Двигатель автомобиля в процессе работы генерирует большое количество тепла. Чтобы контролировать этот процесс и избежать перегрева, необходимо использовать антифриз. Антифриз помогает обеспечить стабильную работу двигателя в любую погоду. Рассмотрим, как же выбрать подходящий антифриз, когда нужно его менять и куда заливать.
Что такое антифриз и для чего он нужен
Раньше для охлаждения двигателей автомобилей использовали обычную воду. Но со временем стало очевидно, что у воды масса недостатков: летом она закипала и начинала испаряться, зимой – замерзать и превращаться в лед, разрывая блоки цилиндров. К тому же детали двигателя, контактировавшие с водой, покрывались накипью, из-за которой ухудшался теплоотвод и забивались каналы.
Поэтому и придумали антифриз: в его составе содержится этиленгликоль, который снижает температуру замерзания воды в радиаторе, а точку кипения, наоборот, повышает. Кроме этого, антифриз в своем составе содержит различные присадки, которые обладают смазочными свойствами, улучшают отвод тепла от горячих деталей и защищают металлические элементы от коррозии.
Как часто менять антифриз в автомобиле
Как часто менять антифриз – определяет производитель автомобиля. Делать это, в основном, рекомендуется не реже 1 раза в 3 года или каждые 50 000 км, в зависимости от того, что произойдет раньше.
Причин для того, чтобы залить антифриз, может быть несколько:
- Уровень жидкости снизился.
- Уровень резко упал до минимума после недавней заливки: это говорит о случившейся утечке. Ее необходимо срочно найти и устранить. Если этого не сделать, то велики риски серьезного ремонта или замены ДВС.
- Жидкость стала грязно-коричневой или на ее поверхности появились радужные разводы – верный сигнал того, что антифриз перестал быть работоспособным и его пора заменить.
В современных моделях авто на приборной панели есть либо отдельный индикатор, либо сигнальная лампа критического уровня жидкости.
Как выбрать антифриз
Сегодня на рынке производят несколько видов антифриза, отличающихся составом присадок. Перед покупкой лучше обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля. В документах должен быть указан тип жидкости, подходящей для вашей марки. Антифризы разных типов нельзя смешивать – так они потеряют свои свойства.
Для удобного и быстрого подбора антифриза и всех остальных жидкостей для вашего автомобиля, можно воспользоваться подбором ADDINOL.
Цвет антифриза не зависит от его состава
Важно понимать, что цвет жидкости ничего не говорит о ее типе. Сами по себе антифризы бесцветны, но в их состав добавляют красители: синий, красный, зеленый и другие. Так легче контролировать его уровень в расширительном бачке и обнаружить утечку, если таковая случится. Разделение на цвета условно, единых мировых стандартов нет, так что каждый производитель волен определять цвет и название продукции, как пожелает.
Покупая антифриз, обращайте внимание на соответствие цены и качества – это тот случай, где лучше переплатить, но быть уверенным в том, что продукт имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Антифриз ADDINOL – высококачественное и экологически безопасное охлаждающее средство, которое обеспечит эффективную работу системы охлаждения.
Как залить антифриз правильно
Перед тем как заливать антифриз в машину, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации. В некоторых моделях установлена нестандартная система охлаждения с индивидуальными схемами слива и залива. Стандартная же процедура замены антифриза происходит в несколько этапов:
- Перед тем как менять антифриз, дождитесь, пока заглушённый двигатель и радиатор остынут. На это уйдет минимум час после поездки. Важно не пренебрегать этим этапом, так как система аккумулирует опасное количество тепла, и несоблюдение мер безопасности может привести к ожогам.
- Откройте капот и внимательно осмотрите радиатор и шланги: нет ли в них утечек или подозрительных трещин. Если детали повреждены, их нужно отремонтировать или заменить.
- Теперь необходимо слить старую жидкость. Как правило, ее сливают через специальное отверстие в нижней части радиатора. Для этого нужно подставить под него емкость и открутить кран. Если крана нет, значит, в вашем автомобиле предусмотрены специальные патрубки, которые придется снять. После слива жидкости закройте кран или закрутите патрубок.
- Если охлаждающую жидкость долго не меняли, стоит сделать промывку радиатора: заправьте радиатор дистиллированной водой и запустите двигатель примерно на 10 минут. Затем подождите, пока двигатель остынет, и слейте жидкость. Повторять процедуру нужно до тех пор, пока сливаемая вода не станет прозрачной. Как правило, хватает трех повторений. Если грязи накопилось прилично, лучше использовать вместо воды специальные промывочные составы.
