Амортизатор – часть подвески автомобиля, сдерживающий кузов от колебательных движений по вертикали. Амортизационные стойки устанавливается на каждое колесо.
В редких случаях устанавливают по два амортизатора на одно колесо. Усиленную амортизацию применяют, для тяжёлых крупнотоннажных грузовых авто или для облегчённых гоночных автомобилей.
Принцип действия амортизатора
Амортизатор – составляющая часть механизма, который обеспечивает комфорт, повышает скоростные характеристики автомобиля. Устройство состоит из запаянного рабочего цилиндра, внутри которого находится гидравлическое масло и шток с поршнем.
В поршне имеется два пропускных клапана, один из которых обратный клапан. Шток составляет верхнею часть амортизатора, закрытую специальными прокладками и пробками. Таким образом, масло внутри не может вытечь.
Обратные клапана поршня, обладают разной пропускной способностью. Работают на сжатие в одном направлении. На растяжение в другом направлении, с меньшей пропускной способностью. Из-за чего шток амортизатора относительно быстро опускается, а поднимается гораздо тише.
Гидравлическая часть амортизатора работает, как мягкая пружина на сжатие, и жёсткая – на растяжение. Этими действиями приглушается амплитуда колебания кузова автомобиля, не позволяя сильно раскачиваться. В настоящее время разработаны амортизаторы с наполнением газа.
Амортизаторы масляного типа
Получил широкое применение у автомобилистов. Состав – рабочий цилиндр и шток с поршнем, который делит рабочую ёмкость на два объёма. Внутри цилиндр заполнен гидравлическим маслом.
- При продвижении штока масло переходит через клапаны из верхней полости в нижнюю.
- При частых поездках по не качественным дорогам, масло внутри амортизатора может закипеть.
- Начнут появляться воздушные пузырьки, при этом ухудшается работа амортизатора.
- От перегрева, вязкость масла теряет свои свойства, что так же отрицательно сказывается на работе клапанов.
Есть ещё одна способность масляных амортизаторов – это работа клапана только в одном направлении.
На ухабах автомобиль сжал шток, но обратно его подтягивает пружина. Такой способ работы является достаточно мягким, он прекрасно смягчает неровности плохой дороги. Данный вид имеет двухтрубный рабочий цилиндр. При сжатии, одной трубе, которая по диаметру больше, через дополнительный клапан пропускает масло.
Положительные стороны данного вида:
- Простая конструкция;
- Достаточно дешёвый вариант;
- Производительность до 70 000 километров;
- Более распространённая модель среди автомобилистов.
На ряду с положительными сторонами амортизатор имеет отрицательную сторону:
- При резких движениях автомобиля амортизатор не срабатывает. Кузов автомобиля даёт большой крен;
- Неровные дороги, особенно летом делает большой перегрев амортизатора;
- При перегреве проявляется эффект кавитации;
- Масляные амортизаторы прочные, подходят для неровных дорог.
Амортизаторы газового типа
Конструкция более сложная, чем у масляного. Состоит из рабочего цилиндра и штока с поршнем. Плавающий поршень находится в нижней части, деля на два объёма. «Плавающий поршень» имеет такое название из-за того, что поршень свободно двигается. В нижней части ёмкости находится газ.
Газо-масляный амортизатор
Амортизаторы, заполненных одним газом, на серийно-выпускаемых автомобилях не применяется. Полость над плавающим поршнем залита гидравлическим маслом.
Такое устройство можно назвать «газомасляным амортизатором». Такой вид состоит из двухтрубного рабочего цилиндра. В одну трубу, под давлением закачивается азот. В народе называют –« газовой подушкою». По конструкции её размещают сбоку от рабочего цилиндра.
В газомасляном амортизаторе отсутствует возможность закипания рабочей жидкости, газ остужает рабочую жидкость. Все амортизационные устройства требуют точную механическую обработку, сложной системы клапанов и специализированных уплотнений.
Газонаполненная часть требует более тщательную обработку. Шток жёстче делает движение. При сжатии сверху, шток движется вниз. При этом газонаполненная часть цилиндра начинает сжиматься.
После понижения давления, газовая камера начинает расширяться, что ведёт к выдавливанию штока наверх. Благодаря такой схеме работы — колеса автомобиля прижаты к автодороге. Это свойство широко используют на спортивных и крупнотоннажных машинах.
