое место среди причин снижения плотности можно поставить процесс сульфатации. Во время разрядки серная кислота образует сульфат свинца. Он осаждается на катоде или аноде, уменьшает электропроводность почти до нуля. Часть электрода просто перестает работать. Поэтому падает емкость АКБ. Вольтаж снижается очень быстро, генератор не слишком помогает. Вот как это выглядит:

Слой диэлектрика обволакивает пластины и решетки. Процесс идет непрерывно. Чем дольше аккумулятор находится в разряженном состоянии, тем интенсивнее образуется сульфат. Падает плотность, потому что серная кислота H₂SO₄ распадается на воду и осадок PbSO4. Во время зарядки происходит обратная реакция. Налет на пластинах растворяется.

Первым делом следует выкрутить крышки из всех банок. Когда начнется испарение воды и выделение газа, нужно обеспечить хорошую вентиляцию и держать АКБ подальше от источников огня, беречь от попадания искр. Иначе есть риск воспламенения и взрыва. Далее стоит подключить провода ЗУ — зарядного устройства к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора согласно полярности.

Нужно выставить напряжение, равное 12 В. Производители АКБ рекомендуют подавать на клеммы силу тока, составляющую 1/10 часть от емкости батареи. Например, для аккумулятора 60 А·ч показатель должен составить 6 А. Но для растворения сульфата лучше установить на ЗУ не больше 2 А. Тогда зарядка продлится гораздо дольше, как и реакция десульфатации.

Информация. Во время процесса нужно наблюдать за уровнем электролита в банках. Если он падает ниже нормы, следует долить дистиллированную воду. Ориентироваться стоит на отметки «min» и «max». Если шкалы нет, оптимальный уровень — 10-15 мм.

Зарядное устройство можно выключать из сети, когда мультиметр покажет 12,6 В на клеммах батареи. Эксплуатацию лучше начинать спустя час, после завершения химических реакций.

Долив электролита

Если аккумулятор сравнительно новый и не подвергся процессу сульфатации, но плотность существенно просела, следует долить в банки готовый электролит. Он бывает следующих видов:

  • стандартный: 1,28 г/см³;
  • корректирующий: 1,33 г/см³.

Первый вариант подходит для случаев, когда ареометр показывает 1,26 г/см³ и ниже. Второй раствор понадобится в суровых климатических зонах с большими морозами. В таб. 2 подобные условия характерны для Крайнего Севера. Придется обеспечить плотность 1,29 г/м³, а стандартным средством такого показателя добиться невозможно.

Сначала нужно выкрутить все пробки. Потом с помощью насоса-груши или ареометра слить из каждой банки примерно 20 % жидкости. Недостающий объем следует восполнить стандартным или корректирующим электролитом. Во время процедуры нужно постоянно контролировать плотность. Если она ниже нормы — долить электролит, при завышенных показателях — добавить дистиллированную воду.

Во всех банках установился нормативный показатель плотности? Значит работа закончена.

Замена жидкости

На долив уйдет много времени. Придется каждый раз пользоваться ареометром и вносить коррективы. Гораздо проще полностью заменить электролит на новый. Первым делом нужно надеть резиновые перчатки и фартук, чтобы серная кислота не попала на кожу и одежду. Едкий состав способен оставить ожоги, «расплавить» ткань. Вот какой объем жидкости понадобится:

Этапы исследования электролита

  1. Поездки по городу;
  2. Пользование системой обогрева в холодное время года;
  3. Сбои в работе генератора напряжения.

Возникновение любого из перечисленных признаков является показателем, чтобы мерить электролит для агрегата. Перед тем как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, необходимо визуально оценить состояние прибора, проверить уровень электролита, измерить плотность и уровень напряжения батареи. Получить достоверные результаты поможет проверка АКБ с помощью клеммы нагрузочного тока.