- Разбавьте антифриз водой в пропорции, указанной в инструкции, и залейте новую жидкость. Делается это разными способами, в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Заливать антифриз нужно либо в горловину радиатора, либо в расширительный бачок. Лить лучше тонкой струей, не торопясь, во-первых, чтобы не пролить случайно на другие детали, а во-вторых, чтобы не образовались воздушные пробки. Помните, что нужно использовать только дистиллированную воду и не экспериментировать с соотношением воды. Когда зальете жидкость до максимальной отметки, плотно закрутите крышку бачка.
- Дайте двигателю поработать примерно 10 минут и прогреться, после чего снова проверьте уровень жидкости и, если нужно, долейте. Дело в том, что после замены жидкость постепенно заполняет каналы внутри охлаждающего контура, и из-за этого уровень в бачке может понизиться. Постепенно, в течение 1–3 дней, он стабилизируется.
Чтобы в следующий раз не гадать, какой антифриз покупать, повесьте рядом с заливной пробкой бирку с названием продукта и датой его замены.
При отсутствии необходимого опыта и знаний лучше менять антифриз в техсервисе.
Помните, что любой антифриз ядовит. Хранить его нужно в герметично закрытой фирменной пластиковой таре и не допускать попадания в организм.
Вывод: от качественного и правильно подобранного антифриза зависит эффективность работы системы охлаждения и работоспособность всего ДВС. Поэтому не забывайте следить за состоянием охлаждающей жидкости и своевременно ее менять. Это защитит двигатель от перегрева и возможных серьезных повреждений.
Радиатор охлаждения является основным элементом системы охлаждения двигателя. Работа радиатора охлаждения — это активная передача тепла в атмосферу от разогретой охлаждающей жидкости. Этот процесс важен для эффективной работы двигателя, т.к. охлаждающая жидкость, прежде чем отдать тепло в радиаторе, это тепло забирает от разогретых узлов и деталей двигателя. Так изначально задумано конструкторами, но жизнь вносит свои коррективы в эксплуатацию автомобиля на дороге.
Причины течи радиатора системы охлаждения автомобиля
Прежде чем что-то делать, нужно разобраться, что привело к такому результату. Это может быть внешнее повреждение в результате попадания камней, или же пластиковые элементы радиатора могут потрескаться в результате удара при мелком ДТП. Такие мелкие повреждения, как правило, сразу идентифицировать не удается, и проявляются от них проблемы с течением времени. А пока, водитель продолжает эксплуатацию автомобиля, постепенно, по капелькам теряя охлаждающую жидкость из системы.
Чем опасна утечка антифриза из системы охлаждения авто
С понижением уровня охлаждающей жидкости возрастает риск перегрева двигателя, в свою очередь, это может привести к следующим проблемам:
· Деформация плоскости блока цилиндров или головки блока цилиндров
· Деформация прокладки головки блока цилиндров
· Изменение конфигурации системы охлаждения и попутный выход из строя компонентов системы
Все перечисленные случаи приведут к дорогостоящему ремонту.
Что делать если подтекает радиатор охлаждения
Даже если течь радиатора охлаждения небольшая, не стоит недооценивать масштаб сложившейся ситуации. Со временем течь радиатора увеличится, а этот момент можно упустить из внимания. Итог водителю не понравится.
Поэтому при возникновении такой ситуации необходимо иметь запас охлаждающей жидкости или дистиллированной воды. Да, если потеря охлаждающей жидкости небольшая, то на первое время можно использовать дистиллированную воду, но нужно учитывать, что чем больше дистиллированной воды попадет в систему, тем больше мы повысим температуру замерзания охлаждающей жидкости. Поэтому если за бортом зима, дистиллированной водой увлекаться не стоит, а доливать охлаждающую жидкость.
Что делать при большом повреждении и течи системы охлаждения
При серьезных повреждениях системы охлаждения двигателя ремонт неизбежен, эксплуатация автомобиля в таком случае крайне нежелательна. И чтобы не попасть еще и на ремонт двигателя, следует автомобиль переместить в техцентр посредством эвакуатора, в крайнем случае, на тросу.
Как заклеить пластиковые детали системы охлаждения с течью
Если конструкция радиатора позволяет, то можно воспользоваться термостойким герметиком-клеем, более известным как холодная сварка. В некоторых случаях понадобится снятие радиатора с автомобиля.
Холодная сварка – специальный двухкомпонентный герметик, в составе которого может присутствовать металлическая стружка. Такие герметики позволяют быстро восстановить пластиковые или металлические детали.
Сам процесс заклейки не сложен:
· Перед нанесением герметика поверхность необходимо подготовить, зачистить и обезжирить.
