Скорость движения во дворе

В отличие от дорог, во дворах жилых домов установлены особые ограничения по скорости движения. Это связано с тем, что во дворах играют дети, проходят пешеходы, могут выходить животные на улицу. Все это может быть причиной ДТП, если водительы не будут соблюдать правила и не учтут особенности движения во дворе.

В соответствии с ПДД, скорость движения во дворах не должна превышать 20 км/ч. Выполнять это ограничение не только нужно, но и обязательно. Также, следует учитывать, что если во дворе указана низкая скорость, например, 10 км/ч, ее необходимо соблюдать, даже если ПДД ограничений не устанавливает.

В целях безопасности детей и пешеходов, соблюдение ограничения скорости имеет принципиальное значение. Водители, которые были замечены на нарушении этого правила, могут быть оштрафованы соответствующими органами власти и оставаться без страховки в случае дорожно-транспортного происшествия.

Соблюдение скоростного режима – это не только ответственность, но и забота о безопасности окружающих.

Нормативные правовые акты о скоростном режиме во дворах

Скоростной режим во дворах находится под юрисдикцией муниципальных органов. Они обеспечивают безопасность жителей, в особенности детей, которые могут появиться на дороге в любой момент. Необходимость установления скоростных ограничений во дворах напрямую вызвана преимущественно этими соображениями.

Нормативными актами, регулирующими скоростной режим во дворах, являются законы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральный закон «О дорожном движении» определяет общие принципы дорожного движения, включая ограничения скорости на территории населенных пунктов.

Конкретные ограничения могут определяться региональными законами и постановлениями местных органов власти. Поэтому, нормативы скоростного режима во дворах могут отличаться в различных населенных пунктах.

  • В Москве, например, скорость движения во внутридворовых территориях не должна превышать 20 км/час.
  • В Санкт-Петербурге скорость движения в жилых кварталах должна быть не более 40 км/час.
  • В городах Ярославской области скорость движения на улицах, расположенных в жилых зонах, ограничена 20 км/час.
  • В Ростове-на-Дону скорость движения во дворах не должна превышать 10 км/час.

Каждая муниципальная территория имеет свои особенности, поэтому скоростной режим во дворах на ней может отличаться. Но в любом случае, главное – соблюдение принятых ограничений, которые позволят предотвратить возможные аварии и уберечь жизни жителей.

Последствия превышения скорости во дворе

Превышение скорости во дворе может иметь серьезные последствия для жизни и здоровья людей, а также для имущества. Риск аварий и происшествий увеличивается в несколько раз при скорости, выше допустимой. Поэтому водителям следует придерживаться правил дорожного движения и соблюдать скоростной режим, даже если дорога кажется свободной.

При превышении скорости во дворе может возникнуть опасность для жизни детей, играющих на улице. Они могут не заметить приближающийся автомобиль и оказаться под его колесами. Превышение скорости увеличивает тормозной путь, что затрудняет остановку автомобиля перед препятствием.

В случае ДТП, произошедшего из-за превышения скорости во дворе, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью. Кроме того, он должен будет компенсировать материальный ущерб, возникший в результате аварии, и потери пострадавших, включая медицинские расходы и доходные потери.

Для соблюдения скоростного режима во дворе необходимо прежде всего соблюдать ограничения на знаках дорожного движения и руководствоваться дорожными знаками. Важно помнить, что допустимая скорость во дворе регулируется законодательством и может быть снижена в зависимости от условий дорожного движения.

Как не превышать скорость во дворе: рекомендации

Соблюдение правил дорожного движения во дворе является одним из самых важных мероприятий по поддержанию безопасности жителей. Один из основных факторов, влияющих на безопасность на дороге, это скорость движения автомобиля. На территории двора действуют свои установленные правила и ограничения на скорость, которые, конечно же, необходимо соблюдать.

Чтобы не превышать скорость во дворе и не нарушать правила, рекомендуется:

  • Придерживаться скоростных ограничений. Во многих дворах установлены специальные знаки, которые указывают на максимальную скорость движения.
  • Быть внимательным к детям. Во многих дворах играют дети, которые непредсказуемы и могут внезапно выскочить на проезжую часть. Не забывайте об этом и уменьшите скорость перед тем, как въехать на территорию двора.
  • Не создавать шум и избегать резких торможений и ускорений. Шум и грохот от автомобиля могут нарушить комфорт жильцов и вывести из себя людей в окружении. Поэтому оптимальная скорость, на которой можно безопасно двигаться и при этом избегать громкие звуки, крайне важна.
  • Избегать узких участков дороги. Если на проезжей части есть узкие места, как, например, пандусы, столбы и препятствия, рекомендуется снизить скорость до минимума для того, чтобы не повредить автомобиль и избежать несчастных случаев.