Ареометр для проверки плотности

Проверка плотности аккумулятора ареометром осуществляется в несколько этапов. Прибор имеет простую конструкцию, позволяющую определить плотность жидкости по принципу закона Архимеда. По внешнему виду прибор напоминает герметично запаянную ампулу с нанесенной шкалой деления. Для калибровки ареометра используются дробь и ртуть. Прибор продается в наборе с резиновой «грушей» и стеклянной мерной колбой, позволяющей мерить раствор без риска для приспособлений

При работе с электролитом необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты, использовать резиновые перчатки и прорезиненый фартук. Инструкция, как проверить плотность АКБ предусматривает следующий порядок:

Важным условием проведения процедуры является обязательная полная зарядка аккумулятора перед проверкой плотности электролита. Владельцу автомобиля следует учесть, что процесс зарядки АКБ сопровождается выделением из банок химически активных вещество: водорода и кислорода, соединение которых может привести к взрыву. Избежать неприятной ситуации поможет принудительная вентиляция помещения. Время зарядки может длиться до 6 часов.

Оценка количества проводника

Перед тем, как проверить электролит в аккумуляторе, необходимо взять пробу из банки аккумулятора в количестве, чтобы ареометр свободно плавал в жидкости.

В норме плотность электролита составляет от 1,24 кг/дм 3 до 1,29 кг/дм 3 . Если полученный результат измерений ниже нормы, то поправить ситуацию может доливка свежего раствора. Методику выяснения, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, с последующими действиями необходимо повторить с каждой банкой АКБ с периодичностью 1 раз через каждые 3 месяца. По визуальной оценке жидкость должна быть прозрачной, обладать высокой степенью чистоты.

Неочищенная серная кислота может вызвать ускоренную самостоятельную зарядку аккумулятора. Обеспечить нормальный уровень электролита также поможет дистиллированная вода, повышенные показатели раствора снижает сроки службы аккумулятора.

Считывая показатели ареометра, необходимо помнить, что мерить концентрацию кислоты необходимо с поправкой на климатическую зону, так как существуют индивидуальные значения плотности.

Методика замены осуществляется после откачки раствора. Крышки банок и вентиляционные клапаны АКБ плотно закрываются, батарея укладывается на бок. В каждой банке делаются отверстия сверлом 3,5 мм, сливается остаток жидкости. Пустые банки тщательно промывают водой, проверяют на наличие осадка, отверстия запаиваются кислостойкой пластической массой, заливается свежий раствор с чуть большей плотностью, рекомендуемой для отдельно взятой климатической зоны.

Перед запуском прибора в работу рекомендуется еще раз померить концентрацию электролита.

Важная информация для автолюбителя

Так же без острой необходимости не следует заменять электролит полностью. Если кислоту необходимо разбавить водой, то следует помнить, что плотность жидкостей отличается. По этой причине кислоту вливают в воду тонкой струей с постоянным размешиванием.

Обращение с источником питания должно быть максимально осторожным, нельзя АКБ переворачивать вверх дном из-за возможного возникновения в процессе эксплуатации короткого замыкания. Перед завинчиванием крышек на банках необходимо воспользоваться рекомендацией специалистов, как проверить плотность аккумулятора ареометром перед эксплуатацией агрегата.

Как проверить плотность необслуживаемый аккумулятор?

Нужно убедиться что активная замазка не осыпалась, угольная решетка цела. Медленно, с перерывами залить электролит нужной плотности в каждую банку выше пластин на 5-7 мм. Подождать 2-3 часа для выхода пузырьков, замерить плотность электролита, довести до нормы

Как повысить плотность электролита в аккумуляторе?

Как повысить плотность

  1. Зарядите батарею (если АКБ разряжена, то при добавлении раствора, поднимется концентрация серной кислоты – пластины разрушается).
  2. Температура электролита должна быть от 20 до 25 градусов.
  3. Осмотрите аккумулятор: на нем не должно быть дефектов и повреждений, особое внимание уделите токовыводам.

Что делать при низкой плотности электролита?

Чтобы повысить плотность электролита в АКБ можно воспользоваться одним из представленных способов:

  1. Полностью заменить электролит на новую жидкость с нормальной концентрацией 1 г/куб. см;
  2. Залейте кислоту аккумулятора в электролит;
  3. Доведите имеющийся раствор до нужной концентрации.

Какая должна быть плотность в аккумуляторе?

Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.5 В. О степени разряженности батареи судят по плотности электролита. Чем ниже плотность электролита, тем сильнее батарея разряжена.

Какая плотность должна быть в разряженном аккумуляторе?

У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1.10±0.01 г/см3. Если значение плотности во всех банках аккумулятора одинаково (±0.01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий.

Как узнать что аккумулятор полностью заряжен?

Как понять, что аккумулятор зарядился от зарядного устройства?