· Подготовить герметик к работе посредством смешения двух компонентов. Компоненты необходимо тщательно перемешать, чтобы получилась однородная масса.
· Герметик наносится на деталь.
Состав схватится через 3-5 минут, но до полного затвердевания потребуется от часа до суток, в зависимости от состава.
Можно ли запаивать алюминиевые радиаторы и как правильно
· Понадобится мощный паяльник и перед работой эго необходимо хорошо прогреть.
· Стенки радиатора также понадобится тщательно прогреть.
· Поверхность перед пайкой тщательно зачистить.
· Для обеспечения хорошего качества пайки необходимо использовать припой с большим содержанием олова.
Данный способ потребует снятия радиатора с автомобиля, а значит при установке радиатора после ремонта обратно, желательно, полностью заменить охлаждающую жидкость.
Устранение утечки антифриза в системе охлаждения с помощью специального герметика
Есть еще один способ устранения течи радиатора, не требующий частичной или полной разборки системы. Это герметик который работает внутри системы охлаждения. К примеру, Liqui Moly — Герметик системы охлаждения Kuhler-Dichter. Это средство герметизирует небольшие места утечек в радиаторе, пористость металла в местах пайки, волосяные трещины. Герметизирует повреждения, которые достаточно трудно локализовать (определяются лишь по падению уровня охлаждающей жидкости). Можно использовать средство со всеми видами присадок в систему охлаждения и любыми антифризами. Подходит для всех систем охлаждения и нагрева.
Содержит водорастворимый мономер и пластиковую крошку, взвешенные в растворе моноэтиленгликоля. При перепаде давления и при доступе кислорода активируется реакция полимеризации и продукты полимеризации герметизируют места утечек охлаждающей жидкости.
Применение герметика очень простое:
· Перед использованием встряхнуть баллончик.
· Добавить герметик в систему охлаждения из расчета 250 мл. присадки на 10 л. охлаждающей жидкости.
· Дать поработать двигателю на холостых оборотах или проехать на автомобиле минимум 10 минут
Герметик может находиться в системе охлаждения весь срок службы охлаждающей жидкости.
Чтобы избежать крупных ремонтов, следует регулярно проверять систему охлаждения на предмет малейших неисправностей и течей, своевременно меняйте шланги и патрубки, следите за температурой антифриза в процессе эксплуатации. Так же не забывайте своевременно менять охлаждающую жидкость, так как со временем он теряет свои свойства, что может привести к неполадкам в работе всей системы.
что заливают в радиатор автомобиля — практические советы. В статье подробно описываются особенности систем охлаждение современных автомобилей, а также даются советы по выбору охлаждающей жидкости.
Автомобильный радиатор важнейшая часть системы охлаждения современного автомобиля. Оттого как она работает, зависит собственно и работоспособность двигателя в целом. Безусловно, все знают принцип работы ДВС. Он основан на череде мелких взрывов топлива в блоке цилиндров. Неудивительно, что в результате этого узлы и агрегаты всего механизма в процессе работы разогреваются до очень высоких температур и испытывают колоссальные нагрузки. Если полученную во время работы тепловую энергию своевременно не отводить из моторного отсека, то достаточно будет всего одной поездки, чтобы определенные узлы и агрегаты ДВС полностью вышли из строя. Ради того, чтобы этого не произошло и работает система охлаждения.
Виды систем
В современных автомобилях встречается 3 вида систем охлаждения, каждая из них имеет свои особенности и характеристики:
- Жидкостная. Самая распространенная. Работает на основе жидкости определенного вида, которая заливается в радиаторы для автомобилей и там циркулирует по кругу
- Воздушная. Была изобретена еще до появления жидкостной системы. Сейчас она практически не встречается, по причине низкой эффективности. Яркий пример автомобиля с таким охлаждением всем известный запорожец.
- Комбинированная. Встречается довольно редко и значительно проигрывает жидкостной по всем характеристикам.
Вообще, если говорить о системах в целом, то сегодня на современных автомобилях чаще всего можно встретить именно жидкостную. Причина этого довольно проста – жидкость наиболее эффективно справляются с охлаждением металлических частей автомобильного двигателя. Главное, правильно использовать охладительную систему. А в случае с жидкостной, заливать в нее именно то, что нужно. Для этого, первым делом, следует изучить, из чего состоит система и как она работает.
Конструктивные особенности
Для человека, который незнаком с устройством даже самого примитивного двигателя внутреннего сгорания, система охлаждения может показаться крайне сложным устройством. Однако на самом деле все не так страшно и чтобы разобраться с тем как она работает достаточно изучить лишь конструктивные особенности устройства. Состоит оно из следующих частей:
- Радиатор. Его устройство схоже с самой обычно батареей в городской квартире. Разница лишь в том, что металлические трубки, из которых состоят радиаторы для автомобилей намного тоньше и сделаны из чистой меди, именно она может стать резервуаром даже для агрессивной химической жидкости.