Соблюдать скоростной режим во дворах – это не только законодательное требование, но и главный компонент безопасности жителей. Единственный способ защититься от случайных происшествий – это соблюдение правил.

Автомобилист может получить штрафы не только за неаккуратное вождение на дороге, но и нарушающее закон поведение во дворе. Расскажем вместе с экспертами, какие штрафы и за что можно получить.

Превышение скорости

В жилых зонах и на придомовых территориях разрешенная скорость движения – не более 20 км/ч (п. 10.2 Правил дорожного движения). Жилая зона обозначается специальными знаками, после которых и начинают действовать эти правила.

Кроме того, во дворах нельзя учить вождению, а также необходимо пропускать пешеходов, так как они имеют приоритет в движении.

За нарушение этих правил грозит штраф в размере 1 500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга – 3000 рублей (ст. 12.28 КоАП РФ).

Сквозной проезд

В жилой зоне запрещен сквозной проезд (например, через двор). К сожалению, многие водители об этом забывают, и жильцам даже приходится устанавливать шлагбаумы или специальные тумбы, чтобы препятствовать проезду машин.

За такое нарушение также можно получить штраф в размере 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.

Превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Если транспортное средство не соответствует стандартам, введенным в нашей стране, и при этом эксплуатируется (или включается на какое-то время) во дворе, это может стать причиной наложения на водителя штрафа в размере 500 рублей.

Более того, Правила дорожного движения напрямую запрещают длительную стоянку во дворе с включенным двигателем, даже в том случае, если транспорт не нарушает действующих правил по загрязнениям и выбросам. В этом случае с водителя могут быть взысканы штрафы в размере 1500 рублей (3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).

Езда на незарегистрированном автомобиле

Если кто-то решил «покататься рядом с домом» на машине, которая не была должным образом поставлена на учет, это может стать причиной штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А вот если нарушение окажется повторным, то размер штрафа возрастает до 5000 рублей, также возможно лишение водительских прав на 1-3 месяца.

Нарушения в парковке

Нельзя парковаться на газонах, не предназначенных для размещения автомобилей местах, в непосредственной близости у подъездов – так, чтобы автомобили перекрывали нормальные вход и выход.

За парковку на газоне можно получить штраф, если законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена такая ответственность. Например, в г. Москве размер штрафа составляет 5000 рублей, а в г. Санкт-Петербурге – 3000-5000 рублей.

За парковку на детской площадке или спортивной площадке – штраф от 500 рублей до 2500 рублей в зависимости от города.

Если автомобиль стоит так, что мешает проезду других транспортных средств, штраф составляет сумму в размере 2000 рублей (ч. 4 ст. 12.19 КоАП).

Важно! Для должностных лиц и юридических лиц штрафы за неправильную парковку гораздо больше. Для первых за парковку на газоне они могут составлять 5000 – 40000 рублей, а для вторых даже 150000 – 500000 рублей.

Повреждение клумб, деревьев, кустов

Если автомобиль повреждает зеленые насаждения (например, водитель так «удачно» припарковался или просто наехал на куст), также положен штраф. Штраф в этом случае может быть немаленький – 4000 – 4500 рублей. А в некоторых регионах наказание может быть еще более суровым, с большим штрафом, конкретный его размер зависит от города, в котором совершено нарушение. Для юридических лиц штраф в Москве (где действует свой Кодекс об административных правонарушениях) составит 300 000 рублей.

Ремонт и мойка машины рядом с домом

На придомовой (дворовой) территории запрещено мыть автомобили и ремонтировать их. Эти ограничения связаны с тем, что грязные работы могут нанести вред общему имуществу, а также нарушать общественный порядок.

В КоАП РФ (ст. 6.3) указывается, что за такое нарушение положен штраф от 100 до 500 рублей. Конечно, сумма крохотная, но иногда сам факт штрафа становится поводом, чтобы автолюбитель больше так не поступал. К тому же зачастую водители сами не знают, что разрешено, а что нет, и совершают нарушения от незнания (что, конечно, не освобождает от ответственности).

Кстати! Нарушить закон могут не только отдельные автолюбители, но и все владельцы транспорта в доме, если они решат установить шлагбаум во дворе и сделают это с нарушениями. Как поступить по закону, читайте в нашей статье.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Если во дворе жилого дома пересекутся пути велосипеда и автомобиля, то у кого из них будет преимущество, у автомобиля или у велосипеда? Кто будет виноват если они столкнутся?

Ответ. Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам.

Но пешеходы, в свою очередь, не должны создавать необоснованные помехи движению транспорта во дворе.

На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода. Пересев на велосипед, у «бывшего» пешехода возникает вопрос: у кого во дворе приоритет — у машины или велосипеда?