- Полностью отсутствует перегрев;
- Подвеска работает как пружина на сжатие и на разжатие. Такое свойство используется на хороших дорогах, иначе «эффект телеги» будет очень сильно проявляться;
- Отсутствие крена;
- Подходит для спортивных и гоночных автомобилей, улучшая скоростные характеристики.
- Более высокая стоимость;
- Сложное конструктивное строение;
- Не всегда создаёт комфортную поездку. Идеален не для всех видов дорожного покрытия.
Какой амортизатор лучше
Вопрос интересующий, не одного автолюбителя. На него нет однозначного ответа. Сделать правильный выбор можно проанализировать:
- Режим эксплуатации вашего автомобиля;
- Ваших финансовых возможностей.
Основные мировые поставщики
KYB –Япония. Товар приобрёл огромную популярность у российских автолюбителей.
Bilstein – Германия. Применяется на европейские бренды премиум класса.
Boge – Германия. Один из старейших и известнейших выпускающий амортизаторы. Выпуск амортизаторов покрывает около 93% всех амортизаторов.
Monroe – американская компания. Из последних их разработок – высокоэффективные газовые амортизаторы.
Koni – Голландия. Отличается регулировкой параметров жёсткости подвески. Амортизаторы проходят настройку на автозаводе ,но конструктивные особенности позволяют подстраивать Ваш автомобиль к Вашей манере вождения.
— Амортизаторы – это составляющие подвески каждого авто. Без них управляемое движение было бы попросту нереальным. Главное предназначение амортизаторов заключается в уменьшении колебаний пружин, появляющихся во время езды. Это значит, что амортизаторы позволяют комфортно передвигаться на авто.
• Какие амортизаторы лучше – газовые или масляные:
Рабочие амортизаторы обеспечивают безопасность, а также нормальную управляемость машины. Амортизаторы можно разделить на две основные категории:
• гидравлические или масляные амортизаторы;• газонаполненные или газовые амортизаторы.
— В течение многих лет специалисты спорят о том, какие из них лучше, надежнее и эффективнее. Сегодня мы попробуем понять, какие амортизаторы лучше: газовые или масляные. Сначала рассмотрим особенности и недостатки масляных и газовых амортизаторов, а после этого сделаем соответствующие выводы.
— Масляные или гидравлические амортизаторы хорошо гасят колебания, так как масло имеет низкую сжимаемость. Кроме этого, в этих амортизаторах масло перетекает из одной камеры в иную. Однако все понимают, что энергия не может просто так исчезнуть, поэтому она переходит в тепловую энергию, что приводит к нагреванию масла.
• Преимущества масляных амортизаторов:
1: Масляные амортизаторы более мягкие по сравнению с газовыми, поскольку масло пребывает под меньшим давлением. А это значит, что езда на автомобиле с гидравлическими амортизаторами будет более комфортной.
2: Производство масляного амортизатора является менее хлопотным, нежели газового, поэтому его стоимость будет более низкой.
3: Масляные амортизаторы подлежат ремонту.
• Недостатки масляных амортизаторов:
— В компенсационной камере таких амортизаторов содержится некоторый объем воздуха. Если он уменьшается, масло будет попадать в камеру без какого-либо усилия, из-за чего амортизатор уже не может гасить колебания столь эффективно, а иногда эта способность может вообще исчезнуть.
— Во время работы гидравлического амортизатора масло нагревается, из-за чего его первоначальные свойства теряются. Масло начинает слишком быстро перетекать из одной камеры в иную, что также способствует худшему гашению колебаний.
— Во время движения по некачественному покрытию, где поршень движется довольно часто, в масло нередко попадает воздух. В итоге это негативно сказывается на амортизации.
— Если на улице холодно, вязкость масла в амортизаторе повышается, из-за чего оно очень медленно перетекает из одной камеры в иную. Пока температура масла не повысится, работа подвески может быть очень жесткой.
— В газовых или газонаполненных амортизаторах внутри компенсационной камеры под высоким давлением содержится газ. Для того чтобы разобраться в вопросе о том, какие амортизаторы лучше – масляные или газовые, необходимо изучить преимущества и недостатки последних.