- Вентилятор, установлен сразу за радиаторной решеткой. Включается в тот момент, когда радиатор уже не справляется с охлаждением жидкости и создает дополнительных охлаждающий эффект с помощью потоков воздуха с улицы.
- Проводные каналы и трубки в двигателе – обеспечивает доступ жидкости ко всем элементов двигателя, которые требуют охлаждения.
- Помпы и насосы, отвечающие за движение жидкости по каналам.
- Расширительный бачок – вступает в работу когда жидкость сильно нагревается и согласно законам физики начинает расширяться. Фактически бачок принимает на себя излишки охладителя и предохраняет систему от протечки. Кстати, именно в него изначально заливают охладительную жидкость, которая будет циркулировать по системе.
Следует добавить, что в любой системе охлаждения существует малый и большой круг циркуляции жидкости. Изначально когда двигатель только запущен циркуляция идет по малому кругу. Это происходит до тех пор, пока мотор не достигнет нужной температуры, в этот момент откроются специальные перепускные клапаны и жидкость перейдет на большой круг. Именно на нем происходит, и обогрев салона, поэтому тепло в автомобиле всегда становится лишь после того, как двигатель полностью прогреется.
И еще очень важно, чтобы система работала правильно подобрать подходящую жидкость. Давайте поговорим о том, как это сделать.
Что заливать в радиатор?
Итак, на сегодняшний день водители используют 3 вида жидкостей, которые можно заливать в радиаторы автомобилей любого типа:
- Дистиллированная вода.
- Тосол.
- Антифриз.
Первым делом сразу и, без сомнения, отметаем воду. Причина проста жидкость, залитая в радиатор должна не только охлаждать, но и выполнять следующие функции:
- Предотвращать коррозийные повреждения металлических частей автомобиля.
- Смазывать подшипники помпы.
- Иметь градус кипения значительно выше 100 градусов Цельсия.
Вода, как известно, ни под один из этих параметров не подходи и может скорее привести к тому, что мотор проржавеет изнутри. Использовать воду можно исключительно в сложных случаях, когда под рукой нет ничего другого. В дальнейшем рекомендует промыть системы и залить в нее нормальный охладитель.
Тосол или антифриз?
Итак, после того как мы отмели воду остаются еще два варианта тосол или антифриз. В этом случае выбор также очевиден. Идеальная жидкость для автомобильной системы охлаждения именно антифриз. Он содержит все необходимые для охлаждения компоненты, способен защитить мотор от коррозии и обладает эффектом смазки. Тосол же не более чем дешевый аналог антифриза, разработанный советскими инженерами именно для автопрома тех лет и сейчас его использование уже не желательно.
И еще тосол содержит спирт, а антифриз изготовлен на основе этиленгликоля. Смешивать их очень опасно – это может нанести серьезный вред двигателю. Поэтому если вы решили заменить охлаждающую жидкость – прежде всего, следует полностью промыть систему.
Один из самых популярных вопросов у начинающих владельцев авто звучит обычно так: что заливают в радиатор автомобиля: антифриз, тосол, и можно ли пользоваться обычной водой? В статье будет дан ответ на этот, в общем-то, простой вопрос, будут поставлены все точки над i. Но прежде немного об устройстве авто.
Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?
Работа любого двигателя внутреннего сгорания представляет собой череду небольших взрывов смеси топлива и воздуха, которые обеспечивают поступательное движение поршней и вращение коленвала. Далее эта энергия через системы трансмиссии передается к колесам, которые вращаются с определенной скоростью, и автомобиль приходит в движение.
Естественно, что выше представлена упрощенная схема эксплуатации авто. На самом деле этот процесс намного сложнее, он постоянно развивается, усовершенствуется и усложняется. Но независимо от типа двигателя, вида топлива, при возгорании смеси выделяется огромное количество тепла. Если его вовремя не отвести, то металлические детали мотора просто выйдут из строя.
Поэтому и существует система охлаждения двигателя. Обычно она бывает трех видов:
- Жидкостная.
- Воздушная.
- Комбинированная.
Использование жидкости для охлаждения является наиболее эффективной и часто используемой системой. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко: яркий пример автомобиль Запорожец. Сочетание воздушных и жидкостных систем применяется не везде.