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это лицо, управляющее велосипедом, т.е. водитель.

Велосипедист — не пешеход, а водитель транспортного средства (велосипеда). Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется ПДД для ТС, и обособленного приоритета перед автомобилем, такого, какой есть у пешеходов, велосипедист НЕ имеет.

О правилах движения транспортных средств и пешеходов во дворах можно прочесть в статье Движение во дворах и жилых зонах.

Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

Этот раздел разъясняет требования для велосипедов и мопедов в дополнение к основным пунктам Правил для транспортных средств.

На дворовых «перекрестках» знаки приоритета отсутствуют, на них действует правило «уступить помехе справа» (пункт 8.9 ПДД). Соответственно, когда в этих условиях встречаются велосипед и автомобиль, и велосипед окажется помехой справа для автомобиля, тогда у «двухколесного» будет преимущество по отношению к этому автомобилю. Это в теории.

На практике редко кто во дворе станет сознательно уступать дорогу велосипедисту, именно как своей помехе справа.

Разве что, в случаях, когда велосипед явно может угодить под колеса автомобиля (других вариантов нет), либо ясно видно, что велосипедист ведет себя на дороге неадекватно.

Поэтому водителям «двухколесных» следует быть повнимательнее в процессе разъезда с автомобилем, либо когда они ездят среди машин, находящихся во дворе. Это правда жизни для велосипедистов.

Другая правда жизни — для автомобилиста. Дело в том, что велосипед, чаще всего управляемый маленьким ребенком или подростком, во дворе может появиться на проезжей части, как говорят, из ниоткуда.

О существовании ПДД ребенок наверное слышал, но о чем в них написано, и как их применять, он не знает, что естественно.

Поэтому автомобилисту целесообразно контролировать ситуацию самому, и быть готовым избежать столкновения с велосипедом. В противном случае виновным почти всегда остается водитель, как управляющий транспортным средством повышенной опасности.

Во дворах скорость движения транспорта обычно небольшая, поэтому ДТП с тяжким исходом в таких местах это редкость. Но, как говорят, возможно всякое.

Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине велосипедиста, т.е. водитель автомобиля не виновен, ПДД не нарушал, то водителя может ожидать только компенсация морального вреда, как человека, управляющего источником повышенной опасности.

Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине водителя (в юридической практике оно трактуется как наезд), то ответственность для водителя автомобиля за это ДТП будет зависеть от тяжести нанесенного вреда велосипедисту:

  • легкой и средней тяжести — административная ответственность (ст.12.24 КоАП РФ), плюс иск велосипедиста за моральный (материальный) ущерб;
  • тяжкий вред или смерть пострадавшего — уголовная ответственность (ст.264 УК РФ), плюс иск за моральный (материальный) ущерб.

В ситуации с наездом на велосипед по логике закона виноват не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля.

Вот, собственно, ответ на вопрос «у кого во дворе преимущество: у велосипеда или автомобиля, и кто будет виноват, если велосипед и автомобиль столкнутся».

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы о безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую, и выезды с которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны», движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части.

В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

Скорость движения транспортных средств в пределах жилой зоны ограничено 20 км/ч, а водители транспортных средств в любых случаях обязаны уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части, в том числе и вне пешеходных переходов.

В соответствии с п. 17.2 ПДД РФ в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

При выезде из жилой зоны водители должны уступать дорогу другим участникам движения.

Жилая зона относится к прилегающей территории.

Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие транспортные средства независимо от направления их движения.

Требования данного раздела ПДД РФ распространяются также и на дворовые территории.

Дворовая территория – это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам.

В отличии от жилой зоны, дворовые территории не обозначаются дорожным знаком 5.21.

Но все ограничения на движение траснпортных средств действуют и на этих территориях.

Обратите внимание, что если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование раздела 17 ПДД РФ, и на Вас может быть наложен административный штраф по. ч. 1 ст. 12.28 КоАП РФ.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Скорость движения ТС в пределах жилой зоны ограничена 20 км/ч.

Водители ТС обязаны в любых случаях уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части жилой зоны, в том числе вне пешеходных переходов.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т и автобусов обозначаются знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» с дополнительными табличками 8.4.1, 8.4.4 и дорожной разметкой.

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

Жилая зона относится к прилегающей территории. Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие ТС независимо от направления их движения.

Такое же требование предъявляется к лицам, использующим для передвижения СИМ.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Дворовая территория (определение) – это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр.

В отличии от жилой зоны, дворовые территории не обозначаются дорожным знаком 5.21 и не имеют сети улиц местного значения и проездов.

Но, все ограничения на движение ТС, установленные для жилой зоны, действуют и на этих территориях.

