Какие автомобильные компании ушли а какие остаются в России

Но основные последствия заключаются в том, что компании временно прекратили ввоз автомобилей в Россию, а также заморозили продажи и приостановили работу производственных предприятий, работающих в России. Кроме того, приостановлена работа заводов по производству компонентов.

  • 24 февраля компания Audi приостановила поставки автомобилей российским дилерам.
  • 28 февраля Volkswagen объявил, что прекращает поставки дилерам; то же самое сделали General Motors (Cadillac и Chevrolet премиум-класса) и Volvo. В тот же день производитель грузовиков Daimler Truck объявил о замораживании партнерства с КАМАЗом, а Renault закрыл свой московский завод; позже стало известно, что остановка продлится как минимум до 14 марта.
  • 1 марта компания BMW прекратила отгрузку автомобилей дилерам и объявила об остановке производства на заводе «Автотор» в Калининграде. Ford Motor Company объявила о прекращении сборки фургонов Transit на совместном предприятии Sollers Ford в Елабуге. Завод Hyundai в Санкт-Петербурге был временно закрыт. Производитель коробок передач для грузовых автомобилей ZF прекратил поставки на совместное предприятие ZF Kama. SKF прекратила поставки подшипников в Российскую Федерацию.
  • 3 марта Toyota приостановила производство в Санкт-Петербурге и прекратила поставки автомобилей в Россию. В тот же день были закрыты два российских завода Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде, а компания Suzuki объявила о прекращении поставок автомобилей и мотоциклов.
  • 4 марта стало известно о временной остановке АВТОВАЗа (которая началась 5 марта); Mercedes-Benz объявил, что приостанавливает поставки рыночных автомобилей в Россию, а его завод в подмосковном индустриальном парке «Есипово» закрыт.
  • 9 марта было остановлено производство шин марки Continental в Калуге, в то время как завод поставлял продукцию на конвейеры АВТОВАЗа, Renault, Ford, Nissan и Volkswagen. А 10 марта стало известно, что Формула-1 полностью уходит из России, включая телевизионные трансляции.
  • 10 марта конгломерат Stellantis (Peugeot, Citroen и Opel) объявил, что приостанавливает экспорт своих автомобилей из России и временно прекращает поставки автомобилей на российский рынок из-за рубежа.

Кроме того, в эти дни Skoda, Honda, Mazda, Lexus, Porsche, Jaguar Land Rover, Lamborghini, Bentley, производитель грузовиков Scania и мотоциклов Ducati приостановили поставки автомобилей в Россию, а Harley-Davidson заявил о приостановке продаж. BP и Shell разорвали связи со своими российскими партнерами (однако позже Shell была вынуждена покупать российскую нефть).

General Motors стал первым автопроизводителем, который в апреле принял решение о постоянном отказе от поставок в Россию. Напомним, что в 2015 году GM сократил производство в России и поставлял только дорогие модели Chevrolet и Cadillac. 11 марта этого года власти запретили экспорт «роскошных автомобилей» из США в Россию.

В мае французы объявили о передаче своих российских активов в государственную собственность. Сделка была заключена за условный один рубль. Производство Lada продолжится в Тольятти, а завод «Москвич» в Москве вскоре начнет выпускать автомобили под возрожденным брендом «Москвич».

Бывший владелец не сможет забрать завод в столице, но сможет купить долю в АвтоВАЗе в течение шести лет.

В конце октября Nissan согласился продать свои российские активы государству в лице НАМИ. Ожидается, что сделка будет закрыта в начале ноября за символическую сумму в 1 евро. Он включает опцион на выкуп доли «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» в течение шести лет. В прошлую пятницу Infiniti также объявила о своем уходе.

В октябре Mercedes-Benz объявил о продаже своих российских активов (включая завод по производству легковых автомобилей в Есипово) дилеру «Автодом». Эксперты полагают, что на подмосковном заводе начнется сборка китайских автомобилей.

Ford Motor Company завершила выход из совместного предприятия с российской группой Sollers Ford LLC в октябре, продав 49-процентную долю после приостановки всех операций в России, включая производство, поставку запчастей, ИТ и инженерную поддержку в марте. В итоге американская компания ушла с российского рынка.

В марте Toyota остановила производство на заводе Toyota Motor в Санкт-Петербурге, а также решила прекратить поставки всех моделей Toyota и Lexus к нам. Хотя руководители Toyota и Lexus не говорят об окончательном уходе с нашего рынка, де-факто это уже произошло.