• Преимущества газовых амортизаторов:
1: Данные амортизаторы более жесткие, что положительно влияет на управляемость машины во время движения на повышенных скоростях. Крены в поворотах почти не ощущаются. Также жесткость таких амортизаторов уменьшает риск появления эффекта аквапланирования.
2: Газовые амортизаторы отлично переносят холод, так как низкие температуры не влияют на их амортизационные характеристики. Во время движения работоспособность газонаполненных амортизаторов не меняется в зависимости от температурных колебаний.
3: Ресурс таких амортизаторов является большим приблизительно на 30-40 %.
• Недостатки газовых амортизаторов:
— Как правило, газонаполненные амортизаторы стоят больше, чем масляные.
— Менее комфортное передвижение, связанное с более высокой жесткостью.
— На дорогах с неровным покрытием элементы подвески изнашиваются гораздо быстрее, причина чего состоит в жесткости таких амортизаторов.
? КАКИЕ АМОРТИЗАТОРЫ ЛУЧШЕ – ВЫВОДЫ:
— Если брать во внимание все написанное выше, можно понять, что однозначно ответить на вопрос о том, какие амортизаторы лучше – газовые или масляные, попросту невозможно.
— Газовые амортизаторы, отличающиеся большей жесткостью, понравятся тем водителям, которым нравится динамичная езда. Однако при этом необходимо брать во внимание тот факт, что они могут хорошо справляться со своими задачами лишь на сравнительно качественных дорогах, которых в нашей стране немного. Нередко при замене гидравлических амортизаторов на газонаполненные, приходится менять другие детали подвески, которые соответствуют спортивной манере езды.
— Если же вам приходится передвигаться по плохим дорогам, оптимальным решением станет использование масляных амортизаторов.
— Если вы эксплуатируете далеко не новую машину, нужно понимать, что её рама уже не является такой же жесткой, как после конвейера. Это также является дополнительным поводом для применения гидравлических амортизаторов.
Комфортная езда на автомобиле по неровным дорогам обеспечивается амортизаторами. Они сглаживают дефекты покрытия, препятствуют раскачиванию машины, обеспечивают долговечную работу подвески, рулевого механизма и тормозной системы. На российском рынке представлен широкий модельный ряд стоек амортизаторов. Они отличаются конструкцией, техническими параметрами и ценой. Сегодня лидирующие позиции занимают европейские и американские производители, немного уступают им японцы, подтягивают свое качество бренды из СНГ. Чтобы подобрать стойку амортизатора к своему автомобиля, следует прислушаться к рекомендациям наших экспертов.
Устройство и виды амортизаторов
Устройство стойки амортизатора. Для соединения колеса автомобиля с кузовов спереди применяются амортизаторные стойки.
- Амортизатор является самой сложной и дорогостоящей деталью в узле. Его задача гасить колебания и обеспечивать хорошее сцепление колеса с дорожным покрытием. Узел может быть разборным и неразборным. Иногда амортизатором автомобилисты называют переднюю стойку в сборе.
- Обязательным элементов стойки амортизатора является пружина. Ее задача смягчать колебания кузова при движении по глубоким ямам или «лежачим полицейским». Благодаря пружине не происходит удара при полном сжатии или растягивании амортизатора. Кроме того, пружина отвечает за грузоподъемность автомобиля.
- Опора и опорный подшипник обеспечивают надежную фиксацию амортизатора к кузову авто. В нижней части имеется специальное отверстие для соединения с подвеской.
Виды амортизаторов. На современные автомобили устанавливается несколько видов амортизаторов.
- Двухтрубные конструкции отличаются простотой. Внутри объемного цилиндра размещается цилиндр меньшего диаметра. Работа узла основана на перекачивании масла из одной емкости в другую. Эта классическая конструкция используется давно. Из минусов специалисты отмечают склонность к перегреву и необходимость установки под определенным углом (не более 45 градусов).
- Однотрубные модели считаются более совершенными. Они состоят из одного цилиндра, плавающего поршня и штока. В камеру закачивается газ, благодаря такой схеме работы амортизатор допускается ставить под любым углом.