Охлаждающая система состоит из нескольких основных частей:
- радиатора, который представляет собой набор тонких металлических трубок (обычно из сплавов меди) и небольших емкостей для сбора и хранения жидкости;
- отопительного радиатора;
- вентилятора, который также участвует в снижении температуры за счет потока воздуха;
- каналов в частях двигателя;
- помпы, которая отвечает за движение жидкости с определенным напором;
- расширительного бачка, в котором скапливаются резервные запасы охладителя.
Назначение охлаждающей жидкости для улучшения работы двигателя
Главной функцией охлаждающей жидкости является отвод излишней тепловой энергии от двигателя и стабилизация его температурного режима. Однако, помимо этого, существуют и другие, не менее важные задачи, которые выполняет охладитель в двигателе автомобиля.
К ним относятся:
- Предотвращение коррозии металлических деталей мотора.
- Смазка подшипника помпы.
- Увеличение порога закипания жидкости.
И все-таки, антифриз или тосол?
Ответ на этот вопрос только один – антифриз, который содержит все компоненты, позволяющие охладить детали мотора, смазать подшипник помпы и предотвратить коррозию металла. Некоторые отечественные автолюбители разделяют охлаждающую жидкость на два вида:
Антифриз на английском языке звучит, как аntifreeze, то есть незамерзающий. Тосол также является разновидностью этого продукта. Он был изготовлен советскими специалистами для отечественной техники, в частности широкое распространение получил в автомобилях ВАЗ и означает ТОС «Технологии Органического Синтеза», а приставка ОЛ является общепринятым обозначением спиртов.
В основе антифриза находится этиленгликоль, а в тосоле содержатся спирты. Поэтому смешивать их категорически запрещено. При выборе охлаждающей жидкости необходимо руководствоваться инструкциями производителя авто.
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
При выборе систем очистки воды следует учитывать технические требования производителя автомойки. Мойки высокого давления и автоматизированные системы преимущественно используют воду с особым химическим составом. Если применяется рециркуляция воды, нужно обеспечить должное качество повторно используемой воды.
Немаловажно учитывать и состав сточных вод в зависимости от используемых моющих средств. Фильтрация от нефтепродуктов недостаточна, она должна очищать воду и от ПАВ.
Фильтрация напрямую зависит от местонахождения автомойки. Например, за городом это в основном будут просто грязные авто, а в городе покрытые слоем реагентов. В этом случае применяют разные системы очистки. Использовать аппараты малой мощности тоже не стоит, это обходится дороже на практике. Для экономии можно использовать специальные восстанавливающие фильтры.
Дабы не привлекать большое количество обслуживающего персонала, многие компании отдают предпочтение автоматическим системам, но это влечет за собой расходы на повышение энергопотребления и периодическое обслуживание установок. Особенно нужно обращать внимание на покрытие оборудования, лучше выбрать антикоррозийную обработку, в условиях высокой влажности это увеличит ресурс системы.
Что собой представляет радиатор и для чего он нужен?
Во время работы автомобильного двигателя в камере сгорания происходят постоянные микровзрывы паров бензина в смеси с воздухом, сила которых толкает поршни цилиндров и в конечном итоге заставляет автомобиль двигаться. Этот процесс сопровождается значительным выделением тепла, которое необходимо отводить, чтобы детали двигателя не прогорали, и автомобиль служил вам длительное время.
Именно этой цели служит радиатор, представляющий собой систему тонких трубок, соединенных с небольшими емкостями. Внутри трубок циркулирует специфическая жидкость, называемая антифризом, которая нагревается во время работы мотора, снижая температуру его стенок.
Для чего нужен антифриз?
В первые десятилетия автомобильной эры система жидкостного охлаждения использовала в качестве хладагента обычную воду. Однако практика показала, что специально подобранный состав на базе органических соединений справляется с этой задачей гораздо эффективнее, к тому же не вызывает коррозии металлических частей двигателя.
Обычные сорта антифриза следует сливать из системы и заменять новой жидкостью через каждые 45 тысяч пройденных машиной километров. Сегодня в продаже появились продукты, срок эксплуатации которых вырос до 100 тысяч километров пробега. Различия в свойствах появляются благодаря специальным добавкам, называемым присадками.
Желательно в процессе эксплуатации придерживаться этих рекомендаций, чтобы избежать необходимости быстрой замены радиатора.
Антифриз, тосол и другие вопросы
В течение последних двадцати лет между автомобилистами не утихают споры, что лучше заливать в радиатор – антифриз или тосол. Дело в том, что тосол является отечественной разновидностью антифриза, которая специально была разработана в СССР для автомобилей ВАЗ.
В отличие от антифриза, состав которого основывается на этиленгликоле, тосол изготавливается из смеси технических спиртов с соответствующими добавками. Каждый из них эффективен на своем месте, поэтому в споре о том, что лучше, антифриз или тосол, ответ будет один – тот состав, который рекомендован производителем вашей машины.