Тем временем в нашей стране приостановлен бизнес Mazda, Kia, Hyundai, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, BMW, Volvo и Isuzu, а также Volkswagen и Stellantis. Компании не объявили о своем уходе с нашего рынка, но в то же время они заморозили продажи и проекты в РФ. Следует отметить, что Hyundai-Kia рассматривает возможность ухода с российского рынка, поскольку завод под Санкт-Петербургом уже давно закрыт, а импорт прекращен. Что касается российских производственных мощностей Volkswagen, то немцы ищут покупателей на завод в Калуге, поскольку не видят альтернативы.

Ранее сообщалось, что завод может быть куплен компанией Asia Auto из Казахстана, которая имеет лицензию на производство автомобилей Volkswagen и Skoda.

Stellantis, владеющая Opel, Peugeot и Citroen, в свою очередь, приостановила работу на заводе в Калуге в апреле из-за нехватки запасных частей.

Skywell, принадлежащая китайской корпорации Skyworth, известной своей бытовой электроникой, планирует начать российские продажи в этом месяце своего флагманского электрического внедорожника ET5, представленного на днях на презентации в Москве.

Переднеприводный автомобиль оснащен силовым агрегатом мощностью 204 л. с. и имеет запас хода 400 км. Ожидается, что к концу 2023 года Skywell продаст в России 3 000 автомобилей. Летом 2023 года компания планирует вывести на наш рынок гибридный внедорожник HT-i, а еще через несколько месяцев — электрический фургон Skywell D11.

Еще один новичок на российском рынке, китайский бренд Omoda, начал продажи компактного кроссовера C5, первой модели нового суббренда Chery в нашей стране.

Автомобиль предлагается российским покупателям с 147-сильным турбобензиновым двигателем 1.5T, агрегатированным с вариатором и передним приводом.

Omoda C5 имеет общую платформу с моделями Chery Tiggo 7 и Tiggo 8 и оснащается тем же силовым агрегатом и трансмиссией. Продажи нового продукта начнутся в ноябре. Omoda C5 с полным приводом ожидается в первом квартале 2023 года. Ожидается, что новый кроссовер и седан присоединятся к российской линейке Omoda к лету.

Новый бренд Evolute начнет производство электромобилей на заводе в Липецкой области в сентябре этого года. Первые седаны i-Pro уже начали появляться у дилеров. Ожидается, что производство купеобразного кроссовера i-Jet начнется в следующем году.

В самом начале 2023 года на российские дороги должны выйти автомобили нового внедорожного бренда Tank. Речь идет прежде всего о внедорожниках Tank 300 и Tank 500. Первый «рамный автомобиль» с высоким клиренсом получит в России двухлитровую 220-сильную турбочетверку и 8-ступенчатый автомат.

Модель с индексом 500, с другой стороны, станет китайским ответом на Toyota Land Cruiser и получит 3-литровый V6 мощностью 299 л. с. В арсенале ‘500’ — полный привод, понижающий и блокирующий промежуточные дифференциалы. Все внедорожники под маркой Tank для России будут импортироваться из Китая. Возможно, в будущем компания рассмотрит возможность размещения производства.

Как рассказал нам на днях генеральный директор московского «Автомобильного Москвича» Дмитрий Пронин, завод готовится начать крупноузловую сборку автомобилей совместно с «восточным» партнером. К 2025 году она планирует создать собственную платформу для производства электромобилей.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что столица планирует запустить завод «Москвич» в декабре. До конца года будет выпущено 600 автомобилей. Пока официально не объявлено, какие именно автомобили будут собираться на заводе. В Сети существует множество предположений. Один из них заключается в том, что на заводе «Москвич» будет собираться модельный ряд на основе модельного ряда JAC.

Продажи пикапа Mercedes-Benz X-Class были прекращены в России в январе. Автомобиль, созданный на базе Nissan Navara, находился в производстве с 2017 по 2020 год. Спрос на пикапы стоимостью от 3,1 миллиона рублей в России оказался низким: российские автодилеры продали всего 1 000 автомобилей этой модели.

В феврале в отечественных автосалонах закрылись продажи китайских кроссоверов Zotye T600 и Coupa. Первая стоит от 971 600 рублей, вторая — от 1 189 600 рублей. Эти автомобили также не пользовались спросом: всего в России было продано всего 783 кроссовера обеих марок.

В марте Volkswagen понес потери: пикап Amarok покинул Россию. Его производство было остановлено в мае 2020 года; отечественные дилеры распродавали автомобили со своих складов. Цены на новейшие пикапы начинаются от 2,5 млн рублей.

За 11 лет в России было продано 17 600 автомобилей Volkswagen Amaroks. Самым прибыльным годом для модели стал 2014, когда на внутреннем рынке было продано 4 200 пикапов. Новая версия Amarok будет доступна для заказа к концу 2022 года только в нескольких странах, и Россия не входит в их число.