- Широкое распространение получили в последние годы комбинированные амортизаторы. Они объединили в себе достоинства одно- и двухтрубных моделей. Это надежность, работоспособность и долговечность. Из недостатков можно выделить высокую цену.
- Регулируемые амортизаторы используются в автомобилях с 50-х годов прошлого века. Они хороши тем, что автовладелец по своему желанию может настраивать жесткость стойки. Если раньше регулировать приходилось механически, то сегодня за водителя это делает электроника, учитывая условия дорожного полотна. Недостатком этого вида амортизаторов является высокая цена.
Мы отобрали в обзор 12 лучших производителей стоек амортизаторов. Все они реализуют свою продукцию на российском рынке. При составлении рейтинга учитывалось мнение экспертного сообщества и отзывы отечественных автомобилистов.
Рейтинг лучших производителей стоек амортизаторов
Номинация | место | производитель | рейтинг |
Рейтинг лучших производителей стоек амортизаторов | 1 | Sachs | 5.0 |
2 | Monroe | 4.9 | |
3 | BOGE | 4.8 | |
4 | Delphi | 4.7 | |
5 | Bilstein | 4.6 | |
6 | LYNXauto | 4.5 | |
7 | KROSNO | 4.4 | |
8 | Kayaba | 4.3 | |
9 | TRW | 4.2 | |
10 | Tokico | 4.1 | |
11 | Koni | 4.0 | |
12 | FENOX | 3.9 |
Sachs
Немецкой компании Sachs удается успешно выдерживать жесткую конкуренцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке автокомпонентов. Эксперты видят несколько основных причин популярности стоек амортизатора этого бренда. В первую очередь следует отметить универсальность применения. Одну и ту же модель можно поставить и на легковушку, и на кроссовер, при этом качество езды останется на высоком уровне.
В каталоге есть несколько разновидностей амортизаторов. Серия Super Touring – это базовые модели для комфортной езды. Более продвинутый уровень вождения предоставляет линейка Advantage. Полностью контролировать дорогу во время скоростной езды позволяют амортизаторы Sporting Set. Бренд побеждает в нашем рейтинге. У отечественных пользователей к оригинальным стойкам амортизаторов Sachs нет претензий.
В ЕвроАвто часто поступают вопросы об амортизаторах. Мы задали их представителям бренда KYB. Компания — эксперт в гидравлическом оборудовании для автомобилей, скоростных поездах, аэрокосмической сфере, строительных машинах. Поэтому об амортизаторах в KYB знают все!
Какие амортизаторы жестче — газовые или масляные?
Миф первый — газовый жестче, чем масляный. Начнем с того, что все амортизаторы, в том числе и газовые, имеют гидравлическую конструкцию. В любом агрегате предусмотрен объем для компенсации погружаемого штока. В однотрубном это полость, отделенная плавающим поршнем. В двухтрубном лишний газ вытесняется в пространство между внутренней и внешней трубами.
Распространенное убеждение возникло из-за разницы терминологии. Газовыми амортизаторами принято считать однотрубные. Они жестче из-за высокого давления газа. В их отношении стереотип справедлив. Но часто так называют и двухтрубные амортизаторы с газовым подпором. Нужно понимать, что при добавлении давления двухтрубный масляный амортизатор жестче не станет.
Масляный амортизатор кажется более комфортным из-за того, что он менее эффективен и теряет часть свойств при нагреве жидкости. Газовый подпор нужен не только для повышения жесткости, но и для стабильности работы. Газ уменьшает разницу давления над поршнем и под ним, благодаря чему минимизируется риск кавитации. Кавитация разрушительно влияет на клапанный механизм, ресурс и эффективность агрегата. Поэтому чем больше мы ездим на масляных амортизаторах, тем быстрее их износ.
Нужна ли прокачка амортизаторов?
Амортизаторы KYB не нужно прокачивать, чтобы привести в рабочее состояние после хранения, как это требовалось в 80-е и 90-е. Необходимо хранить агрегаты в горизонтальном положении, чтобы сальник не терял эластичность. После извлечения из коробки рабочий цилиндр не полностью заполнен жидкостью. Но благодаря обратным клапанам в верхней части достаточно трех-пяти циклов сжатия и отбоя, чтобы заполнить весь объем. Это произойдет в первые несколько десятков метров пути.