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.
Количество просмотров этой статьи: 35 187.
Радиатор вашего автомобиля является сердцем системы охлаждения, которая также включает в себя вентилятор, водяной насос, термостат, шланги, ремни и датчики. Она направляет охлаждающую жидкость вокруг головки цилиндров и клапанов, чтобы поглотить их тепло, вернуть его в радиатор и безопасно рассеять его. Из-за этого необходимо поддерживать адекватный уровень жидкости в радиаторе, а это значит, что вы должны проверить уровень охлаждающей жидкости и пополнить его по мере необходимости.
Проверяем уровень жидкости в радиаторе
- Не оставляйте работающий двигатель, когда вы проверяете уровень жидкости в радиаторе, и никогда не пытайтесь проверить уровень жидкости, когда двигатель горячий.
Посмотрите на крышке радиатора. Крышка расположена под давлением в верхней части радиатора. На новых автомобилях маркируют колпачок. Если у вас он не помечен, посмотрите в руководстве пользователя, чтобы найти колпачок.
Оберните тряпкой крышку и снимите ее. Радиатор и крышки впитывают тепло двигателя от хладагента; тряпка защитит вас от ожогов.
Проверьте уровень жидкости в радиаторе. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в верхней позиции. Если выгравирована маркировка заполнения жидкости на радиаторе, то это уровень, где находится ваша охлаждающая жидкость.
Найдите колпачок на вашем баке переполнения жидкости радиатора и снимите его. Помимо бачка радиатора, большинство современных автомобилей имеют промежуточный резервуар для жидкости радиатора. Он используется для подачи жидкости, когда двигатель становится горячим. Как правило, в них мало жидкости, если таковые имеются. Если ваш уровень охлаждающей жидкости в радиаторе низкий и почти полностью остался в переливочном резервуаре после того, как автомобиль был обкатан, немедленно доставьте машину в сервис.
Проверьте точку замораживания и точку кипения вашей охлаждающей жидкости. Со временем способность вашей жидкости в радиаторе поглощать и рассеивать снижение тепла уменьшается. Измерьте точки замерзания и кипения антифризным ареометром. См. подробнее в пункте «Проверка уровня защиты теплоносителя»
Распространенная ситуация: вы купили автомобиль, и у него обнаружилась течь в системе охлаждения. В расширительном бачке плескается жидкость определенного цвета, и такая же на вид продается в ближайшем магазине – стоит ли долить ее, и как лучше поступить в такой ситуации?
Для того, чтобы понять, как правильно поступить, стоит знать, что такое антифриз вообще. Антифриз – это специальная охлаждающая жидкость, состоящая из спирта (как правило, этиленгликоля или пропиленгликоля), дистиллированной воды и пакета присадок. Основная задача антифриза – отводить тепло от двигателя, при этом не закипая при высоких рабочих температурах и не замерзая при низких. Именно за счет присутствия в смеси воды и спирта обеспечиваются требуемые температурные характеристики. Присадки же обеспечивают антикоррозионные свойства за счет присутствия в их составе ингибиторов коррозии. Ну а пресловутый цвет – это лишь краситель, призванный дать возможность различать антифризы разных классов в линейке одного производителя.
И еще: хорошо знакомый каждому синий ТОСОЛ – это тоже антифриз, а его название – аббревиатура от слов «технология органического синтеза» с окончанием -ол, характерным для химического класса спиртов.
Несмотря на то, что самым логичным решением кажется покупка охлаждающей жидкости того же цвета, что имеется у вас в системе, и ее доливка в систему для дальнейшей эксплуатации, это не совсем так.
Если утечка антифриза обнаружилась в пути или непосредственно перед срочной поездкой, то более правильным решением будет купить в автомагазине дистиллированную воду и долить ее в систему охлаждения для завершения поездки. Если утечка была не катастрофической, небольшое изменение концентрации антифриза не сильно отразится на его свойствах.
На этой же смеси старого антифриза и дистиллированной воды можно добраться до сервиса, где стоит полностью поменять залитую в систему охлаждающую жидкость.
Отдельно стоит сказать про «езду на доливе». В случае, если у вас отечественный автомобиль, и в систему охлаждения залит дешевый и легко опознаваемый по внешнему виду ТОСОЛ, то в течение определенного времени использовать технику «долива» можно: и база, и присадки у этого антифриза, скорее всего, полностью совпадут с любым другим ТОСОЛом из магазина, а ремонт отечественных двигателей хорошо освоен практически в любом сервисе.