Апрель ознаменовался потерей компактного седана премиум-класса Jaguar XE. Причина все та же — отсутствие спроса. Автомобиль начал продаваться в России в ноябре 2019 года, весной 2021 года его стоимость составит от 2,9 миллиона рублей. Несмотря на довольно низкую для бренда цену, в период с 2019 по 2020 год в России было куплено всего 73 единицы Jaguar XE.

Продажи единственной модели американского бренда Chrysler, большого минивэна Pacifica, также были прекращены. Стоимость автомобиля в единственной комплектации Limited Platinum начинается от 4,5 млн рублей. За три года на российском рынке было продано в общей сложности 86 минивэнов.

Разрушителем мая стал рамный внедорожник Haval H5, произведенный в Туле. На его месте компания начала производство компактного кроссовера Jolion. H5 местной сборки появился на российском рынке в апреле 2020 года. Всего было продано 3 856 единиц этих моделей.

В июне на рынок вышел китайский кроссовер JAC S5 казахстанской сборки (его цена начиналась от 1 139 000 рублей, продажи за три года составили 400 единиц).

Японский компактный кроссовер Mazda CX-30 пробыл на российском рынке всего девять месяцев, с января по сентябрь. Модель считалась перспективной: в прошлом году в нашей стране было продано более 2 600 автомобилей. Ожидалось, что CX-30 займет около 15% внутри бренда. Однако из-за нехватки микропроцессоров и производственных проблем Mazda прекратила поставки кроссовера на российский рынок.

Поставляемый из Италии, компактный кроссовер Jeep Renegade покинул внутренний рынок в октябре. Российская сертификация модели истекла в ноябре 2019 года, поэтому дилеры распродавали запасы. В прошлом году было продано всего 59 единиц этих кроссоверов.

Ноябрь стал месяцем выхода хэтчбека-кроссовера Geely GS. Причиной стала нехватка комплектующих, которые были перенаправлены на сборку более популярных моделей. В прошлом году в России было продано 192 единицы GS.

Они также прекратили продажи кроссовера Honda Pilot в нашей стране. На сегодняшний день японский концерн имеет в России только одну модель — кроссовер CR-V, который, по словам производителя, поступит в продажу в ближайшее время.

Наконец, в декабре с официального сайта исчез прайс-лист на семейный кроссовер Infiniti QX60. Объявлено, что новое поколение этого автомобиля поступит в Россию к концу весны этого года.

Вице-президент Национальной автомобильной ассоциации Антон Шапарин считает, что мы проходим точку невозврата:

— Мы можем констатировать клиническую смерть автомобильной промышленности, точнее, смерть той модели автомобильной промышленности, которая продвигалась Министерством промышленности и торговли», — говорит он. — Пока никто не предложил новую модель, за исключением производства трех устаревших моделей автомобилей. Очевидно, что это не решение для огромной страны, а объявленная стратегия развития автомобильной промышленности не отвечает на вопросы, где и как будут производиться российские автомобили и на чем будет ездить наша страна.

Chevrolet

General Motors был представлен в России компаниями Chevrolet и Cadillac и первым объявил о своем полном выходе из компании после начала специальной военной операции. Этот шаг был в значительной степени символическим, поскольку конгломерат уже ушел из России в 2015 году после аннексии Крыма, а за последние семь лет был представлен лишь несколькими моделями (Tahoe, Travese).

Еще весной 2019 года другой американский бренд сократил производство в России из-за низкого спроса на легковые автомобили, но сохранил завод в Елабуге, где выпускается коммерческий Ford Transit. Деятельность компании была заморожена в марте 2022 года. В сентябре стало известно о планах по производству в Елабуге двух коммерческих автомобилей на замену Transit: владелец предприятия, компания «Соллерс-Авто», подала соответствующую заявку в Министерство промышленности и торговли РФ. А в середине октября компания Ford окончательно подтвердила свой полный уход из России.

Honda

Ситуация с японским автопроизводителем шаткая: компания не делала никаких громких заявлений, хотя два года назад объявила, что покинет нашу страну в 2022 году. Накануне нынешнего кризиса у Honda в России была только одна модель: кроссовер CR-V.

Hyundai — KIA

Не считая китайских брендов, именно с корейским дуэтом Россия связывала свои надежды, но, к сожалению, продажа завода становится все более реальной перспективой. Главный завод под Санкт-Петербургом (где производились Rio, Solaris и Creta) был закрыт в течение длительного времени, но этим летом удалось возобновить производство нескольких моделей на «Автоторе» в Калининграде, включая новый KIA Sportage. Однако теперь запас комплектующих подходит к концу, и в обозримом будущем «Автотор» перейдет на работу с другими партнерами.