Тем не менее рекомендуем сделать прокачку, чтобы убедиться в исправности агрегата. Устанавливаем его штоком вверх, давим на него, делаем три-пять циклов. Шток должен двигаться плавно и равномерно. Если все в порядке, ставим шток в срединное положение и дергаем вверх-вниз, чтобы убедиться в отсутствии люфтов. Это важно, так как амортизаторы могут храниться на складе и двадцать лет.
Амортизатор не может выйти из строя через несколько десятков тысяч км пробега, если он исправен. Прокачка — это тестирование, от нее не зависит ресурс как двухтрубного, так и однотрубного амортизатора. Но она нужна, чтобы исключить повреждения при хранении и транспортировке. Кстати, чаще всего неисправности возникают из-за неправильного подбора. Так что важно ставить подходящие запчасти.
Стереотипы об амортизаторах
Есть миф, что можно увеличить клиренс, если поставить газовый амортизатор. На самом деле он не влияет на дорожный просвет. Правда, если кустарным методом накачать в агрегат 20-30 атмосфер, то временно часть авто приподнимется. Но конструкция не рассчитана на это, и газ быстро выйдет.
Другой стереотип касается разницы между агрегатами для конвейера и вторичного рынка. В действительности KYB производит их на одних линиях. Характеристики практически идентичны: материал и конструкция не отличаются. Немного может быть скорректирована настройка демпфирования. Иногда амортизаторы для вторичного рынка делают жестче, чтобы компенсировать износ элементов подвески.
Еще один миф — при замене амортизаторов можно ставить старые отбойники и пыльники. Это вредное заблуждение. Трехлетняя гарантия KYB распространяется в том числе на замену защитного комплекта. Раз в 20 000 километров следует делать диагностику ходовой части и проверять исправность подвески. Пыльники и отбойники рассчитаны на конкретное число сжатий, спустя которое их нужно менять даже при отсутствии внешних повреждений. Стоимость защитного комплекта минимальна, а роль он играет ключевую.
Поддерживать работоспособность агрегатов необходимо, чтобы потом не столкнуться с более дорогим, долгим и энергозатратным ремонтом. В автомобиле все связано, и отказ одной детали рано или поздно повлияет на другие элементы системы. Лучше сразу заботиться о машине, чтобы продлить срок ее службы.
Чем хуже качество дорожного покрытия, тем мягче должна быть подвеска, чтобы меньше ощущать удары. Но кузов при этом будет сильно раскачиваться на трассе. Если вы часто ездите по хорошим дорогам, имеет смысл смотреть в сторону газовых амортизаторов, отличающихся повышенной жесткостью и четким управлением. Мы подобрали рейтинг лучших газовых амортизаторов для разных автомобилей на этот случай, чтобы вы могли сделать более осознанный выбор.
Сразу оговоримся (ради экспертности), что газовые амортизаторы, т.е. те, у которых внутри совсем нет масла, а только газ, в автомобильной подвеске не применяются. Это могут быть амортизаторы крышки багажника, капота, которые работают без интенсивной нагрузки. Еще бывают пневмобаллоны на авто с пневматической подвеской, но они больше предназначены для регулировки высоты клиренса. Здесь речь не про них.
В автомобилях может быть два типа газовых амортизаторов: однотрубные и двухтрубные. У первых используется внутренняя перегородка, отделяющая камеру с газом от камеры с маслом. У вторых ― две независимые трубки, входящие одна в другую. Обычно везде применяется газ ― азот под давлением 12-30 и 3-8 атм соответственно. По сути, это газомасляные амортизаторы с разной конструкцией, но некоторые называют их газовыми. За счет газа происходит работа на разжим, а не только на сжатие, как у масляных версий.
Менять амортизаторы нужно при сильном раскачивании автомобиля, стуках в момент проезда неровностей, скрипах и скрежете, перекашивании кузова. Потеки масла по штоку ― еще один плохой признак. Но предварительно важно сделать диагностику, поскольку подобные проблемы могут быть вызваны лопнувшими пружинами, сайлентблоками, разболтанными шаровыми опорами. Менять амортизаторы лучше парами ― два передних или два задних, чтобы не возникло перекоса кузова.