  1. Мультиметр — измерить напряжение постоянного тока, если 14-15V то аккумулятор заряжен;
  2. Прошло рекомендуемое время заряда;
  3. Батарея при зарядке ощутимо нагрелась, тоже говорит о положительных процессах зарядки;

Можно ли обслуживать необслуживаемый аккумулятор?

Если это произошло, то любую АКБ можно сделать обслуживаемой. Современные аккумуляторы могут эксплуатироваться более 5 лет практически без снижения эксплуатационных характеристик, но дешёвые необслуживаемые модели не всегда способны прослужить даже половину этого срока.

Как обозначается необслуживаемый аккумулятор?

«Т» – моноблок из термопластичной пластмассы, «М» – сепаратор-мипласт из поливинилхлорида, «П» – сепаратор-конверт из полиэтилена, «необслуживаемая» – для необслуживаемых батарей, попадающих под это определение по требованиям ГОСТ.

Переключатель мультиметра ставим в положение 20 вольт и плюсовым щупом касаемся положительной клеммы аккумулятора,

Проверка осуществляется несложными действиями – нужно лишь несколько раз нажать на педаль тормоза. Исправная

Можно оставить старый масляный фильтр и заменить только масло. Однако чистому маслу придется проходить

Аккумулятор для автомобиля жизненно важный орган в его общей электромеханической системе. Без его работы запустить двигатель, обычным способом, не возможно.

Чтобы ваш аккумулятор, как обычно, в самый не подходящий момент не сыграл с вами злую шутку нужно периодически проверять его плотность. В данной статье речь пойдет об обслуживаемых аккумулятора.

Проверка плотности аккумулятора ареометром

Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо для начала уяснить, что представляет собой прибор для проверки плотности электролита аккумулятора – ареометр.

  • Прежде всего, поставить аккумулятор в чистое место и на ровную поверхность, не забывайте, что электролит это кислота и любая капля, пролитая на одежду, испортит ее навсегда. А при попадании на кожу вызовет химический ожог.
  • Очистить батарею от грязи. Любая грязь, попавшая в банку с электролитом способна изменить плотность в этой емкости, что неизбежно приведет к порче всего аккумулятора.
    Сняв крышки с банок проверить уровень электролита и при необходимости долить. Чаще всего доливают дистиллированную воду, но иногда в случае, о котором мы поговорим ниже, необходимо долить электролит.
  • Еще одно из обязательных условий перед проверкой плотности — полная зарядка аккумулятора.

Важно! В процессе зарядки аккумулятора из банок будут выделяться газы водород и кислород. Большая концентрация этих газов может привести к взрыву, поэтому помещение должно быть хорошо проветриваемо.

Процесс зарядки не быстрый, поэтому придется подождать некоторое время 5-6 часов. Все зависит от степени разряда вашей батареи и возможностей зарядного устройства.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром

После выполнения всех необходимых условий приступаем к самой проверке.

Но поскольку наша страна имеет много разных климатических зон, то в паспорте к аккумулятору указываются правильные значения плотности присущие данной зоне. Будет не лишним сверить полученные значения с рекомендуемыми.

Таблица ориентировочной плотности электролита в зависимости от климатических зон.

Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) плотность электролита приведенная к 25С, г/см3
Заливаемого В полностью заряженной батареи
Очень холодная зона (от -50 до -30) 1,27 1,29
Холодная (-30 до -15) 1,26 1,28
Умеренная (-15 до -4) 1,24 1,26
Теплая (-15 до +4) 1,22 1,24
Жаркая зона (+4 и выше) 1,20 1,22

Окуная попеременно в каждую банку прибор для измерения плотности, проверяем все емкости аккумулятора. Дальше в зависимости от полученных данных еще раз доливаем жидкость дистиллированную воду, либо электролит.

Что делать, если плотность оказалась выше?

Если плотность электролита в банках выше допустимой нормы, то необходимо долить дистиллированной воды.

Почему не стоит заливать сам электролит? Потому что во время работы из аккумулятора испаряется влага, что приводит к повышению плотности и разбавить это соотношение лучше и быстрее обычной дистиллированной водой, а не готовым электролитом, в котором уже присутствует кислота.

Важно! Заливать в банки нужно именно дистиллированную воду и ни в коем случае не водопроводную. В водопроводной воде много различных примесей, это приведет к выходу из строя аккумулятора.