На АВТОВАЗе все более-менее стабильно: летом компании удалось возобновить производство упрощенных версий Lada Granta и Niva, и даже восстановить некоторые их опции, например, подушки безопасности. Производство Lada Vesta было свернуто в Ижевске, но должно возобновиться в 2023 году на одном из свободных тольяттинских заводов. Однако хэтчбек XRAY, который был наименее локализованным из всех моделей Lada, не вернется в производство.

У АВТОВАЗа традиционно большие планы: подготовка кроссовера на базе Lada Vesta, локализация новой Lada Granta на платформе CMF-B, оставшейся от французов, и производство электрического Largus в Ижевске.

Mazda

Мерседес-Бенц

Из всех премиальных брендов Mercedes-Benz начал локальное производство позже всех, в 2019 году, но, в отличие от конкурентов, обосновался точно: в Подмосковье был создан завод полного цикла по производству седанов Е-класса.

BMW, например, долгое время собирал автомобили в партнерстве с калининградским «Автотором», а некоторые модели Audi в первой половине 1990-х годов собирались в крупносерийном режиме на заводе в Калуге — их производство завершилось в 2015 году.

Mercedes решил выйти из российского бизнеса, а его завод в индустриальном парке «Есипово» будет продан одному из дилеров марки, сообщают «Ведомости».

Mitsubishi

Компания остановила производство на заводе в Калуге в апреле, и с тех пор не было никаких новостей о его будущем. Несмотря на ограниченный модельный ряд, модели Outlander и Pajero Sport пользуются хорошим спросом, а в 2021 году марка возглавила чарт продаж.

Nissan

Завод в Санкт-Петербурге, выпускавший Qashqai, X-Trail и Murano, закрылся в марте, а в октябре стало известно, что он был продан ФГУП НАМИ с опционом на обратный выкуп: Компания Renault использовала ту же схему для выхода из России. Nissan также владел маркетинговым центром в Москве, который также перейдет в собственность государства. Как и в случае с Renault, АВТОВАЗ возьмет на себя гарантийное обслуживание автомобилей Nissan, будет управлять центральным складом запчастей и поставлять необходимые детали.

В последнее время Nissan терял долю рынка, и его модельный ряд ограничивался всего пятью кроссоверами — помимо упомянутых выше, в него также входили новый Pathfinder, который дебютировал и был немедленно снят с производства в феврале, и Terrano, клон Renault Duster. Но Terrano собирался на московском заводе, который после ухода Renault перешел под управление мэрии Москвы и готовится выпускать автомобили под маркой «Москвич». Без завода под Санкт-Петербургом будущее Nissan в России не выглядит многообещающим.

Nissan продает свой российский завод НАМИ.

Peugeot, Citroen, Opel

Концерн Stellantis (ему принадлежат все три марки) остановил производство на заводе под Калугой весной, и, учитывая небольшую долю рынка и европейское происхождение марок, возобновление работы в полном объеме выглядит маловероятным.

Renault

Самая большая потеря для российского рынка — уход бренда Renault. Компания была одним из основных инвесторов в российскую автомобильную промышленность, владея АВТОВАЗом и отдельным заводом в Москве, выпускавшим кроссовер Duster и аналогичные модели. В 2021 году Renault объявила о полной интеграции АВТОВАЗа в свою производственную и инженерную цепочки, что, с одной стороны, лишило Россию таких отечественных моделей, как Granta и Vesta, а с другой — открыло огромные возможности для производства доступных автомобилей стабильного качества на довольно успешной платформе CMF-B. По общему объему продаж на рынке доминировали АВТОВАЗ и Renault с хорошими перспективами роста.

Компания ушла в резком стиле, сдав оба своих завода за рубль. В самом начале АВТОВАЗ объявил о планах по размещению Renaut Duster, но больше к этой теме не возвращался. Из бывших моделей французского бренда больше всего шансов остаться у Lada Largus (Renault Logan MCV): АВТОВАЗ планирует переоборудовать его в электромобиль.

Уход Renault создал проблемы для дилерской сети, которая теперь планирует объединиться с АВТОВАЗом. Дочерняя компания завода, Lada Image, взяла на себя гарантийные обязательства.

Skoda и Volkswagen

Дуэт брендов был еще одним крупным инвестором «Русавтопрома» с двумя производственными заводами под Калугой и на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid производились в Калуге, а Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos — в Нижнем Новгороде. Семейство двигателей 1.6 MPI также производилось в России, планируется размещение турбодвигателя 1.4 TSI.

Оба завода были закрыты, и, судя по всему, надолго. Volkswagen официально вывел свой завод из Нижнего Новгорода, а завод под Калугой ищет покупателей. Шансы остаться в России при нынешних базовых показателях невелики — санкции сильнее всего ударили по европейским брендам.

Skoda — один из самых динамичных брендов на российском рынке, и его позиции укрепляются с каждым годом