Разрешен ли обгон на

Знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошную осевую разметку опытные водители воспринимают почти бессознательно. Но есть немало ситуаций, когда обгон запрещён менее явно, а наказание то же — крупный штраф или лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем нюансы, о которых опытные водители порой забывают, и многие из них имеют отношение именно к обгону.

Мелкие-мелкие перекрестки

На перекрёстках обгон запрещён, если они регулируемые или вы едете по дороге, которая не является главной. На загородных трассах же чаще встречается другой вариант: пересечение магистрали со второстепенными дорогами, иногда малозначимыми.

На таких перекрёстках обгон не запрещён «по умолчанию», но очень часто они обрамлены отрезками сплошной линии длиной по 40 метров в каждую сторону (ГОСТ Р 52289-2004). Это означает, что обгон запрещён на всем протяжении этой сплошной, включая и сам перекрёсток.

С большого расстояния эти отрезы сплошной могут быть плохо заметны, особенно если разметка старая. Поэтому невредно ориентироваться на знаки 2.3.1 — 2.3.7, которые предупреждают о приближении к таким пересечениям и ставятся за 150 — 300 метров до перекрёстка (за городом). Это означает, что с учетом 40 метров сплошной у вас остается 110 — 260 метров на обгон: такой дистанции достаточно, чтобы опередить тихоход, но для полноценного обгона машины, которая едет, скажем, 80 — 90 км/час, может не хватить.

При появлении знака «Пересечение со второстепенной дорогой» от обгона, как правило, нужно воздержаться.

Двойной обгон — авария

Был советский плакат с таким лозунгом, на котором изображался нелепый «двухслойный» обгон.

Посыл этого плаката понятен и споров не вызывает. Кстати, маневр синей «Волги» нынешние ПДД считают опережением

Но в современных правилах есть пункт 11.2, который сформулирован с известной долей неконкретности. Читаем: водителю запрещается обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

Если речь о том транспортном средстве, которое мы собираемся обгонять, вопросов нет: обгонять в два «этажа» опасно. Опасно и обгонять «паровозиком», то есть вплотную друг за другом. Но иногда этот пункт трактуют в широком ключе, подразумевая, что любой обгон попутной машины впереди запрещает обгонять и нам.

Когда обгон запрещён неявно

С 2014 года обгон запрещён на пешеходных переходах вне зависимости от того, есть ли на них сплошная разметка. Обгон, кстати, предполагает выезд на встречную полосу, тогда как аналогичные маневры в пределах своей половины дороги называются опережениями. Опережать на пешеходных переходах можно, но с важной оговоркой: если машины в соседних полосах сбрасывают скорость, должны тормозить и мы. Иначе может произойти вот что.

Обгон запрещён на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях. Причём мосты в России могут иметь неявный вид, например, если дорога пересекает мелкий водоем — внимательнее смотрите на обозначения рек и тому подобного.

Не противоречит здравому смыслу и запрет обгона на железнодорожных путях и за 100 метров до них. На трассах предупреждающие знаки «Железнодорожный переезд» могут стоять за 300 метров до путей, но даже 200 метров для полноценного обгона вряд ли достаточно, так что при появлении таких знаков обгон лучше отложить.

Наконец, обгон по умолчанию запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью. Могут ли наказать за подобный маневр в отсутствие других ограничений? Теоретически могут, но главное не в этом: такой обгон опасен, и вменяемый водитель воздержится от него вне зависимости от запретов.

Обгон на широких дорогах

Выезд на полосу встречного движения запрещён в безусловной манере на дорогах с четырьмя и более полосами. При видимой разметке запутаться нельзя: встречная сторона дороги отделена двойной сплошной линией. В её разрывах можно поворачивать налево и разворачиваться, если нет иных ограничений.

А если разметка невидима? Тогда водитель должен ориентироваться на ширину проезжей части и помнить, что четырехполосные магистрали имеют ширину порядка 15 метров. То есть позволяют легко опережать автомобили в правых рядах без выезда на встречку. Если же дорога плотно забита, а в каждом направлении бок о бок входит 3 — 4 автомобиля и более, выезжать на встречную полосу рискованно вне зависимости от того, видно ли разметку.