Но если у вас в системе «что-то красное, зеленое, желтое или фиолетовое», переборите в себе логику «подобного к подобному» и полностью поменяйте антифриз, предварительно устранив причину утечки. Ну или в крайнем случае просто поменяйте антифриз, купив про запас еще пару канистр той же охлаждающей жидкости, что зальете взамен: поверьте, промывать систему или менять радиатор – еще смешнее и дороже, чем постоянно заправлять машину антифризом параллельно с бензином.
Почему же не стоит доливать в систему антифриз? Просто потому, что результат такого смешивания не будет до конца ясен. Нет, никаких страшных сказок тут не будет: в подавляющем большинстве случаев смешивание антифризов одного цвета не приведет ни к каким последствиям, поскольку минимальная стандартизация по цветам все же существует, и антифризы одного цвета вряд ли принадлежат к разным классам. Да и в целом, учитывая единую основу большинства охлаждающих жидкостей, смешение, скорее всего, будет безопасным. Однако никаких гарантий все же дать нельзя, и если антифризы окажутся разными по составу базового спирта и/или присадок, изменение рабочих характеристик или даже выпадение осадка вполне вероятны.
Кроме того, езда «на доливе» – это порочная практика по своей сути: имеющаяся в системе утечка со временем будет только прогрессировать, и в один прекрасный момент объем подливаемой вами в расширительный бачок жидкости будет равен объему жидкости, вытекающей снизу на асфальт, и случится это в самый неподходящий момент.
Поэтому не стоит экономить копейку, пытаясь выгадать рубль: менять охлаждающую жидкость стоит только полностью, а при появлении утечки нужно сконцентрировать внимание именно на ней (ладно, если подтекает из патрубка, а если. ), а не на многочисленных таблицах смешивания антифризов, многие из которых вполне верны по своей сути.
Часто автомобилисты задают вопрос, чем отличается тосол от антифриза и что лучше использовать в системе охлаждения двигателя? В чем существенная разница между тосолом и антифризом и как их отличить друг от друга? Можно ли смешивать антифриз и тосол? На эти вопросы об охлаждающих жидкостях для вашего автомобиля вы сможете найти ответы в этой статье.
Что же такое охлаждающая жидкость? Охлаждающая жидкость, или Antifreeze (англ.), – это жидкость, которая находится в системе охлаждения транспортного средства, обеспечивающая отвод тепла от более нагретого тела, в нашем случае двигателя, через радиатор и другие элементы системы охлаждения к менее нагретому – атмосфере. Это основная функция охлаждающей жидкости. Охлаждать! Состав охлаждающей жидкости обычно — это 50 процентов моноэтиленгликоля, простого двухатомного спирта, 47 процентов воды и примерно 3 процентов присадок. Вторая функция: не замерзать. Отсюда и второе название – AntiFREZZE, или в переводе «незамерзающая».
Но так было не всегда — изначально задачей охлаждающей жидкости было лишь непосредственно охлаждение, именно поэтому раньше для этого использовали воду. Но вода обладает рядом недостатков, первый, как мы уже говорили ранее, вода замерзает, а при замерзании еще и расширяется, а второй недостаток – это коррозия в различных ее проявлениях, таких как окисление и кавитация.
С потребностью всесезонного использования транспортных средств потребовалось вовлечение незамерзающих компонентов в производство охлаждающих жидкостей.
Сначала были рецептуры на глицерине, однако плотность таких продуктов была очень высокой, а эффективность охлаждения низкой, поэтому их начали разбавлять спиртами для снижения плотности. И первым из них был метиловый спирт как самый простой и дешевый в производстве одноатомный спирт. И это было примерно до середины прошлого века.
К сожалению, в России на данный момент огромное количество производителей фальсифицированных и некачественных охлаждающих жидкостей остались на том же уровне середины прошлого века. Себестоимость таких продуктов значительно ниже, однако смесь метанола и воды является разрушительной для автомобиля. Она быстро выкипает и обладает высокой коррозионной активностью, при всем при этом метанол – яд!
Давайте разберем технологию производства охлаждающих жидкостей.
Технология производства охлаждающих жидкостей с использованием неорганических присадок. Данная категория является родоначальником всех охлаждающих жидкостей в современном понимании. Принцип работы заключается в том, что в водно-гликолевый раствор (в нашем случае моноэтиленгликоль) добавляется пакет неорганических солей.
В основном используются либо фосфаты, либо нитриты, либо силикаты. Данные соли вступают в реакцию между собой и образуют защитную пленку на всей поверхности системы охлаждения. Соответственно, пакет присадок постепенно расходуется, пленка становится все толще. Эффективность системы охлаждения снижается.