На российском рынке представлено не очень много производителей газовых амортизаторов, поскольку эти элементы подвески дороже и менее востребованы, чем масляные. Но большая часть продукции среднего и высокого качества. Самыми востребованными считаются товары брендов SACHS, Bilstein, KYB, Boge и пр.
Лучшие газовые однотрубные амортизаторы
Самые жесткие амортизаторы по качеству работы. Мгновенно стабилизируют кузов. Подходят для скоростной езды, резких маневров, гоночных авто, но дорога должна быть идеально ровной, иначе будет эффект как на «телеге».
В современном автомобиле много деталей, чьими задачами является создание комфорта водителя и пассажиров. Но если без кожаного салона или эргономичного рулевого колеса еще можно обойтись, то вот без амортизаторов поездка превратится в настоящую пытку. Задача амортизатора — гасить колебания, получаемые подвеской во время проезда по неровности. Подпрыгивающее колесо передает энергию пружине, она — амортизатору и в итоге водитель практически не замечает неровности. Именно практически, так как видов демпферов много, и каждый имеет свои особенности. Наибольшее распространение в гражданском автомобилестроении получили два вида: масляные и газомасляные. Их главное отличие кроется в использовании гасящего вещества. Как несложно догадаться, в первом варианте это просто масло, а во втором — масло с газом, например, азотом под высоким давлением.
Спорить о качестве того или иного изделия можно долго, поэтому просто рассмотрим их преимущества и недостатки:
— работа в одном направлении
— просадки и крены авто
— снижение эффективности от перегрузок
+ хорошее удержание курса
+ отсутствие кренов и проседаний
+ работа в двух направлениях
— довольно сложная конструкция
— ресурс ниже, чем у масляных моделей
Говоря проще, газомасляные стойки показывают повышенную жесткость. Сжатие у них более плотное, зато у авто не будет кренов. Сказать, что это огромное преимущество, нельзя, тут уже дело вкуса. Отметим также, что газомасляные демпферы чаще ставят на гоночные авто. С ними нежелательно бороздить бездорожье, но поездка по обычной дороге будет максимально комфортной и безопасной.
Амортизаторы — это один из основных компонентов подвески автомобиля. Именно они обеспечивают плавность движения по неровной дороге и не допускают излишнего раскачивание автомобиля.
Всего существует три основных вида амортизаторов для легковых автомобилей, это масляные, газовые и газомасляные амортизаторы. В этой статье мы расскажем о том, как они устроены, их плюсы и минусы, а также какие амортизаторы лучше для городского и загородного использования.
Что такое масляные амортизаторы
Двухтрубный масляный амортизатор.
Масляные (жидкостные, гидравлические) амортизаторы используются на легковых автомобилях более чем в половине случаев. Устроены они довольно просто: есть цилиндрическая камера, заполненная маслом, и в ней ходит поршень с маленькими сквозными отверстиями, разделяя камеру на две части. При наезде на кочку амортизатор сжимается — масло через отверстия в поршне перетекает из одной части камеры в другую. Это относительно медленный процесс, благодаря чему масло сглаживает колебания и смягчает удары.
- они довольно простые в производстве, поэтому, как правило, ощутимо дешевле других типов;
- их можно без особых проблем отремонтировать при неполадках или даже восстановить при сильно изношенном состоянии;
- обеспечивают хорошую мягкость хода благодаря высокой податливости — их можно сжать голыми руками;
- в целом, их размеры намного меньше, чем у газовых амортизаторов.
- высокая мягкость оборачивается излишней раскачкой кузова и неустойчивостью в поворотах, особенно на большой скорости;
- масло при езде нагревается и наполняется пузырьками воздуха, из-за чего амортизаторы становятся ещё податливее;
- при низких температурах масло густеет, как следствие — подвеска становится жёсткой;
- масляные амортизаторы не могут похвастать особенной долговечностью, они чувствительны к малейшим деформациям.
Что такое газовые амортизаторы
Однотрубный газовый амортизатор.
То, что называют газовыми амортизаторами, на самом деле — те же гидравлические, масляные амортизаторы, только с добавлением пневмокамеры. Не существует амортизаторов, в которых использовался бы только газ. По крайней мере, в массовой индустрии, нацеленной на легковые авто. Фактически, любой газовый амортизатор является газомасляным. Но их для удобства разделяют на два отдельных типа, потому что они по-разному устроены.