Сколько воды доливать в аккумулятор?

Важно! Не заливайте емкость до краев. Это приведет к выливанию кислоты на внутренности вашего автомобиля при работе.

Что делать, если плотность оказалась ниже?

В процессе работы батареи плотность ее понижается, поэтому важно поддерживать ее на необходимом уровне. Как правило, плотность автомобильных аккумуляторов составляет 1,25 — 1,27 г/см3

Если плотность во время проверки оказалась ниже допустимой, то в банки аккумулятора доливают электролит.

Принцип тот же, светим фонариком, смотрим, сколько жидкости уже есть и доливаем так, чтобы не доверху. Выжидаем 3-4 часа для того чтобы электролит полностью перемешался с тем что есть в банке и делаем повторный замер плотности. По необходимости повторяем процедуру, доводя плотность до нужных нам значений.

Как проверить плотность аккумулятора без ареометра

Многие спрашивают, возможно ли такое. Теоретически возможно. Но опять-таки без закона Архимеда не обойтись, а это значит, вам придется смастерить своими руками нечто похожее на ареометр, это то же самое, что придумывать колесо.

В наше время сам ареометр стоит копейки, жалко денег на готовый прибор для проверки плотности аккумулятора, купите только сам ареометр, а все остальные компоненты уже делайте самостоятельно.

Классическая конструкция обслуживаемых АКБ имеет огромное преимущество перед современными литиевыми и гелевыми батареями. Дело обстоит в возможности восстановления – емкость агрегата можно поднять. Это порождает вопросы вроде, как правильно замерить плотность электролита в АКБ и самостоятельно реанимировать его.

Когда нужно проверять плотность электролита

Для выполнения процедуры имеется две предпосылки.

  1. Батарею требуется заряжать чаще, чем обычно. Это говорит об износе рабочей жидкости.
  2. Аккумулятор длительное время стоял на зарядке и закипел. Либо АКБ перезаряжался несколько раз подряд. Фактор также способствует выкипанию смеси.

Что нужно для проверки

Чтобы правильно проверить плотность электролита потребуется заранее подготовить материалы.

  • ареометр;
  • мерный стакан;
  • груша-клизма для забора электролита;
  • чистая емкость;
  • электролит или корректирующий раствор.

Также следует иметь несколько чистых тряпок или бумажные полотенца, чтобы убрать случайно пролитую жидкость.

Процедура проверки и корректировки плотности

Для правильного замера и корректировки плотности электролита рекомендуется придерживаться последовательности действий.

  1. Полностью зарядить батарею и дать ей остыть.
  2. Вскрыть аккумулятор.
  3. Погрузить ареометр в банку и втянуть грушей достаточное количество жидкости для замера.
  4. Установить прибор строго вертикально и записать его значение.
  5. Последовательно повторить процедуру с каждой банкой.
  6. Сравнить записи с эталонной таблицей плотности электролита.
  7. Если показатель слишком низкий, из отсека удаляется часть жидкости и заливается корректирующий состав.
  8. В случае превышения рекомендуемой плотности, в аккумулятор заливается дистиллированная вода.
  9. Далее АКБ ставится на зарядку на 30 минут.
  10. После этого батарею оставляют в покое на 2 часа и делают замеры повторно.

Если все в порядке после выполнения процедуры – устройство можно использовать по назначению. В случае отклонений, действия нужно выполнить повторно.

Какая оптимальная плотность электролита в аккумуляторе

Наиболее точную информацию, относительно плотности электролита в АКБ, производитель приводит в руководстве пользователя. При этом, существует общая таблица, имеющая ориентировочные данные.

Температура окружающей среды Номинальная плотность при +25⁰С, г/см3 в полностью заряженном АКБ
-50/-30 1,29
-30/-15 1,28
-15/-4 1,26
+4/+6 1,22
+20/+30 1,21

Видео

Разобравшись, как правильно замерить плотность электролита в АКБ, пользователь может самостоятельно восстановить батарею. При этом, следует соблюдать предельную осторожность и тщательно придерживаться заводских инструкций.

В принципе, аккумулятор – это вещь простая. Не требующая хлопотного обслуживания, но только в том случае, если вы эксплуатируете свое авто стандартно. Долгие поездки по трассе, частое зажигание, перепады температуры – все это влияет на уровень электролита в аккумуляторе, и его необходимо периодически проверять.