К данным типам относится и Тосол, ставший в России именем собственным.
Слово «тосол» является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность продукта к группе спиртов.
Например, тосолы марки FELIX , которые производит компания «Тосол-Синтез», созданы по традиционной технологии ( IAT ), идеально подходят для использования в классических легковых автомобилях. Имеют большое количество официальных допусков.
Технология органических присадок, или Organic Acid Technology . Данный тип основывается на использовании все того же моноэтиленгликоля, но с использованием отличительно другого пакета присадок – органического. Как ингибитор в данных антифризах используются органические соли карбоновых кислот.
В отличие от предыдущего типа охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы не создают на всей поверхности пленку, а точечно воздействуют на очаги коррозии. Катализатором для реакции служит температура и сам процесс окисления. Пример такой охлаждающей жидкости – это Felix Carbox компании «Тосол-Синтез».
Плюсы: увеличенный срок службы. Гарантированный срок — 250 000 км.
Лучшая защита от коррозии и кавитации за счет применения органического пакета присадок, более стабильного при длительных высоких температурных воздействиях.
Минусы: несовместимость с другими жидкостями. Карбоксилатные охлаждающие жидкости нельзя смешивать с другими типами.
Плюсы и минусы: однозначным плюсом будет защита для всех типов металлов, лучше, чем у традиционных охлаждающих жидкостей.
Четвертая категория — LOWBRID. В дословном переводе — «малый гибрид». Данный тип разработан для новых целей автопроизводителей: больше сил, больше наддува, меньше расход топлива, меньше вредных выбросов. Увеличения давления наддува ведет к увеличению температурного режима, снижение вредных выбросов также часто делают при увеличении температуры работы (при высоких температурах происходит меньшее количество вредных выбросов). Основа данных жидкостей – карбоксилатный пакет с добавление небольшого количества неорганических присадок.
В завершение хочется сказать, что антифриз — это важная техническая жидкость, которую следует время от времени менять в любой машине согласно регламенту смены.
Вся линейка антифризов Felix полностью соответствует всем требованиям, на которые опираются крупнейшие автопроизводители. Более того, крупные автозаводы (такие как АВТОВАЗ, GM-АВТОВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛАДА-Ижевск, GM-Uzbekistan, Азия-Авто) использует именно антифриз Felix в качестве первой заливки.
• Охлаждения двигателя автомобиля;
• Охлаждения гидравлической жидкости автоматической коробки передач;
• Смазки водяного насоса двигателя, через который протекает жидкость;
• Обогрев салона в зимнюю непогоду.
Как охлаждающая жидкость обогревает салон автомобиля?
Охлаждающая жидкость начинает свой путь через рубашку охлаждения блока цилиндров, где остужает мотор. Далее разгоряченная, она по патрубкам течет в основной радиатор и в радиатор отопителя салона (теплообменник). Небольшой вентилятор дует в теплообменник, выдувая теплый воздух в салон и остужая жидкость в теплообменнике.
Что заливать в систему охлаждения?
В систему можно заливать воду, но только дистиллированную, которая не оставляет накипи. Вода лучше охлаждает мотор, чем антифриз, но может создать коррозию. Зимой заливайте антифриз – он не замерзнет при морозах и не оставит коррозии. В жаркую погоду теплообмен у антифриза хуже чем у воды.
В дизельных машинах бачок, в котором скапливается антифриз, обычно устанавливают в самом блоке движка или ниже шланга радиатора, чтобы антифриз дольше оставался теплым даже, когда мотор не работает. Машина тогда легче запускается в холодную погоду, т.к. масло долго не остывает и остается жидким. А еще, долго остается прогретой камера сгорания, что увеличивает эффективность двигателя.
Как охлаждается жидкость?
Антифриз охлаждается, проходя через основной радиатор. Радиатор состоит из ряда трубок или проходов с переплетениями из тонкого металла между трубками, которые еще называют ребрами. Антифриз течет по трубкам, а тепло, которое он «забрал» из двигателя, рассеивается в ребрах. Большой вентилятор, установленный перед радиатором, втягивает воздух с улицы и продувает через ребра для охлаждения антифриза. (Подробней здесь).
Какие еще бывают радиаторы
По боками или внизу некоторых радиаторов, добавляют резервуары, в которые через трубки идущие от автоматической коробки переключения передач течет трансмиссионное масло. Масло отдает тепло антифризу и возвращается в коробку.
В двигателях с наддувом и турбонаддувом, чтобы выдавать больше мощности, воздух от наддувов проходит через интеркулер или промежуточный охладитель. Это тип радиатора, который использует охладительную жидкость для охлаждения входящего нагнетаемого воздуха.