Хитрогнутый поворот и объезд препятствий

В КоАП есть пара статей, которые наказывают за нелегальную езду по встречной полосе, но не так жестко, как за обгон. Так, часть 2 статьи 12.16 КоАП штрафует на 1000 — 1500 рублей за поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками и разметкой. Пункт применяется, например, при повороте во двор через сплошную осевую. Но есть исключение: если водитель хотя бы кратковременно двигался прямолинейно «против шерсти», пусть даже под определенным углом, ему грозит более серьезная статья 12.15 КоАП (части 4 и 5).

Водители порой представляют обгон как объезд препятствия, потому что в этом случае наказание по части 3 статьи 12.15 КоАП мягче: штраф 1000 — 1500 рублей. Но важно не запутаться с терминами, потому что непреодолимые ямы, аварийные машины и упавший с грузовика шлакоблок препятствиями являются, а пробка или замешкавшийся автомобилист — нет.

Сказанное в равной степени относится и к трамвайным путям встречного направления.

В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.

Обгонять на перекрестке нельзя — этот штамп крепко сидит в головах многих водителей. Но так ли все однозначно, по крайней мере, с точки зрения ПДД?

Что такое обгон

Обгон — это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В том же пункте 1.2 главы 1 ПДД опережение определяется как «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».

Несложно понять, что обгон — вариант опережения обязательно связанный с временным выездом на «встречку». Иными словами, не каждое опережение является обгоном, но обгон — всегда опережение.

Когда запрещен обгон на перекрестке

Действия водителя при обгоне регламентирует глава 11 ПДД. Из ее пунктов 11.2 и 11.4 мы узнаем, что обгон запрещен, в частности:

  1. На регулируемых перекрестках. Здесь без вариантов.
  2. На нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Последняя оговорка открывает окно возможностей, но об этом чуть ниже.
  3. Если транспортное средство (ТС), движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
  4. Если ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.
  5. Если следующее за вашим автомобилем ТС начало обгон.
  6. В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Получается, в подавляющем большинстве ситуаций обгон на перекрестке запрещен, но тем не менее не всегда.

Когда разрешен обгон на перекрестке

Возвращаемся к пункту 11.4 ПДД. Из него следует, что обгон на перекрестке не является нарушением, если:

  1. Перекресток нерегулируемый. На нем нет ни регулировщика, ни светофора, а если есть, то он выключен или работает в режиме мигающего желтого сигнала (пункт 13.3 главы 13 ПДД).
  2. При движении по главной дороге. Она, согласно пункту 1.2 главы 1 ПДД, обозначается знаками: 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, но в последнем случае, поскольку речь идет об автомагистрали, выезд на «встречку» практически невозможен.
  3. Главная дорога на нерегулируемом перекрестке не меняет направление. В противном случае, о чем предупреждает табличка 8.13 с различными схемами движения в дополнение к знаку главной дороги 2.1, согласно пункту 13.10 главы 13 ПДД, водители, подъезжающие к перекрестку по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, а на равнозначных дорогах обгон на перекрестке запрещен. Можно сказать и иначе: если вы начали обгон на перекрестке, находясь на главной дороге, а завершили на второстепенной, то это нарушение.
  4. При совершении обгона не происходит пересечение сплошной линии разметки 1.1 или линии разметки 1.11 со стороны сплошной.
  5. Видимость в направлении движения не ограничивается: рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Штрафы за обгон на перекрестке

За все нарушения правил проезда перекрестков (в том числе наезд на сплошную линию разметки или ее пересечение) часть 4 статьи 12.15 КоАП предусматривает:

1. За первое нарушение наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. или лишение права управления ТС на срок от четырех до шести месяцев.
2. За повторное: административный штраф в размере 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок один год, если нарушение зафиксировано не дорожными камерами, а сотрудником ГИБДД. Подробнее о том, как не лишиться прав при выезде на встречную полосу, читайте в материале «Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет».

Как безопасно совершить обгон на перекрестке

В этой ситуации действуют общие правила маневрирования (пункт 8.1 главы 8 ПДД) и выполнения обгона (пункт 11.1 главы 11 ПДД). Готовясь к обгону на перекрестке, водитель обязан:

С обгонами и опережениями водители сталкиваются каждый день, а вот полного понимания того, что запрещено, а что разрешено, у многих водителей нет, причем иногда это даже не зависит от стажа. Давайте разберемся с тем, можно ли обгонять на перекрестке, пешеходном переходе, мосту и так далее, где обгонять запрещено всегда и чем чревато нарушение правил обгона.