Официального определения термину «Дворовая территория» в ПДД нет (не установлено, не сформулировано).

Но дворы (жилая зона, не обозначенная знаком 5.21) относятся к прилегающей территории, на которой действуют настоящие Правила.

Более подробный комментарий к разделу 17 ПДД дан в одноименной статье Движение во дворах и жилых зонах.

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Что такое «жилая зона» (далее — ЖЗ)? ПДД не определяет понятия жилой зоны в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

Требования ПДД, предъявляемые к движению в жилой зоне

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой зоне – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что жилая зона – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

Что запрещено в жилой зоне по правилам?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В жилой зоне категорически запрещается осуществлять сквозное движение.

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения — это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ категорически запрещена учебная езда.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. По ПДД в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств с заведенным двигателем.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. По правилам в ЖЗ запрещается стоянка транспортных средств с разрешенным максимальным весом более 3500 кг вне мест, обозначенных знаками и/или разметкой.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

  • с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
  • с другой, — ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

Принципы приоритета при выезде из ЖЗ

Всегда, выезжая из жилой зоны, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

Является ли жилая зона прилегающей территорией?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1. Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2. Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3. Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

Жилая зона и дворовая территория

А как быть с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  • сквозное движение;
  • стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  • учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

Административная ответственность за нарушение ПДД в ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.

Особенности движения во дворах и жилых зонах

Особая опасность и для водителей, и для пешеходов таится во дворах и жилых зонах. Напомним, что в соответствии с Правилами дорожного движения жилая зона – это территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками соответственно 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»

Кроме того, Правила дорожного движения приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

На территории жилой зоны, равно как и на дворовых территориях, пешеходы имеют преимущественное право движения по отношению к механическим транспортным средствам, однако в то же время не должны создавать необоснованных препятствий для их движения.

Часто жертвами автомобилей в жилых зонах становятся домашние животные. Не секрет, что многие хозяева в своем дворе выпускают их гулять без поводка и беззаботное животное вполне может неожиданно выскочить прямо под колеса вашей машины. Несмотря на очевидное нарушение закона со стороны хозяина (домашних животных следует выгуливать на поводке), ответственность за происшедшее будет возложена на водителя.

В жилых зонах категорически запрещается парковать автомобиль таким образом, чтобы он перегораживал проезжую часть. Не стоит забывать, что кроме личного автотранспорта по двору двигаются транспортные средства специального назначения, например автомобили скорой помощи. Из-за перегороженной проезжей части они не смогут вовремя прибыть к месту назначения, что чревато трагическими последствиями.

Нередко в жилых зонах водители паркуют автомобили где попало: на газонах, тротуарах, заезжают чуть ли не на детские площадки и т. д. Это обусловлено, как правило, отсутствием достаточного количества мест для парковки (данный недостаток имеется у большинства российских дворов), однако в любом случае поступать так категорически запрещается.

Одним из наиболее распространенных видов нарушений правил движения в жилых зонах является превышение скорости. Учтите, если на обычной дороге (например, на стандартной городской улице или на загородной трассе) скорость 30–40 километров в час может показаться неоправданно малой, то в жилой зоне и во дворе ехать с такой скоростью чрезвычайно опасно: вы при всем желании не успеете отреагировать на внезапно появившуюся из-за препятствия (стоящей машины, угла) помеху, которой чаще всего является пешеход. От опыта и мастерства водителя в этом случае ничего не зависит. Известно немало трагических случаев, когда в жилой зоне опытный водитель не мог вовремя остановить автомобиль, движущийся со скоростью даже 10–20 километров в час. Еще раз напомним, что оптимальная скорость движения в жилых зонах и во дворах – не более 5 километров в час.

Характерной особенностью движения во дворах и жилых зонах является то, что многие водители, чтобы выехать с места парковки, начинают движение задним ходом. Не всем известно, что данный распространенный маневр таит в себе серьезную опасность. Дело в том, что сразу за задней частью автомобиля находится так называемая «мертвая зона»: водитель просто не видит, что там находится, ни с помощью зеркал заднего вида, ни оглянувшись.

Характерный пример: водитель садится за руль, заводит автомобиль, смотрит в зеркала и, не видя (а вернее, не замечая) препятствий, начинает движение задним ходом. Но за то время, пока он садился за руль и заводил машину, сзади к ней подошел маленький ребенок, которого водитель не видит, – ребенок находится сразу за машиной в «мертвой зоне».

К сожалению, данный пример порой находит трагичное подтверждение. Поэтому, начиная движение задним ходом, всегда будьте предельно внимательны и не ленитесь лишний раз удостовериться в том, что в «мертвой зоне» позади автомобиля никого и ничего нет.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.