Работа АКБ

Работа аккумулятора (или сокращенно АКБ) будет отлаженной, если помнить о времени его службы. Сейчас делают такие АКБ, которые изживают себя и требуют замены. По идее, единственное, что важно – это периодически заряжать его и следить за уровнем электролита. Сроки службы АКБ продлеваются в том случае, если само устройство это предполагает. Например, за аккумуляторе находятся пробочки отсеков электролитосодержащих емкостей, что позволяет его туда долить. Если пробок нет, то на устройстве есть специальный индикатор, который оповещает о состоянии АКБ – тусклый зеленый или вовсе белый его цвет говорят о том, что девайс умер.

Электролит – это жидкость, создающая особую среду, которая накапливает и раздает электроэнергию посредством химических реакций. По сути, это раствор Н2SO4 в Н2О (концентрат серной кислоты в дистиллированной воде).

Сама кислота (максимально концентрированная) – достаточно плотное вещество, 1,84 г/см³, электролит – это 1,40 г/см³. когда серная кислота взаимодействует с водой, то выделяется много тепла. Если взять некачественную серную кислоту, можно запороть АКБ.

Важно знать, что плотность смеси серной кислоты и воды в аккумуляторе должна варьироваться от 1,07 до 1,30 г/см³! Если плотность выше или ниже допустимых границ – АКБ будет работать некачественно и не долго. Температура такой жидкости +15°С.

Причины нарушений в аккумуляторе:

  1. АКБ может закипеть; если температура резко повысится, одна из составляющих электролита – вода – просто испариться.
  2. Генератор может барахлить, напряжение будет прыгать, чем поспособствует неправильной циркуляции электроэнергии в устройстве зарядки авто.
  3. АКБ может разрядиться, особенно, в случае долгого простоя машины.

Проверка уровня электролита в АКБ – это очень важная процедура. Потому как слишком низкий его уровень высушит внутренние пластины, ячейки соединяться и аккумулятор накроется. А если уровень слишком высокий, то выходы на генератор могут окислиться и вывести из строя всю систему разом и надолго.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Определить концентрат необходимой жидкости можно двумя способами:

Если говорить о магическом глазе – то это не совсем точная диагностика, требующая дополнительной проверки. Нужно аккуратненько постучать по нему (по этому глазу) и посмотреть, как поднимутся пузырьки воздуха. Вы увидите индикатор цвета четче, и тут же используете ваши аналитические способности: Зеленый – норма, Белый – требуется подзарядка, Красный – пора долить воды, кислота повысилась. Бывают и другие расцветки, но эти самые распространенные в РФ.

Хорошо, если на корпусе зарядного устройства есть шкала с минимумом и максимумом. Тогда вы просто смотрите на уровень раствора и решаете, что делать.

Последний способ проверки пригодиться для уточнения первого и отсутствия возможности проверить вторым: берем стеклянную трубочку, отворачиваем одну из пробок на корпусе зарядки авто, толкаем внутрь до щитка предохранителя, затыкаем пробирку пальцем, вытаскиваем наружу. В трубке будет электролит, если он от 10 до 15 миллиметров – все в порядке.

Какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе?

Как уже было сказано, допустимая норма этого важного раствора колеблется в переделах 12 и 15 миллиметрами. Лишний электролит можно выцедить при помощи подручных средств – обычного медицинского шприца или спринцовки. Не хватает – льем воду. Только не надо доливать водой из-под крана! Вы сразу загубите свое зарядное. Вода, во-первых, должна быть обязательно дистиллированной, а, во-вторых, ее температура должна быть в пределе от +15 до +25°С. Заливать воду следует в специальное отверстие – заливное горлышко – до предела нижнего торца тубуса. Залили – поставьте на зарядку часа на три-четыре, а после советуем проверить плотность получившейся жидкости, чтобы уровень серной кислоты соответствовал допустимой норме. Допустимая норма – это 1,27-1,29 г/см 3 . Измеряется прибором под названием ареометр.

Вопрос, как измерить уровень электролита в аккумуляторе, не является первым и важным. На ряду с ним стоит второй, касающийся его плотности. Если вы недолили воды – дело за малым, просто долейте еще, а в случае излишней разбавки понадобится корректирующий