Это определение выучили уже почти все, но для начала все равно кратко напомним, что такое обгон: согласно ПДД, это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». То есть, без выезда на встречную полосу маневр обгоном не считается – это просто опережение, и касающиеся только обгона пункты ПДД на него не распространяются.

Правила выполнения обгона и опережения регламентируются разделом 11 ПДД, а конкретные места, где обгон запрещен, указаны в пункте 11.4. Согласно ему, обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит учитывать, что в большинстве случаев участки, где обгон запрещен, дополнительно выделены сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Кроме того, вне населенных пунктов зоны запрета обгона для легковых автомобилей могут быть выделены знаком 3.20 «Обгон запрещен» в сочетании со сплошной линией разметки.

Помимо запрета обгона на определенных участках есть и запрет на выполнение обгона в конкретных ситуациях, перечисленных в пункте 11.2 ПДД. Согласно ему, водителю запрещено выполнять обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Это простые правила, позволяющие обеспечить безопасность этого сложного маневра: нельзя обгонять уже обгоняющую машину (в народе это называется двойной обгон), начинать обгон, когда уже обгоняют вас, а также пытаться выполнить обгон, в котором вы не уверены. Последнее касается и ситуаций, когда водитель завершает обгон через сплошную линию разметки: как мы знаем, такой маневр всегда безусловно запрещен, поэтому при обгоне нужно внимательно следить за разметкой: за 100 метров до начала сплошной появится длинная прерывистая. Ну а в случае нарушения всех этих пунктов при ДТП виновником будет признан именно водитель, начавший обгон в условиях запрета.

Исходя из ПДД и логики, обгон разрешен везде, где он не запрещен. С простыми ситуациями здесь все ясно – сконцентрируемся на тех, что понимают не все водители.

К примеру, разрешен обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге в условиях достаточной видимости и при соблюдении прочих правил. Некоторые водители полагают, что перекресток – зона безусловного запрета обгона, но это не так. Если перекресток нерегулируемый (то есть, на нем нет светофоров), а главная дорога на нем не меняет направления (то есть, остается прямой), обеспечивает достаточную видимость и не имеет прочих признаков запрета обгона (например, сплошной линии разметки), то обгон в этом месте разрешен.

Кроме того, разрешен обгон после железнодорожного переезда при соблюдении прочих правил. Как указано выше, обгонять нельзя на переезде и за 100 метров до него, но если дорога за переездом не имеет сплошной линии разметки, то обгон разрешен сразу за ним.

Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое. Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Ну а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.

То есть если стоит знак «Главная дорога», то перекресток все равно считается не регулируемым? Я был уверен, что знаки приоритета делают перекресток регулируемым.

автор попробуй летом обогнать кого нибудь на таком перекрестке.риск дело благородное но глупое.мы ведь в россии жмвем.

То есть если стоит знак «Главная дорога», то перекресток все равно считается не регулируемым? Я был уверен, что знаки приоритета делают перекресток регулируемым.

Дааааа уж. РЕГУЛИРУЕМЫЙ перекрёсток РЕГУЛИРУЕТСЯ светофором. А перекрёсток равнозначных дорог это совсем другая история.

Дааааа уж. РЕГУЛИРУЕМЫЙ перекрёсток РЕГУЛИРУЕТСЯ светофором. А перекрёсток равнозначных дорог это совсем другая история.

Разрешается только при движении по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (ВСЕ, Все, все перекрестки сопутствуются сплошной, КАААК обгонять?)

У вас нет ошибок

На нашем сайте собрана вся актуальная информация, необходимая для успешной подготовки к сдаче теоретического экзамена на знание Правил Дорожного Движения 2023 года в ГИБДД/ГАИ России для получения водительских прав категорий АВ/CD(СД). Все официальные экзаменационные билеты ПДД с комментариями, ответами и пояснениями к вопросам составлены при участии А.И.Копусова-Долинина — автора известной серии книг «Экзамен в ГИБДД» в соответствии с изменениями на 2 января 2020. Тест на знание ПДД дополнен статистикой и содержит карты и перфокарты, рейтинг автошкол и инструкторов. Учи вопросы ПДД 2023 РФ онлайн с официальными билетами, решай марафон 800 вопросов и сдавай экзамен как в ГАИ РФ, а также проверить штрафы ГИБДД.
Смотреть рейтинг автошкол.