В конструкции газовых амортизаторов тоже нет ничего сложного — почти всё то же самое, что и в жидкостных, только добавляется ещё одна камера с сильно сжатым газом, как правило, это азот. Получается, что при сдавливании энергия поглощается не только и даже не столько маслом, сколько этим самым сжатым газом.
- они, как правило, очень жёсткие, благодаря чему наделяют машину отличной устойчивостью и управляемостью;
- намного легче переносят нагрев или низкие температуры, не так сильно теряя эксплуатационные свойства;
- могут самостоятельно разжиматься и в целом быстрее реагируют на изменения уровня дорожного полотна;
- долговечнее чисто гидравлических амортизаторов на 30-50 процентов.
- из-за высочайшей жёсткости их бывает проблематично использовать даже в городе — отчётливо ощущается малейшая неровность;
- передавая все колебания кузову, такие амортизаторы сильнее изнашивают его и детали салона, порождают множество шумов;
- на неровных дорогах они способствуют быстрому износу подвески;
- их стоимость ощутимо выше, чем у масляных амортизаторов.
Что такое газомасляные амортизаторы
Как было сказано выше, газовый и газомасляный амортизаторы — по сути, одно и то же, вся разница — только в конструкции. В газомасляном амортизаторе используется две камеры, цилиндр в цилиндре. При сжатии масло перетекает из внутренней камеры во внешнюю, где упирается в перегородку, за которой находится камера с газом. Так достигается некоторый компромисс между особенностями газового и масляного амортизатора.
Преимущества и недостатки газомасляных амортизаторов идентичны таковым у масляных и газовых амортизаторов, разница лишь в том, что у газомасляных они выражены куда меньше:
- давление азота в разы меньше, чем в газовых, благодаря чему они намного мягче, но при этом жёстче масляных;
- цена газомасляных амортизаторов чаще всего это нечто среднее — дешевле газовых, дороже гидравлических;
- подвержены ухудшению характеристик из-за перепадов температур, хоть и в меньшей степени, чем полностью масляные амортизаторы.
Какие амортизаторы лучше и в каких случаях
Если мы говорим об использовании автомобиля по самому популярному сценарию типа «80% города и 20% загородных поездок», то газомасляные амортизаторы — золотая середина. Они обеспечивают неплохую устойчивость и управляемость, и при этом люди в машине не чувствуют себя едущими на телеге по стиральной доске. Азот не даёт маслу кипеть и загазовываться, поэтому такая конструкция довольно вынослива к неровным дорогам и долгим поездкам.
Масляные амортизаторы особенно хороши в условиях плохих дорог или полного бездорожья. То есть, это однозначный выбор людей, которые живут за городом. Ещё один аргумент в пользу такого выбора — низкая цена. Даже на фоне несколько меньшего срока службы это очень выгодное приобретение.
А газовые амортизаторы — выбор бескомпромиссных автовладельцев, которые живут в больших городах с хорошими дорогами, и хотят получить максимум динамики и управляемости. Чаще всего такие модели ставят на спорткары или тюнингованные авто. Езда с качественными газовыми амортизаторами действительно похожа на управление спортивным болидом — машина чутко слушается руля и практически не кренится в поворотах.
Также есть вариант «ограниченного тюнинга», когда на передние колёса ставят газовые амортизаторы для лучшей управляемости, а на задние — газомасляные для большей мягкости. Но смысл такого смешивания довольно сомнителен, потому что жёсткая передняя часть прекрасно передаёт все неровности на салон, и более мягкие задние амортизаторы слабо улучшают ситуацию.
Порой перед владельцами авто встает вопрос выбора: газовые или масляные амортизаторы. Стойки влияют на управляемость авто, и подбор некачественных изделий всегда приводит к разочарованию от поведения машины на дороге. Автолюбители должны знать, как работают автомобильные амортизаторы, и в чем заключается выбор лучших.
Устройство и принцип работы автомобильных амортизаторов
Основной элемент подвески автомобиля — пружина . Наезд на неровности сопровождается сжатием пружины, которая гасит удар и не передает его на кузов. Изделие выполнено из упругого металла, поэтому оно разжимается и подбрасывает машину вверх, причем несколько раз. Такое явление называют колебанием пружины.