А ведь тема перекрёстков на дороге – одна из самых актуальных. Здесь нужно знать не только общие правила, но и многие тонкости. И уж тем более не лететь со скоростью ветра, надеясь на то, что «авось пронесёт».

Любой перекресток – это опасность: здесь пересекаются и пешеходные, и транспортные потоки. Большинство ДТП происходит как раз на этих участках дороги, поэтому водители должны освоить правила движения на зубок и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти.

В каких случаях разрешено обгонять на перекрёстке, а в каких обгон запрещён? Какие нюансы следует учесть водителю? Об этом поговорим далее.

Внимание: перекрёсток!

Перекрестки бывают 2 основных типов:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Они отличаются также формой (Т-образные, У-образные, Х-образные и др.). Кроме того, могут быть простыми (при пересечении двух дорог) и сложными (многосторонние, кольцевые, площади, примыкания).

Водителю на вооружение: аварийность на перекрёстках увеличивается в разы, если участники движения решаются идти на обгон. Именно под этим словом понимается выезд на встречную полосу.

Однако на перекрёстке нет разграничений на полосы и нет разметок; деление на полосы здесь условное (кроме кольцевых перекрёстков).

Давайте заглянем в нормативные документы РФ и вместе повторим правила обгона на перекрёстке.

Можно ли совершать обгон на перекрёстке?

Чтобы разобраться в данном вопросом, откроем главу 11 ПДД, пункт 11.4. Здесь чётко прописано: обгонять попутные ТС запрещено на регулируемых перекрёстках; а также на нерегулируемых пересечениях при движении по второстепенной дороге.

  • если нет светофора либо регулировщика;
  • участник движения едет по главной дороге.

Изучая ПДД, уясните для себя разницу между 2 дорожными терминами:

  • обгон – это опережение любого ТС с выездом на встречную полосу и дальнейшим возвращением на свою, ранее занимаемую полосу.
  • опережение — это обгон в рамках своей полосы движения.

До 2010 года под обгоном понималось любое опережение рядом идущего автомобиля, связанное с выездом автотранспорта из своей полосы, но после указанного года трактовка изменилась; теперь под обгоном подразумевается только такое опережение, когда водитель выезжает на встречную полосу.

Таким образом, любое опережение без выезда на «встречку», не считается обгоном, а значит, не запрещено на любых перекрёстках (при условии соблюдения очерёдности проезда).

Ещё одно новшество: согласно обновлённому пункту 11.4 ПДД обгон запрещён, если непосредственно перед перекрёстками находятся пешеходные переходы, независимо от наличия или отсутствия пешеходов на проезжей части.

Обгон на перекрёстке по главной дороге

Часто перед перекрёстками наносится сплошная разметка, которою пересекать категорически запрещено (п. 1.1).

Некоторые начинающие водители идентифицируют зелёный цвет светофора как главную дорогу, но это в корне неверно. На регулируемых перекрёстках нет главных и второстепенных дорог.

Ещё один нюанс, который нужно знать водителю: главная дорога может менять своё направление – направо или налево. Как расценивать данную ситуацию? Можно ли совершать обгон?

ПДД определяют действия водителя в данном случае так: если главная дорога на перекрёстке меняет направление, то водители, движущиеся по приоритетной, а также по второстепенной дорогам должны руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.10).

Это значит, что преимущество имеет автомобиль, приближающийся справа, а обгон на таком перекрёстке запрещён. Помните, что такой манёвр является небезопасным и может привести к ДТП.

Обгон на регулируемых перекрестках: разрешается ли?

Если вы совершили обгон на регулируемом перекрёстке, можете попрощаться со своими правами на 4-6 месяцев (ст. 12.15).

И в этом случае никакие причины, даже самые веские, не помогут уйти от ответственности.

А вот опережать другой автотранспорт можно, правда, при наличии 2 и более полос в попутном направлении.

Ещё раз обращаем ваше внимание на понятие «опережение»: это значит ехать быстрее, чем автомобиль в соседнем ряду, но не выезжать «на встречку».

Можно ли обгонять на нерегулируемых перекрёстках?

Как уже было сказано, обгон на перекрёстке с выездом на встречную полосу запрещён. В случае регулируемых перекрёстков обгон разрешён, если:

  • вы находитесь на главной дороге;
  • при этом обгон не запрещён соответствующими знаками;
  • это допускает линия разметки.

Если вы, совершая обгон на регулируемом перекрёстке, пересекли сплошную линию, то наказания вам не избежать.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке запрещён, если данный манёвр происходит на второстепенной дороге (статья 12.15, часть 4).

Часто у водителя возникает ещё такой вопрос: разрешается ли совершать обгон на перекрёстках в условиях двухполосной дороги?

Ответ здесь однозначен: разрешается, но только на пересечениях неравнозначных дорог при движении по приоритетной дороге (п. 11.4).

Если в попутном и обратном направлении имеются 2 и более полосы, то вам можно выполнять только опережение: «на встречку» выезжать запрещено.

Штрафы за обгон на перекрёстке в 2023 году

Однако это относится лишь к тем случаям, когда водитель не создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Инспектора ГИБДД частенько добавляют к наказанию за выезд «на встречку» штрафы за нарушение иных статей.

К примеру, нерадивому водителю могут приписать несоблюдение должной дистанции и бокового интервала (1500 рублей), нарушение очерёдности проезда, ведь вы помешали встречному водителю проехать первым (500 рублей).

Как не допустить аварий при обгоне на перекрёстке: советы водителям

Собираясь начать обгон, убедитесь, что ваш манёвр не противоречит правилам уличного движения и является безопасным для всех, кто движется по пересечениям.

Поворачивая налево, обязательно посмотрите в зеркало заднего вида, поскольку вас может пытаться обогнать водитель, едущий сзади, и с выездом на другую полосу нужно повременить.

Ответственность, собранность, внимательность – главные качества, которые должны быть у водителя. Не превышайте скорость, сохраняйте безопасную дистанцию и следуйте знакам дорожного движения.

Помните, что обгон на перекрёстке допускается только при движении по приоритетной дороге, не меняющей направление, и при отсутствии других запретов.

Обгон на перекрестке: регулируемом, нерегулируемом, при наличии пешеходного перехода и без него.

Как-то так сложилось в нашей стране, что у россиян нет полного понимания того, что можно делать, а что нет, согласно законодательству. Тут, наверное, виноват законодатель, который придумал такие запутанные законодательные нормы. В том числе с пониманиеми недопониманием (разрешено/запрещено) каждый день сталкиваются автомобилисты, путая или забывая запутанные правила дорожного движения. Особенно это касается правил обгона. Самое плохое, что с этим испытывают сложности водители с большим стажем. Итак, давайте подробнее узнаем, в каких случаях на перекрестке обгон разрешен, а в каких преследуется по закону.

Как известно, каждый перекресток или пешеходный переход отличается. Все зависит от того, есть ли на перекрестке или пешеходном переходе светофор. Давайте узнаем, в каких же случаях осуществлять обгон запрещено, а в каких случаях есть исключения.

Для начала давайте вспомним, что же такое обгон транспортного средства. Вот что об этом говорят действующие на 2020 года Правила дорожного движения, где в Разделе 1 Общих положений ПДД дано следующее определение:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)

Как видите, обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения!

Теперь вспомним раздел 11 «Обгон, опережение, встречный разъезд», где четко указано, в каких случаях обгон запрещен.

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной
  • на пешеходных переходах
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью

Итак, большинство водителей знает, что обгон на перекрестке запрещен (тем более с выездом на встречную полосу). Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушения правил движения выезда на полосу , предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления водителя ждет штраф в размере 5000 рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Многие водители, помня об этой грозной ответственности, считают, что любой обгон на перекрестках запрещен. Но на самом деле есть исключения. Например, знаете ли (помните ли) вы, что при движении по главной дороге на нерегулируемом пешеходном переходе вы имеете право осуществлять обгон? Напомним, что нерегулируемым считается перекресток без светофоров. Также обращаем ваше внимание, что в этом случае главная дорога ни при каких условиях не должна менять своего направления, а на дороге не должна быть запрещающая обгон разметка или дорожные знаки.

Внимание: не забывайте, что обгон запрещен на нерегулируемом перекрестке, если он осуществляется не на главной дороге. В этом случае водителю грозит административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?

Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?

Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.

Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.

На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).

Можно ли обгонять на дороге тихоход, если есть разметка и знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает это?

Напомним, что тихоходные транспортные средства – это механический транспорт, который по своей конструктивной особенности не может разгоняться больше 30 км/час. Согласно ПДД такие транспортные средства обязаны обозначаться специальным треугольным знаком (равносторонний красный треугольник с желтой окантовкой), который предупреждает других участников движения о принадлежности транспортного средства к тихоходным машинам.

Согласно ПДД водителям разрешается обгонять тихоходы даже в зоне действия знака «Обгон запрещен». Также если со знаком «Обгон запрещен» есть сплошная линия разметки, то обгон также разрешен.

Однако водители должны обратить внимание на то, что если на дороге есть только сплошная линия разметки 1.1 или 1.11, то есть без знака «Обгон запрещен», то обгонять тихоходные машины нельзя.

п 11.1 ПДД. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

п 11.2 ПДД. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

п 11.3 ПДД. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

п 11.4 ПДД. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

п 11.5 ПДД. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

п 11.6 ПДД. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

п 11.7 ПДД. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

ПДД определяют обгон как опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Следовательно, обгон всегда связан с перестроением, а также с опережением. Все эти термины приведены в пункте 1.2 Правил.

11.1.

11.2.

Обгон следует выполнять когда он не запрещен ПДД и безопасен. Завершая обгон, нельзя резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения (такие действия водители называют «подрезанием»).

Начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив правый указатель поворота, и опередив обгоняемого примерно на 20-30м. Своеобразным ориентиром для начала возврата на свою полосу может служить «появление» обгоняемого в салонном зеркале заднего вида. Это означает, что вы уже достаточно его опередили.

11.3.

Водитель обгоняемого автомобиля, заметив сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. От того, насколько быстро вас обгонят, зависит и ваша безопасность.

Если ситуация неприемлема для обгона, а едущий сзади водитель не может распознать опасность, его следует предупредить жестом руки или кратковременным включением левого указателя поворота.

11.4.

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной

на пешеходных переходах

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью

На нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только при движении по главной дороге, и только, если отсутствуют другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу. Например, сплошная линия разметки 1.1 перед перекрестком и наличие пешеходного перехода на перекрестке запрещают выезд на встречную полосу, и соответственно, запрещают обгон.

11.7.

Требование этого пункта действует не только дорогах, но и прилегающих к ним территориях, к которым относятся дворы и жилые массивы.

Первые в прессе подробные комментарии ГИБДД на эту тему, опубликованные в «Российской газете» («РГ» 18 и 25 марта, «РГ — Неделя», 20 марта), широко обсуждаются вот уже вторую неделю.

Сегодня заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин продолжает комментировать для читателей спорные ситуации, разбор которых не вошел в предыдущие публикации.

Отметим еще раз: этот комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Обгон на нерегулируемом перекрестке

Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев — обгон на перекрестке.

Всем известно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения.

Оказывается, в некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречку, можно безнаказанно. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге (схема 1). Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пересекли сплошную линию, то лишения прав вам не избежать.

Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге (схема 2). В этом случае ваши действия будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит вас права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон на регулируемом перекрестке

Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке — прощайтесь с правами однозначно.

В этом случае никакие, даже самые резонные, на ваш взгляд, отговорки не помогут — инспектор будет суров. Ибо это нарушение предусмотрено той же частью статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев (схема 3).

Под кирпичом

В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит «кирпич».

Схема 4 разъясняет: помните — езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на встречку.

Ответственность за это нарушение также предусмотрена частью 4 статьи 12.15. Суд безальтернативно лишит водителя прав на 4-6 месяцев.

По трамвайным путям

На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями.

Причем многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления (схема 5).

Раньше за это нарушение могли лишить прав. Теперь такая ситуация четко прописана в части 3 статьи 12.15, которая предусматривает уже не лишение, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Обгон при ограниченной видимости

Один из самых опасных маневров — обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью (схема 6). Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15.

Вы должны понять: жесткость данной нормы (лишение прав от 4 до 6 месяцев) оправдана — жертв подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Недавно именно так погиб радиоведущий Геннадий Бачинский.