Колебания пружины для машины недопустимы. Они ухудшают управляемость, так как колеса теряют сцепление с дорожным покрытием. Чтобы нейтрализовать колебания, автопроизводители начали внедрять в подвеску стойки. Они:
- уменьшают крены автомобиля;
- препятствуют раскачке кузова на неровностях.
Амортизатор — механическое устройство, состоящее из двух полостей, заполненных маслом или труб. Одна труба встроена в другую, в ней имеется поршень со штоком, который играет роль второй части амортизатора. На поршне и днище трубы имеется по два клапана с разным сечением.
При работе стойки жидкость сжимается, определенные клапаны открываются, и она перетекает из одной трубы в другую или под поршень. При сжатии штока стойка работает быстро, а вот при разжимании он движется уже туго — это особенность работы клапанов. За счет этого пружина останавливается, колебания гасятся, жесткость подвески не страдает.
Газомасляные стойки имеют мало отличий от масляных аналогов, да и принцип действия тот же самый. Однако вместе с маслом в систему двух полостей закачивается газ, находящийся под давлением 4-20 атм . Чем выше давление, тем жестче элемент подвески, но по своим характеристикам она может быть похожа и на масляную.
Давление регулируется в зависимости от нескольких факторов:
- вес автомобиля;
- условия эксплуатации;
- дорожное покрытие;
- ожидание от автомобиля.
Если нужно получить спортивный болид на ровной трассе, давление повышают; если раллийную версию для плохих дорог — делают низкое давление.
Какие стойки лучше: масляные, газовые или газомасляные
Газовых систем не существует. Газовыми называют обычные газомасляные элементы . Выбирают тот или иной вид амортизатора в зависимости от рекомендаций автомобильного производителя.
Преимущества
Каждая стойка имеет свои достоинства и недостатки.
Плюсы масляных стоек:
- Такие амортизаторы мягче и комфортнее. Дело в том, что на масло оказывается меньшее давление, и работает он мягче.
- Масляные стойки в случае повреждения можно ремонтировать.
- Низкая стоимость. Затраты на производство масляного амортизатора меньше.
Плюсы газо-маслянных стоек:
- Высокая жесткость. Газ находится под большим давлением, что обеспечивает лучшую управляемость и наименьшую раскачку.
- На холоде характеристики стойки не меняются.
- Газомасляные амортизаторы служат на 50% дольше масляных.
Недостатки
Минусы масляных амортизаторов:
- Неправильная транспортировка, пузырьки воздуха и прочие факторы могут снизить эффективность такой стойки и даже вывести ее из строя.
- При низких температурах масло густеет, амортизатор работает слишком жестко, провоцируя удары внутри корпуса.
- При активной езде масляный амортизатор можно перегреть. Из-за этого жидкость слишком быстро перетекает из одной полости в другую, соответственно, польза от стойки быстро теряется.
Минусы газовых амортизаторов
- Довольно высокая стоимость из-за сложной конструкции.
- Большая жесткость, что негативно влияет на комфорт от поездки.
- Жесткие стойки быстро выводят из строя другие элементы подвески.
Внимание! Ответить на вопрос о том, какой из амортизаторов жестче, нельзя. Это зависит от настройки конкретной стойки в машине. При равных условиях в виде корпуса, марки и модели автомобиля, газомасляные будут жестче.
ТОП-7 лучших фирм производителей амортизаторов
Среди множества различных производителей деталей подвески следует отметить 7 лучших.
Место в рейтинге | Марка | Страна-производитель | Цена в руб. |
7 | Koni | Нидерланды | 6100 |
6 | Tokico | Япония | 4800 |
5 | Bilstein | Германия | 3700 |
4 | Monroe | США | 5400 |
3 | KYB | Япония | 4700 |
2 | Sachs | Германия | 4200 |
1 | Boge | Германия | 4500 |
Голландская компания выпускает около 2500 различных элементов подвески на огромное количество марок и моделей автомобилей. Особенность деталей компании Koni — их маркировка в виде цветовой схемы на запчастях — для каких нагрузок и каким авто подойдет их продукция. Большинство стоек Koni имеют регулируемые настройки и подбираются почти к любым автомобилям.